Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII век). 2 часа.



6.1.Завоевание монголами территории Казахстана. Формирование улусной системы.

6.2. История Улуг-Улуса и Ак-Орды.

6.3.Могулистан и Ногайская Орда.

Ханство Абулхаира.

Цель и задачи: показать особенности развития политических и социальных институтов Казахстана в монгольский период.

Ключевые понятия: нойон, улус, Чингисхан, кият-борджигин АК-Орда, Кок_Орда, Улуг-Улус, Джучиды, Шайбаниды, сойургал, инжу, тагар, купчур, зякет, харадж и бадж, согум, сыбага.

 

 

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах Т.1.

Алматы, 1996.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах Т.2.

Алматы, 1997.

3. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-

Ата, 1992.

4. Матузная В. Английские средневековые источники 9-13 вв. М., 1979.

5. Э. Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. Алма-Ата, 1992.

6. Кадырбаев А.Ш. Казахстан в эпоху Чингиз-хана и его преемников. XII-XIV

века. Алма-Ата, 1992.

 

1. К началу XIII века на территории Казахстана существовали различные раннефеодальные государства, находившиеся в состоянии конфликтов со своими ближними и дальними соседями вне пределов государств, и в состоянии междоусобицы внутри государства. Племенные союзы кочевников тюрков - кипчаков, карлуков представляли собой ранние государственные объединения. География связей этих государств была весьма обширна - Восточная Европа, Кавказ, Малая и Средняя Азия, улус кереитов в Монголии.

Объединение большинства монгольских племен, создание централизованного государства произошло под рукой Темуджина, будущего Чингисхана. Он родился в 1155 или 1162 году в семье богатого нойона батыра Есугея из племени кият-борджигин. Вскоре отец его умер, подчиненные ему родовые группы покинули семью, отогнав большое количество скота. Темуджину было 8-9 лет. Пройдя через голод, лишения, скитания с семьей, рабство, Темуджин, тем не менее, сумел выстоять и в 90-ее годы XII века его имя появляется в летописях как имя человека, близкого к кереитскому хану Вану.

Хотелось бы отметить, что в данном случае неслучайным было выдвижение именно Темуджина. Такие его личные качества, как ум, проницательность, свобода от национальных и религиозных предрассудков, высокий полководческий талант с одной стороны, и жестокость, хитрость, умение использовать людей с другой проявились очень рано.

Постепенно складывался улус Темуджина, он начал претендовать на владение всей Монголией, что встретило решительное сопротивление других претендентов на роль всемонгольских правителей.

В 1206 году в местности Дэлюнь-булдак, на правом берегу Онона на курултае монгольской знати Темуджин был провозглашен верховным ханом с титулом Чингисхан. Исследователи считают, что титул ведет свое происхождение от «тенгиз» - море. Так завершился процесс образования централизованного монгольского государства во главе с Чингисханом.

2. В 1218 году Чингисхан послал в Отрар торговый караван из 450 купцов на 500 верблюдах во главе с Джамалом Мараги. Вероятно странное поведение купцов, выспрашивавших у жителей о количественном составе городского гарнизона, о системе оборонительных сооружений насторожило наместника города Каирхана Иналчука. Караван был арестован, груз конфискован, а большинство купцов убито. Как только весть об этом дошла до Чингисхана, он потребовал от хорезмшаха выдачи Каирхана, но получил отказ. Послы Чингисхана были убиты, что сделало войну неизбежной. Конечно, убийство послов было для Чингисхана лишь поводом к началу военных действий.

Отрар был разрушен, после него монголы взяли Узгенд и Барчылыгкент, Ашнас, Дженд и Янгикент. Все это произошло на протяжении зимней кампании 1219-1220 годов. Полному разрушению на территории Казахстана подверглись три города, оказавшие сопротивление – Отрар, Сыгнак, Ашнас.

В результате зимней кампании 1220-1221 годов был завоеван Хорезм, с весны 1221 года военные действия перешли на территорию Хорасана, Афганистана, Северной Индии. Таким образом, между 1219 и 1224 годами территория Казахстана была завоевана монголами. В 1224 году Чингисхан возвратился в Монголию со всеми сыновьями, кроме Джучи. В 1227 году Чингисхан умер, за полгода до него, при загадочных обстоятельствах, погиб Джучи.

3. Но прежде мы должны уяснить последствия монгольского завоевания для тюркских народов. Безусловно, монгольское завоевание прервало процесс консолидации тюркских народов. Были разрушены три города, у других снесены крепостные стены, что в природных условиях Казахстана приводило к изменению структуры их. Кстати во время западного похода Бату в русских княжествах разрушению подвергались только города, оказавшие сопротивление. Упадок городской культуры привел к упадку транзитной торговли, следовательно, и хозяйства пригородных оазисов. Позже, после восстановления города стали занимать меньшую территорию, некоторые исчезли совсем.

Монгольское завоевание оказало влияние и на общественные отношения в завоеванных землях. В скотоводческих регионах законсервировались раннефеодальные отношения. Однако монголы заимствовали у тюркских народов систему пожалований – икту, вакуф, мильк и другие.

Главным же последствием на первом этапе завоевания стало разделение родственных тюркских народов в рамках новых административных границ, что привело к разобщенности населения в этническом, хозяйственном, культурном плане.

К положительным последствиям можно отнести постепенное преобладание интеграционных процессов на втором этапе, введение централизованной власти.

Значительная часть населения эмигрировала за пределы родины, спасаясь от чужеземцев. Большой процент эмигрантов составили кипчаки, за пределами родины не затерявшиеся, сумевшие адаптироваться в новых, кардинально отличавшихся от степных условиях. К концу XIII века население Каира достигло 1 миллиона человек, в основном за счет эмигрировавших тюрков, деятели культуры, науки из городов бежали в Делийский султанат, ставший к середине XIII века одним из центров мусульманской культуры. Именно они пришли к власти в Египте, Делийском султанате, заняли видные посты при правителях Ирана, Закавказья и так далее.

Монгольское завоевание стало огромным потрясением для народов, населявших Казахстан, однако это этап исторического развития, который пережила наша земля на пути к созданию казахской государственности. Как говорилось на предыдущей лекции, именно Бату было суждено создать новое послемонгольское государство, в состав которого вошли многие восточноевропейские, славянские и, естественно, тюркские земли.

Бату правил с 1227 по 1256 год, пользовался огромным авторитетом. Первоначально Орда-Еджену (старший сын Джучи и брат Бату) Бату отдал территорию Восточного Дешт – Кыпчака, северо-восточное Семиречье, Прииртышье и назывался улус Кок-Орда. На запад от Кок-орды по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи лежали земли Шайбана, также брата Бату и назывался улус Ак-Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена Ак-Ордой стало именоваться все государство.

В любом случае применительно к XIII-XIV векам и Ак-Орда и Кок-орда были составными частями Золотой Орды.

Основными векторами внешней политики ак-ордынцев была борьба за присырдарьинские города.

Большой урон Ак-Орде нанесли походы эмира Тимура. В 1423 году на престол в Ак-Орде сел последний из ханов – Барак, но Сыгнак уже перешел на некоторое время под контроль тимуридов. В 1425-1426 годах Барак в результате изнурительной борьбы с тимуридом Улугбеком вернул Сыгнак и некоторые другие присырдарьинские города, но с 1428 года власть в Восточном Дешт-и Кипчаке перешла к династии шайбанидов, овладевших после смерти Барака большей частью ак-ордынских территорий. Новым ханом стал потомок Шайбана Абулхаир.

Что же происходило в южном и юго-восточном Казахстане? К середине XIV века Чагатаидское государство окончательно распалось на западную и восточную части. Феодальная знать, фактически правившая в ханстве поставила в 1348 году ханом чингизида Тоглук-Тимура. Это произошло непосредственно при участии влиятельнейшего племени дулат и его главы – эмира Пуладчи.

Границы Могулистана постоянно менялись, при Тоглук-Тимуре в него входили собственно Могулистан и часть восточного Туркестана, в начале XVI века – только Кашгария. В области внешней политики Тоглук-Тимур делал ставку на завоевание Мавераннахра.

Настало время обратиться, хотя бы вкратце к истории Тимура, сыгравшего значительную роль в изменениях на политической карте Евразии XIV-XVвеков. В 70-90-х годах XIV века Тимур предпринял более десяти походов в Восточный Дешт-и-Кипчак, Семиречье и на Тянь-Шань.

К концу 90-х годов XIV века Тимур образовал огромное государство, в которое вошли Средняя Азия, прикаспийские области, северный Афганистан, часть Индии, Ирака, Закавказья. Земли Казахстана (за исключением западного Жетысу) не вошли в империю Тимура, но именно он обладал правом решающего голоса при избрании ханов.

Государство Тимура имело огромную территорию, но именно это обстоятельство и стало причиной скорого развала империи после смерти Тимура в 1405 году. Вспыхнула междоусобная война, разноязыкие народы империи, поднимая мятежи стремились вновь обрести независимость. Однако походы Тимура объективно способствовали распаду в XV веке Ак-Орды на Ногайскую Орду и ханство Абулхаира.

Ханство Абулхаира возникло в 1428 году с провозглашением этого представителя шайбанидской ветви чингизидов ханом. Основной внешнеполитической линией Абулхаира было сохранение контроля за присырдарьинскими городами. В 1468 году Абулхаир умер, что привело к окончательному распаду ханства.

Ханство Абулхаира возникло в 1428 году с провозглашением этого представителя шайбанидской ветви чингизидов ханом. Этнический состав ханства был представлен различными племенами, родственными по языку и материальной культуре, типу хозяйствования, но домини-ровали кипчаки, конграты, аргу, кереи, найманы. Поскольку считали они себя потомками известнейшего золотоордын-ского хана Узбека, вторым названием государства было «государство кочевых узбеков».

Территория государства Абулхаира объединила земли к востоку от Ногайской Орды, то есть от Урала на западе до озера Балхаш на востоке, от Арала на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Нельзя сказать, что власть Абулхаира была стабильной. Многочисленные джучиды считали, что он нарушил законы престолонаследия. Наиболее активными его противниками были султаны Ибак, Буреке и правнуки Урус-хана Жанибек и Керей.

Основной внешнеполитической линией Абулхаира было сохранение контроля за присырдарьинскими городами. В 1446 году Абулхаир завоевал ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау – Сузак, Сыгнак, Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак стал столицей ханства. Однако угроза Абулхаиру возникла на востоке владений от ойратов, активизировав-шихся в 50-е годы XV века. В 1456-1457 годах ойраты нанесли поражение Абулхаиру. Это поражение показало кризисное состояние государства, ослабление сил самого Абулхаира. Кризисом воспользовались оппозиционеры-джучиды Жанибек и Керей, откочевавшие с подвластными племенами в пределы могульских владений. В 1468 году Абулхаир умер, что привело к окончательному распаду ханства.

Что же происходило на западе бывшей Ак-Орды? Одним из крупнейших образований здесь стала Ногайская Орда. Обособление ее началось в XIV веке и завершилось во время правления Нур-ад-Дина.

Основной линией внешней политики ногайских мурз был союз с русским государством, но именно последнее захватило в XVI веке большую часть ногайских земель. В состав Казахского ханства вошла восточная часть ханства – междуречье Волги и Урала.

Как видим, политическая история послемонгольских государств второй половины XIII – XV веков наполнена междоусобицами, постоянными войнами государств друг с другом, что не могло привести к внутриполитическому и экономическому кризису.

С образованием узбекского казахского ханства большая часть кочевников Золотой Орды, обитавшая в восточной половине государства, отпала от Джучиева улуса. В оставшейся части улуса также шел процесс образовании новых государственных объединений Сибирского ханства и Ногайской орды.

История Узбекского и Казахского ханств более или менее изучена в нашей литературе и еще изучается историками Узбекистана и Казахстана, чего нельзя сказать об Ногайской Орде и особенно истории Сибирского ханства.

Из анализа "Сборника летописи" и Сибирской летописи вытекает, что основателем Сибирского ханства был потомок Шайбана Хаджи-Myxaммед, провозглашенный ханом Сибири в 1420 или 1421 году при поддержке сына Едигея Мансура. Татарский историк XIX в. Шихабутдин Марджани, располагавший не дошедшими до нашего времени другими материалами, немного отличавшимися от тех материалов, которыми располагал составитель “Сборник летописи”, пишет: "Сибирское государство есть государство Хаджи-Мухаммеда, сына Али. Резиденция его государства находилась от крепости Тобол 12 верст выше, в городе Искер, иначе называемая Сибирью". Махмутек, провозглашенный ханом после убийства отца, закрепил эту крепость и прилегавшие к ней территории за своим преемником и превратил в Сибирское ханство, ставшее значительным татарским государством при хане Ибаке.

Сибирское ханство, как отмечал С. В. Бахрушин, было типичным полукочевым царством, разделенным на ряд плохо спаянных между собою племенных улусов, объединенных татарами чисто внешним образом. Сибирские татары, будучи кочевниками-скотоводами, охотниками и звероловами, всегда нуждались в продуктах земледелия, в предметах городского ремесла. Обычно, получая их из Средней Азии, сибирские татары экономически зависели от соседних узбекских ханств; внутренняя слабость Сибирского ханства сделала его зависимым от соседних ногайских князей и мурз, оказывающих на них политическое влияние.

2. Рассмотрим теперь государственно-административное, экономическое устройство и культурное наследие изученных государств. Перечисленные государства назывались «улус» или «ел».

Социальная структура рассматриваемых государств характерна для эпохи феодализма. По мере нормализации хозяйственной жизни укреплялись формы феодального землевладения на юге, продолжался процесс укрепления феодальных отношений в феодальной зоне.

Формально вся земля принадлежала хану. Фактическими владельцами земли, пастбищных территорий, зимовок были представители знати. В оседлых районах сохранились старые формы земельных пожалований – икта, вакуф, мильк, появилась новая форма - сойургал. Земли, первоначально выделенные чингизидам в ходе военных действий, назывались инжу.

С XIV века земельное пожалование в Ак-Орде, ханстве Абулхаира стало называться сойургалами. Широко практиковалась система тарханных пожалований.

Налоги и повинности в рассматриваемых государствах схожи. Основными видами налогов были: тагар – натуральный сбор продуктов для войска, калан – поземельная подать в оседлой зоне, купчур – подушная подать на содержание войск, почты, чиновников, зякет – налог со скота в пользу феодала в кочевой зоне, харадж и бадж – повинности оседлого населения по рытью каналов, ремонту дорог и т.д. Для мужчин главной повинностью была служба в войске своего сюзерена. Многие налоги носили скрытый характер, например, согум и сыбага.

Денежное обращение активизировалось с ростом городов, активизацией всех видов хозяйства, торговли. Наиболее распространенные денежные знаки – золотые динары, чеканившиеся со второй половины XIII века. Содержание золота в них в среднем 50-60 %.

Хозяйство, как и прежде, представлено сочетанием кочевого скотоводства в степной зоне и оседлого земледелия на юге и юго-востоке Казахстана.

Земледелие было развито вдоль крупных рек, у озер.

Города и поселения по сравнению с тюркской эпохой изменились. Прежде всего, уменьшилась территория городов, не все торговые центры были восстановлены. Тараз занимал в этот период две трети домонгольской территории, это коснулось и других городов. С XIV века начали восстанавливаться фортификационные сооружения. В XIV веке наиболее крупными и значимыми городами были Сыгнак, Сайрам, Сузак, Баба-Ата. Города на западе Казахстана были меньше по площади, среди них выделялся Сарайчик, продолжали существовать небольшие города в центральном Казахстане.

Наиболее распространенным языком в XIV-XV веках был тюркский, а именно кипчакский его вариант. Шла смена восточнотюркских языков на западнотюркские. Обособились тюркские литературные языки трех групп: карлуко-уйгурской, уйгуро-огузской и кипчако-огузской (к ней относится современный казахский язык). Наравне с тюркским, в письменной литературе функционировали персидский, арабский языки. Уже к XV веку сложились основы казахского, татарского, крымско-татарского, азербайджанского, узбекского, туркменского литературных языков.

Наиболее интересные письменные памятники XIII-XV веков, созданные на кипчакском языке – «Тюркско-арабский словарь» 1245 года, «Кодекс куманикус» 14 века, отрывки русско-половецких словарей XIII-XIV веков. В начале 13 века было написано сочинение о грамматике тюркского языка, автором его был Мухаммад ибн Кайс, в XIV веке увидели свет поэмы «Махаббат-намэ» Хорезми и «Хусрау ва Ширин» Кутбы.

Подводя итоги лекции, мы можем резюмировать, что несмотря на неблагоприятные последствия монгольского завоевания, политическое, экономическое и культурное развитие региона в XIV-XV веках шло в русле мирового исторического процесса.

 

Лекция № 7. Образование казахской народности и казахского ханства. 2 часа

Цели и задачи: Проанализировать предпосылки и этапы формирования казахской народности и казахского государства.

7.1. Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности.Этноним «казак»

7.2. Казахские жузы.

7.3.Образование и возвышение казахского ханства. Проблемы истории начального этапа Казахского ханства.

7.4. Возвышение и упрочение Казахского ханства в XVI веке.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2.

Алматы, 1997.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата,1992.

3. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов.

А., 1968.

4. Аристов Н. Энтогенез и этническая история казахского народа. Том 2., Алматы, 2007.

Ключевые понятия: Народность, жуз, род, Жанибек и Керей, Казахское ханство.

 

 

1. Истоки этногенеза казахов связаны с историей древних племен и племенных союзов, живших не территории Казахстана. Постепенно в ходе эволюции хозяйственных форм, общественных отношений, складывания культурных универсалий племена сложились в народность. Что же это такое, как определяется народность в исторической науке?

Народность – это устойчивая общность людей с общим языком, материально-бытовой и духовной культурой, этническим самосознанием, выраженным в самоназвании (этноним).

Корни этногенетических процессов необходимо искать в эпохе бронзы, когда Казахстан населяли индоиранские племена. На смену им пришли племенные объединения саков, усуней, канглы, гуннов, переходивших на тюркские языки. Непосредственной этнической базой образования казахской народности стали раннесредневековые тюркские государства VI-XII веков – Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства Караханидов и огузов, Кимакское и Кипчакское ханства. В их рамках складывлся общий хозяйственный тип, культурная, языковая, бытовая близость. По сути дела, шел процесс интеграции многочисленных тюркских племен в единую общность. Однако эти процессы были прерваны монгольским завоеванием. На некоторое время были нарушены культурные, экономические связи, произошло смешение местных племен с пришлыми монголами. Это привело к изменениям в антропологическом типе тюрков, хотя к значительным изменениям метисация не привела, наоборот, немногочисленные монголы были ассимилированы тюрками, приняли тюркские языки и обычаи.

На базе укрепления феодальных отношений в послемонгольское время восстановились тенденции объединения родов и племен тюркского происхождения в народности. В этногенезе казахов значительную роль сыграли кипчаки, найманы, конраты, аргыны, кереи, дулаты, барласы и другие племена. Причем основная их часть была автохтонного происхождения.

Процесс образования казахской народности завершился в XV-XVI веках. Слово казак служило также для обозначения группы кочевников, отделившихся от своего правителя. Таким коллетивом были кочевники государство Абулхаира, ушедшие с Жанибеком и Кереем искать счастья в новых землях.

2. Казахская народность изначально складывалась в рамках трех жузов. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической территории. В силу реалий кочевого образа жизни, меридиональными маршрутами кочевок на территории Казахстана возникли три жуза – Старший, Средний и Младший. Что же такое жуз? Жуз – крупное племенное объединение, принадлежавшее к казахской народности и населявшее часть обще казахской территории, определенную исторической традицией. Точное время и механизм образования жузов не установлены.

Старший жуз занимал территорию Жетысу, южного Казахстана до среднего теченияСырдарьи, включая территорию долины реки Или, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратауского хребта, междуречье Чу и Таласа. Основные племенные единицы Старшего жуза: жалаир, ошакты, дулат, канлы, шанышкылы, албан, суан, уйсун, сргели, ысты.

Средний жуз занимал территорию северо-восточного, центрального, части юго-восточного Казахстана. На юге границы Среднего жуза шли по реке Сырдарья, по северу Балхаша до Зайсана и Тарбагатайского хребта. С востока на запад граница жуза шла от западного Алтая и Трабагатая через бассейны рек Тобол, Иргиз, Торгай до Мугоджарских гор. Основные племена Среднего жуза: аргын, найман, кипчак, керей, уак, таракты, конрат. Самой крупной и влиятельной группой были аргыны.

Младший жуз занимал территорию Западного Казахстана между Каспийским и Аральским морями, захватывая полуостров Мангышлак, северную часть плато Устюрт, долины рек Эмба, Орь, Илек, Урал, часть Сырдарьинского бассейна. Основные племена Младшего жуза были объединены в три поколения алимулы, байулы и жетыру.

Все племена имели сложные генеалогические предания, возводившие их к одному предку. Иерархия племен и родов строго соблюдалась и влияла на общественное сознание, семейно-брачные отношения, идеологию, структуру власти и политику. Система генеалогического родства выполняла идеологические функции и выступала инструментом регулирования социальных отношений.

3. Казахское ханство образовалось в XV веке, в результате смещения крупной группы казахского населения под предводительством султанов Жанибека и Керея в междуречье Чу и Козыбасы. Именно там получили земли для кочевий первые казахские ханы, выступившие против Абулхаира и господства линии Шайбанидов в степной зоне. Есен-буга, хан моголов, предоставляя эти земли, надеялся создать буферную зону между Могулистаном и ханством Абулхаира, отводя подданным Жанибека и Керея также рользащитников от участившихся набегов джунгар.

Вопрос о времени образования Казахского ханства до сих пор остается открытым. В пятитомном издании «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» дается дата 1465-66 годов, которая основывается на данных Мухаммеда Хайдара Дулати.

В последней трети XV века под власть Керея, с 1480 года под власть Бурындыка переходили все новые казахские племена, а также мангыты междуречья Волги и Урала. Поскольку на большей территории Казахстана прочно утвердились казахские ханы, Мухаммад Шайбани в 1500 году уходит в Мавераннахр, где и захватывает государство Тимуридов. На территории Казахского ханства окончательно воцарилась власть джучидов.

В 1480 году ханом был избран Бурындык. Бурындак был старшим сыном Керея, правил с 1480 по 1511 годы. Время его правления отмечено бесконечными войнами с шайбанидами.

Политическая обстановка благоприятствовала упрочению Казахского ханства. По сравнению с предшествовавшими государственными объединениями, Казахское ханство имело широкую и прочную этническую базу, в него постепенно вошли все этнические компоненты, составлявшие казахскую народность и почти вся территория, на которой они обитали.

XVI столетие считается важной вехой, переломным моментом в истории Казахстана и Средней Азии. Академик Бартольд, один из лучших специалистов в истории Востока, считал, что именно XVI век стал переломным между средневековьем и новым временем.

В XVI веке Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, были установлены дипломатические отношения с государствами Средней Азии, Сибирским ханством, Русским государством.

Безусловно, говоря об истории XVI века, мы в первую очередь рассматриваем время правления выдающегося политического деятеля, сына Жанибека хана Касыма (1445 – 1521). Он правил с 1511 по 1521 годы. Основной линией внешней политики Касымхана была борьба за присырдарьинские города.

На юго-восточном направлении внешняя политика Касыма привела к тесному союзу с могулами Жетысу и вхождению их под власть казахского хана. На западных границах Касыму удалось значительно расширить территорию своих владений путем дальновидной политики в отношениях с ногайскими мурзами. Дело в том, что Ногайское ханство раздиралось внутренними противоречиями. Часть владетелей перешла в подданство Касыма.

К началу второго десятилетия Касыму удалось довести число подданных более чем до одного миллиона человек. При Касымхане были установлены дипломатические государства с Московским государством, а именно с царем Василием III, отцом Ивана Грозного.

После смерти Касымхана Казахское ханство вступило в полосу усобиц султанов и других феодалов. Против казахских владетелей сложился союз узбекских и могольских правителей. Сын и преемник Касымхана Мамаш (правил с 1522 по 1523 годы) погиб в одном из сражений. Следующим ханом стал племянник Касыма Тахир (правил с 1523 по 1533 годы), не имевший ни политических, ни дипломатических талантов.

Подобная политика продолжалась и при Буйдаше (годы правления 1533-1534), брате и наследнике Тахира. Внешнеполитические неудачи, постоянные военные действия отрывали надолго кочевников и земледельцев от хозяйства, ввергая ханство в экономический кризис. После Буйдаша правил Ходжа Махмуд (1534-1535), за ним Тугум-хан (1535-1537). Они пытались объединить ханство, восстановить мощь казахского войска. Ситуация несколько нормализовалась при внуке Жанибека Хакк-Назархане (правил с 1538 по 1580 гг.). Преемник Хакназара престарелый Шигай недолго правил страной (1580-1582). Главный итог его правления – заключение договора с бухарским эмиром Абдуллой, разгром армии Баба султана, владевшего в то время Ферганой.

В 1583 году новый хан Тауекель (правил с 1582 по 1598 годы), разорвав договор с Абдаллахом, захватил ряд городов Туркестанского оазиса и подошел к Ташкенту. Активизировал Тауекель связи с русским правительством.

 

Казахское ханство в XVI1-начале XVIII веков. 2 часа

1.Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVI1-начале XVIII веков.

2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков.

3. Освободительная война казахского народа против джунгарской агрессии.

4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков.

Цель и задачи: Раскрыть содержание социально-экономических, политических, внешнеполитических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в обазначенный период.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.2.

Алматы, 1997.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата, 1992.

3. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. А., 1985.

4. Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Том 10, Алматы, 2007.

Ключевые понятия: Хан, сепаратизм, ак-суек, кара-суек, асыл-суек, Жети –жаргы,

Султаны, ходжа, саиды, бии.

 

 

В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.

Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.

В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А.И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами.

Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах.

3. Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.

Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.

Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.

Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе».

На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)».

Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована.

Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.

Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.

Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.

Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.

На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону. Начало XVIII века стало переломным моментом в истории казахских земель. Казахские кочевья занимали огромную территорию от Иртыша на востоке до Урала на западе, от Тобола на севере до Сырдарьи и Таласа на юге. Казахское ханство граничило с Джунгарским ханством, Бухарским и Хивинскими ханствами, Россией. Усиливалось давление Российской империи с севера и запада, Джунгарского ханства на юге и юго-востоке. Внешняя угроза привела к возобладанию интеграционных процессов, укреплению ханской власти.

При Тауке-хане в состав Казахского государства входили не только степные зоны, но и 32 города по течению Сырдарьи.

После смерти Тауке в 1715 году ханы Каип (1715-1718 гг.), а затем Болат(1718/1719-1724/25 гг.), сын Тауке столкнулись с усилением сепаратизма султанов в жузах. По сути, Тауке-хан был последним всеказахским ханом. Каип, хан Младшего жуза, правил до 1718 года, после его смерти править жузом стал его сын Батыр, затем власть перешла к Абулхаиру. В Среднем жузе в 1717 году умирает хан Турсын, с 1719 года управлять стал старший сын Тауке Болат. В 1724 году в Средним жузе параллельно правили младший брат Болата Самеке (1724-1738) и сын Турсына Кучук. В Старшем жузе ханом был избран Жолбарс (1720-1740), а реальная власть сосредоточилась в руках Толе би. Отношения жузов друг с другом были непростыми. Каждый из правителей жуза метил во всеказахские ханы. Особенно сильным было соперничество Абулхаира (Младший жуз) и Барака (Средний жуз).

Геополитическое положение ханства осложнялось расширением двух могущественных соседей – Российской и Китайской империй.

В конце 17 – начале 18 веков определилась главная угроза независимости Казахского ханства – кочевое государство западных монгол, которое вошло в историю под названием Джунгарского ханства.

2. Активную роль в усилении джунгарских устремлений на территорию Казахстана сыграл Цэван Рабдан, вступивший на престол в 1697 году. Особым вниманием джунгар пользовалась южноказахская территория с богатыми травой и водой пастбищами, торговыми караванными путями. В 1709 – 1711 годах джунгары вторглись в Казахстан, захватив огромную территорию, угнав в плен значительное количество женщин и детей. В 1710 году казахские правители и батыры созвали съезд в Каракумах. Предводителем всеказахского ополчения был избран батыр из рода канжыгалы Богенбай, был разработан план отпора джунгарам. Ему удалось скорректировать действия военных отрядов трех жузов, и к 1713-1714 годам территория казахов было очищена от захватчиков.

В 1716-1717 годах последовало новое вторжение, нанесшее значительные людские и материальные потери казахам Старшего и Среднего жузов

До 1722 года установилось относительное затишье, но в 1723 году новый император Китая Юнчжен сел за стол переговоров с Цэван Рабданом. Заключенное с китайцами мирное соглашение привело к активизации военных действий джунгар против казахов.

К февралю-марту 1723 года в районе рек Чу и Талас было сосредоточено около 30000 джунгарских солдат. Они внезапно напали на казахские роды, рассредоточенные на кочевьях.

Мирное население бежало со своих кочевий. Население Старшего и Среднего жуза хлынуло в города Средней Азии. Уцелевшее население Старшего жуза бежало к Ходженту и Вергане, Среднего – к Самарканду, Младшего – в Хиву и Бухару. Это привело к резкому ухудшению экономической ситуации в узбекских землях. Время это осталось в истории как годы великого бедствия – «Актабан шубырынды».

В это страшное время политическую волю проявил Абулхаир, правильно оценивший не только масштабы разорений, но и возможность удара со стороны волжских калмыков, глава которых был зятем Цэван-Рабдана.

Осенью 1726 года, наконец, были объединены военные силы Абулхаира, Барака и Самеке. В конце 1726-начале 1727 годов в местности Орда басы на западе от Шымкента был созван всеказахский съезд. Было создано второе всеказахское ополчение во главе с Абулхаиром. Начиная с 1727 года казахское ополчение начало вытеснять джунгар со своих земель. В 1727 году в юго-западном Казахстане, у реки Буланты, в местности Карасиыр состоялась крупнейшая битва. В Булантинской битве особенно отличились батыры Тайлак и Саурык из племени ошакты. Местность эта после битвы стала называться «Калмак кырылган» - «Место гибели калмыков».

Весной 1729 года в 120 км к юго-западу от озера Балхаш в местности Анракай произошла последняя крупная битва, закрепившая успех казахского ополчения.

 

4. Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге.

Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качества.

Женская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами.

Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая.

Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.

Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.).

Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау

Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири.

Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня.

Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами.

Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.

 

Лекция Казахстан в составе Российской империи. 2 часа

 

1. Начало вхождения Казахстана в подданство России. Ход переговоров, их итоги.

2. Колониальные мероприятия: правовое обеспечение и практика.

3. Внутренняя и внешняя политика Аблай-хана

Цель и задачи: раскрыть основное содержание процесса вхождения Казахстана в состав Российской империи, выявить основные противоречия и трудности процесса присоединения, а также его последствия, осветить роль Абылай хана в истории.

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.3.

Алматы, 2000.

2. Ерофеева И. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. А., 1999.

3.Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000.

Ключевые понятия: колониализм, крепость, Аблай –хан, «политика лавирования»,

 

1. Победа в крупнейших битвах с джунгарами подняла дух народа, но не решила главной задачи – возврата казахских земель на юго-востоке и северо-востоке, устранения джунгарской угрозы как таковой. В результатае нарушений маршрутов кочевок, миграций населения в военные годы, были нарушены исторически сложившиеся системы землепользования, это, в свою очередь, привело к обострению отношений внутри жузов и с соседями – башкирами, волжскими калмыками.

В мае 1730 года состоялся съезд казахской элиты Среднего и Младшего жуза, на котором было решено добиваться заключения договора с Россией, для чего отправить посольство ко двору императрицы. Руководить переговорным процессом было поручено хану Абулхаиру.

Абулхаир использовал это решение для единоличного пересмотра предлагаемых России условий договора, вплоть до предложения вхождения в подданство.

20 июля 1730 года посланники Абулхаира передали письма хана представителям царской администрации в Уфе. 28 августа посланники прибыли в Москву, руководил посольством батыр Сеиткул, в сентябре прибыли в Петербург. 21 октября 1730 года батыр Сеиткул на встрече в Коллегии иностранных дел изложил предложения Абулхаира: казахи просят российского подданства на условиях служить российской империи, платить ясак, возвратить русских подданных, попавших в плен. Царскому правительству предлагалось оберегать казахов от набегов других российских подданных (имеются в виду башкиры и калмыки), освободить казахов-пленников.

Заключение чиновников Коллегии иностранных дел, а затем Кабинета министров было положительным и 19 февраля 1731 года императрица Анна подписала Абулхаиру две грамоты, выражавшие согласие принять в российское подданство казахов на условиях, предложенных ханом.

В 1731 году в казахскую степь выехало посольство А.И.Тевкелева для приведения к присяге владетелей Младшего жуза.

А.И.Тевкелев привез 5 октября 1731 года в ставку к Абулхаиру конкретные требования российского правительства: охранять русские торговые караваны, платить ежегодно ясак шкурами животных, давать аманатов, подчиняться основным законам империи. В итоге присягнули на подданство 31 владетель казахских родов и племен.

Противников Абулхаира было немало. Социальный состав их в основном представлен бийством.

Процесс принятия подданства султанами и старшинами казахских родов Младшего жуза не был единовременным актом, как это утверждалось в советской историографической традиции.

В 1734 году, в феврале в Петербурге на русско-казахских переговорах были окончательно определены условия договора. Речь шла о сателлитно-вассальных отношениях, диктовавшихся положением Казахского ханства во вражеском окружении и военным превосходством России. Царское правительство уже тогда закладывало основы для широкого применения администрацией методов силового давления на казахское население.

После вхождения казахов Младшего жуза под патронат России начался новый период казахско-русских отношений. Российское правительство предприняло ряд акций по закреплению на границах казахских владений и постепенного продвижения вглубь. Казахское направление внешней политики России в 30-50-е годы активизировалось еще и внешнеполитическим положением России, вынужденной отказаться от петровских приобретений на Кавказе и в Иране.

Проекты продвижения России в глубь казахских земель предложил обер-секретарь Сената И.К.Кириллов в 1733 году. Основные программные положения Кириллова заключались в следующем:

1. строительство городов и поселений на северо-западной границе казахских кочевий;

2. создание линий военных укреплений по южным и восточным границам Башкирии;

3. освоение природных ресурсов Казахстана;

4. использование казахских отрядов для отражения джунгарских набегов;

5. детальное изучение территории Казахстана в плане географии, экономики, этнографии, картографии, разведки полезных ископаемых.

Преемником Кириллова на посту председателя Оренбургской комиссии стал В.Н.Татищев, оставивший немалое количество исследований по истории, географии, этнографии казахского населения. При Татищеве шло дальнейшее продвижение российских военных вглубь казахской территории. При нем было заложено 7 крепостей. В Оренбурге была организована стационарная ярмарка, куда стали приезжать не только казахи и башкиры, но и среднеазиатские, татарские купцы.

В 1742 году начальником Оренбургской комиссии был назначен И.И.Неплюев, с именем которого связано становление принципов колониальной политики России в Казахстане.

Таким образом, мы видим, что к 60-м годам 18 века территория казахских кочевий была окружена российскими укрепленными линиями на северо-западе, севере, северо-востоке.

2. История продвижения России на территорию Среднего жуза частично рассматривалась выше. Однако мы должны остановиться на истории конца 40-70-х годов, когда все большую роль играл султан Аблай, фактический правитель Среднего и части Младшего жуза этого периода.

В 1741 году, джунгары вновь наступают, доходят до Тобола и Ишима. Командовал ими Септень. Во время одного из сражений попал в плен султан Аблай. Но главные силы казахов были сохранены. Летом 1741 года в Джунгарию было отправлено посольство с целью освободить Аблая.

В 1742 году, в сентябре в ставку джунгар отправилось посольство К.Миллера, одной из задач которого было способствовать освобождению Аблая. Русско-джунгарские переговоры продолжались более двух месяцев. Итогом стало освобождение Аблая из плена. Полученные в плену знания, дружбу с наследниками джунгарского престола Аблай использовал позже, когда джунгарские владетели сами оказались жертвой междоусобиц.

Ситуация в Джунгарии стала предметом пристального внимания Китая. Видя ослабление джунгар, в 1755 году Китай начал завоевание государства. Амурсана вновь скрылся в кочевьях Аблая, теперь уже Китай требовал выдачи непокорного «подданного Китайской империи». Укрывательство Амурсаны послужило поводом к многочисленным стычкам казахских и китайских отрядов.

Обещаниями войти в китайское подданство, Аблай шаг за шагом вернул большинство казахских земель, занятых китайскими войсками.

Россия, обеспокоенная сближением Аблая с Китаем, активизировала свои действия в Среднем жузе. Немедленно выехали в ставку Тевкелев и Рычков. От имени российского правительства Китаю было предъявлено несколько нот с требованием оставить в покое российского подданного. Аблаю было назначено жалованье. Кроме того, Аблаю удалось добиться льгот в торговле, налогообложении. В это же время Аблая установил постоянную связь с афганским шахом Ахмадом, противником Цинского Китая.

В 60-е годы осложнились казахско-киргизские отношения из-за бывших джунгарских кочевий в Жетысу.

В 1771 году после смерти хана Абильмамбета, Аблай был избран новым ханом в Туркестане с соблюдением всех положенных ритуалов. Последние годы его жизни прошли в боях с киргизами. В 1781 году он скончался и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи. Имя Аблая, его политика, позволившая казахскому населению Среднего и Старшего жуза довольно долго сохранять относительную независимость, по праву снискали ему благодарную память потомков. Деятельность Аблая получила название «политики лавирования» между Россией и Китаем.

 

Лекция

Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа. 2 часа

1.Военно-политическое наступление России в конце XVIII века.

2. Восстание Срыма Датова.

3.Изменения в политическом, экономическом, социальном строе Казахстана в первой половине XIX века. Уставы 1822 и 1824 годов.

4. Восстание И.Тайманова и М.Утемисова в Букеевской Орде.

5. Восстание Кенесары Касымова.

6.Восстание присырдарьинских казахов.

Цель и задачи:

Осветить общественно-политическую ситуацию конца XVIII - первой половине XIX века, раскрыть основное содержание причин, характера, движущих сил, последствий национально-освободительных движений в Казахстане.

Литература:

1. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX века. Алма- Ата, 1992.

2. Вяткин М.П. Батыр Срым. М., 1947.

3. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца 17-первой половины

19 века. А., 1960.

4. Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000.

Ключевые понятия: форт, Жаик, жатак, егинши, генерал – губернаторство, область, дистанции, байгуши, толенгуты, консы, «воинские поиски».

 

1. К 80-м годам 18 века Россия, укрепившаяся в Казахстане, начинает вести открытую колониальную политику. Она проявилась в конкретных мероприятиях, шедших по трем линиям:

а. По линии военного закрепления.

б. По линии политического закрепления.

в. По линии экономического закрепления.

Эти мероприятия царизма привели к сопротивлению со стороны казахского народа. Сопротивление это было и активным, и пассивным. Пассивное сопротивление выражалось в укрывательстве беглых крестьян, солдат, строительстве зимовок на захваченных правительством землях и др. Активное же сопротивление вылилось в ряд крупных народных движений. Одним из первых восстаний, в котором казахи открыто выступили против царизма, была крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Основной причиной активного участия казахов в восстании Е.Пугачева стало обострение земельного вопроса, потеря казахами пастбищ по Яику, Илеку, правобережью Каспийского моря.

Восстание Е.Пугачева началось 16 сентября 1773 года на хуторе Толкачев в 100 км от Яицкого городка.

После ряда сражений Пугачев был схвачен предателями Федуловым и Чумаковым, выдан Суворову и 10 января 1775 года казнен в Москве.

Тем не менее, выступления в степи продолжались. В сентябре 1775 года в Младшем жузе появился человек, объявивший себя преемником Пугачева. В истории он остался под именем Коктемир (невидимка). В 1775-1776 годах его отряды сосредоточились между Гурьевым и Кулагиной крепостью и постоянно нападали на отряды регулярных войск, на форты и крепости. Однако оказать существенного влияния на ход событий они уже не могли.

Участие казахов в восстании Пугачева подготовило почву для более широких и самостоятельных выступлений населения против усиливавшегося давления империи.

2. Восстание Срыма Датова, начавшееся в 1783 и закончившееся в 1797 годах стало естественной реакцией казахов на усилившееся колониальное давление России.

Руководителем восстания стал старшина рода байбакты из Младшего жуза, активный участник пугачевского движения Срым Датов. В рядах участников восстания были как представители родовой знати, так и простые кочевники-шаруа.

Начало восстания было стихийным. Основное ядро повстанцев сосредоточилось в районе реки Сагыз.

В августе-сентябре 1790 года усилились нападения казаков на казахские аулы. Атаман Донсков с 1500 казаками напав на казахов, разгромил 225 кибиток. В донесении Срыма Датова в Пограничную комиссию сообщалось, что «причинив жестокие насилия безвинным людям, убивал женщин, а у некоторых, разрезав животы, вытаскивал младенцев и отрубал им головы». Каратели убили 150 и пленили 57 человек.

По степи поползли слухи о возвращении ненавистного хана Нуралы и военное сопротивление вспыхнуло с новой силой.

В декабре 1796 года указом царицы была восстановлена Оренбургская губерния, во главе которой встал Игельстром. Он создал марионеточный ханский совет, председателем которого стал султан Айчувак. Срым Датов не был избран в ханский совет и откочевал на р.Сырдарью. Восстание пошло на убыль и в скором времени прекратилось. Чуть позже Датов откочевал на территорию Хивинского ханства, где по народному преданию в 1802 году был отравлен ставленниками казахских султанов. Восстание Срыма Датова показало, как губительна непоследовательность руководителей народных движений, отсутствие единого управления, четкого плана действий.

3. Первая половина XIX века отмечена все большим втягиванием Казахстана в орбиту политической и экономической системы Российской системы. Начнем с экономики.

В связи с тем, что границы казахских жузов и России стали непосредственными на протяжении от Волги до Иртыша повсеместно расширялась торговля: разъездно-меновая, ярмарочно-периодическая, стационарная. Крупными торговыми центрами стали Петропавловск, Семипалатинск, Акмолинск, Кокчетав, Атбасар, Уральск, Гурьев.

В области хозяйственного строя под давлением происходивших изменений в экономике мы наблюдаем такие явления, как переход к землепашеству Им занималась казахская беднота – жатаки, получившие название «егинши». Это объяснялось земельным кризисом. Земледелие было распространено в регионах с благоприятным для этого климатом – вдоль рек, у озер. Вдоль рек Тургай, Иргиз, Сырдарья получили развитие огородничество, выращивание бахчевых культур.

В социальном отношении казахское общество сохраняло свою ранжированность, значение таких социальных категорий как султаны, бии, батыры, оставалось высоким. Все большее значение приобретал экономический институт байства. Среди обедневших шаруа появились такие категории как консы, байгуши, значительно увеличилось количество жатаков, толенгутов.

Налоговая система, сохранив прежние виды налогов зякет, ушур, согум, сыбага, пополнилась такими формами скрытых налогов как сауын. Что такое сауын? Это передача крупными и зажиточными скотовладельцами нескольких или одной головы скота в бедные семьи, которые обязывались пасти данный скот, ухаживать за ним, взаемен получая право использовать полученные молочные продукты, шерсть, иногда приплод.

Аналогичные процессы происходили на крайнем западе Казахстана, где в 1801 году по указу императора Павла 1 в междуречье Волги и Урала была организована Букеевская или Внутренняя орда. Целью создания ее была разрядка обстановки в Младшем жузе после восстания Срыма Датова.

Внутренняя орда со всех сторон граничила с землями Астраханской, Саратовской, Оренбургской губерний. Территория ханства была ограниченной – 5млн.600 тыс. десятин и в условиях такого малоземелия выжить можно было, только перейдя на новые формы хозяйствования.

Политический строй ханства предполагал наследственную ханскую власть. Первым ханом стал Букей, после его смерти в 1815 году на престол ввиду малолетства наследника регентом сел его родственник Шигай, а с 1823 года – сын Букея Жангир. С именем Жангира связано создание во Внутренней орде ежегодных весенней и зимней ярмарки, оборот которых составлял, например, в 1837 году 967 тысяч рублей. Ярмарки стали посредниками между казахским аулом и приезжими купцами.

Жангир стал инициатором создания первых школ светского типа, куда приглашались лучшие учителя.

3.В 20-е годы царское правительство приступило к реформированию системы управления в Казахстане. Первым реформы испытал Средний жуз. После смерти Уали-хана новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. К 1822 году генерал-губернатор Сибири М.Сперанский разработал «Устав о сибирских киргизах», который сразу же был внедрен в дело. По уставу вся территория казахских степей была отнесена в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, центр которого первоначально находился в Тобольске, а с 1839 года в Омске. Генерал-губернаторство состояло из 3 областей – Тобольской, Томской и Омской. Территория Казахстана была причислена к Омской области и получила название «Область сибирских киргизов».

В 1824 году был принят «Устав об Оренбургских киргизах», разработанный генерал-губернатором Эссеном и касавшийся казахов Младшего жуза. По уставу отменялась ханская власть. Младший жуз был разделен на 3 части: Западную – байулы, Среднюю – жетиру, Восточную – алимулы во главе с султанами.

Таким образом, в первой половине XIX века была существенно ограничена власть правящей казахской элиты, они становились чиновниками, состоявшими на службе у царского правительства.

Экономически Казахстан вступил в тяжелый период лишения пастбищных угодий, вытеснения в засушливые и полупустынные зоны, превращения целого края в сырьевой придаток Российской империи – одной из сильнейших мировых держав XIX века. Изменения, происходившие в степи, привели к целой цепи массовых народных восстаний, которые пытались отстоять государственную целостность и самостоятельность Казахстана. Это восстания Каратай султана, Кайыпкали Есимова, Тайманова и Утемисова, Кенесары Касымова, Есет батыра и других. Мы рассмотрим наиболее масштабные из них.

4. Одним из наиболее мощных было восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в Букеевской Орде. Причинами его послужили изъятие земель казахов в пользу Уральского казачьего войска, реформа 1824 года, двойной налоговый гнет, деятельность ханского окружения, в особенности Караула Бабаджанова.

Во главе восстания, начавшегося в феврале 1836 года, встали Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов старшины рода бериш-жаик.

Восстание пошло на убыль в 1838 г., военные действия продолжались еще в районе реки Уил, но жестокие действия карателей вскоре прекратили и их. Восстание было жестоко подавлено.

5. После введения в жизнь Устава 1822 года, население Среднего жуза сполна испытало на себе тяжесть колониальной политики. Массовый захват земель, запреты на пользование сенокосными угодьями, порубку леса, пользование крупными источниками воды, на рыболовство резко ухудшили качество жизни племен и родов жуза. С них начали взиматься новые налоги – ясак, ремонтный сбор (по одной голове с каждой сотни скота), сбор с байгушей (50 копеек в месяц). Губительными для аулов были так называемые «воинские поиски» - карательные экспедиции.

Все это стало причинами крупнейшего восстания, начавшегося в Среднем жузе – восстания Кенесары Касымова. В отличие от всех остальных, в нем участвовали казахи всех трех жузов, оно имело широкий размах и ярко выраженный политический характер.

Движущими силами восстания выступили все слои казахского общества – знать, кочевники-шаруа, егинши, жатаки, байгуши. В рядах восставших было много известных всем казахам людей – Агыбай, Жанайдар-батыр, Иман Дулатов (дед Амангельды), Жоламан Тленчиев, Жеке-батыр, Байсеит и многие другие.

В рядах воинов Кенесары были представители других народов - русские, татары, башкиры, каракалпаки, туркмены, киргизы, узбеки. Численность восставших доходила до 20000 человек.

В сентябре 1841 года на курултае казахской знати Кенесары избрали ханом. Таким образом, в 1841 году Казахское ханство было на короткий срок восстановлено, за исключением районов вдоль Ишима, Урала, Иртыша. Кенесары создал ханский совет, организовал дипломатическую службу, упорядочил налоговую систему. В войсках поддерживалась строгая дисциплина. Касымову удалось организовать систему разведки и контрразведки, он имел агентуру и в крепостях на севере и в пределах Кокандского ханства. Большую роль сыграло и то, что его семья полностью поддержала Кенесары.

В 1847 году Кенесары вторгся в пределы Киргизии. Целью его была борьба с кокандцами и прококандски настроенными киргизами. Ошибочная политика Кенесары по отношению к киргизам привела к сплочению последних под знаменем хана Ормона. У Токмака, недалеко от реки Чу состоялось сражение, в котором Кенесары попал в плен и вскоре был убит. Калигула Алибеков доставил голову Кенесары Горчакову и был награжден медалью.

Восстание Кенесары длиною в 10 лет, потерпев поражение, завершилось.

6. Освободительное движение, тем не менее, продолжалось. Теперь уже в районе Сырдарьи. В этом регионе произошли крупные изменения. В 1853 году была взята Ак-Мечеть и началось строительство казачьих поселений вдоль укрепленных линий, что вело к вытеснению казахского населения.

В 1856 году здесь началось восстание казахов рода шекты под руководством Жанхожи Нурмухамедова.

3 января 1857 года трехтысячное ополчение Жанхожи осадило форт и пыталось захватить его. 9-10 января в урочище Арык-балык состоялось сражение, закончившееся поражением восставших и отходом их в пределы Хивы. Власти предприняли жестокие карательные действия. Один только отряд Кузьминского сжег в районе восстания 164 аула, у казахов было захвачено более 24 тысяч голов скота.

Так завершилась цепь восстаний, которые показали превосходство регулярных войск России, неотвратимость вхождения всего Казахстана под власть российской империи.

 

Лекция Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века. 2 часа

1.Завершение присоединения Казахстана к России. Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане: их содержание и цели.

2.Восстания в Уральской, Тургайской областях и на Мангышлаке.

3.Реформы 1886, 1891 гг.

4.Переселенческое движение на территорию Казахстана.

5.Экономика Казахстана во второй половине 19 века: а) казахский аул; б) промышленность, ремесленное производство, промыслы; в) развитие транспортных сетей; г) торговля; д) города и их роль.

Цель и задачи: Осветить ход административных, политических и экономических преобразований, раскрыть суть колониальных мероприятий.

 

 

Литература:

1. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т.1-5. А., 198







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.