Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные экономические понятия



 

Экономическая теория изучает способы удовлетворения че­ловеческих потребностей в мире ограниченных ресурсов. Остано­вимся на определении соответствующих категорий.

Потребность определяется как осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, представляет собой спрос на товары и услуги. В экономической литературе (Маслоу) человеческие потребности делятся на 5 уровней:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в общении, в духовной близости;

4) потребности в общественном признании;
5)' потребности в самореализации.

Чем выше уровень развития личности, тем более он стремится к удовлетворению более высших потребностей. Материальные потребности подразделяются на:

а) предметы первой необходимости (еда, одежда, жилье);

б) предметы роскоши (драгоценности, меха, яхты и т.д.)
Помимо личных человеческих потребностей различают про­изводственные потребности в средствах производства и рабочей силе.

Факторы, влияющие на потребности:

а) доходы населения, государства и фирм;

б) развитие научно-технического прогресса;

в) уровень экономического развития страны,

г) исторические и национальные особенности страны и т.д.

Разнообразие потребностей людей безгранично. Но существу­ет лимит - ограничительный уровень расхода ресурсов. Ресурсы — это вещи, которые используются для производства благ и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Когда ресурсы полностью задействованы, единственный способ увеличить производство од­ного продукта - сократить производство другого.

Под понятием «благо» в экономической литературе подразу­меваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, уст­ремлениям людей. Услуги — это целесообразная деятельность че­ловека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяю­щий какие-либо потребности человека.

Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают в себя: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, со­оружения, станки, продукты питания и т.д.)- А. Маршал относит к ним и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

Блага также подразделяются на экономические (являются ре­зультатом экономической деятельности) и неэкономические (пре­доставляются природой без приложения человеком усилий).

 

Каждое общество сталкивается с проблемой ограниченности возможностей. Поскольку потребности всех не могут быть удов­летворены, каждый — человек, фирма или государство — должен сделать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуа­цию через альтернативные издержки. Альтернативные издержки -это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу. Эффект необходимости выбора и альтернативных издержек выражается с помощью кри­вой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей представляет собой линию, каждая точка на кото­рой отражает максимальный объем производства двух

 

продуктов при полном использовании экономических ресурсов. Например, страна при имеющихся ресурсах может выпускать определенное количество товаров А и В. Кривая производственных возможнос­тей страны имеет следующий вид (рис. 1)

 

Рис. 1.1 — Кривая производственных возможностей

 

Каждая точка линии ав отражает максимальный объем произ­водства товаров А и В при полном использовании экономических ресурсов данной страны.

Располагая информацией о производственных возможностях, общество или конкретный производитель должны ответить на три вопроса:

- Какие товары и услуги и в каком количестве производить?

- Как производить эти товары и услуги?

- Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и
услуги. То есть для кого производить?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.