Здавалка
Главная | Обратная связь

Схема 12. Правила ведения конфликтного разговора



Определенная некорректность взаимно принимается и признается, но не принимается во внимание. Когда вы говорите:

• Сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему.

• Негативные чувства не нужно скрывать, они должны быть открыто выражены. Извинения за испытываемые чувства не требуются.

• Претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнера, а не к его личности.

• Прошлое и будущее оставьте впокое, находите конкретное решение в конкретной ситуации.


156

 

• Избегайте барьеров общения.

• Открыто высказывайте свои желания.

• Скажите, что вы конкретно сделаете для своего партнера, если он выполнит ваши желания.

• Спросите партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы.

Когда вы слушаете:

• Пересказывайте то, что говорит партнер.

• Не принижайте значимости чувств или желаний партнера.

• Покажите, что вы принимаете и уважаете партнера, но сами имеете право на собственную точку зрения, собственное восприятие, собственные желания (он, впрочем, тоже имеет на это право).

• Предлагайте варианты.

• Отмечайте общее в ваших позициях.

Упражнение 48. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТ-НЫЙ РАЗГОВОР»

Материалы Время Инструкция * По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. (1) «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек своими действиями постоянно вызывает у вас неприятные чувства. Как можно более точно запишите те особенности поведения, которые вас в нем злят». (2) «Теперь подумайте и запишите, чего бы он от вас хотел. Постарайтесь, чтобы это были более или менее равноценные вещи».

157

 

(3)

«Пожалуйста, прочитайте нам описание ваших ситуаций». Обсуждение «Как вы считаете, можно ли попросить

партнера пойти вам навстречу, предложив взамен уступки со своей стороны? Сумеете ли вы точно изложить свои чувства и желания?

Сможете ли вы его внимательно выслушать? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам в этом настойчивость?»

Комментарий

Если участники заявляют, что они на эту тему разговаривать с партнером не хотят, то им отвечают, что в этом случае вряд ли что изменится.

Ролевая игра 12. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ_________

Материалы Время Ситуация Инструкция участникам Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы в ходе разговора максимально точно пересказывать чувства и желания, о которых говорит партнер. Не забывайте также о своих чувствах и желаниях, обещайте взамен последовать его желаниям. Изобретайте варианты. Если партнер отказывается пойти вам навстречу, просто скажите, что вам важно было поговорить с

Инструкция группе Обсуждение ним о проблеме, которая вас беспокоит». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений». «Что помогало прийти к соглашению? Что стало барьером в этом разговоре? Какие еще есть выходы из конфликта? »

Комментарии

Такого рода тренировка конфликтного разговора требует особой атмосферы в группе и высокой квалификации тренера. Для того чтобы точнее разобраться в тонкостях межличностных отношений, иногда в работе приходится использовать техники психодрамы.

Перенос в реальную жизнь допускается только в том случае, если ситуация ясна тренеру и участникам во всех деталях и не очень сложна. В противном случае разбор и реконструкцию нарушенных межличностных отношений следует проводить только в рамках индивидуальной длительной психотерапии.

Домашнее задание

При соблюдении вышеназванных условий участники группы получают задание провести разговор с близкими людьми. При этом особое внимание следует обратить на то, что проблема не должна быть принципиальной и что задача состоит не в немедленном решении конфликта, а в тренировке уверенности в межличностных отношениях.

Участников просят особенно тщательно фиксировать на бланках все, что произойдет в ходе этого разговора и непосредственно вслед за ним.


Упражнение 49. ПРОВЕРКА ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ

159

 

Материалы Время Инструкция Обсуждение Листки, заполненные участниками. Обсуждение — 5-15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, что делал ваш партнер в ходе разговора, и что — после его окончания?» «В чем у вас возникли трудности? На что следует обратить внимание в будущем? Как реагировал партнер на предложенные варианты? На пересказ его желаний и чувств?»

Комментарии

Эти пробы требуют очень тщательного разбора и практически всегда приводят к необходимости вернуться к той или иной теме тренинга. Этого не нужно бояться — таким образом мы лишь повышаем эффективность нашей работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.