Здавалка
Главная | Обратная связь

Конечные результаты обучения



Студент должен знать:

· основные биологические свойства микроорганизмов (морфологические, физиологические, антигенные), патогенные свойства микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний и их экологию;

· представителей нормальной микрофлоры организма человека;

· факторы неспецифической и специфической антимикробной защиты организма;

· основы инфекционной иммунологии и аллергологии;

· патогенез, методы и принципы микробиологической диагностики широко распространенных инфекционных заболеваний человека;

· основные понятия определения антимикробной активности антибиотиков и дезинфектантов;

· микробиологические основы асептики и антисептики, дезинфекции и стерилизации;

Студент должен уметь:

· соблюдать правила противоэпидемического режима и техники безопас-ности в бактериологических лабораториях;

· соблюдать правила инфекционной безопасности пациента и медперсонала в лечебных учреждениях;

· взять материал у пациентов для микробиологического исследования;

· приготовить микроскопические препараты из патологического материала (гной, испражнения и т.д.) и микроскопировать с иммерсионной системой светового микроскопа;

· определять чувствительность выделенной культуры к антибиотикам, определять концентрацию антибиотиков в биосубстратах;

· обеззараживать инфицированный материал, проводить антисептическую обработку рук, контаминированных заразным материалом, культурами микроорганизмов;

· оценить результаты санитарно-бактериологического контроля за качеством дезинфекции и стерилизации;

· интерпретировать данные микробиологических исследований;

 

Студент должен владеть навыками:

· взятия исследуемого материала и доставки его в бактериологическую лабораторию;

· проведения микроскопического метода исследования.

 

2.5. Пререквизиты дисциплины:для понимания дисциплины микробиология необходимы знания по экологии,медицинская биологии с генетикой, нормальной физиологии.

2.6. Постреквизиты дисциплины: микробиологиянеобходима для освоения знаний по следующим дисциплинам: общая гигиена, сестринское дело в эпидемиологии и инфекционных болезнях, сестринское дело в хирургии и реанимации, сестринское дело в терапии, сестринское дело в акушерстве и гинекологии.

 

 

2.7. Краткое содержание дисциплины (из ГОСО)

Предмет, цели, задачи, методы исследования в микробиологии; классификация микроорганизмов. Морфология, генетика и физиология, пути передачи, механизмы защиты организма, классическая техника лабораторной идентификации: бактерий, грибов и дрожжей, вирусов. Биологические свойства, факторы патогенности, особенности лабораторной диагностики, специфического лечения и профилактики возбудителей, вызывающих заболевания в различных органах и системах. Нормальная микрофлора организма. Микробиологические основы дезинфекции, асептики, антисептики. Экология микроорганизмов. Основы общей иммунологии, оценка иммунного статуса. Иммунодепрессивное действие ксенобиотиков, ионизирующего излучения, электромагнитного и микроволнового облучения, иммунопрофилактика.

2.8. Тематический план лекций, практических занятий, СРС.

2.8.1 Тематический план лекций

Темы лекций Форма проведения Кол-во часов
1. Цели и задачи медицинской микробиологии. Ее значение в деятельности врача-стоматолога. Систематика и принципы современной классификации микроорганизмов. Структура бактериальной клетки и вириона. Морфология бактерий, вирусов, грибов. Обзорная лекция
2. Физиологии и биохимия бактерий. Обзорная лекция
3. Общая вирусология. Основы систематики вирусов. Структура и химический состав вирионов. Бактериофаги. Тематическая лекция
4. Микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотера-пии. Антибиотики. Механизмы лекарственной устойчивости бактерий. Обзорная лекция
5. Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Дисбактериоз. Обзорная лекция
6. Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и вирулентность бактерий. Инфекционность вирусов. Персистенция микроорганизмов. Генетический контроль факторов патогенности и вирулентности. Тематическая лекция
7. Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Антигены. Тематичес-кая лекция
8. Антитела. Классы иммуноглобулинов. Реакции антиген-антитело. Серологический метод исследования. Тематичес-кая лекция
9. Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний. Обзорная лекция
10. Цели и задачи частной медицинской микробиологии. Грамположительные кокки (стафилококки, стрептококки). Обзорная лекция
11. Грамотрицательные кокки (менингококки, гонококки). Проблемная лекция
12. Патогенные и условно-патогенные анаэробы (клостридиальные и неклостридиальные). Проблемная лекция
13. Патогенные и условно патогенные энтеробактерии. Эшерихии. Проблемная лекция
14. Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии. Проблемная лекция
15. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А, В, С и прочих сальмонеллезов. Проблемная лекция
16. Микробиологическая диагностика холеры. Холерный вибрион. Кампилобактерии. Геликобактерии. Проблемная лекция
17. Возбудители зоонозных инфекций (чумы, бруцеллеза, сибирской язвы, туляремии). Бактериологическое оружие. Проблемная лекция
18. Патогенные и условно патогенные коринебактерии. Бордетеллы. Проблемная лекция
Патогенные и условно патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и микобактериозов. Лепра. Проблемная лекция
Возбудители венерических заболеваний. Проблемная лекция
Патогенные риккетсии. Проблемная лекция
Патогенные и условно-патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозов. Проблемная лекция
Вирусы - возбудители респираторных заболеваний. Ортомиксовирусы. Парамиксовирусы. Вирус краснухи. Проблемная лекция
Аденовирусы. Поксвирусы. Проблемная лекция
Рабдовирусы. Арбовирусы. Проблемная лекция
Вирус иммунодефицита человека. Онковирусы. Проблемная лекция
Герпесвирусы. Возбудители природно-очаговых вирусных инфекций. Проблемная лекция
Пикорнавирусы. Вирусы полиомиелита. Коксаки. ECHO. Проблемная лекция
Возбудители вирусных гепатитов . Проблемная лекция
Микробиологическая диагностика медленных инфекций. Прионная инфекция. Проблемная лекция
Патогенные простейшие. Проблемная лекция
Санитарная микробиология. Предмет, цели, задачи. Методы исследования. Санитарно-показательные микроорганизмы. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Методы отбора и исследования проб. Критерии оценки качества. Проблемная лекция
Предмет, задачи, методы клинико-диагностической микробиологии. Особенности этиологии, патогенеза и клиники неэпидемических микробных заболеваний. Постановка этиологического диагноза. Проблемная лекция
Дисбактериоз, его диагностика и коррекция. Проблемная лекция
Микробиологическая диагностика заболеваний дыхательных путей, ЖКТ, мочеполовых органов, гнойной инфекции, сепсиса. Проблемная лекция
Внутрибольничные инфекции, диагностика и профилактика. Проблемная лекция
  Всего часов: 36    

 

 

2.7.1. Тематический план практических занятий

 

Темы практических занятий Форма проведения Кол-во часов
1. Общая микробиология. Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы. Классификация и систематика микроорганизмов. Прокариоты. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий. Техника приготовления мазка. Простая окраска. Техника микроскопирования.. 1. Знакомство с рабочим местом и правилами работы в микробиологической лаборатории. 2. Правила обращения с бактериальными культурами. 3. Работа парами: техника приготовления мазка и простая окраска, иммерсионная микроскопия, изучение основных форм бактерий. Особенности строения спирохет, актиномицет, риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов, вирусов.
2. Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка, капсула, споры, методы их выявления. Техника приготов-ления мазка. Сложные способы окраски мазков. Окраска по Граму. 1. Краткое обсуждение темы занятия. 2. Работа парами: постоянные и непостоянные элементы бактериальной клетки, техника приготовления мазка и сложная окраска, метод по Граму.
3. Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, ак-тиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов. 1. Краткое обсуждение темы занятия. 2. Работа парами изучить морфологию спирохет, микоплазм риккетсий, хламидй, грибов
4. Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры аэробов (1 день исследования). 1. Краткое обсуждение темы занятия. 2. Работа парами: идентификации чистой культуры аэробов, изучение методов культивирования анаэробов.
5. Выделение чистой культуры аэробов (2 день исследования) и анаэробов. Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа парами: определение типов питания и дыхания бактерий 3. Работа малыми группами: ознакомление с ростом бактерий на жидких и плотных средах
Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной активности (3-й день исследования). Идентификация бактерий. Грибы, строение и классификация, культивирование. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа парами: определение ферментативной активности бактерий, методы идентификации чистой культуры аэробов, изучение методов культивирования анаэробов. 3. Работа малыми группами: ознакомление с методами культивирования грибов
Вирусы. Строение и классификация. Репродукция вирусов. Культивирование вирусов. Вирусологичексий метод исследования. Бактериофаги. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа парами: изучению строения размножения бактериофагов и их практического применения 3. Работа малыми группами: ознакомление с вирусологическими методами исследования.
Коллоквиум: тестирование по разделу «Морфология и физиология микроорганизмов» 1. Тестовый контроль
Генетика бактерий. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Плазмиды. Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа парами: по изучению генетических рекомбинаций у бактерий ,изучение и интерпретация результатов исследования на дисбактериоз кишечника.
Основы санитарной микробиологии. Микрофлора окружающей среды. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа парами: изучение санитарно-бактериологического исследования водопроводной воды, воздуха. 3. Работа с парами: решение ситуационных задач по санитарно-бактериологическому состоянию объектов внешней среды
11. Стерилизация. Дезинфекция. Антибиотики. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: по ознакомлению методов стерилизации и дезинфекции. 3. Работа малыми группами: по изучению механизмов действия антибиотиков, определению антибиотикочувствительности бактерий.
12. Инфекция. Факторы патогенности бактерий. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: по изучению факторов патогенности микроорганизмов. 3. Работа малыми группами по проведению биологического метода исследования: заражение лабораторных животных, вскрытие трупа лаб. Животных с проведением бактериоскопич. и бактериологич. Исследования внутренних органов
13. Иммунитет. Неспецифические факторы защиты. Фагоцитоз. Опсонический индекс. Титрование комплемента, лизоцима. Антигены, антитела. Реакция агглютинации. Реакция преципитации 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами по определению фагоцитарного показателя, незавершенного фагоцитоза 3. Работа малыми группами по определению титра лизоцима в сыворотке крови человека
14. Реакция лизиса, бактериолиза, реакция связывания комплемента. Реакция нейтрализации. Реакция иммунофлюоресценции. Радиоиммунный, иммуноферментный анализы. Реакция иммобилизации бактерий. Полимеразная цепная реакция. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: по изучению реакции агглютинации, пассивной гемагглютинации преципетации. реакции лизиса, бактериолиза, реакции связывания комплимента, реакции нейтрализации.ю иммунофлюоресценции, радиоиммунный, иммуноферментный анализ. Реакции иммобилизации бактерии
15. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Иммунопатология (Иммунодефицитные состояния, реакции гиперчувствительности, аутоиммунные процессы). 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: принципов приготовления и применения профилактических и лечебных вакцин, иммунных сывороток и глобулинов. 3. Работа малыми группами: ознакомление с поствакцинальными и постсывороточными осложнениями, методикой введения гетерогенных сывороток и глобулинов.
16. Коллоквиум: тестирование по разделу «Генетика микроорганизмов. Микрофлора окружающей среды. Инфекция. Иммунитет. Иммунопрофилактика, иммунотерапия» 1. Тестовый контроль
17. Частная микробиология. Правила забора и доставки материала в микробиологическую лабораторию при инфекционных заболеваниях. Грамположительные кокки. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: инфекций. составление схем микробиологической диагностики стафилококковой, стрептококковой инфекции. 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения кокковых инфекций
18. Грамотрицательные кокки. Менинго- и гонококки. Посев на кишечную группу. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики менингококковой и гонококковой инфекции. 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения кокковых инфекций 4. Работа парами: по проведению посева на кишечную группу
19. Общая характеристика кишечных бактерий. Эшерихии. Шигеллы. 2-й день выделения чистой культуры энтеробактерий. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностик коли-инфекции и дизентерии. 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения коли инфекции и дизентерии 4. Работа парами: изучение культуральных и морфологических свойств бактерий кишечной группы
Сальмонеллы. Завершение выделения чистой культуры энтеробактерий. Посев на холеру. Патогенные и условно-патогенные вибрионы. Холерный вибрион. Кампилобактер. Хеликобактер. Иерсинии. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление микробиологической диагностики сальмонеллезной инфекции, холеры, кампилобактериоза, хеликобактериоза 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики сальмонеллезов 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики холеры
Возбудители зоонозных инфекций. Бруцеллез, чума, сибирская язва, туляремия, лептоспироз, листериоз. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики зоонозных инфекций. 3. Работа парами: по учету результатов реакции Райта, РПГА при бруцеллезе.. 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики зоонозных инфекций
Патогенные и условно-патогенные коринебактерии. Возбудитель дифтерии. Бордетеллы. Возбудители коклюша и паракоклюша. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики дифтерии и коклюша. 3. Работа парами: по учету результатов реакции преципитации при определении токсигенности дифтерии. 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики дифтерии и коклюша
Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики туберкулеза и лепры. 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики туберкулеза и лепры.
Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы. Хламидии. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики венерических заболеваний. 3. Работа парами: по учету реакции Вассермана при сифилисе. 4. Работа парами: решение ситуационных задач.
Возбудители анаэробных инфекций. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики анаэробных инфекций. 5. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики анаэробных инфекций.
Риккетсии, боррелии. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение 3. Краткое обсуждение темы занятий. 4. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики риккетсиозов, боррелиозов. 5. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики риккетсиозов, боррелиозов. 6. Работа парами: по учету РСК при риккетсиозах, решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики риккетсиозов, бореллиозов
. Рубежный контроль: коллоквиум по разделу «Бактериальные инфекции» 1. Тестовый контроль
Вирусы - возбудители респираторных инфекций. Ортомиксовирусы (вирус гриппа). Парамиксовирусы (вирусы парагриппа, эпидемического паротита, кори, респираторно-синцитиального). Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики респираторных вирусных инфекций. 3. Работа парами: по учету результатов РГА, РТГА при индикации и идентификации вируса гриппа. 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики респираторных вирусных инфекций
Вирус краснухи. Аденовирусы. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики аденовирусов и краснухи. 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики аденовирусов и краснухи.
Поксвирусы. Рабдовирусы. Арбовирусы. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики натуральной оспы, бешенства, клещевого энцефалита. 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики натуральной оспы, бешенства, клещевого энцефалита.
Вирус иммунодефицита человека. Онковирусы. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики ВИЧ и онковирусов 3. Работа малыми группами по учету результатов ИФА при ВИЧ инфекции. 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения ВИЧ и онковирусов.
Герпесвирусы (альфа-, бета, гамма-герпесвирусы). Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики герпесвирусов 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики вируса герпеса
Пикорнавирусы - возбудители полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики полиомиелита, Коксаки, ЕСНО 3. Работа малыми группами: учет результатов цветной пробы при определении серотипа вируса полиомиелита 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO
Вирусы гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV. 3. Работа малыми группами учет результатов РПГА при определении антигенов Hbs в сыворотке крови. . 4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV
Патогенные и условно-патогенные грибы. Микологические исследования. Принципы лабораторной диагностики паразитозов. Клинико-диагностическая микробиология. Внутрибольничные инфекции. Микробиологический контроль в ЛПУ 1. Краткое обсуждение темы занятий. 2. Работа малыми группами: составление схем микологической диагностики патогенных и условно-патогенных грибов; составление схем микробиологической диагностики внутрибольничных инфекций 3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, заболеваний, вызванных патогенными и условно-патогенными грибами, по внутрибольничным инфекциям
. Рубежный контроль: коллоквиум по разделам «Вирусные инфекции. Патогенные и условно-патогенные грибы. Паразитозы. Клинико-диагностическая микробиология.» 1. Тестовый контроль
  Всего часов: 108    






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.