Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ТИПЫ.



Цель занятия: рассмотреть экономический рост и его типы.

Вопросы для контроля:

17.В чем выражается экономический рост?

18.С помощью какого показателя характеризуются темпы экономи­ческого роста?

19.В каких случаях возникает экономический рост?

20.Покажите варианты экономического роста на графике производс­твенных возможностей.

21.Какие выделяются типы экономического роста?

22.Что такое экстенсивный тип экономического роста?

23.С чем связан интенсивный тип экономического роста?

24.Назовите факторы экономического роста.

25.Какие показатели характеризуют факторы экономического роста?

26.Назовите количественные показатели факторов экономического роста?

27.На какие группы можно разделить факторы экономического роста?

28.На каких категориях базируются неокейнсианские модели эконо­мического роста?

29.С какой функцией связывают экономический рост неоклассики?

30.В чем особенности макроэкономической модели В.Леонтьева?

31.С чем связана концепция «нулевого экономического роста»?

32.Каково содержание концепции «устойчивого экономического развития»?

 

 

Тестовые задания

1. В неоклассических моделях экономического роста коэффициент капиталовооруженности труда в процессе экономического развития:

A) снижается;

B) увеличивается;

C) изменяется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры;

D) не изменяется;

E) увеличивается пропорционально.

 

2. К числу предпосылок построения неоклассических моделей экономического роста относятся следующие допущения:

A) применяемые технологии допускают достаточно высокую взаимозаменяемость факторов производства; на рынке существует совершенная конкуренция;

B) применяемые технологии не допускают взаимозаменяемости факторов производства;

C) взаимозаменяемость факторов производства зависит от характера конкуренции;

D) уровень цен в процессе экономического роста не изменяется;

E) экономика должна быть открытой.

 

3. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:

A) технологические изменения в производстве:

B) увеличение объема рабочего времени;

C) увеличение объема применяемого капитала;

D) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту;

E) рост квалификации рабочей силы.

 

4. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

A) кривой совокупного спроса;

B) сдвигом кривой производственных возможностей влево;

C) движением точки по кривой производственных возможностей;

D) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей;

E) сдвигом кривой производственных возможностей вправо.

 

5. Участие государства в экономике обусловлено прежде всего необходимостью:

A) обеспечения эффективного функционирования рыночного механизма;

B) защиты индивидуальных интересов;

C) защита интересов бюрократии;

D) реализация интересов отдельных социальных групп;

E) решения конкретных задач экономического и социального развития страны.

 

6. Что из ниже перечисленного относится к общественному сектору экономики:

A) кооператив;

B) государственное предприятие;

C) частное акционерное общество;

D) единоличное владение;

E) товарищество с ограниченной ответственностью.

 

7. Что понимается под расширенным воспроизводством:

A) возобновление процесса производства в увеличенных масштабах;

B) процесс постоянного повторения и возобновления производства;

C) повторение процесса производства в неизменных масштабах;

D) вовлечение в производство все большего количества трудовых ресурсов;

E) процесс производства.

 

8. Что характеризует экстенсивную форму воспроизводства:

A) вовлечение дополнительных трудовых и природных ресурсов и средств производства на прежней технической основе;

B) реконструкция действующих предприятий;

C) развитие за счет обновления производства и продукции;

D) изменение технологии;

E) изменение отраслевой структуры.

 

9. Что характеризует интенсивную форму воспроизводства:

A) расширение производства за счет более эффективного использования всех факторов на основе новых технологий;

B) строительство новых предприятий и рост капиталовложений;

C) совершенствование средств производства и использование техники одного и того же года выпуска;

D) развитие за счет числа увеличения рабочих мест;

E) правильные ответы В) и D).

 

10. Увеличение объема производимой продукции за счет расширения количества применяемых факторов без изменения их качества характеризует:

A) простое воспроизводство;

B) интенсивный тип экономического роста;

C) нулевой экономический рост;

D) экстенсивный тип экономического роста;

E) смешанный тип воспроизводства.

 

11. В моделях экономического роста:

A) исследуются факторы, обеспечивающие совместимость динамического равновесия с полной занятостью;

B) раскрываются причины колебаний экономической активности;

C) показываются причины отклонений от траектории устойчивого равновесного роста экономики;

D) верны ответы В) и С);

E) исследуется взаимосвязь между факторами производства.

 

12. Модель роста Р.Солоу дает возможность исследовать:

A) все перечисленные ниже процессы;

B) влияние экономической политики на уровень жизни населения;

C) воздействие темпов роста на динамику реального ВНП;

D) воздействие технологического процесса на динамику реального ВНП;

E) изменения в ВВП.

 

13. Устойчивый характер равновесного экономического роста в модели Р.Солоу обеспечивается:

A) взаимозаменяемостью факторов производства совершенной конкуренцией на рынках факторов производства;

B) ростом населения;

C) повышением нормы сбережения;

D) НТП;

E) научно-техническим процессом;

 

14. В модели экономического роста Р.Харрода экономический рост является естественным, если темп роста экономики:

A) обеспечивает полную загрузку производственных мощностей;

B) обеспечивает равновесие на рынке труда при полной загрузке производственных мощностей;

C) обеспечивает динамическое равновесие на рынке труда;

D) обеспечивает полную занятость;

E) верны ответы В) и С).

 

15. Непрерывное увеличение объема выпуска в расчете на одного работающего в модели Р.Солоу обеспечивается:

A) повышением темпа прироста населения;

B) техническим прогрессом;

C) увеличением темпа прироста численности занятых;

D) ростом нормы сбережения;

E) экономией времени.

 

Основные понятия и термины.

Антикризисная политика

Бум

Депрессия

Оживления

Рецессия

Экономический рост

Экономический цикл

Контрольные вопросы.

1. Понятие экономического роста.

2. Типы экономического роста.

3. Достижение экономического роста в РК.

 

Литература

 

1. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник- 5-е издание. –Киров: «АСА», 2006.

2. Экономическая теория: Краткий курс/Камаев В.Д, и колл. авторов. -М.: Издательский дом «Камерон», 2005.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Общая экономическая теория/ У.К. Шеденов, Е.Н. Сагиндыков и др.Учебник. –Актобе, Изд. «А-Полиграфия», 2004.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

  1. Экономическая теория: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003.

ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА.

Цель занятия: рассмотреть экономический цикл. инфляцию и безработицу.

Вопросы для контроля:

18. Что означает циклическое движение рыночной экономики?

19.Какими факторами объясняют циклические колебания экстеральные теории?

20.Как рассматривают экономический цикл интеральные теории?

21.Назовите внешние причины экономического цикла.

22.Назовите внутренние причины экономического цикла.

23.Что такое экономический цикл?

24.Какие виды циклов различают в экономической литературе?

25.В чем причина «длинных волн» Кондратьева?

26.С чем связаны малые циклы Китчина?

27.Какой период охватывают циклы Жугляра?

28.Что является материальной основой промышленного цикла?

29.Какие фазы проходит промышленный цикл?

30.Какие явления в экономике происходят в фазе кризиса?

31.Почему в период кризиса самый высокий уровень ссудного про­цента?

32.Какие явления характерны для фазы депрессии?

33.Как предприниматели выходят из кризисной ситуации?

34.С чем связаны особенности аграрного кризиса?

18. Что такое структурный кризис?

 

25.На что направлена антициклическая политика государства?

26.Чем отличаются неокейнсианские и неоконсервативные взгляды
на антикризисную политику?

27.Что такое кредитная экспансия?

28.Что такое кредитная рестрикция?

29.В какой период проводится политика «дешевых денег»?

30.Что собой представляет политика ускоренной амортизации?

25.Какую часть трудоспособного населения занимают трудовые ре­сурсы?

26.Что такое безработица?

27.Назовите виды безработицы.

28.Какой вид безработицы связан со спадом в экономике?

29.Какие виды безработицы возможны при полной занятости?

30.Что такое естественный уровень безработицы?

31.В чем смысл закона Оукена?

32.Каковы социально-экономические последствия безработицы?

33.Что такое биржа труда?

34.В чем причины безработицы в Казахстане?

35.Какие проблемы на рынке труда в Казахстане наблюдаются в пос­леднее время?

36.Что такое инфляция?

37.Каковы причины инфляции?

38.Чем вызывается инфляция спроса?

39.Что означает инфляция предложения?

40.Какие виды инфляции различают в зависимости от среднегодово­го темпа прироста цен?

41.Что такое ожидаемая и неожидаемая инфляция?

42.Какой вид инфляции - сбалансированная или несбалансирован­ная — наиболее неблагоприятный для экономики?

43.Каковы социально-экономические последствия инфляции?

44.На что направлена антиинфляционная политика?

45.Что отражает кривая Филлипса?

46.Почему при сдерживании инфляции может расти безработица?

 

Основные термины

 


Безработица

Кривая Филлипса

Рабочая сила

Скрытая безработица

Стагфляция

Структурная безработица

Трудоспособное население

Фрикционная безработица

Циклическая безработица

Экономический цикл


Контрольные вопросы:

 

7. Безработица, ее основные виды.

8. Закон Оукена.

9. Последствия безработицы.

10. Понятие инфляции.

11. Причины и последствия инфляции.

12. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

7. Фазы экономического цикла.

ТЕСТЫ:

 

1. Безработица, связанная с добровольной сменой наемными работниками места работы или с периодами их временного увольнения:

A) циклическая

B) фрикционная

C) структурная

D) сезонная

E) естественная

2. Кривая, показывающая связь между уровнем безработицы и годовым темпом роста цен:

A) кривая Лоренца

B) кривая Лаффера

C) кривая безразличия

D) кривая Филлипса

E) кривая спроса

3. От внезапного роста темпов инфляции выгадают, скорее всего …

A) люди, живущие на фиксированную пенсию

B) владельцы страховых полисов, застраховавших свою жизнь

C) вкладчики сбербанков

D) люди, получившие беспроцентный заем

4. По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении …

A) как фрикционной, так и структурной безработицы

B) циклической безработицы

C) фрикционной безработицы

D) структурной безработицы

E) конъюнктурной безработицы

5. Что может считаться внешней причиной смены экономических циклов:

A) изобретения и инновации;

B) потребление;

C) инвестиции;

D) сбережение;

E) правительственная политика в области налогов и расходования государственных средств.

 

6. Что не характерно для периода подъема:

A) сокращение инвестиций;

B) рост производства;

C) увеличение кредитов;

D) снижение безработицы;

E) снижение инфляции.

 

7. Что в период спада скорее всего будет стимулировать подъем:

A) увеличение инвестиций;

B) сокращение прибылей;

C) сокращение покупательской способности;

D) рост безработицы;

E) рост инфляции.

 

 

Литература

 

1. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник- 5-е издание. –Киров: «АСА», 2006.

2. Экономическая теория: Краткий курс/Камаев В.Д, и колл. авторов. -М.: Издательский дом «Камерон», 2005.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Общая экономическая теория/ У.К. Шеденов, Е.Н. Сагиндыков и др.Учебник. –Актобе, Изд. «А-Полиграфия», 2004.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

  1. Экономическая теория: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003.

Тема 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

Цель занятия: рассмотреть государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.

Вопросы для контроля:

23. С чем связана необходимость государственного регулирования рыночной экономики?

24.На какие уровни делятся цели государственного регулирования экономики?

25.Какие функции выполняет государство в экономике?

26.Какие три глобальные функции государства выделяют в запад­ных учебниках «Экономикс»?

27.Каковы инструменты государственного регулирования экономики?

28.Что является проявлениями институционализма?

29.Какие методы используются при государственном регулировании экономики?

30.Какие методы относятся к прямым?

42. Назовите косвенные методы государственного регулирования экономики.

43. Приведите примеры моделей государственного регулирования экономики.

44. На что направлено государственное регулирование в условиях переходной экономики?

45. Что такое финансы?

46. Что такое финансовая система государства?

14.Какова структура финансовой системы?

15.Что собой представляет финансовая политика государства?

16.Какие аспекты имеет финансовая политика?

17.На что направлена фискальная политика?

18.На какие виды делится фискальная политика?

19.Каково содержание дискреционной фискальной политики?

20.С помощью каких встроенных стабилизаторов осуществляется автоматическая фискальная политика?

21.Что такое государственный бюджет?

22.Дайте классификацию государственных расходов.

23.Какое содержание имеет мультипликатор государственных расхо­дов?

24.Дайте классификацию государственных доходов.

25.Что такое налоги?

26.Что собой представляет налоговая система государства?

27.Каким принципам должно соответствовать налогообложение?

28.Какие различаются виды налогов?

29.Что означает налоговый мультипликатор?

30.Что отражает кривая Лаффера?

31.Какие виды налогов действуют в Казахстане?

32.Что такое бюджетный дефицит?

33.Что такое внутренний и внешний долг государства?

34.Каковы последствия государственного долга?

 

Основные термины и понятия.

Бюджетный дефицит

Внешний долг

Внутренний долг

Государственный бюджет

Государственный долг

Кривая Лаффера

Налог

Налогообложение

Финансовая система

Финансы

Фискальная политика

Контрольные вопросы.

1. Сущность финансов.

2. Финансовая система и его структура.

3. Государственный бюджет и дефицит бюджета.

4. Государственный долг.

5. Классификация налогов.

6. Кривая Лаффера.

ТЕСТЫ:

 

3. Государственный долг – это сумма предшествующих:

A) государственных расходов

B) бюджетных дефицитов

C) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков

D) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов

E) расходов на оборону

 

4. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

A) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла

B) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

C) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости

D) будет способствовать ослаблению инфляции

E) будет стимулировать совокупный спрос

Литература

 

1. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник- 5-е издание. –Киров: «АСА», 2006.

2. Экономическая теория: Краткий курс/Камаев В.Д, и колл. авторов. -М.: Издательский дом «Камерон», 2005.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Общая экономическая теория/ У.К. Шеденов, Е.Н. Сагиндыков и др.Учебник. –Актобе, Изд. «А-Полиграфия», 2004.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

  1. Экономическая теория: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003.

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

 

Цель занятия: рассмотреть роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.

Вопросы для контроля:

31. Что такое денежная система государства?

32.Каковы компоненты денежной системы?

33.Какие типы систем денежного обращения известны экономичес­кой науке?

34.Что такое биметаллизм?

35.Что такое монометаллизм?

36.Какие существовали разновидности монометаллизма?

37.Что собой представляет система неразменных кредитных денег?

38.Что такое денежная реформа?

39.Какие существуют виды денежных реформ?

40.Что такое нулификация денег?

41.Что такое деноминация денег?

42.Что такое девальвация и ревальвация?

43.Что включает в себя денежная масса?

44.Что такое предложение денег?

47. Какие различаются денежные агрегаты?

48. Что такое «квази-деньги»?

49. Что отражает денежный мультипликатор?

50. Как подсчитывается денежный мультипликатор?

51. Из каких функций денег вытекает спрос на деньги?

52. Что отражает кривая спроса на деньги?

53. Что отражает количественная теория денег?

54. Как пишется кембриджское уравнение?

55. Что показывает уравнение Фишера?

56. Как называется кейнсианская теория спроса на деньги?

57. Каковы мотивы спроса на деньги согласно кейнсианской тео­рии?

58. Каковы условия равновесия на денежном рынке?

59. Что такое кредит?

60. Какие существуют формы кредита?

61. Что такое кредитная система государства?

62. Каковы основные звенья современной кредитной системы?

63. Что такое банк?

64. Перечислите типы банков.

65. Назовите специфические функции центрального банка.

66. Какие функции выполняют коммерческие банки?

67. Назовите виды банковской деятельности.

68. Какие операции осуществляют банки?

69. За счет чего формируются ресурсы банков?

70. Что такое депозиты?

71. Какие функции выполняют специализированные кредитно-фи­нансовые учреждения?

72. Как классифицируются кредитные операции?

73. Что собой представляет денежно-кредитная политика?

74. Назовите инструменты денежно-кредитной политики.

 

Основные понятия и термины.

 


Банк

Денежная масса

Инвестиционный банк

Ипотечный кредит

Коммерческий кредит

Кредит

Кредитная система

Онкольный кредит

Эмиссионный банк

Эмиссия


Контрольные вопросы.

 

1. Понятие и функции денег.

2. Денежная система.

3. Понятие кредита.

4. Кредитная система.

5. Банковская система РК.

6. Кредитно-денежная политика Казахстана.

ТЕСТЫ:

1. Что представляет собой активы банка?

A) вклады до востребования, акции и резервы

B) наличные деньги, собственность и резервы

C) наличные деньги, собственность и акции

D) наличные деньги, акции и вклады до востребования

E) резервы, ссуды и акции

2. Если центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг населению, то эта мера ведет к:

A) уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками

B) увеличению общей суммы личных накоплений

C) увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков

D) снижению уровня процентных ставок

E) увеличению количества банкнот в обращении

Литература

 

1. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник- 5-е издание. –Киров: «АСА», 2006.

2. Экономическая теория: Краткий курс/Камаев В.Д, и колл. авторов. -М.: Издательский дом «Камерон», 2005.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Общая экономическая теория/ У.К. Шеденов, Е.Н. Сагиндыков и др.Учебник. –Актобе, Изд. «А-Полиграфия», 2004.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

  1. Экономическая теория: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003.

 

Тема 14. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

Цель занятия: рассмотреть основные закономерности социальной и региональной политики государства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.