УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
Под ред. профессора И.Н.Яблокова УДК 21 (03.02) ББК 86.2 У 91
Коллектив авторов: д-р филос. наук Ю.Ф. Борунков, преподаватель М.В. Васильев, канд. филос. наук В.В. Винокуров, д-р филос. наук B.C. Глаголев, преподаватель И.П. Давыдов, канд. филос. наук Н.К. Дмитриева, канд. филос. наук А.П. Забияко, канд. филос. наук И.И. Ершова, канд. история, наук А.Н. Игнатович, д-р филос. наук И.Я. Каптеров, д-р историч. наук Г.М Каримов, канд. филос. наук А.Н. Красников, канд. филос. наук и канд. богословия А.В. Кураев, д-р филос. наук К. И. Никонов, д-р филос. наук Ф.Г. Овсиенко, д-р филос. наук Ю.М Павлов, канд. филос. наук А.С. Попов, канд. филос. наук МА. Пылав, канд. филос. наук Е.B. Рязанова, д-р филос. наук З.А. Тажуризина, д-р филос. наук З.П. Трофимова, д-р филос. наук Е.C. Элбакян, д-р филос. наук И.Н. Яблоков. Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. У91 проф. И.Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2000. – 222 с. ISBN 5-8297-0060-3 Содержит около 500 слов, однако благодаря продуманному тезаурусу весьма информативен. Система слов подчинена иерархии обозначаемых ими понятий, образов, а также связям группы слов с ключевым словом. Она также соотнесена с понятийным и терминологическим аппаратом учебного пособия. Статьи раскрывают содержание основных религиоведческих .понятий; дают краткое описание религий мира, различных конфессий, наиболее значимых религиозных образов, обрядов, праздников; характеризуют деятельность основателей религий и религиозных направлений; выявляют содержание различных видов свободомыслия, принципа свободы совести, религии и убеждений. УДК 21 (03.02) ББК 86.2 ISBN 5-8297-0060-3 © «Гардарики», 2000 © Коллектив авторов, 1998 ОТ РЕДАКЦИИ В словаре применяется единая система отсылок и ряд обычных для справочных изданий сокращений (их список см. ниже). Слово или слова, обозначающие название статьи, в ее тексте заменяются первой буквой. Отсылочными являются все слова, набранные курсивом. (Пример из статьиАбсолют: Христианство чертами А. наделяет Бога.)
Список сокращений
англ. – английский араб. – арабский америк. – американский арам. – арамейский букв. – буквально в(вв.) – век (века) вост. – восточный гл. – главный гл. обр. – главным образом г. (гг.) – год (годы) греч. – греческий деят-сть – деятельность досл. – дословно др. – другие евр. – еврейский европ. – европейский древн. – древний др.- евр. – (древнееврейский); так же однотипные сокращения жур. – журнал зап. – западный инд. – индийский иран. – иранский итал. – итальянский кит. – китайский к-рый – который лат. – латинский лит-ра – литература напр. – например нем. – немецкий н.э. – новая эра общ-во – общество ок. – около пер. – перевод рус. – русский санскр. – санскрит сб. – сборник сев. – северный см. – смотри т.д. – так далее т.е. – то есть т.зр. – точка зрения т.к. – так как т. наз. – так называемый т. обр. – таким образом т.п. – тому подобное т.ч. – том числе фр. – французский чел. – человек южн. – южный яз. – язык яп. – японский
А АБСОЛЮТ (лат. absolutus – безусловный, законченный, полный, неограниченный, совершенный) – понятие, обозначающее ничем и никем не обусловленную, самосущую и самодеятельную, вечную и бесконечную, полностью свободную и совершенную духовную сущность, являющуюся источником и первоосновой феноменального мира, обусловленного, преходящего, конечного, несовершенного. Понятие А., абсолютного содержится в философских и богословских системах, выражено в различных терминах. У Платона это Единое, у Аристотеля – «неподвижный перводвигатель», мыслящее само себя абсолютное мышление. Христианство чертами А. наделяет Бога. Николай Кузанский словом А. обозначил пантеистически трактуемого им Бога. У Спинозы – это субстанция, являющаяся causa sui. Абсолютный дух («абсолютная идея») – высшая категория философии Гегеля. Вл. Соловьев называл божественное начало «Абсолютным», подчеркивая, что слово absolutum означает и «отрешенное» (ото всех частных определений), и «завершенное», законченное, совершенное, т.е. всем обладающее, все в себе содержащее. К. Г. Юнг заметил, что «Абсолютный» значит «отвязанный» и что объявлять Бога А. означает то же, что ставить его вне всякой связи с человеком... Такой Бог был бы совершенно незначительной вещью». Многовариантность использования понятия «А.», разнообразие его проявлений в истории человеческой мысли, неоднозначность его оценок, свободное оперирование этим понятием свидетельствует о его освоенности философской и религиозной культурой, об активности мыслительной деятельности. Само же формирование понятия «А.» связано с высоким уровнем развития абстрактного мышления, посредством к-рого человек возвел в А. свой собственный духовный мир в целом или же его отдельные аспекты (напр., А. Шопенгауэр – волю, И. Кант – нравственность, А. Бергсон – интуицию и т.д.). АВАТАРА (санскр. – букв. нисхождение, сошествие) – понятие инд.; религиозно-философского сознания, принятое в индуизме и буддизме для обозначения нисхождения божества в мир в антропоморфном, зооморфном: или ином превращенном облике. В; индуизме главное действующее лицо превращений – Вишну, его А. – Кришна, Рама и др. В современном религиоведении термин А. используется для обозначения типа теофании, отличного от боговоплощения, принятого в согласии с утвердившимися христианскими представлениями. АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621- 1682) – протопоп, главный идеолог старообрядчества, один из вождей раскола в рус. православной церкви. В 1646–1647 гг. член «Кружка ревнителей древнего благочестия». Будучи в Москве, стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1653 г. выступил против церковных новшеств Патриархат Никона, подав челобитную царю, к-рой и было положено начало расколу. Староверы заявляли, что «многомятежный» Никон совершенно истребил всю веру, и долг христианина – отказаться от Никонианских еретических служб и храмов, оставаться верными древнему. благочестию (т.е. старым кн. и обрядам дам). За отказ признать церковную реформу Патриарха Никона в 1653 г. сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию. По свидетельству А., по дороге в Сибирь он «везде в церквах и на торгах ересь Никонианскую обличал». По возвращении в 1663 г. в Москву продолжал борьбу против официальной церкви. В 1664 г. сослан в Мезень. По постановлению церковного собора 1666–1667 гг. лишен священнического сана, предан анафеме и в 1667 г. сослан в Пустозерский острог. За время пятнадцатилетнего пребывания в земляной тюрьме А. не отказался от своих взглядов. В 1681 г. написал резкое письмо царю, за что в 1682 г. «за великие хулы на царский дом» вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе. В настоящее время известно 45 сочинений А. в целом виде и более 15 – в отрывках. В своих сочинениях («Книга бесед», «Книга толкований», автобиографическое «Житие протопопа Аввакума») он обличал пороки представителей официальной церкви. По мнению А., ядром истинной церковной жизни является сам человек с его верой в Бога и с его правами. АВЕСТА – священная книга зороастризма. Время составления I тысячелетие до н.э. Она включает в себя тексты, слагавшиеся в разное время и в разных областях Древнего Ирана, а потому неоднородна по яз. и содержанию. Памятник дошел до нас в двух редакциях. Одна представляет собой сб. молитв, записанных авестийским алфавитом. Состав первой редакции: «Вендидат» («Кодекс против дэвов»), «Висперед» («Книга обо всех высших существах») и «Ясна» («Ритуал»). Молитвы расположены в канонизированном порядке, читаются священнослужителями. Вторая редакция – сб. тех же книг, их назначение – систематическое изучение. Текст сопровождается комментариями. Этот перевод-комментарий называется «Зенд-Авеста» («Текст и толкование»). Состав «Зенд-Авесты»: «Вендидат» – свод законов и предписаний, направленных на отвращение злых демонов (дэвов) и водворение праведности; «Висперед» – главы, касающиеся ритуалов; «Ясна» («Ритуал», 17 глав к-рой составляют «Гаты») – молитвы, читающиеся при жертвоприношениях и обращениях к божествам; «Яшты» – хвалебные гимны божествам; «Малая Авеста» – собрание кратких молитвенных гимнов и текстов. Самыми древними считаются «Гаты» – изречения Заратуштры, к-рые составляют особенно почитаемую часть А. Основная мысль «Гат» – следование нравственным и духовным идеалам бога добра Ахура-Мазды. А. включает в себя элементы астрологии, мифологии, тексты философского, исторического содержания. В ней идет речь о постоянной борьбе добра и зла, о загробной жизни, о конце света, о воскрешении из мертвых. В А. содержатся элементы древнейших представлений иранских народов эпохи первобытнообщинного строя и его разложения. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ (греч. autoV - сам, kefalh – голова) – христианские церкви, к-рые исходят из единых оснований вероучения, культовой практики, придерживаются общих принципов церковной организации, но являются самоуправляемыми и независимыми. Первые А. п. ц. возникли в результате обособления от византийской церкви патриархий и митрополий провинций. А. п. ц. сами выбирают своих глав – патриархов и митрополитов. В настоящее время существует 15 А. п. ц.: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. АГИОГРАФИЯ (греч. agioV – святой и grajw – писать, описывать) – вид церковной лит-ры, представляющий собой жизнеописания (жития) святых. Христианская А. опиралась на античную мифологию, библейские сказания, народные легенды. Не случайно, что жизнеописания христианских святых схожи с древними сказаниями о богах и героях. Жития святых – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью, включают кроме биографических данных поучения, молитвы и т.д. Жития начали складываться еще в Римской империи: сказания о мучениках первых веков христианства, претерпевших гонения за веру (мартирологи). В средние века также известен ряд подобных сб. Впоследствии мартирологи вошли в святцы, где рассказы о мучениках чередовались с жизнеописаниями святых. С IV в. создаются три основных типа сб: минеи – сб-ки подробных сказаний о святых и праздниках, расположенных по месяцам; синаксарии – с краткими жизнеописаниями, расположенными в календарном порядке; патерики – жизнеописания, избранные составителями сб. Автор наиболее пространного византийского сб. Симеон Метафраст (X в.) придал ему нравоучительный характер. Его жизнеописания святых становятся образцом для агиографов Востока и Запада, в т.ч. и русских. Самыми первыми житиями рус. святых были жития Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (XI в.). В XV в. широкую известность получила «Степенная книга» и ряд др. житий, написанных митрополитом Киприаном. В XVI в. наиболее популярными стали минеи четьи Дмитрия Ростовского и свод житий «Великие минеи четьи», составленные под руководством митрополита Макария. АД и РАЙ – Ад (греч. adhV, АidhV – преисподняя); Рай – не вполне ясная этимология рус. слова связывается с авестийским ray – божество, счастье и др.–инд. rayis – дар, владение. А. в религиозно-мифологических представлениях – место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представление об А. сравнительно позднего происхождения. В дохристианскую эпоху детальное описание А. в чувственно-наглядной форме присутствует в египетской мифологии (в связи с культом Осириса), др.-иран. мифологии и др. В Ветхом Завете А. (др.-евр. – Шеол) – «дом собрания всех живущих» (Иов. 30:23). Посмертная жизнь в религии древнего Израиля описывается как тень земного существования, бесцельная и безрадостная. Пределы, в к-рых собираются эти тени, и есть Шеол. Его представляют как могильную яму, «ров преисподней» (Пс. 87:7), в самой глубине преисподней (Втор. 32:22), по ту сторону подземных вод, где царит глубокий мрак (Пс. 87:7). В Новом Завете состояние пребывающего в А. раскрывается в контексте внутренних переживаний грешника. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12; Мф. 13: 42, 50). Этоцарство вечной смерти, вечной муки. В канонических книгах Нового Завета упоминаются символы адских мучений, наиболее часто повторяющийся – огонь; уподобление А. печи огненной (Мф. 13:42). В христианском искусстве и околотеологической лит-ре А. получил преимущественное истолкование в значении царства дьявола, истязающего, пожирающего, травящего со своими помощниками, бесами, отверженных грешников. Р. в религиозно-мифологических представлениях – место вечного блаженства душ праведных людей после смерти. В дохристианскую эпоху преобладают чувственно-наглядные, трактовки Р. (в древнеегипетской, др.-иран. и др. мифологиях). Так же, как и в Ветхом Завете, Р. уподобляется саду, в котором обитают первые люди. В новозаветном каноне Р. – это место пребывания с Богом (Лук. 23:43): «Ныне же будешь со Мной в раю». Новый Завет подчеркивает трансцендентность райских блаженств (1 Кор. 2:9): «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Разработка образов Р. в христианской лит-ре, иконографии, фольклоре идет по трем линиям: сад (Эдем), город (небесный Иерусалим) и небо (неземное). АДАМ и ЕВА – Адам (др.-евр. Adam – человек), Ева (др.-евр. Hawwa (Хай) – жизнь) – в иудаизме, христианстве и исламе первый человек, сотворенный Богом, и его жена, первая женщина – праматерь человеческого рода. В Библии содержится два сказания о сотворении человека. Первое свидетельствует о создании мужчины из праха и дыхания жизни, а жены –из его ребра (Быт. 2:7; 2:22). Второе сказание сообщает о сотворении человека по образу Бога. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину, сотворил их» (Быт. 1:27). Поддавшись искушению змея, Е., а за ней и А. вкушают запретный плод с древа познания добра и зла, нарушают заповедь Бога и изгоняются из Рая. Все человечество, после А. и Е. лишившись бессмертия, должно наследовать плод грехопадения прародителей (мужчины должны трудиться в поте лица, женщины – рожать в муках). В Ветхом Завете слово «А.» имело гамму значений: человек, некто (Иов. 14:1; Еккл. 2:12); собирательный образ – люди (Ис. 6:12); каждый (Зах. 13:5); они (Пс. 94:11). Собирательное значение преобладает над смыслом, олицетворяющим первого человека. В Новом Завете ветхозаветному А., в к-ром все согрешили, противопоставляется «второй Адам» – Иисус Христос, в к-ром «все спасутся». В исламе А. является одним из шести главных пророков. АДАТ – см. Шариат. АДВЕНТИСТЫ (лат. adventus – пришествие) – конфессия протестантизма, отделившаяся в начале 30-х гг. XIX в. в США от баптизма. Проповедник общины г. Хэмптон Уильям Миллер (1782–1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа – 21 марта 1843 г. и выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г., изложенные в обзоре докладов». Преемники Миллера старались более не называть точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма. Из различных направлений адвентизма наиболее распространено движение А. Седьмого Дня, представители к-рого создали централизованную организацию. «Пророчицей» этого движения стала Елена Уайт (1827-1915), провозгласившая откровение о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу» – запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов. Вероучение А. во многом сходно с баптистским, но отличается доктриной об уже начавшемся втором пришествии Христа и учением о том, что душа человека умирает и воскресает вместе с телом. Общины А. седьмого дня (36 тыс. в 209 странах) насчитывают в настоящее время около 9 млн. чел., возглавляются Генеральной конференцией (с 1863 г.). Богослужение А. подобно баптистскому, отличаясь празднованием субботы и обрядом взаимного омовения ног, к-рый совершается перед хлебопреломлением в одну из суббот каждые три месяца. Обязательной для А. является уплата десятины со всех доходов в пользу организации. В России эта конфессия появилась в 80-х гг. XIX в. Церковь Христиан А. Седьмого Дня в России входит в состав Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви Христиан АСД. В поселке Заокском Тульской области создан административный центр с семинарией. АДОРАЦИЯ (лат. adoratio – воздавание почестей, почитание) – слова, жесты, иные знаки, выражающие уважение, признание превосходства кого-либо и собственной зависимости от него. В светском значении А. есть акт почитания достойных, уважаемых людей, а также лиц, наделенных властью, в религиозном – акт почитания божества и лиц, приписывающих себе прерогативы божества (императоров в Древнем Египте, Вавилоне, Риме и т.п.), святых и предметов, связанных с ними либо с божеством. В религии А. выступает как один из существенных элементов культа. Некоторые религиоведы считают, что религия с древнейших времен проявляется прежде всего в А. Ощущая свою зависимость от всемогущего и таинственного божества, религиозный человек приходит к выводу, что поскольку божество может быть доброжелательным к нему либо отвергать его, нужно с помощью слов и жестов обращаться к нему с просьбами о расположении. Современная феноменология религии утверждает, что объектом А. является «священное», к-рое человек локализует в мире явлений, напр., в явлениях природы, в фетишах и изображениях божеств, в лицах святых или в духах предков. Субъектом А. может выступать только человек. Согласно христианской догматике, А. в абсолютном значении заслуживает только Триединый Бог. Иисус Христос как воплощенное Слово Божие достоин А. в своем человеческом облике, поскольку человеческая сторона его неотъемлема от него как от Бога–Сына. Дева Мария, ангелы и святые не могут претендовать на А. в абсолютном значении слова; хвала, воздаваемая им, существенно отличается от А. Богу. А. в отношении земных владык стоит в самом низу христианской иерархии. АЛЛАХ (видимо, араб. илах – божество) – единый и единственный Бог в исламе. Учение о сущности, атрибутах и именах А. изложены в Коране и в мусульманской теологии: «Он – Аллах– един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один». Все суры Корана (кроме 9-й) начинаются обращением: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». А. присуще совершенство, могущество, всесилие; Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного. Все существующее (природа, человек и пр.) сотворено Им; Он является абсолютным владыкой мира; все в мире подчинено и повинуется Ему. Он милостив, милосерден, и человек должен полностью подчинять себя Ему. А. не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению: Он «не похож» на сотворенное. Глаза не видят Его, взоры не достигают Его. Он один вечен, нет иного вечного, кроме Него. А. – господин Судного дня, пославший людям Мухаммеда в качестве своего посланника. Важное значение для мусульман имеет произнесение молитвенной формулы (такбир) «Аллаху акбар («Аллах велик!»); в ней выражается изумление, удивление, восхищение. Формула является составной частью зикра – постоянного поминания имени Бога во время молитвы. АМАТЭРАСУ (яп. – букв. сияющая на небе богиня), древнее яп. божество, персонифицирующее солнце; в синтоизме – глава пантеона. Мифологические повествования об А. входят в состав др.-яп. летописей Кодзики и Нихонги. В мифологии А. выступает богиней солнца, покровительницей земледелия, прародительницей, от к-рой ведут начало некоторые представители человеческого рода. Представление об А. как прародительнице развито в мифах о происхождении от А. яп. императоров, к-рые в свете этого мифа обретали божественную природу потомков богини солнца. На рубеже VII–VIII вв. возникло для отправления культа А. святилище Исэ дзингу, тесно связанное с поклонением императорам. По мере проникновения в Японию буддизма новая религия постепенно усваивала образы традиционных яп. богов, в синкретических (соединенных) верованиях А. почиталась как воплощение Будды Вайрочаны. АМИДАИЗМ – см. Буддизм. АМУЛЕТ (араб. – носить) – предмет религиозного культа, обладающий, согласно приписанному ему свойству, способностью выполнять охранительную функцию и приносить удачу. Обычно А. представляет собой небольших размеров антропоморфное, зооморфное или иное символическое изображение; зачастую в качестве А. могут выступать предметы природного происхождения – камни, клыки животных и т.п. Как правило, А. прикрепляется к одежде или носится на теле. Исторически практика использования А. восходит к вере в существование злых и добрых духов, для последних А. служил вместилищем: присутствием в А. доброго духа объяснялась его магическая сила. А. – разновидность оберега. АНАБАПТИ2СТЫ – см. Протестантизм. АНАФЕМА (греч.anaJema – то, что отставлено, отлучено) – в христианстве – церковное проклятье, отлучение от церкви. Официально А. установлена со времени IV Вселенского – Халкидонского – собора 451 г. АНГЕЛЫ (греч. aggeloV лат. angelus – вестник, посланник) – в иудаизме, христианстве, исламе личные, бесплотные существа, сотворенные Богом. Они возвещают людям волю Бога, исполняют Божьи веления. Считается, что А. совершеннее людей, но как тварные существа ограничены. Обладая свободой воли, они могут подвергаться искушениям и вследствие этого могут устоять в добре, как светлые ангелы, или пасть, как злые духи. В христианстве принято считать, что А. разделяются на девять чинов по три лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы. Иерархия была разработана Дионисием Ареопагитом на основании библейских текстов в сочинении «О небесной иерархии». АНГЛИКАНСТВО – конфессия протсстантизма, восходящая к Реформацuu в Англии XVI в. Королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ограничить вмешательство папства в свои дела. «Предупредительные статуты» (1354) запрещали английскому церковному суду апеллировать к иноземному, т.е. папскому суду. К XVI в. в королевстве уже существовала реформационная традиция Джона Виклифа (1320–1384) и др. С началом Реформации в Германии известия о деят-сти Аютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений, прекращался культ святых, икон и статуй, реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским Томасом Кранмером (1489–1556) перевод Библии на англ. яз. При короле Эдуарде VI (1547–1553) регенты, сторонники реформ, приняли меры для их усиления. «Актом о единообразии» в 1549 г. была введена англиканская литургия, изложенная в составленной Кранмером «Книге общих молитв». Реформационное движение не было прервано и кратковременной победой католической партии при Марии Тюдор (1553–1558), когда были казнены многие протестанты, в т.ч. и Кранмер. Правление Елизаветы (1559–1603) стало временем стабилизации А., оформления его вероучительных и литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры, т. наз. «39 статей». В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от католицизма, но проводится реформационное учение о Священном Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства – крещение и причащение, отвергается транссубстанциация (пресуществление). В англиканской церкви есть общины, тяготеющие более к реформатскому типу («низкая церковь» ), и общины, ориентированные на восстановление некоторых элементов католического учения и ритуала – мессы, почитания девы Марии и святых – («высокая церковь», или «англокатолики»). Наблюдается также сосуществование этих тенденций в одних и тех же общинах («широкая церковь»). Англиканские церкви (название, употребляется с 1851 г.) управляются законодательными синодами, включающими епископат, священников и мирян. Епископы выбираются синодами во всех церквях, за исключением церкви Англии, где они назначаются короной. Англиканский союз церквей, в который входят 25 автономных церквей и шесть церковных организаций – наиболее крупные церкви в Англии (государственная), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии, имеет консультативный орган – Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским с середины XIX в. В мире насчитывается свыше 70 млн. англикан. Священнослужители англиканских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены женщины. Англиканские церкви разных стран вступили в евхаристическое общение со старокатоликами, лютеранскими церквями Швеции и Финляндии, активно участвуют в межконфессиональных союзах, экуменическом движении. В России действует Англиканская Церковь в Москве (с 1993 г.). АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот англ. антропологом и религиоведом Р. Мареттом (1866– 1943) для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших племена тихоокеанского региона, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в мана – чудодейственную безличную силу. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских о-вов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, к-рого сопровождает удача, к-рый отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у многих племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов – маниту, у жителей Зап. Судана – ньяма, у пигмеев – мегбе, у зулусов – умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод, что А. в разнообразных модификациях присущ религиозным представлениям многих народов. А. присущ не только ранним стадиям религиозной эволюции, многие его элементы были обнаружены в развитых религиях, что говорит о его универсальном характере. АНИМИЗМ (лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован англ. антропологом Э. Тайлором (1832–1917) для описания первобытных религиозных верований. Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древн. человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Первобытный «философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древн. человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами и т.п. Возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Основываясь на факте широкого распространения А., Э. Тайлор выдвинул формулу: «А. есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, но при обсуждении тайлоровской концепции анимистических верований выявились и ее слабые стороны. Гл. контраргументом были этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования первобытных людей зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы «преанимистаческими». Однако несомненным является то, что А. входит составной и весьма существенной частью во все религии мира. АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ – см. Свободомыслие. АНТИХРИСТ (греч. anticridtoV – противоположный Христу) – согласно христианским представлениям, опирающимся на Откровение Иоанна Богослова (см. Новый Завет), противник Иисуса Христа. Он должен будет появиться перед концом света и вторым пришествием Христа, он будет бороться с церковью и Христом, но будет уничтожен. Представления об А., выраженные в трудах религиозных авторов разных эпох, различаются. В истории идея А. активизировалась в периоды эпидемий, стихийных бедствий, войн, разного рода социальных потрясений. Появление А. ожидалось в Зап. Европе в кризисный период первой трети XI в. А. называли также лиц, к-рых необходимо было скомпрометировать. АНТРОПОДИЦЕЯ (греч. anJrwpoV – человек и dikh – справедливость) – оправдание человека; обозначение теологической и религиозно-философской проблемы, возникающей в связи с разрешением противоречия между идеей богоустановленности миропорядка и наличием в нем зла путем перенесения ответственности за дисгармонию на человека. Теодицея (богооправдание) неизбежно ставит проблему А., т.к. человек оказывается свободным лишь в доисторическом акте выбора между добром и злом. А. в христианстве соотносится с учением о грехопадении человека и о вочеловечении Бога ради искупления и прославления человека. Созданный по образу Божию человек вышел добрым из рук Творца и был предназначен к обожанию по благодати. Но, поддавшись искушению дьявола, человек согрешил, что повело к глубокому повреждению его природы, к смерти, болезням, тяжкому труду и другим несчастьям. Воля человека оказывается склонной ко злу, он обнаруживает в себе борьбу духа и плоти (Рим. 7:14–25). Из представления об отпадении человека от богообщения выводится и социальное отчуждение. Именно в смысле отчуждения от жизни Бога используется в Новом Завете слово «отчуждение» (Еф. 4:18), которое у Аристотеля применялось для обозначения лишения индивида общения и правовой защиты со стороны полиса (Пол. II, 1268а40). После спасительного подвига Христа человек способен стать новым человеком (Кол. 3:9–10). А., согласно П. Флоренскому, нисхождение Бога к человеку, сопряжена с «феодицеей», восхождением человека к Богу, человеческая деят-сть, энергия является необходимым условием для восприятия благодати. Неотъемлемая от христианской антропологии А. предстает как попытка гармонизовать природу и судьбу человека, разрешить противоречие его сущности и существования. АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anJrwpoV – человек, morjh – форма, вид) – уподобление человеку, наделение предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ человеческими свойствами. А. возник в глубокой древности, являясь одной из ранних форм мировоззрения. А. присущ в той или иной мере практически всем религиям, что находит отражение в перенесении человеческих качеств на богов, духов, мифологических и культурных героев и т.д. Первоначальный религиозный А. связан с магией, анимизмом, тотемизмом, культом предков, зоо-, фито- и териоморфизмом (уподобление животным, растениям, пресмыкающимся или земноводным– змеям, ящерицам и др.). Широкое распространение А. получил в античных религиях, боги к-рых физически и психически предстают в облике совершенных людей. Не менее значительно влияние А. на формирование мифологических представлений, в основе к-рых лежит олицетворение явлений и сил природы, наделяемых либо мужскими, либо женскими чертами. А. присущ и мировым религиям – буддизму и христианству, изображение богов в к-рых в виде скульптур, икон, витражей и т.п. является антропоморфным. А. свойствен и внерелигиозной культуре, что наиболее ярко проявляется в искусстве, лит-ре, языковых оборотах и т.п. АНТРОПОСОФИЯ (греч. anJrwpoV – человек и sojia – мудрость) – оккультно-мистическое учение о человеке, выделившееся из теософии. Согласно А., человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил путем усвоения предложенных основателем А. Р. Штайнером (1862–1925) системы воспитания, эстетического образования, медитирования (см. Медитация) («Тайная наука», 1910; «Тезисы антропософии», 1925). А. по сути своей деистична. Упоминание о Боге в ней часто заменяется понятиями «творческая сила», «творческий архетип», «первичный дух». А. не связана с какой-либо конкретной религией, она представляет собой соединение идей гностицизма, манихейства, восточных культов и христианства. Традиционные религии относятся к А. отрицательно. А. ставит своей целью выработку у человека чувства единства с Целостностью, со Вселенной, со всеми бытиями вплоть до растворения в них собственного Я. Основополагающими моментами при этом должны быть: 1) братское сотрудничество всех членов общества на основе единого духовного элемента, присущего всем независимо от религиозных различий, национальности, социального положения, пола; 2) изучение сверхчувственной действительности, скрытой за обыденными чувствами; 3) постижение сущности истины, к-рая содержится по крупицам в разнообразных учениях народов. Первое антропософское общ-во было создано Штайнером в 1913 г. в г. Дорнах (Швейцария), в 20-е гг. распространилось в среде творческой интеллигенции (А. Белый, В. Кандинский и др.). Возрождающийся интерес к А. наблюдается в России с 80-х гг. XX в. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anJrwpoV – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно к-рому человек является центром и высшей целью мироздания. Провозглашая существование надмирного целеполагающего начала, творящего человека и определяющего его место во Вселенной, А. органично вписывается в систему религиозного мышления. Наиболее полное развитие А. получил в иудаизме, христианстве и исламе. В этих религиях он оказывает влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и др. концепции. Напр., с А. напрямую была связана теория геоцентризма, к-рая доминировала в сознании верующих на протяжении многих веков. Под воздействием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики. В философии Нового времени идей А. перестали пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием естественных наук. Появление новых фактов и теорий, казалось бы, преодолело телеологию и тезис о том, что человек занимает уникальное положение в Космосе. Однако в XX в. наблюдается оживление интереса к А. Отдельные его элементы присущи экзистенциализму, персонализму, философской антропологии, католическому эволюционизму и др. течениям философии. АПОКАЛИПТИКА (греч. apokaluyi – откровение) – учение об апокалипсисах, или книгах Откровения. Термином «А.» обозначается специфическая религиозная лит-ра, складывающаяся со II в. до н.э. по II в. н.э. Это род религиозно-социальной лит-ры, в к-рой в мистифицированной форме выражались социально-политические, национально-освободительные идеи и устремления различных слоев народов Средиземноморья. Характерной чертой А. была передача событий, происходивших на рубеже первого тысячелетия, в форме пророчеств относительно будущего. Содержание апокалиптических сочинений составляли преимущественно эсхатологические Откровения, т.е. пророчества относительно грядущего конца света. Специфической была и их форма, использовавшая таинственную символику, известную лишь избранным, и особый стиль, понятный только узкому кругу читателей. Из множества апокалиптических произведении в Ветхий Завет была включена Книга Даниила, а в Новый Завет – Откровение Иоанна Богослова. Прочие апокалиптические произведения были признаны апокрифическими. Термин «А.» употребляется и для обозначения учения о будущем периоде времени, когда человечеству угрожают страшные, могущественные, уничтожающие силы. АПОКРИФЫ (греч. aporutw – скрывать, утаивать, прятать) – книги, не вошедшие в состав Священного канона христианства. Существуют ветхозаветные и новозаветные А. АПОЛОГЕТИКА – см. Схоластика. АПОСТОЛЫ (греч. apodtoloV – посланец) – в христианстве группа учеников, избранная Иисусом Христом, позднее составившая основу раннехристианской общины. Синоптические Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) свидетельствуют о том, что вначале Христос призвал 12 учеников (А.): братьев Симона (Петра) и Андрея, братьев Иакова Старшего и Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея, Матфея–мытаря, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Зилота, Иуду Искариота, после предательства и самоубийства последнего на его место был избран Матфей (Деян. 1:26). Евангелия сообщают, что А. были избраны Иисусом для того, «чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3:14–15). Они сопутствуют Христу во многих новозаветных сценах, начиная с эпизода призвания первых А. Симона (Петра) и Андрея, до Тайной вечери и воскресения. Избрание первых 12 А. связывают с числом колен (племен) Израиля, к-рых, согласно Библии, было тоже 12. После выбора первых 12 учеников Христос избрал «и других 70 учеников» (Лк. 10:1), среди них были и евангелисты Лука и Марк. На пятидесятый день после воскресения Иисуса 12 А. в Иерусалиме слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, ученики Христа исполняются «духа святого» и начинают говорить на незнакомых языках (Деян. 2). Православная и католическая традиции истолковывают это событие в смысле рождения в этот день христианской церкви. После него начинается широкая миссионерская деятельность А., создание новых христианских общин, рукоположение будущих глав этих общин (пресвитеров). Во время Страшного суда 12 А. предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28). В христианском искусстве и околотеологической лит-ре А.-евангелисты символически изображаются: Матфей в виде ангела, Лука – тельца, Марк – льва, Иоанн – орла, что имеет основание в служении Христа в качестве мессии, жертвы и царя. АРАНЬЯКИ –См.. Веды иУпанишады АРИАНСТВО –течение в христианстве в IV–VI вв., учение последователей александрийского епископа Ария (256–336), отвергающее единосущность Бога-Сына и Бога-Отца. Учение Ария основывалось на идее абсолютной трансцендентности Бога. Сын не мог быть совечен или рожден, а только создан из ничего по воле Отца раньше всех веков. Хотя у Сына было начало его бытия, он обладает преимуществом перед прочими творениями, т.к. через Логос Бог все создал. Сын равен Отцу по благодати. I Вселенский – Никейский – собор 325 г. осудил учение Ария. Собор установил понимание догмата, в соответствии с к-рым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где Сын вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Т. обр., после долгих и упорных споров победило т. наз. омоусианство, нашедшее свое выражение в Никейском Символе, веры, где после слов «от Отца рожденного» говорилось «несотворенного, единосущного Отцу» (omooudiontw Пatri). АРМИЯ СПАСЕНИЯ - см. Протестантизм. АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Армяно-григорианская церковь – одна из древнейших христианских церквей. Распространявшееся в Армении в первые века н.э. христианство было провозглашено государственной религией в 301 г. В 303 г. был построен собор Эчмиадзин, ставший главным собором и религиозным центром А.а.ц. Первым католикосом (главой церкви) стал Григор Партев. В 506 г. А.а.ц. отделилась от Византии, став автокефальной. По своему вероучению она принадлежит к монофизитской ветви христианства (см. Монофи-зитство). Во главе А.а.ц. стоит католикос всех армян, его резиденция находится в Эчмиадзине. АРХЕТИП (греч. arch – начало и tupoV – тип, отпечаток) – понятие, имевшее в контексте эллинистической и средневековой западноевропейской философии значение, близкое по смыслу платоновскому понятию «идея». Введение данного понятия в лексикон современного религиоведения связано с трудами К.Г. Юнга, к-рый разработал концепцию «архетипов коллективного бессознательного» – изначально наличествующих в душе человека универсальных образов или структурных схем (предпосылок) образов. Опираясь на понятие «А. коллективного бессознательного», Юнг истолковал религиозный опыт как процесс проявления и оформления в чувственно воспринимаемые формы тех мощных психических сил, что сконцентрированы в А. коллективного бессознательного; соответственно, религиозные догматы были представлены Юнгом как результат рационалистической переработки данных религиозного опыта, обусловленных А. Интерпретация многообразных явлений религиозного опыта, вероучительных основоположений, мифологических сюжетов, религиозной символики как эпифеноменов, порожденных А. коллективного бессознательного, развернута в работах сторонников Юнга – К. Кереньи, Э. Ноймана и др. М. Элиаде, разделяя главные положения юнгианской методологии, понимал под А. бессознательно действующую схему религиозного доведения, неустранимо присутствующую в религиозной жизни независимо от исторического этапа развития конкретной религии и ее этнической принадлежности. С т. зр. развитых в современном религиоведении подходов, как солидарных с концепцией Юнга, так и отличных от нее, в широком смысле А. – базисный элемент религии, формирующий константные модели религиозного мышления и поведения. АРХИЕПИСКОП (греч. arch – начальная власть, EpiskopoV – надзиратель) – духовный сан, один из высших в христианской церковной иерархии. Традиционно считается, что все епископы равны, однако, согласно апостольским правилам, отдельным епископам (А.) дано право верховного надзора за др. для «сохранения единства между церквями и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах». АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (греч. aschsiV – упражнение, подвиг, отшельник, монах) – отказ от жизненных благ и наслаждений, подавление или ограничение чувственных желаний, потребностей, устремлений, добровольное и стойкое перенесение одиночества, физической боли, голода и т.п. А.р. характерен для большинства религий. Целью А.р. является освобождение от «земных» потребностей и достижение сосредоточенности духа, благодаря чему происходит нравственное самоусовершенствование личности, воссоединяющейся с Богом в результате умерщвления плоти. Истоки А.р. можно обнаружить в древн. общ-ве, устои к-рого заставляли человека быть физически выносливым и стойко противостоять силам природы. Это находит отражение в религиозных обрядах инициаций, включающих тяжелые физические испытания для юношей, посвящаемых в мужчины. Обоснование А.р. можно обнаружить в буддизме, джайнизме, в христианстве. Институт монашества, характерный для буддизма, христианства и некоторых других религий, в своей основе имеет принцип А.р. – уход «от мира». АСТРОЛО2ГИЯ (греч. astron – звезда, logoV – слово, учение) – это словообразование лучше всего передается выражением «звездное письмо». А. берет начало из «культа звезд». А. посредством определенной системы письма связывает культ звезд с представлением о богах. В шумерско-вавилонском письме обозначение звезды одновременно являлось идеограммой Бога. Зародившаяся в Вавилоне А. пытается расшифровать звездное «письмо» неба и постичь зависимость движения звезд и человеческой судьбы. Астрологические знания сведены в систему символов, к-рые имеют простые универсальные значения и приложимы к большому количеству фактов. Исходными астрологическими символами являются круг, полукруг, вертикальная и горизонтальная линии, крест и стрела. Комбинация символов образует более сложный символ. Каждый из символов имеет свое основное значение, к-рое выражается ключевым словом и, соответственно, комбинация символов – ключевой фразой: Круг – Дух, Полукруг – Сознание и Душа, Линия – Сила, Крест – Земная материя, Стрела – Движение и пр. Каждому небесному телу соответствует своя комбинация исходных символов: Солнце – круг и точка, Луна – два полукруга, Меркурий – крест, круг и полукруг, Венера – крест и круг, Марс – круг и стрела, Юпитер – полукруг и крест, Сатурн – крест и полукруг, Уран – крест, два полукруга и круг, Нептун – крест и два полукруга, Плутон – крест, полукруг и круг. В греко-римском мире звезда стала символом фатализма, которая оставила значительный след в средневековом христианстве и вновь расцвела в эпоху Возрождения. В христианской традиции проявляется древний культ звезд, напр., в рассказе волхвов о видении ими на востоке звезды Царя Иудейского (Мф. 2:2). В 430 г. начинаются гонения на А., к-рая надолго уходит в тень. В средние века А.Т. Парацельс (1493-1541) и М.Н. Нострадамус (1503–1566) в Зап. Европе внесли вклад в возрождение А. Нострадамус – своими предсказаниями исторических событий, Парацельс – идеей о взаимоотношении людей и планет. Наряду с культом звезд большое значение для А. имеет культ животных. Космические процессы представлены в сказаниях о них, звезды обозначаются их именами (знаки Зодиака). АТЕИЗМ (греч. aJeoV – безбожник; a – отрицат. приставка и JeoV – бог; букв. безбожие) – воззрение, исходящее из признания естественного мира единственным и самодостаточным, а религии – творением самого человека. А. – одна из наиболее последовательных форм свободомыслия в критике религиозных взглядов на мир. А. – закономерный элемент культуры, вызванный к жизни социальными потребностями. В современной лит-ре дано множество определений и классификаций А. Часто А. определяется как опровержение бытия Бога; подразделяется на теоретический и практический, или на радикальный, агностический, постулативный и т.д. В отечественной лит-ре рассматривают различные аспекты А. – как социальное явление, сторона материалистического мировоззрения, мировоззренческая позиция личности, или совокупность атеистических взглядов и проч.; общим является признание того, что А. нельзя отождествлять с неверием в Бога вообще, хотя А. разнообразен, напр., философский, вульгарный, естественно-научный, догматический. Понятие «А.» принимало в истории разные значения. Оно возникло в Древн. Греции и имело отрицательно-этический смысл: атеист – безбожник, нарушающий обычаи и законы общ-ва, заслуживает наказания вплоть до смертной казни. Отрицательное отношение к А. было воспринято монотеистическими (см. Монотеизм) религиями. В Новое время подобное отношение постепенно сменяется позитивным со стороны части общ-ва. П. Бейль: общ-во атеистов может быть нравственным и не хуже общ-ва, в к-ром живут одни верующие. П. Гольбах: «Атеист – это человек, знающий природу и ее законы, а также собственную природу и налагаемые ею обязанности». Л. Фейербах: А. «положителен, утвердителен», «либерален, щедр, свободомыслящ». К. Маркс: «Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». А. ставит вопрос о формировании идеала внерелигиозного человека как духовно и нравственно развитой, гармоничной личности, «единственными догматами веры» к-рой являются «труд и доброта» (Д. Дидро). Теоретически обоснованный А. существует около трех веков, по существу впервые он обрел жизнь в учении франц. материалистов и развивался Фейербахом, А. Герценом, П. Лавровым, в классическом и современном марксизме, в философском натурализме, секулярном гуманизме и т.д.. АТМАН – см. Веды и Упанишады, Индуизм. «АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ» –см. Лютеранство. АХИМСА, ахинса (санскр. – ненасилие) – принцип праведного религиозного поведения, являющийся основой этических учений индуизма, буддизма, джайнизма. Согласно вероучениям этих религий, нанесение вреда живым существам отягощает карму человека, тогда как соблюдение А., напротив, выступает необходимым условием духовного самосовершенствования и прогресса в цепи перерождений. В XIX–XX вв. понятие А. получило развитие в религиозно-политических учениях Востока. Б БАБИЗМ – в середине XIX в. в Иране купец из Шираза сейид Али Мухаммед (1820–1850) создал движение, получившее название бабиды, а его учение – Б. Основатель называл себя Бабом, что на араб., значит «врата», через к-рые должно прийти к людям новое религиозно-социальное учение, призванное заменить вероучение ислама. Основы Б. изложены Бабом в его книге «Беян» («Разъяснение») – новом «священном писании», отменяющем Коран. В нем утверждается, что общ-во развивается циклично, для каждой новой эпохи Бог через Пророка устанавливает свои законы и порядки, заменяя прежние божественные откровения, ни одно из к-рых не может действовать вечно. Созданы образы утопического общ-ва и государства, свободных от существующей мусульманской религии: в этом общ-ве появятся идеальные условия для купечества и буржуазии; все виды коммерческой деятельности, взимание процентов, запрещенное Кораном, будут развиваться в новом общ-ве беспрепятственно. В своей книге Баб проповедовал идею, к-рая должна была способствовать ограничению влияния мусульманского духовенства на общ-во. Он объявил посещение мечети для молитвы необязательным. Б. вызвал массовое антифеодальное, антиисламское движение среди трудящихся масс в различных областях Ирана. Шахскому режиму при поддержке шиитского духовенства удалось сломить сопротивление бабидов; Баб был казнен. Поражение Б. способствовало возникновению нового течения – бахаизма. БАПТИЗМ (греч. baptizw – погружать в воду, крестить) – конфессия протестантизма, возникшая в начале XVII в. в Англии. Первым баптистом считается Джон Смит (ок. 1554– 1612), переселившийся со своей общиной в поисках религиозной свободы из Англии в Голландию, в Амстердам в 1606 г. Там под влиянием меннонитов было введено крещение взрослых по вере. Часть членов этой общины – Томас Хелвис (ок. 1550– ок. 1616) и др. – вернулась в Англию и основала ок. 1612 г. первую церковь «общих баптистов». Они следовали учению голландского реформатора Якова Арминия (1560–1609), признававшего участие воли человека в спасении, и придерживались доктрины о спасении всех уверовавших в Иисуса Христа. В 1638 г. в Англии возникла первая община «частных баптистов», практикующих крещение погружением и следующих кальвинистскому учению о предопределении, положению о том, что Иисус Христос умер только за избранных. Это течение в Б. стало преобладающим. Б. требовал религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В первой половине XVII в. Б. появляется в Сев. Америке. Основание в 1639 г. первой баптистской церкви в Новом Свете в Провиденсе приписывается Роджеру Уильямсу. Б. стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. чел., а с детьми, молодежью и «друзьями» («приближенными») последователи Б. насчитывают свыше 75 млн. чел. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов, к-рый в настоящее время включает 143 союза. Во второй половине XIX в. Б. распространяется в Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и Прибалтике. В 70-х гг. XIX в. в Петербурге появилось близкое к Б. течение евангельских христиан. В 1884 г. был учрежден Союз русских баптистов, возглавлявшийся Д.И. Мазаевым (1855 – 1922), издававшим жур. «Баптист», В.Г. Павловым (1854–1924), издававшим жур. «Слово истины». В 1909 г. был создан Всероссийский союз евангельских христиан во главе с И.С. Прохановым (1869–1935). В октябре 1944 г. был образован Союз евангельских христиан-баптистов СССР во главе с избираемым съездом Всесоюзным Советом (ВСЕХБ). Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление символизируют веру в духовное единение с Христом. Б. требует от своих последователей активной миссионерской деят-сти. Провозглашая принцип всеобщего священства, допуская всех членов церкви (в последнее время и женщин) к проповеди, баптисты имеют постоянных служителей культа. Общины возглавляются выборными пресвитерами, к-рым помогают диаконы и проповедники. Б. требует строгого соблюдения христианских нравственных норм (напр., отказа от алкоголя), систематического посещения молитвенных собраний, отмечают праздники, связанные с именем Иисуса Христа, а также Праздник жатвы и День единства. В России функционирует Союз Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (на 1 января 1998 г. зарегистрированы уставы 33 центров и управлений, 667 обществ–общин, 2 духовных учебных учреждений, 48 миссий) и Совет церквей евангельских христиан-баптистов (на 1 января 1998 г. зарегистрированы уставы 29 обществ-общин, 10 миссий). БАХАИЗМ (по араб. Аль-Бахаийа) – учение Баха-Уллы (его полное имя Мирза Хусейн Али Нури, по прозванию Баха-Улла – Блеск Аллаха (1817– 1892). Баха-Улла – основатель бахаистской религиозной общины в Ираке. Многие бахаиты раньше были последователями бабизма в Иране. После разгрома бабидского движения шахским режимом они бежали в Ирак. В 1858 г., находясь в Ираке, Баха-Улла собрал вокруг себя разрозненных бабидов и создал новую религиозную общину 6ахаитов. Формально Баха-Улла и его последователи считали себя продолжателями бабизма. На практике же они отказались от революционных и социальных концепций бабидов. Бахаиты успешно приспособились к условиям существования не только в странах Ближн. и Ср. Востока, но и в Европе и США. Последователи Б. обосновались также в России, Азербайджане и Туркмении. Бахаиты относятся к исламу крайне отрицательно, отвергая исламский культ, институт служителей культа. Основы Б. изложены Баха-Уллой в книге «Китаб-ул Акдас» («Священная книга»), которая, по мнению самого автора, заменила Коран и «Беян» (священная книга бабидов). В ней предписываются жесткие меры в отношении нарушителей прав частной собственности. Не допускаются восстания и пропаганда против государства и властей. В преклонном возрасте Баха-Улла завещал духовную власть бахаитов своему старшему сыну Аббасу эфенди по прозвищу Абдул-Баха («Раб Блеска», т.е.« Раб Блеска Аллаха»). После победы исламской революции в Иране многие бахаиты, жившие в Иране, эмигрировали из страны. Штаб-квартира бахаитов находится в Хайфе (Израиль).. БЕГЛОПОПОВЦЫ – см. Старообрядчество. БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ- см. Старообрядчество. БЕНЕДИКТИНЦЫ – см. Ордены монашеские. БЕРНАРДИНЦЫ - см. Ордены монашеские. БЕСПОПОВЩИНА – см. Старообрядчество. БЕССМЕРТИЕ – в мифологии и религии особое качество, к-рым обладают высшие существа –боги, а также порожденные или сотворенные однажды божеством духи и души. Б. человека в большинстве религиозных учений предстает как Б. души – продолжение существования высшей, нематериальной сущности человека после смерти тела. Б. дополняется в ряде религий учением о переселении душ, а в иудаизме, христианстве и исламе – учением о всеобщем воскресении из мертвых, вечном блаженном существовании праведников и мучении грешников. В протестантизме есть направления, формально отрицающие Б. души (адвентисты, Свидетели Иеговы). Однако они сохраняют учение о загробном существовании праведников, воскрешаемых Богом для вечной жизни, и грешников – для суда и окончательного уничтожения. В современной протестантской и католической теологии высказывания о Б. души и вечной жизни рассматриваются как символы, смысл к-рых состоит в вере в Бога и в оправдании им человека, как обозначение важнейших жизненных (экзистенциальных) решений личности. Идея Б. души в таком понимании предстает как указание на то, что воскресение человека к новой жизни является исполнением его подлинного и исконного назначения. Философская критика религии полагает, что устранение перспективы вечного существования не означает утраты нравственных начал и ценности жизни, достоинство к-рой создает не идея Б. души, а осознание человеком своей неповторимости, своего уникального вклада в бытие и становление природы и человечества. БИБЛИЯ (греч. bibloV – книга) – свод книг, составляющих Священное Писание христиан. Эти книги собраны в две группы: Священное Писание Ветхого Завета (50 книг) и Священное Писание Нового Завета (27 книг). Книги Ветхого Завета писались на др.-евр. яз. – иврите. Те книги, что сохранились на иврите и признаны в современном иудаизме, называются каноническими (их 39). Остальные 11 книг, входящие в состав христианского Ветхого Завета, в православной традиции именуются неканоническими, а в католической – второканоническими. Протестантская традиция вообще не включает эти книги в состав своих изданий Б. Неканонические книги, возникшие в последние столетия до н.э., сохранились благодаря тому, что были включены в т. наз. Септуагинту – первый перевод Б. на греч. яз., выполненный в III–II вв. до н.э. Это обстоятельство, а также изучение археологических находок «Рукописей Мертвого моря», Наг-Хаммади и Кумрана, совершенных в середине XX в., позволяют заключить, что неканонические книги все же имели распространение в иудейской среде рубежа эр в качестве авторитетных священных текстов, и лишь позднее иудейский канон Б. был изменен в сторону ограничения. Первые библейские тексты возникают в XII в. до н.э. Последние – в начале II в. н.э. Вся Б. создается в евр. религиозной среде. Древнейшие библейские тексты вобрали в себя некоторые бытовавшие еще до их написания религиозные и эпические предания евр. народа (ср. упоминание не дошедшей до нас Книги Праведного в Иис. Нав. 10:13). Книги Ветхого Завета, с одной стороны, вобрали в себя религиозный, житейский, исторический опыт евр. народа. А с др. стороны, они же и сыграли важную роль в формировании и выживании самого народа Израиля. По своему сюжету Б. – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали своего Творца. В христианском представлении единство всему многообразию Б. придается единством ее главного действующего лица– Иисуса Христа. Ветхий Завет – это ожидание Христа и пророчество о Нем. Евангелия – рассказ о жизни, проповеди, страданиях и воскресении Христа. «Деяния апостолов» и их послания – повествование о первых исторических шагах христианской церкви. Апокалипсис подводит читателя к событиям, предваряющим второе пришествие Христа. Христианские богословы признают историческое развитие основных мотивов в самой Б. Одна и та же основная мысль (или даже заповедь) с разной полнотой раскрывалась и преподносилась библейскими авторами разных времен. Апостол Павел назвал Ветхий Завет «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Для современного читателя Б. важно помнить, что далеко не все предписания Ветхого Завета приемлются и рекомендуются христианами. Каждая библейская книга имеет свое название: «Исход», «Книга Пророка Даниила», «Евангелие от Луки», «Послание апостола Павла к Римлянам». Обычно полностью название книги при цитировании не пишут, а пользуются сокращенным указанием (напр., «Исх.»; «Дан.»; «Лк.»; «Рим.»). Чтобы человек смог быстрее узнать, какое именно место из Б. цитирует проповедник, принято указывать название книги, откуда взята та или иная фраза, а также номер главы и «стиха». Английский монах Стефан Лэнгтон в начале XIII в. разделил на главы каждую книгу Б. (кроме самых коротких). Главы внутри были разделены на «стихи» – короткие отрывки по одной–две фразы. Т. обр., указание «Рим. 12:9» означает, что ссылка взята из «Послания апостола Павла к Римлянам», двенадцатая глава, девятый стих. Несмотря на употребление термина «библейский стих», далеко не вся Б. написана стихами. В ней есть поэтически-ритмизованные отрывки, есть целые гимны (в основном собранные в Псалтыре), но «стихом» называется и вполне прозаический библейский текст. В современных изданиях Б. на полях обычно ставят множество «шифрованных» указаний на библейские тексты. Это т. наз. «параллельные места». Чтобы лучше понять смысл какого-то места, предполагается посмотреть др. места Б., указанные на полях, говорящие на ту же тему. Обычно указываются параллели не столько смысловые, сколько филологические. В богослужебной практике Русской Православной Церкви используется перевод, основа к-рого была заложена в IX в. просветителями славян Мефодием и Кириллом. Ее яз. (церковно-славянский) никогда не был разговорным, однако был весьма близок к нему и понятен, что составило заметное отличие рус. духовной культуры от западноевропейской, вплоть до Реформации, имевшей дело лишь с лат. Б. Канонический текст церковно-славянской Б. – этот наз. Елизаветинская Библия, изданная в 1756 г. Русский же полный перевод (Синодальный перевод) увидел свет в 1876 г. В XX в. довольно регулярно предпринимались попытки создания новых переводов, однако они не были удачными. БЛАГОВЕЩЕНИЕ – см. Праздники христианские. БЛАГОДАТЬ (греч. carsma – дар, оказанная милость) – термин христианского богословия, означающий действие Бога в человеке. Синонимом слова Б. в христианских текстах является термин «действование» (греч. energeia), т.е. проявление сокровенной природы Божества в человеке и мире. Это действие Бога как бы «вне Бога», «окрест Бога» (образ преп. Симеона Нового Богослова). Человеку это обоживающее действие Бога дается как дар (добрый, благой дар). Однако от человека требуется усилие, чтобы этот дар принять. Для этого нужно, во-первых, осознание собственной духовной нищеты (да принимает нуждающийся), а во-вторых, открытость сердца перед тем, кто этот дар принес. Поэтому христианская проповедь того, что Иисус Христос «даром» искупил вину всех людей совмещается с утверждением, что человеку нужно делом изменить свой образ жизни, чтобы смочь принять дар спасения. И хотя в истории христианства известны споры о том, спасается ли человек своими «делами» (в том числе и «делом веры») или же только «благодатью», сегодня очевиден консенсус христианского мира по этому вопросу: дело покаяния открывает человеческую душу для принятия Б., к-рая укрепляет человека в совершении дел милосердия и в молитве. Но в своем понимании Б. все христиане противостоят ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|