Здавалка
Главная | Обратная связь

АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.



1) прочитайте абзац и определите в нем основ­ную, дополнительную и избыточную информацию;

2) подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа­цию;

3) опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

4) опустите предложения, которые представля­ются вам избыточными;

5) переделайте предложения, обобщая инфор­мацию микротекста. (Если необходимо, объедини­те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматичес­ких конструкций…)

6) составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;

7) обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.

8) орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.

9) посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!

 

Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»

 

ЛОЗИНА (Быль)

На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?

Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

Все лозинки выпустили побеги вверху с лис­тьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.

К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы об­грызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину са­жались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужи­ки часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.

Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза сру­бал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на вес­ну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.

И старший сын перестал хозяйничать, и дерев­ню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боко­выми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.

Собрались раз ребята рано весной стеречь ло­шадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобы­лу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же нало­мал сучьев. Склали они все в дупло лозины и за­жгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почер­нело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».


 

 

Использованная литература:

 

1. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,

Щелковская гимназия, Московская обл.

2. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,

Щелковская гимназия, Московская обл.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.