ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 17 страница
о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо- рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо- творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее - Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев- мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно- шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульман- ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на- шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под- держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле- ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер. Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630 г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам- меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господ- ствующую религию арабского государства. Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата. В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны. бЗак.536 161
Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост- рова. Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль- манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че- рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое видение получило название "Лайлат ал- кадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж- дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам- меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен- ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю- чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха- тологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы- товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан- ской мифологии, древнего арабского фольклора. Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман: - Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно- теизма проведен более последовательно, чем в других религиях. - Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес- телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су- ществование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые
фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду. - Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже- ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му- хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана. - Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред- почтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухам- меду. - Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное бла- женство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного ме- ста, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду - бесконечные пытки и муки. - Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по пред- начертанию бога. - Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда. Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указы- вающих на важнейшие обязанности мусульманина. Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шаха- ды ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеж- дение в ее истинности. Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "на- маз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омо- вение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблю-
*В исламе есть и другие молитвы, которые читаются над умершим, во время хаджжа и т.д.
дение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления тем- ноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предус- мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др. Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обяза- тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз- меры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обя- занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода*. Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль- манского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов. Шариат В шариате (ар. "шариа" - прямой, правильный путь) сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последо- вателей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя- зательными для всех мусульман. Источником шариата и его составной части - мусульманского пра- ва (фикх) являются Коран и Сунна (ар. - обычай, пример) - сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал офор- мляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют го- сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - за- претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий: фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным; сун- нат - выполнение желательно; мухоб - добровольные действия; мак- рух - нежелательные действия; харом - строго запрещенные виды действия. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, *В мусульманских странах существуют также хумс - налог от частной собственности, который составляет 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра - налог во время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.
вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою силу. По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два) являются праздник "ид аль-адха" - великий праздник жер- твоприношения (тюрк, "курбан-байрам") и "ид аль-фитра" - малый праздник разговения (тюрк, "ураза-байрам"). Отмечаются также мав- люд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и риту- алы, а также доисламские обряды и праздники. Основные направления В результате внутренних противоречий в в исламе исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб, "харад- жа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия; по-другому "Шиат-Али" - партия Али). Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты, ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки). Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на- правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь- ко в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает- ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду- ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти - его потомкам (так возникло учение об имамате). Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две- надцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез ("ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна- ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами
которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду- ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо- стаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим ран- гом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура", который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских бо- гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн. Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ, в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се- верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас- пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа- фаритского толка. В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста- не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана. Ислам и современность Современное западное. исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман- ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрож- дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами: 1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель- но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире. 2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ- ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-
ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на, длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя- зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо- венства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем. 3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея- тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре- деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со- вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей. 4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв- ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс- няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за- пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах. 5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на- родов против колониализма за свое национальное освобождение. 6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских те- ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос- ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями. 7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность, по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусуль- манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина- ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко- торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские. концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство. Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламском мире появились многочисленные концепции так назы- ваемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике ран- неисламской государственности, общественные деятели светской и духовной ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей
мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции "исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" и т. д., которые в целом представляют собой мо- дернизацию политических и социально-экономических доктрин классического ислама с учетом специфики конкретных стран. Концепции "исламского государства", получившие распростра- нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и религиозная власть. Эти теории предполагают практическую реализацию государственно-правовых норм ислама. Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась в создании концепции "исламской экономики", провозглашающей в качестве условия "нового экономического порядка" осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости, обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом, признание роли государства как важного фактора в регулировании хо- зяйственной жизни. Теоретики "исламской экономики" считают, что установлению социальной справедливости способствуют такие исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за- прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства. Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных банков и страховых компаний, в программах образования "мусульман- ского общего рынка", "исламской валютной зоны". Отдельные поло- жения теории "исламской экономики" находят отражение в законодательствах Ирана, Ливии и других стран. Идеи и лозунги "исламского социализма", разрабатывавшиеся наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом политических движении различной социальной направленности. "Ис- ламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских постулатов и демократических принципов Запада, основывается на положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда и его преемников. Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных времен с движением "исламской солидарности". Концепция "ислам- ской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое практическое воплощение в деятельности мусульманских международ- ных организаций. Первая организация такого типа - "Всемирный исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. "Лига исламского мира" и наиболее представительное международное
объединение на правительственном уровне - "Организация исламской конференции" (основана в 1969 г.). Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных эле- ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов. К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само- стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают, что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой, и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут- верждают, что достижения в области науки и техники представляют собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко- рана. Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами) относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении, осуждают приспособление к духу времени. Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден- чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ- ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе - равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз- днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль- Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит мысль о необходимости возврата к "Истинной вере" и признание ав- торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя- ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым страшным из которых считалось отступление от принципов едино- божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству, анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы- вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха, считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме- стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни
основателя была использована феодальными правителями г. Недджа в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к объединению арабов и образованию Саудовского государства. Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла- ма в нашей стране охватывают значительную территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол- жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн. представителей восточных народов. В регионах распространения исла- ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями. Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде- ологию и культ необходимые изменения, "согласовать" религиозные догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама в нашей стране наблюдаются две линии: 1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду- ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза- коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д. 2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав- ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав- ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо- рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков. Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос- ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль, что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто- ронники фундаментализма. В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских организаций. Новые реальности общественной, политической и духов- ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака- демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де- ятельность мусульманских организаций в различных сферах общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.
Глава XI СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ "Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон- фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|