Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества. (1 час)
Цели и задачи занятия: Охарактеризовать природные ресурсы Земли: литосферы гидросферы атмосферы. Рассмотреть виды природных ресурсов, причины их неравномерного распределения Литература: Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 Учет ресурсов - это натуральное выявление количества и качества природных ресурсов. При учете ресурсы можно инвентаризировать по какой-то классификации в пределах ее градации.Учет необходим для оценки природных богатств и степени обеспеченности ими территорий страны, анализа динамики использования ресурсов, оценки их состояния, планирования и прогнозирования использования и воспроизводства, технико-экономического обоснования развития и размещения производства и т.д.Различают два вида учета: подробный (проводимый предприятиями- пользователями) и государственный (единовременный по всей стране). Vк =Vн +Z-О, где Vк - конечный запас биоресурса за отчетный год; Vн - начальный объем биоресурса за базовый год; Z - прирост биоресурса; О - естественное отмирание биоресурса Для баланса воды формула имеет вид: Vк =Vн +О-И, где Vк - конечный запас воды в водохозяйственной системе за отчетный год; Vн - начальный объем воды в системе в базисном году; О - приток воды в виде осадков атмосферы за год; И - испарение воды за год. В России формируется государственная информационная система сбора, хранения, систематизации и обработки информации о состоянии, с одной стороны, окружающей среды, с другой—~ прнродно-ресурсного потенциала для создания банка данных о природной среде и ее ресурсах, экологических карт, фиксирующих состояние ресурсов; для .деления кадастров природных ресурсов, прогнозирования их состояния; для обмена Информацией и обеспечения ею всех органов управления, научных и общественных организаций с целью реализации приоритетного направления в пользовании ресурсами — ресурсосбережения и принципов рациональности в этой сфере деятельности. Суть их состоит в следующем: 1) природные ресурсы подлежат охране независимо от того, вовлечены они в хозяйственный оборот или нет, 2) право пользования ресурсами определяется законом о собственности, о земле, лесах, недрах и т.д.; 3) выбор экономического использования должен быть увязав с научными основами {природопользования; 4) создание экономических стимулов должно учитывать бережное отношение к ресурсам; необходимо внедрение экономического и правового механизма о взаимодействии властей и пользователей ресурсами. В основе формирования экономического механизма в ресурсопользовании лежит экономическая оценка ресурсов— их стоимостное выражение. Они отражает опосредованную трудом стоимость ресурса и его потребительскую стоимость, фиксирует действенность - закона стоимости при товарно-денежных отношениях. Кроме того, через нее осуществляются отношения по поводу воспроизводства ресурсов, их восстановления, использования (экономии, перерасхода и т.д.). Без экономической оценки ресурсов невозможны реализация важнейших законопроектов по переходу экономики страны на рыночные условия хозяйствования, создание равных условий деятельности предприятий независимо от форм собственности; учет экологического ущерба, обоснование нормативов по извлечению ресурсов; разработка мер экономического стимулирования, мер по охране ресурсов.Величина экономической оценки непостоянна. Она напрямую зависит от условий и факторов, складывающихся на разных этапах развития производства. Эта концепция получила широкое распространение в практических расчетах. З = С + Ен К; С – себестоимость единицы продукции, К - капитальные затраты на производство единицы продукции, Ен - коэффициент приведения затрат в сопоставимый вид. Коэффициент приведения используется для того, чтобы при учете расходов на добычу сырья и доставку его потребителю в перспективе привести прирост экономической оценки ресурса к начальному периоду. На первый взгляд, "эатратный" метод, основанный на теории К.Маркса о трудовой стоимости, правомерен. Но образование стоимости связано. как правило, с процессом, в результате которого создается продукт труда: в данном случае речь идет только о труде по изъятию уже готового продукта природы. И поэтому затраты по выявлению этих продуктов не наделяют их тон стоимостью, которая устанавливается на них в обществе. 'Этот подход к определению экономической оценки нельзя признать совершенным, ведь в каждом "частном" случае эти затраты сильно колеблются и самое главное, при оценке тех или иных благ необходимо соизмерять их полезные эффекты. В противовес затратному подходу в экономической литературе появилась результативная концепция оценки природных ресурсов. Согласно ей в качестве оценки природного ресурса используются: 1) денежное выражение продукции, полученной с этого участка; 2) доход, исчисляемый из суммы, являющейся денежным выражением продукта за вычетом текущих затрат. В первом случае оценка будет выражаться формулой: P = g .l . ?S, где l = L/S l - интенсивность обработки земли, равная частному от деления материально- трудовых ресурсов, предназначенных для обработки (L) участка, на размер площади, S; Р - денежная оценка единицы сельскохозяйственной продукции; g - отдача единицы площади; ?S - площадь участка, выбываемого из производства, Во втором случае оценка будет выражена доводом, полученным при эксплуатации ресурса. Его можно определить по формуле: d = p-c, где d - доход, полученный от произведенной продукции, руб.; р - денежная оценка сельскохозяйственной продукции, руб.; с - затраты на производство сельскохозяйственной продукции, руб. Ни первый, ни второй показатели не являются оценкой самого участка. Основные понятия: Природно-ассимиляционный потенциал – способность природной среды без ущерба для себя (т.е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую для человека продукцию и производить полезную для него работу. Природно-ресурсный потенциал – часть природных ресурсов, которое может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека. Рекреационные ресурсы – все явления, которые могут быть использованы для отдыха: климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные и т.д. Продуктивность – суммарное количество биомассы, образующееся за данный период времени. Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Кризис – (от греч. «krisis» - решение, повторный пункт, исход) – затруднительное положение. Культура – (от лат. «cultura» - возделывание) - совокупность всего специфически, что создается им как видом Homo sapiens. Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли. Тестовые задания к лекции: 1. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использова-нии: 2. Какие стихийные бедствия занимают I место по количеству человеческих жертв: 3. Главная причина опустынивания территорий: 4. Основной вред от разрушения озонового слоя: 5. Особо токсичный компонент кислотных дождей: 6. Основной объем пресной воды сосредоточен в: 7. Освоение целинных земель после 1954 года вызвала сильную дефляцию: 8. Процедура соответствия хозяйственной деятельности нормативам качества окружающей среды называется: 9. Укажите отрасль, для производства которой характерен наибольший объем используемой воды: 10. Как называется мероприятие, направленное на улучшение свойств земли:
План занятия: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|