Объективный идеализм Г. Лейбница
Проблема метода: эмпиризм и национализм
Общая характеристика Ф. Бэкона
Проблема познания в философии Ф. Бэкона
Система классификации наук Ф. Бэкона
Философия Томаса Гоббса
Философия Джона Локка
Рационалистическая метафизики Б. Спинозы
Философия Б. Спинозы
Философия Р. Декарта
Учение Р. Декарта о субстанции
Дуализм Р. Декарта
Психология — учение о не- материальности души (Бог соединил душу с телом)
| | Метафизика:
истинная субстанция (Бог)
духовная субстанция
материальная субстанция
| | Методология — рационалистическая дедукция ,
| | Метафизика: «Я мыслю, стало быть, я существую»
| | Физиология: человек как сложная система, повинующаяся законам механики
| | Космогония: идея естественного развития Солнечной системы
| | Космология: Вселенная изменчива, имеет свою историю
| | Нематериальная субстанция
| |
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) - немецкий ученый-математик, философ, юрист. Представитель европейского рационализма и предшественник немецкой классической философии. Представитель философии Нового времени.
Основные труды: «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Монадология» (1714)
| | 6.14 Философия Г. В. Лейбница ( монадология )
| | | | | | | | | В философии Г. Лейбниц стремится примерить веру и знание, релитию и науку, теологию и механическую причинность, эмпиризм и рационализм. В своем философском развитии он проходит путь от механистического материализма до своеобразного объективного идеализма (монадологии).
Г. Лейбниц развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Если, Р. Декарт признавал основой мира две субстанции - духовную и материальную (дуализм), Б. Спиноза - только одну (монизм), то Г. Лейбниц расчленил субстанцию на бесконечное количество отдельных субстанциональных начал, которые назвал монадами.
Монады - простые, неделимые субстанции, «истинные атомы природы», или «элементы вещей». Монада не может быть ни физической точкой, ни геометрической точкой. Она есть «метафизическая точка», или центр деятельности силы, а поскольку способность непрерывной деятельности присуща только духу (материя пассивна), то монада — духовная субстанция. Монады вечны и неуничтожимы. Они возникают из непрерывных «излучений (fulgurations) божества» и могут быть уничтожены только сверхъестественным путем.
В мире имеет место иерархия монад, «единая лестница живых существ» - от минералов до Бога - Верховной Монады. Все монады историчны. Они подвержены беспрерывному изменению естественным путем, т. е. саморазвитию.
Кроме идеи развития монадология содержит и ряд других диалектических идей: о взаимосвязи и целостности, неисчерпаемости и бесконечности мира; о связи материи и движения; о единстве и взаимопереходах противоположностей и т. п.
В теории познания Г. Лейбниц выделяет два вида знания: истины разума и истины факта. Первые берутся из самого разума, без обращения к опыту - таковы, например, законы логики, аксиомы математики. Вторые получаются эмпирическим путем как констатации фактов. Истины разума имеют всеобщий и необходимый характер, а истины факта — случайный, вероятностный. Г. Лейбниц, разрабатывая свой метод, стремился соединить в нем формально-логиеский и диалектический аспекты процесса познания.
| |
Объективный идеализм Г. Лейбница
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|