Здавалка
Главная | Обратная связь

Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.



Исходный текст.

 

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Гре­ции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил язы­ков и приготовил из них три блюда.

- Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.

- Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, при­ветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура на­родов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг
друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссо­римся. Язык делает людей врагами, разрушает облас­ти, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот от­вет пришелся по вкусу. (181 слово)

Сжатое изложение

Как-то знаменитому баснописцу Древней Гре­ции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удив­ленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего луч­ше языка нет, так как он помогает людям общать­ся друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.

В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает воз­можность людям ссориться, ругаться, что при­водит к войнам и разрушениям. Язык делает на­роды и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутству­ющим. (113 слов)

 

В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:

1) из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;

2) вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;

3) выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;

4) составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;

5) изменить текст, используя возможные виды сжатия.

Как сжимать (производить компрессию) текста:

1) выделение опорных слов

Чтобы научиться писать сжатое изложение, нуж­но уметь находить главную и существенную ин­формацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.

 

1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Мож­но ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучис­тые алмазы, медленно поднимается, задымившая­ся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

2) В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управ­лением и определения.

 

2 Задание. Сократите текст, опуская обсто­ятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать мес­то для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - об­рывистый. Тут мы и остановились. Стрелки при­нялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему нельзя опустить в них определения.

1) Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

2) Пуганая ворона и куста боится.

3) Щетинный друг должен быть нашим вто­рым «я». (Цицерон)

4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)

 

3) Правило. Нельзя исключать из предложе­ния слова, являющиеся частью термина, вхо­дящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

 

4) Осложненное предложение можно упростить за счет:

1) слов, грамматически не связанных с чле­нами предложения;

2) уточняющих членов предложения;

3) пояснительных и присоединительных конструкций;

4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;

5) обобщения однородных членов предложе­ния.

 

Чтобы при свертывании не произошло иска­жения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.

 

4 Задание. Объясните расстановку знаков пре­пинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

___________________________________________________________________________________

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

___________________________________________________________________________________

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

5) Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

_____________________________________________________________________________________

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

____________________________________________________________________________________

 

5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________

2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

_____________________________________________________________________________________________

 

5 Назовем некоторые способы упрощения слож­ного предложения:

 

1) исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2) замена придаточного предложения дее­причастным оборотом; причастным оборотом;

3) замена сложного предложения простым с однородными членами;

4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с прида­точным изъяснительным.

6 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему в одном из них возможна замена при­даточного предложения деепричастным оборо­том, а в другом — невозможна.

1) На воде тихо, но, если прислушаться повни­мательнее, тишина полна мелких шорохов, бор­мотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________

2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________

7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выражен­ным причастным оборотом?

1) Орешник - широколистный кустарник, кото­рый выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

_________________________________________________________________________________________

2) Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой.

__________________________________________________________________________________________

3) Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа.

__________________________________________________________________________________________

4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

__________________________________________________________________________________________

8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными обо­ротами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно.

__________________________________________________________________________________________

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

__________________________________________________________________________________________

3) Мы миновали крутые обвалы, так как про­водник знал более удобную дорогу.

___________________________________________________________________________________________

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

___________________________________________________________________________________________

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

__________________________________________________________________________________________

9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным по­собием по минералогии.

__________________________________________________________________________________________

2) Работая над подготовкой к докладу, я еже­дневно посещал библиотеку.

__________________________________________________________________________________________

3) Имея необходимые материалы для сочине­ния, ты написал бы его лучше.

__________________________________________________________________________________________

4) Не получив специального музыкального обра­зования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

__________________________________________________________________________________________

5) Пропустив много занятий по болезни, уче­ник все же смог успешно сдать экзамены.

__________________________________________________________________________________________

10 Задание. Прочитайте текст. Определите, ка­кими членами предложения являются деепричас­тия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными пред­ложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, при­надлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бу­нин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по само­любию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в ли­тературе, он строго судил молодых, иногда зло­употреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

1) В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которо­го позже осуществились при издании академичес­кого Собрания сочинений А.С. Пушкина, начина­ет систематическое изучение рукописей поэта.

__________________________________________________________________________________________

 

2) Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

______________________________________________________________________________________

3) Несмотря на то что шел дождь, мы продол­жали путь.

__________________________________________________________________________________________

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

__________________________________________________________________________________________

 

12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антропо­лога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Гераси­мова: повторения одного и того же слова, мес­тоимения, союзы и др.

Человек сам создает себе лицо. На нем отра­жается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, ко­торые можно читать, как повести.

Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

13 Задание. Определите, как связаны предложе­ния в тексте (последовательной или параллель­ной связью).

Представим схематически этот текст, где пред­ложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.

СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:

 

Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте уб­рать одно предложение из текста.

 

Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.

 

Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть парал­лельной связью.

ТЕКСТ.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожа­ром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воз­дух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на по­ляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)

 

14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.

Представим эту цепь в виде электрической.

СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.

 

 

Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извле­ките 1-2 предложения из текста.

 

Правило: При параллельной связи пред­ложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.

 

15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, при­ступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?

СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осу­ществлено за счет:

1) свертывания грамматических структур;

2) обобщения основной мысли на уровне аб­заца, части текста;

3) извлечения из текста предложении, содержа­щих несущественную информацию.

16 Задание. Обобщите и сократите тексты.

Исходный текст

 

Наблюдая за движением планеты Уран, откры­той в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, от­личающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движе­нии Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

Возможный вариант

Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяже­нием Урана другой, неизвестной планетой.

Исходный текст

В XX веке советский ученый О.Шмидт разрабо­тал оригинальную теорию о том, что Земля и окру­жающие ее планеты образовались не из раскален­ных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвезд­ном пространстве.

Возможный вариант

Советский ученый Шмидт разработал ориги­нальную теорию происхождения планет Солнеч­ной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится пере­фразировать. Очень важно при этом не иска­зить мысль автора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.