Тема 5. Национальные религии
1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии 2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима 5. Иудаизм — религия еврейского народа Тема 6. Буддизм 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм Тема 7. Возникновение и эволюция христианства 1. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства 4. Церковь как божественное установление и социальная организация Тема 8. Русская православная церковь: история и современность 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ. 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством. 3. Организация и управление современной Русской православной церкви 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви. Тема 9. Современная Римско-католическая церковь 1. Особенности вероучения и культа католицизма 2. Организация управления Римско-католической церковью 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви Тема 10. Протестантизм 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий 3. Основные направления протестантизма. Тема 11. Ислам 1. История возникновения ислама 2. Особенности вероучения и культа ислама 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов Тема 12. Нетрадиционные религии 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях 1 История формирования представлений о свободе совести 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России6 Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
Предисловие
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Удовлетворяя эту общественную потребность, в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах вводится преподавание таких дисциплин как «Основы религиоведения», «История мировых религий », « Религия в системе мировой культуры » и т. д. Освоение этих дисциплин является составной частью гуманитаризации образования. Оно помогает учащимся овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия являются иными. Это поможет ему избежать, с одной стороны, — догматизма и авторитаризма, а с другой — релятивизма и нигилизма. В конечном счете изучение этих дисциплин будет способствовать установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе. Однако при изучении данных дисциплин учащиеся и студенты испытывают потребность в учебном пособии, которое в доступной форме, непредвзято, объективно освещало бы ключевые проблемы религиоведения. Автор данного пособия поставил перед собой задачу ознакомить читателей с различными подходами и концепциями религии: богословско-теологическими, философскими и научными. При этом он стремился, с одной стороны, преодолеть господствовавшую в марксистском религиоведении оценку религии, как неадекватную истинному бытию человека форму его самореализации, которая носит временный характер и должна быть преодолена человечеством на более высоком этапе его развития, с другой стороны, он не ставил перед собой задачу обосновать богословско-теологическую интерпретацию религии как сверхъестественного, внеисторического образования. Его задача как ученого состояла в том, чтобы представить на суд читателей различные позиции и в то же время, не вступая в полемику с представителями богословия и атеизма, на основе научных методов и большого фактического материала раскрыть содержание религии, ее структуру и функцию в жизни каждого человека и общества. В данном пособии освещаются также проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа и организации современных мировых и нетрадиционных религий, рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России. Учебное пособие адресуется студентам вузов, учащимся техникумов, колледжей, лицеев, гимназий и всем, у кого есть интерес к изучению религии.
Тема 1. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|