ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 3 страница
жений христианства. Известно, что ведущие иерархи церкви вместе с синодом запрещали В. С. Соловьеву выступать по церковным воп- росам. Но он значительно глубже, чем иерархи и синодальные власти, понимал объективные тенденции в русском православии и наметил программу теологического обновления христианства. Представители метафизики всеединства - священник П. А. Фло- ренский (1882-1937), философы С. Н. Трубецкой (1862-1905) и Е. Н. Трубецкой (1863 - 1920), С. Л. Франк (1877 - 1950),
7* 195
Л. П. Карсавин (1882 - 1952) и др., опираясь на учение В. С. Соловье- ва, сформулировали новые варианты православной онтологии, гно- сеологии, социологии, эсхатологии. Наиболее видным представителем метафизики всеединства был православный священник, богослов, ученый и философ П. А. Фло- ренский. Свои философские воззрения он изложил в ряде работ, и прежде всего в основной - "Столп и утверждение Истины". П. А. Флоренского интересует в основном мистика В. С. Соловьева. Для не- го истина - это сверхрациональная целостность. Она как "живая реальность" не может быть познана на основе законов логики, спо- собных только омертвить ее, придать ей статическую неподвижность. Познание истины становится возможным на основе разумной интуиции, тождественной религиозному переживанию, - это процесс движения от высшего к низшему, от целостности к бесконечной мно- жественности. Истина непостижима, что же касается множества раз- дробленных истин ("осколков истин"), то они для разума представляются противоречием, например, единосущности и трехипос- тасности, свободы воли и предопределения. Истина оказывается антиномичной не как отражение антиномичности догмата, а как следствие антиномичности рассудка. Как и И. Кант, П. А. Флоренский считал антиномией не сам объект познания, а представления человека о нем. Разум не может найти в себе точку опоры, ему недоступны глубины догматических определений. Поэтому разрешение подобных противоречий возможно только на основе безусловного признания истинности догматов. П. А. Флоренский ограничивает познавательные возможности человеческого разума, с тем чтобы повысить авторитет веры. Только в том случае, если будет признано, что "Истина есть единая сущность в трех ипос- тасях", т. е. что Бог и есть истина, станет возможным совмещение противоречивых суждений. В таком случае кажущаяся рассудочная не- лепость тринитарного догмата может быть преодолена и ниспровер- гнута подвигом веры. Познание истины у П. А. Флоренского в конечном счете становится возможным только на основе реального вхождения в недра божественного триединства. Своеобразие философско-богословских конструкций П. А. Флорен- ского состояло в том, что, в отличие от общепринятой системы обос- нования вероучительных принципов с помощью тех или иных научных данных, он главным образом известные научные положения подкреп- лял и иллюстрировал религиозно-философскими и богословскими посылками. Он широко использовал рационалистические доказатель- ства для обоснования истинности богословских выводов. Антиномии рассудка служат у П. А. Флоренского не только доказательством реальности абсолютного трехипостасного Бога, но и средством осоз- нания сущности тварного бытия как божественного творчества. Антропологические воззрения П. А. Флоренского основываются на
принципе божественной любви. Без этого может наступить только психическое и нравственное разрушение личности. Разрыв человека с полюсом святости и выражение своей "самости" тождеством "я - я" ведут его к утрате богоподобия и превращению в дьяволоподобие. Подобное разрушение личности П. А. Флоренский называет второй смертью - отделением души от духа, в отличие от естественной смерти, разделяющей душу и тело. Вне богоподобия человек лишается собственной субстанциальной основы, утрачивает свои созидательные качества, оказывается вне идеи жизни. Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной философии был С. Н. Булгаков (1871 - 1944). В работах "Два града", "Свет невечерний" и других С. Н. Булгаков изложил сущность своих религиозно-философских взглядов. Исходным в религиозном сознании является ощущение божественного мира. Истины веры раскрываются в мистическом переживании, воплощенном в словесных символах. Центральной онтологической проблемой религиозной философии С. Н. Булгакова в соответствии с апофатической традицией стало божест- венное ничто. Из ничто сотворен мир. Акт творения - это превра- щение небытия (укон) в бытие (мэон), или, иначе, самораздвоение абсолютного. Ничто в отличие от библейского "ничего" становится ак- туальным бытием, из которого божественным словом создаются не- бесные тела, растительный и животный мир. Основное назначение категории "ничто" - обосновать трансцендентность Бога посредством последовательного утверждения того, чем Бог не является. Одной из центральных проблем метафизики всеединства С. Н. Булгакова является учение о софийности мира. Учением о Софии решается философский и богословский вопрос об отношении творца к своему творению, объясняется и оправдывается неадекватность сот- воренного мира представлению о сущности божества. Понятие Софии у С. Н. Булгакова означает и идеальную основу мира, и "небесный прообраз сотворенного человечества", это и душа мира, и его объединя- ющая сила, и вечная женственность в Боге", и премудрость Божия. Слияние Софии и ничто -это сотворение мира. Благодаря божест- венной премудрости, реализуемой в обществе, все разрозненное и единичное приобретает целостность, богочеловеческий характер. Мировая душа проявляется в сознании и воле каждого отдельного че- ловека и выступает в качестве синтезирующего начала всего много- образия социальной деятельности. Булгаковская софиология в применении к историческому процессу выражается в эсхатологизации общественного прогресса, включении в сознательную деятельность людей провиденциальной цели. София обусловливает и характер общественного развития "как провидение, как объективная закономерность, как закон прогресса", она обес- печивает реализацию христианского идеала. С. Н. Булгаков под- черкивал, что только христианское мировоззрение позволит утвердить
справедливые принципы производства и распределения, свободы и равенства, лучшей социальной организации общества и подлинной культуры. § 3. Новое религиозное сознание Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в се- редине XIX в., особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболее дальновидные церковные и нецерковные мыслители, предпринявшие еще одну попытку приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России. Наиболее видными представителями религиозно-философского обновления в церковных кругах были епископ Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867 - 1944), позже местоблюститель патриаршего престола и патриарх, протоиерей С. А. Соллертинский, протоп- ресвитер И. Л. Янышев (1826 - 1910), архимандрит Антоний (1864 - 1936), Е. П. Аквилонов и др. В среде либеральной интеллигенции обновлением исторического христианства и его философии занимались Л. И. Шестов (1866-1938), И.О. Лосский (1870-1965), Н. А. Бердяев (1874 - 1948), С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский (1865-1941), В. В. Розанов (1865-1919), Д. В. Философов (1875 - 1929), Н. М. Минский (1855- 1937). Одним из видных представителей "нового религиозного сознания" экзистенциалистского направления начала XX столетия был Н. А. Бердяев. Нетрадиционная постановка онтологических, гносео- логических, социально-этических проблем сделала его популярным в среде многих философов, социологов, политологов, писателей и публицистов. Н. А. Бердяев стал выразителем воззрений буржуазно- либеральной интеллигенции, недовольной "политическим победонос- цевским клерикализмом", "откровенно охранительной функцией православной церкви", объявлявшей самодержавие "чисто христианским правительством". Он разработал собственный вариант православного персонализма, включающего философские, политические, экономические, нравственные, эстетические воззрения. В своих работах "Философия свободы", "Опыт эсхатологической ме- тафизики", "Экзистенциальная диалектика божественного и челове- ческого", "Самопознание" и других он изложил систему своих философских взглядов. Исходным принципом персоналистской конст- рукции Н. А. Бердяева, ее основой является понятие универсального, абсолютного бытия. Оно трансцендентно, не имеет пространственных и временных определений, не подчинено закону необходимости. Носитель универсального бытия - божество. Оно обусловливает
единство бытия, отсутствие в нем зла. В процессе грехопадения возникло другое - вторичное бытие, в котором все стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все стало пространственным и отчужденным. Вторичное бытие распалось на составные части, в том числе и материальный мир, лишенный смыс- ловой связи. Н. А. Бердяев допускает существование независимого от Бога "ничто", использованного для сотворения мира. Эта точка зрения была оценена отрицательно не только православными богословами, но и сторонниками обновления христианства. Считая природное бытие символическим отражением первореаль- ности, Н. А. Бердяев тем самым отвергает библейский креационизм и провиденциализм. Бог у него не наделяет человека свободной волей, он не властен над небытием. Иррациональная свобода существует до акта творения, как первичный хаос она несет в себе зло и страдания, ужас смерти и бессмысленность бытия. Она представляет "вневремен- ное свершение", делает невозможным осмысление мирового процесса. Беспомощность познавательного процесса, с точки зрения Н. А. Бер- дяева, можно преодолеть ориентацией познания не на "факты науки", а на "факт религиозного откровения". Наличие двух несводимых реальностей - первичной и вторичной - предполагает у Н. А. Бердяева различные формы их познания: мистическую интуицию, посредством которой постигается идея бытия, и объективацию как средство постижения предметной, вторичной реальности. Мистическая, или первичная, интуиция рисуется Н. А. Бердяевым как нерационализированное познание сущего, рас- крывающее "логос, смысл мира". Это органически целостное познание, тождественное соборному разуму. Основными степенями восхождения к истине посредством мистической интуиции являются догматы. Они - "лестница к небу и Богу", "могучее орудие творческого перерож- дения мира, творческого его развития". Этическое учение Н. А, Бердяева также во многом отлично от пра- вославной ортодоксии. Признавая наличие абсолютного и вечного нравственного закона, данного в Откровении, он одновременно суще- ствующее в мире зло соотносит не со свободой воли человека, а с иррациональной свободой, коренящейся в первичном хаосе, предше- ствующем акту творения. Бог не творит ни добро, ни зло, и поэтому он не несет за них ответственности. Бердяевский вариант теодицеи тем самым исключает ортодоксальное представление о божественном всемогуществе. Исполнение морального долга Н. А. Бердяев соотносит со вторым видом свободы - рациональной свободой. Наконец, третий вид свободы, определяемый любовью к Богу, проявляется как боже- ственная жертва во имя искупления мира и человека. В соответствии со своей конструкцией свободы Н. А. Бердяев различает три ступени в развитии этических установок: этику закона, этику искупления и этику творчества. По его мнению, этика закона,
сформулированная в Ветхом Завете, устанавливает различие только между добром и злом, строгие правила и нормы, нетерпимость исходят всецело из страха перед Богом. Эта этика должна быть дополнена этикой искупления, в которой определяющим является подражание нравственному подвигу Христа. Однако подлинно христианской этикой Н. А, Бердяев считает этику творчества. В соответствии с ее требо- ваниями страх и наказание не играют никакой роли в исполнении человеком нравственного долга. Этика творчества предполагает сво- бодную любовь человека к Богу, размышление о Боге, истине, красоте, воспитание святости, духовное преображение, влюбленность в высший мир, возвышение личности до богоподобного совершенства. Она обус- ловливает достижение человеком апокатастазиса. Философские и этические воззрения Н. А. Бердяева являются исходным принципом его социально-политических теорий. В работах "Смысл истории", "Философия неравенства", "Новое средневековье" он обосновывает неоправданность социальных революций, бесперс- пективность изменения общественных условий жизни вне божествен- ного творчества. По его мнению, К. Маркс превратил исторический процесс "в окончательно лишенный души". Марксистское понимание истории было оценено им как "стремление сочетать притязания прос- ветительского разума с мессианскими притязаниями". Между тем глав- ной задачей истории является приобщение к тайнам духовной жизни, раскрытие человеческой судьбы, представляющей "совокупность действий всех мировых сил". В конечном счете объектом исторического познания оказывается у него то, что фиксируется в категориях "историческая память", "историческое предание". Для Н. А. Бердяева утрачивает смысл любое учение о характере прогрессивного развития общества, если из него исключаются религиозное воззрение и надежда. Он считает не утратившими своей актуальности мессианские и хилиастические идеи, поскольку идея прогресса предполагает такую цель исторического процесса, которая не имманентна ему, т. е. лежит не внутри истории, не связана с ка- кой-либо эпохой, с каким-либо периодом прошлого, настоящего или будущего, но возвышается над временем. С этих позиций он оценивает и характер социальной революции, и сущность переустройства обще- ственной жизни на социалистических началах. В "Философии нера- венства" он выдвигает идею о революции как обмане и самообмане народа, поскольку "революция всегда враждебна духу свободы". Ре- волюционное преобразование общества Н. А. Бердяев отождествляет с истреблением святости, а ее последствия - с уничтожением духовной культуры, науки и искусства. Он говорит об "апокалиптичности рус- ской души", о склонности русского народа к нигилизму и пассивности. Что же касается революционного учения, то оно, по мнению Н. А. Бердяева, является результатом оторванности сознания человека от сознания космического. Для Н. А. Бердяева социализм лишен твор-
ческого порыва, наполнен злобой и мстительностью". При этом он со- чувствует "христианскому социализму": "Братство людей возможно лишь во Христе и через Христа", а коллективизм возможен только в "соборном сознании церкви", поскольку корни человеческих бедствий и человеческой нужды заложены в греховной природе человека и мира. Глава XIV КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В католической философии можно выделить две тенденции: ка- толический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими кор- нями восходят к иррационализму и мистике древнегреческого философа-идеалиста Платона и христианского теолога Аврелия Августина, а неотомизм, тейярдизм и суарезианизм - к рационалистической традиции Аристотеля (384 - 322 до н. э.) и сред- невекового схоласта Фомы Аквинского (1226 - 1274). § 1. Неотомизм Неотомизм (лат. nео - новый и thomismus - учение Фомы Аквинского) - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII - XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы мо- дернизированный томизм возродился в силу ряда субъективных причин в конце XIX в. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах роль эмпирического знания, использовал не- которые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии. Энцикликой Льва XIII (1810 - 1903) "Aeterni patris" ("Отцу вечному", 1879) философия Фомы Аквинского (1225 или 1226 - 1274) была про- возглашена вечной и единственно истинной. Вскоре после обнародования энциклики Ватиканом была создана сеть институтов, школ и специальных католических центров, задачей которых и ныне является изучение, развитие и популяризация учения Фомы Аквинского. Этим занимаются старейший папский Григорианский университет, основанный в 1552 г. создателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой (1491 - 1556), Институт святого Фомы в Лувене (Бельгия), католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине, Академия Альберта Великого в Кельне и др. Только в Риме и его окрестностях действует около 50 католических вузов и иссле- довательских центров, в том числе 14 вузов, имеющих статус "папских университетов". Католические вузы и научные центры ежегодно изда- ют сотни монографий и наименований журналов, истолковывающих
различные аспекты современной цивилизации в духе неотомизма, ищущих в учении Фомы ключ к решению многих проблем конца XX в. Видные представители неотомизма - Ж. Маритен (1882 - 1973), Э. Жильсон (1884 - 1978), Г. Веттер (род. 1911), И. Бохенский (род. 1902), Г.Манзер (1866-1949), И. де Фриз (1874 - 1959) и др. Принцип гармонии веры и разума Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре- мя Фома Аквинский, оценивая предшеству- ющие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 - после 220), рационализм французского философа П.Абеляра (1079- 1142)], пришел к выводу об их неприемлемости и необходимости выработки новой концепции. Тертуллиан утверждал, что разум не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры, и тем самым признавал неустранимостъ противоречия между разумом и верой, а значит, и не- возможность рационального доказательства бытия Бога. Для воззрений А. Абеляра, напротив, характерен рационализм - предварительным условием веры у него выступает разум ("понимаю, чтобы верить"). П. Абеляр подчеркивал преимущества разума перед слепой верой, под- вергал сомнению истинность догматов и тем самым проводил идею ав- тономии науки по отношению к теологии. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естест- венным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и свер- хъестественным образом - через Откровение, божественное слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: на- ука, философия и теология. Низшая из них наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет. Философия - более высокая ступень рационального знания. Глав- ной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и ко- нечной цели всех вещей. Неотомисты, устанавливая функции философии, особо выделяют следующие два положения: философия, будучи наукой о высших причинах, вместе с тем является учением о первой высшей причине и в этом плане смыкается с теологией; философия посредством своей аргументации и понятийного аппарата должна выполнять служебную роль по отношению к теологии. Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, пото- му что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Пос- редством "света разума" неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бош, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограничен-
ность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы бо- говошющения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тож- дественным вере. Понимание неотомистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии, с другой, тесно связано с их пониманием взаимоотношения веры и знания. Принцип гармонии веры и знания сводится к следующему: истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума. Противо- речить же себе Бог не может. Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избиратель- ного использования теоретических достижений наук о природе и иде- алистической философии. Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о "новом" лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов поз- нания природы, и наличие "пограничных вопросов" между теологией, философией и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки в целостное религиозное мировоззрение. Учение о бытии Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Ее предмет и основная категория - бытие - понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и ма- териального (вторичного по отношению к первому) миров. Дать опре- деление бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для теологов - это "абсолютно первое понятие", о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в нео- томистской интерпретации предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. По- этому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. Идеалистически понятое бытие состоит из потенции (она же воз- можность, или "чистое бытие") и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт - реализация потенции. Акт бытия в мире опре- деляется божественной первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние - вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности; формальная выступает как принцип обретения ма- терией конкретной определенности; действующая означает определен-
ную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о на- правленности Божьего плана. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о ко- торых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бош, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является, и из существования, т. е. из того, что определяет существование этого бытия. Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. "гале" - материя и "морфе" - форма) или спецификой соотношения материи и формы. Первая для них - метафизически понятая возможность, вторая - действитель- ность. Материя - это неопределенная, бесформенная и пассивная, не- способная к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше четырех причин форма конституирует содержание - субстанцию. В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует так называемую иерархию бытия. Первые объекты, характеризу- ющиеся материей и формой,- минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, че- ловек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа - это форма, определяющая бытие, человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу. Но как соотносится бытие Бога с сотворенным им бытием? Этот вопрос неотомисты решают посредством признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное пред- ставление о свойствах Бога. Несмотря на то, что раскрытие любой категории онтологии имеет целью обоснование бытия Бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные доказатель- ства его существования. Они повторяют аргументы, выдвинутые еще Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию не- подвижного перводвигателя; от причинной обусловленности всякой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа - источника этой целесообразности.
Теория познания Последователи Фомы Аквинского утвержда- ют, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от человека реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно- идеалистического понимания процесса познания. Признание объективной реальности действительно является исход- ной посылкой теории познания неотомизма, он признает значение опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путем у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт не дает знания нематериальной сущности вещей. Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом - сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них иде- альные сущности. Материя выпадает из неотомистской гносеологии. Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть, способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи (дематериализация формы). Процесс познания выглядит сле- дующим образом. В результате воздействия "внешних бытии" на орга- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|