Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменение генофонда возрастание общей агрессивности среды. Войны и терроризм. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.



Цели и задачи занятия:

Рассмотреть социально-экологическим кризисом и устойчивым развитием

Литература:

Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.

Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006

Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели кколоссальному увеличению потребления природных ресурсов. Так, ныне в миреежегодно добывается 3,5 млрд т нефти и 4,5 млрд т каменного и бурого угля.

При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природныхресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производствстали всё больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровьенаселения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение

получили раковые, хронические лёгочные и сердечно-сосудистые заболевания.

Первыми забили тревогу учёные. Начиная с 1968 года итальянскийэкономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистовиз разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречиполучили название Римского клуба. В первых докладах Римскому клубу былиуспешно применены к изучению тенденций развития социоприродных глобальныхпроцессов имитационные математические методы, разработанные профессоромМассачусетского технологического института Джеем Форрестером. Форрестер использовал методы исследования, созданные и применяемые в естественных итехнических науках, для изучения процессов эволюции как в природе, так и вобществе, протекающих в глобальном масштабе. На этой основе была построенаконцепция мировой динамики. "Под "мировой системой", - отмечал учёный, - мыпонимаем человека, его социальные системы, технологию и естественнуюокружающую среду. Взаимодействие этих элементов определяет рост, измененияи напряженность … в социально-экономико-природной среде"1.Впервые в социальном прогнозе были учтены составляющие, которые можноназвать экологическими: конечный характер минеральных ресурсов иограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализоватьотходы человеческой производственной деятельности.

Если прежние прогнозы, учитывавшие лишь традиционные тенденции (ростпроизводства, рост потребления и рост населения), имели оптимистическийхарактер, то учет экологических параметров сразу перевел глобальный прогноз

в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развитияобщества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностьюисчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды.

Последующие работы, выполненные по заказу Римского клуба под руководствомД.Медоуза ("Пределы роста", 1972 г.), а также М.Месаровича и Э.Пестеля("Человечество у поворотного пункта", 1974 г.), в основном подтвердилисправедливость прогнозов, составленных Дж. Форрестером.

Так впервые в науке была поставлена проблема возможного концацивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно предупреждалиразличные пророки, а в течение весьма конкретного отрезка времени и повполне конкретным и даже прозаическим причинам. Возникла потребность втакой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженнуюпроблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы.

Этой областью знания стала социальная экология, задача которой состоитв изучении человеческого общества в аспекте его совместимости сособенностями природной среды.Для проведения исследований по экологии человека требоваласьтеоретическая основа. Первым теоретическим источником сначала русские, апотом и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского обиосфере и неизбежности её эволюционного превращения в сферу человеческогоразума – ноосферу.

В. И. Вернадский доказал, что человеческая деятельность становитсяныне основным преобразующим фактором развития активной оболочки Земли.Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы,подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществитьеё можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будутуправляться разумом. Ноосферное развитие – это разумно управляемое

соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворениежизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересовбудущих поколений.Вторым источником формирования социоэкологии является современноетехниковедение – многоаспектная совокупность технических наук. В нихрассматриваются многообразные функции техники как структуры техническихсистем и технологий, созданных в процессе труда для облегчения всех видовчеловеческой деятельности в аспекте воздействия их на окружающую природнуюсреду.

Третьим источником становления социоэкологии выступает современныйкомплекс социальных наук, дающих возможность раскрыть социальную сущностьчеловека, социальную обусловленность его мыслительной деятельности, чувств,волевых импульсов, ценностных ориентаций, установок в практическойдеятельности, в том числе и во взаимоотношении с окружающей природной исоциальной средой.В качестве четвёртого источника выступает глобальное экологическоемоделирование, методика которого разработана Дж. Форрестером.

Основные понятия:

Индустриальная общество (от лат. «industria» - деятельность) – стадия развития общества, одной из основных характеристик которой является промышленное, товарное машинное производство.

Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни.

Тестовые задания к лекции:

1.Рост и развитие городов, увеличение доли городского населения в стране за счет сельской местности называется:
А)индустриализация;
В)урбанизация;
С)рекреация;
Д)экологизация;
Е)рекультивация.
2.Где сосредоточены основные запасы пресной воды?
А) в мировом океане;
В) в реках и озерах;
С) во льдах;
Д) в водохранилищах;
Е) В Северо-Ледовитом океане.
3. Рост и развитие городов, увеличение доли городского населения в стране за счет сельской местности называется:
А) индустриализация;
В) урбанизация;
С) рекреация;
Д) экологизация;
Е) рекультивация.

4. Территория сосредоточения жилых домов, административных зданий, объектов культуры, просвещения, называется:
А) лесопарковая зона;
В) селитебная зона;
С) рекреационная зона;
Д) транспортная зона;
Е) промышленная зона.

5. Деятельность, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных и культурных интересов человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в окружающую природную среду, называется:
А) биосоциальное воздействие;
В) общественное воздействие;
С) воздействие на природу;
Д) загрязнение окружающей среды;
Е) антропогенное воздействие.
6. К какому типу относится загрязнение атмосферы на территории города?
А) региональному типу;
В) местному типу;
С) глобальному типу;
Д) естественному типу;
Е) территориальному типу.

7.Показатели здоровья и продолжительности жизни населения достоверно ниже нормы при ситуации экологического:
А) напряжения;
В) бедствия;
С) катастрофы;
Д) состояния;
Е) взрыва.
8. Показатели здоровья и продолжительности населения ниже нормы, но еще не наблюдается достоверного статистического сокращения продолжительности жизни при ситуации экологического:
А) гомеостаза;
В) бедствия;
С) катастрофы;
Д) состояния;
Е) кризиса.
9.Объекты, к которым относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства, называются:
А) республиканские;
В) национальные;
С) федеральные;
Д) региональные;
Е) международные.

10. Теорию об увеличении населения в геометрической прогрессии предложил:

А) Ю. Одум

В) Т. Мальтус

С) К. Вили

Д) Ч. Дарвин

Е) В.И Вернадский

 

Тема 11.Глобальные экологические проблемы современности

План занятия:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.