КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯСтр 1 из 4Следующая ⇒
БГТУ им. В.Г.Шухова Кафедра теории и методологии науки
ЛОГИКА ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Белгород - 2012 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Все варианты контрольной работы содержат единообразные формально-логические задания и различаются только содержательной частью. Вариант материала к заданиям контрольной работы выбирается студентом заочного отделения по номеру, от нуля до девяти, в соответствии с последней цифрой его личного шифра. Задания выполняются по порядку, в полном объёме и оформляются с соблюдением единой символики, максимально близко к образцу. Если работа сдаётся в печатном виде, следует особенно внимательно проверить изображение символических обозначений и в случае необходимости внести правку от руки. В противном случае опечатки будут считаться ошибками. В конце контрольной работы под заголовком “Литература” приводится список всех учебников и пособий, с помощью которых выполнялась работа, составленный в соответствии с правилами библиографии. Поскольку при самостоятельном выполнении заданий вполне возможны и простительны ошибки и неточности, сдавать работу на проверку нужно заранее, чтобы иметь время для исправления и доработки указанных преподавателем недочётов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Дайте логическую характеристику понятиям: 0 - “черта бедности”, “личность”; 1 - “конституция", “стресс”; 2 - “отрицательная эмоция”, “импичмент”; 3 - “мошенничество”, “социальная проблема”; 4 - “потребительская корзина”, “характер”; 5 - “скромность”, “образ жизни"; 6 - “право на труд”, “настроение”; 7 - “социальная группа”, “способность"; 8 - “меценатство”, “отпечатки пальцев”; 9 - “интервью”, “трудовой кодекс”. Образец: “Деньги” - понятие непустое, общее (они бывают разные)[1], конкретное (это вещный предмет), безотносительное (современные деньги абсолютны в отличие, например, от древних, когда функцию денег выполняли разные предметы, скот и т.п.), положительное (определяются через наличие свойства быть всеобщим эквивалентом стоимости), несобирательное (всякий отдельный элемент объёма этого понятия обладает всеми его признаками), определённое (точное и ясное понятие). 2. Установите отношения между данными понятиями по объёму и изобразите их графической схемой: 0 - “индивидуум”, “психика”, “внутренний мир”, “вредная привычка", “тяжёлый характер”; 1 - “интеллект”, “ум”, “хитрость”, “остроумие", “логически правильное мышление”; 2 - “социальная организация”, “государственное учреждение”, “учреждение здравоохранения”, “учебное заведение”, “коллектив”; 3 - “уверенность”, “знание”, “заблуждение”, “ошибка”, “роковая ошибка”; 4 - “исправительные работы”, “наказание”, “поощрение”, “уборка территории”, “посадка деревьев”; 5 - “пьянство”, “алкоголизм”, “социальная болезнь”, “социальная проблема”, “нищета”; 6 - “региональная элита”, “учёный-психолог”, “политический лидер”, “адвокат”, “социальный работник”; 7 - “воспитание”, "обучение”, “формирование личности”, “наказание”, “проверка знаний”; 8 - “законопослушание”, “счастье”, “удовольствие”, “взаимопонимание”, “радость”; 9 - “учёный”, “академик”, “почётный гражданин”, “молодой учёный”, “ветеран труда". Образец: Вариант для образца: «образовательное учреждение»(А), «высшееучебное заведение»(В), «училище»(С), «университет»(Р), «буфет»(Е). Обозначим каждое понятие буквой латинского алфавита: А, В, С, D, Е. Установим виды отношений между ними: · всякий университет является высшим учебным заведением, но не наоборот; значит, понятие D подчиняется понятию В; · училище и вуз являются разновидностями образовательных учреждений, значит, понятия В и С подчиняются понятию А и являются соподчинёнными; · буфет не является ни вузом, ни училищем, ни образовательным учреждением, значит, понятие Е не имеет общих элементов объёма ни с одним из других данных понятий. Графическая схема отношений между понятиями:
3. Укажите способ определения понятия, вид допущенной логической ошибки и дайте возможное правильное определение: 0 - «Преступление - это нарушение закона». 1 - «Горе - это отсутствие счастья». 2 - «Бандит - это участник банды». 3 - «Конформист - это трус». 4 - «Холерик - это нервный человек». 5 - «Ехидство - это неприятная черта характера». 6 - «Ученье - не развлеченье». 7 - «Грусть - это грустное чувство». 8 - «Доверие - это вера кому-то». 9 - «Гуманитарий - это специалист по гуманитарным наукам». Образец: “Доброта - это стремление делать добро другим”. Данное определение является реальным, т.к. в нём раскрываются существенные признаки определяемого понятия. Определение дано основным (классическим) способом - через род (стремление) и видовое отличие (делать добро другим). Ошибки данного определения - (1) узкое определение, т. к. доброта выражается не только в деятельных стремлениях, но и в душевном настрое человека; (2) тавтологичность определения, т. к. в определяющей части употребляется однокоренное с определяемым слово. Возможное правильное определение: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Определение взято из словаря: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. - С. 165.) 4. Произведите деление понятия по нескольким (не менее двух) произвольно выбранным основаниям. Укажите вид и основание каждого деления, оцените их логическую правильность. 0 - "Знание”; 1 - “Закон”; 2 - “Образование”; 3 - “Человек”; 4 - “Общество”; 5 - “Власть”; 6-“Женщина”; 7 - “Мужчина”; 8 - “Студент”; 9 - “Наука”. Образец: Понятие «красота»можно поделить следующим образом: 1. Красота бывает внешней и внутренней. Это деление - дихотомическое. Основание этого деления - форма проявления и способ восприятия красивого: внешняя красота воспринимается зрением и слухом, внутренняя красота - душевная, духовная, и воспринимается она душой, чувствами. Это правильное деление. 2. Красота делится на природную, техническую и художественную. Это деление по видоизменению признака. Основание деления - носитель качества прекрасного. Деление в данном случае, видимо, неправильное, не полное, поскольку не охватывает внутреннюю душевную красоту естественного человека.
5. Определите истинность суждения и его вид по количеству и качеству; приведите буквенное обозначение и схему. Укажите термины, связку и кванторное слово. С помощью логического квадрата сделайте три возможных преобразования. Для каждого из полученных суждений определите его вид, отношение к исходному суждению и значение истинности. 0 - Люди живут в субъективном мире смыслов. 1 - Среди мошенников нет честных людей. 2 - В душе взрослого человека продолжают жить многие детские страхи. 3 - Окружающие люди не оказывают никакого влияния на поведение личности. 4 - Среди криминальных профессий есть такие, которые считаются чисто женскими. 5 - Хулиганство не относится к уголовно наказуемым преступлениям. 6 - Подавляющее большинство современных профессий не предполагает высшего образования. 7 - Невыполнение социальных обязательств государства в значительной степени связано с объективными условиями экономического роста. 8 - Большая часть массовых психологических явлений изучается социальными психологами. 9 - Бурное развитие спонсорства в России связано с эффективностью рекламы. Образец: Российское законодательство нисколько не изменилось за годы реформ. Это суждение выражает ложь, так как не соответствует действительности. Данное суждение является общим по количеству и отрицательным по качеству, то есть общеотрицательным суждением (Е): Ни одно S не есть Р Субъект суждения (S) - понятие «российское законодательство». Предикат суждения (Р) - понятие «изменившееся за годы реформ». Связка между субъектом и предикатом - отрицательная, грамматически выражена отрицательной частицей «не». Кванторное слово «ни одно» грамматически не выражено, но подразумевается, поскольку нет никаких указаний на ограниченный, частный характер данного суждения, наоборот, есть усиление отрицания - «нисколько». С помощью логического квадрата получаем новые суждения:
1. Противоположное (контрарное) по отношению к исходному суждению (Е) - общеутвердительное суждение (А): Всё российское законодательство изменилось за годы реформ. Это суждение тоже является ложным преувеличением. 2. Противоречащее исходному (Е) - частноутвердительное суждение (I): Российское законодательство во многом изменилось за годы реформ. Это суждение является истинным. 3. Подчинённое в отношении исходного суждения (Е) - частноотрицательное суждение (О): Российское законодательство частично не изменилось за годы реформ - истинное. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|