Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Исходный текст.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда. - Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф. - Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка. Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям. Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу: - Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу. (181 слово) Сжатое изложение Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился. В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить: 1) из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию; 2) вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста; 3) выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию; 4) составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями; 5) изменить текст, используя возможные виды сжатия. Как сжимать (производить компрессию) текста: 1) выделение опорных слов Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.
1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания? Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость. _________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________
2) В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управлением и определения.
2 Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения. Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения. 1) Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой. 2) Пуганая ворона и куста боится. 3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон) 4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
3) Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
4) Осложненное предложение можно упростить за счет: 1) слов, грамматически не связанных с членами предложения; 2) уточняющих членов предложения; 3) пояснительных и присоединительных конструкций; 4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации; 5) обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения. 1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков) ___________________________________________________________________________________ 2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой) ___________________________________________________________________________________ 3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев) ____________________________________________________________________________________ 4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев) ____________________________________________________________________________________ 5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький) _____________________________________________________________________________________ 6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов. ____________________________________________________________________________________
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения. 1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________ 2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов. _____________________________________________________________________________________________
5 Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
1) исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации; 2) замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом; 3) замена сложного предложения простым с однородными членами; 4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным. 6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна. 1) На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________ 2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________ 7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев. _________________________________________________________________________________________ 2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками Константина Георгиевича Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой. __________________________________________________________________________________________ 3) Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа. __________________________________________________________________________________________ 4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу. __________________________________________________________________________________________ 8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами. 1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно. __________________________________________________________________________________________ 2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту. __________________________________________________________________________________________ 3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу. ___________________________________________________________________________________________ 4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело. ___________________________________________________________________________________________ 5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана. __________________________________________________________________________________________ 9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями. 1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии. __________________________________________________________________________________________ 2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку. __________________________________________________________________________________________ 3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше. __________________________________________________________________________________________ 4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле. __________________________________________________________________________________________ 5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены. __________________________________________________________________________________________ 10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями. Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11 Задание. Замените сложные предложения простыми. 1) В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта. __________________________________________________________________________________________
2) Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается. ______________________________________________________________________________________ 3) Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь. __________________________________________________________________________________________ 4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов. __________________________________________________________________________________________
12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др. Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести. Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью). Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи. СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:
Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.
Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.
Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью. ТЕКСТ. Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)
14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте. Представим эту цепь в виде электрической. СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.
15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте? СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет: 1) свертывания грамматических структур; 2) обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста; 3) извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию. 16 Задание. Обобщите и сократите тексты. Исходный текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца. Возможный вариант Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой. Исходный текст В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве. Возможный вариант Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи. Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|