Здавалка
Главная | Обратная связь

Составление кроссворда



1. Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем изучаемой учебной дисциплины.

2. Кроссворд может быть составлен либо по одной теме, либо по основным понятиям учебного курса в целом. Он может быть различной степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.д.

3. Чтобы составить кроссворд, необходимо в первую очередь подобрать достаточное количество (20-30) понятий по заданной теме. Для этого следует обратиться к материалам лекций, учебникам, учебным пособиям и справочной литературе (справочники и словари, в т.ч. энциклопедические). Кроме того, полезно просмотреть любые готовые кроссворды, акцентируя внимание на графическую форму их составления как возможный образец будущего кроссворда.

4. Графическая форма кроссворда должна быть симметричной и компактной.

5. Давая определение понятию, необходимо, чтобы оно было кратким, но выражающим основную суть понятия. При составлении кроссворда необходимо обращать внимание на правильность правописания используемых понятий.

6. Кроссворды оформляются на 3-х листах формата А4:

1) первый лист – титульный, где необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, специальность и группу;

2) на втором листе - графическая форма кроссворда и вопросы (по горизонтали и по вертикали);

3) на третьем листе – та же графическая форма кроссворда, но уже заполненная использованными понятиями (ответами).

 

Изложение в схемах и таблицах основного содержания конкретной темы - одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата по изучаемой теме, и дисциплины в целом.

Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо внимательно изучить определенную тему в учебниках и учебных пособиях по философии (из указанного в силлабусе списка рекомендованной основной и дополнительной литературы), сосредоточив свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях. Затем в логической последовательности изложить в схемах и таблицах основное содержание темы.

 

Материалы для самостоятельной работы обучающегося

 

Семинар 1

Первобытно-общинный на территории Казахстана

1. Характеристика керамики, погребальных сооружений андроновской культуры эпохи бронзы.

2. Характеристика керамики, погребальных сооружений бегазы-дандыбаевской культуры эпохи бронзы.

3. Сравнительно-сопоставительный анализ керамики, погребальных сооружений андроновской культуры с бегазы-дандыбаевской культурой эпохи бронзы.

 

Методические указания: Работа с учебниками по истории Казахстана, монография А.Х. Маргулана «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана».

 

Рекомендуемая литература: Маргулан А.Х. «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана»№ А1998. С. 143-222.

Кан Г.В. История Казахстана., Алматы,2005.

Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).Учебное пособие. Алматы,2003.

Мамраева А.К., Акылбаева И.М. История Казахстана. Электронный конспект лекций. Астана,2006.

Семинар 2

Племенные союзы эпохи раннего железа.

Вопросы к теме:

1. Составить таблицу по территориальному расселению племен эпохи раннего железа.

2. Составить таблицу государственного устройства племен раннего железа.

 

Методические указания: Применить материал учебников по истории Казахстана и монографию Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А.1992.

 

Рекомендуемая литература: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А.1992.

Кан Г.В. История Казахстана., Алматы,2005.

Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).Учебное пособие. Алматы,2003.

Мамраева А.К., Акылбаева И.М. История Казахстана. Электронный конспект лекций. Астана,2006.

Семинар 3

Тюркские государства 6-12 вв.

1.Выявить общие тенденции развития культуры тюркской культуры.

2.Обозначить на контурной карте средневековые города Казахстана.

 

Методические указания: Работа с картой, учебниками по истории Казахстана.

 

Рекомендуемая литература:

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А.1992.

Кан Г.В. История Казахстана., Алматы,2005.

Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).Учебное пособие. Алматы,2003.

Очерки по истории Казахстана. Алматы, 1992.

 

Семинар 4

Казахстан в эпоху монгольского завоевания.

1.Составить таблицу племен обитавших в послемонгольских государствах.

 

Методические указания: Работа с картой, учебниками по истории Казахстана.

 

Рекомендуемая литература:

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А.1992.

Кан Г.В. История Казахстана., Алматы,2005.

Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).Учебное пособие. Алматы,2003.

Очерки по истории Казахстана. Алматы, 1992.

 

Семинар 5

Образование казахской народности и Казахского ханства.

1.Выделить этапы образования казахской народности: племенной состав с эпохи бронзы до XVвв.

 

Методические указания: Работа с картой, учебниками по истории Казахстана.

 

Рекомендуемая литература:

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А.1992.

Кан Г.В. История Казахстана., Алматы,2005.

Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).Учебное пособие. Алматы,2003.

Очерки по истории Казахстана. Алматы, 1992.

 

Семинар 11

История автономии Алаш-Орда.

1. Составить схему государственного устройства автономии «Алаш – Орда».

 

Методические указания: Дискуссия.

 

Рекомендуемая литература:

«Алаш-Орда». Сб.документов// Сост.Мартыненко. А.1992.

Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. М.,1994.

Бокейханов А. Шыгармалар. А.,1994.

Брайнин С., Шафиро Ш. Очерки по истории Алаш-Орды. А.,1985.

М.Шокай. Туркестан под властью Советов. А., 1993.

Депортированные в Казахстан народы. А.1998.

Троцкий Л. Письмо Сокольникову в кн. М.Козыбаева «История и совре-менность». А.1991.

Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. А.,1993.

Устинов. В.М. Турар Рыскулов. А., 1996.

 

Семинар 15

Казахстан – суверенное государство.

1.Аналитическая справка на тему: «Национальная идеология в суверенном Казахстане».

2.Правовая культура в суверенном Казахстане.

 

Методические указания: Составление аналитической справки.

Рекомендуемая литература:

Конституция Республики Казахстан. А., 1995.

Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. А.,1992.

Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М.,1997.

Назарбаев Н.А. Казахстан -2030. Послание Президента страны народу Казахстана //Казахстанская правда, 11 октября 1997.

 


Материалы по контролю учебных достижений обучающихся

Тесты к теме № 1

 

1. Какая из конкретных задач истории Казахстана как учебной дисциплины направлена на познание истории:

а) гносеологическая задача

б) праксеологическая задача

в) аксиологическая задача

2. К историческим источникам относятся:

а) все перечисленное

б) данные археологических изысканий

в) этнографические материалы, устное народное творчество

3. Основоположником казахской археологической школы является:

а) К.М.Байпаков

б) А.Х.Маргулан

в) Ж.Таймагамбетов

4. За какую монографию историк Е.Бекмаханов был осужден на 25 лет тюремного заключения?

а) “Казахстан в 20-40-е годы ХХ века”

б) “Добровольное присоединение Казахстана к России”

в) “Из истории казачества Казахстана”

5. Автор сочинения “Тарих-и Рашиди”, в котором содержатся сведения о первых казахских ханах:

а) Юсуф Баласагуни

б) Кадыргали Жалаири

в) Мухаммад Хайдар Дулати

6. В каком веке были написаны сочинения Ш.Валиханова?

а) в XIX веке

б) в начале XX века

в) в XVIII веке

7. Какое сочинение средневекового казахского автора, используется как источник по истории России?

а) «Джами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири

б) «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати

в) «Шежире» Шакарима Кудайбердыулы

8. Что такое «Шежире»?

а) летопись

б) родословная

в) вид письменности

9. Кто из казахстанских археологов открыл и описал «Золотого человека»?

а) К.Акишев

б) А.Х.Маргулан

в) А.Формозов

10. Автор сочинения «Джами ат-тауарих» ?

а) Кадыргали Жалаири

б) Мухаммад Хайдар Дулати

в) Шакарим Кудайбердыулы

 

Тесты к теме № 1

 

1. Древнейшая форма общественной организации первобыт-ного человека:

а) человеческое стадо

б) племя

в) народность

2. Где обнаружены первые стоянки первобытных людей в Казахстане:

а) центральный Казахстан

б) восточный Казахстан

в) южный Казахстан

3. Расположите в хронологической последовательности периоды каменного века:

а) палеолит, мезолит, неолит, энеолит

б) мезолит, палеолит, энеолит, неолит

в) палеолит, мезолит, энеолит, неолит

4. Каменное рубило использовалось древними насельниками Казахстана:

а) как универсальное орудие

б) для охоты на хищных животных

в) для разделки мяса

5. Неолитическая революция это:

а) изобретение микролитов

б) переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию

в) переход от патриархата к матриархату

6. Какой вид камней был наиболее распространен в эпоху палеолита в качестве сырья для изготовления орудий труда?

а) речная галька

б) кремний

в) слюда

7. Что такое микролиты?

а) мелкие каменные вкладыши-лезвия, вставлявшиеся в костяную или деревянную направляющую

б) мелкая галька – сырье для изготовления орудий

в) мелкие каменные орудия

8. Какие орудия изготавливались из кости?

а) шила, иголки, лопатки, чехлы для стрел

б) шила, иголки, рубила, микролиты

в) микролиты, коньки, лопатки, иголки

9. В чем особенность стоянок эпохи неолита на территории Казахстана?

а) располагались только вдоль рек

б) все они – наземного типа

в) стоянки имеют мощный культурный слой

10. С чем было связано появление первых музыкальных инструментов?

а) с необходимостью сигнальной системы во время охоты

б) с необходимостью удовлетворения возникших эстетичес-ких потребностей человека

в) скорее, это произошло случайно

 

Тесты к теме №2

 

1. Бронза это сплав:

а) меди и золота

б) меди и серебра

в) меди и олова

2. Ранней и средней бронзе соответствует культура:

а) андроновцев

б) бегазы-дандыбаевцев

в) саков

3. Важнейшими изобретениями эпохи бронзы стали:

а) колесо, жесткое седло, освоение металла

б) колесо, освоение железа, рубила из камня

в) колесо, микролиты, чопперы

4. Какая из мировых религий зародилась на территории Казахстана:

а) зороастризм

б) буддизм

в) иудаизм

5. Какую роль играли менгиры в эпоху бронзы:

а) отмечали места родовых кладбищ и жертвоприношений

б) были ориентирами в степи

в) отмечали территории различных племен

6. Кем был введен в науку термин «скальный мавзолей»?

а) академиком К.А.Акишевым

б) академиком А.Х.Маргуланом

в) профессором Ж.Таймагамбетовым

7. Что означает термин «жемчужный орнамент» примени-тельно к Бегазы-Дандыбаевской культуре?

а) выдавливание гладкой галькой полусфер на керамике

б) инкрустация жемчугом керамических изделий

в) покрытие орнаментов перламутром

8. Для чего ставились менгиры?

а) для нанесения надписей

б) для указания пути в степи и пустыне

в) в качестве надгробного памятника

9. Что такое яйлажное скотоводство?

а) кочевое скотоводство

б) полукочевое скотоводство

в) оседлое скотоводство

10. Какие из найденных археологами изделий подтверждают занятия металлургией в древнем Казахстане?

а) каменные штампы, тигли, льячки

б) льячки, рубила, иглы

в) металлические иглы, штампы, микролиты

 

Тесты к теме № 3

 

1. Своеобразная изобразительная форма прикладного искусства – «звериный стиль» – существовала:

а) у андроновцев

б) у саков

в) у кипчаков

2. Какой из перечисленных предметов говорит о наличии частной собственности у усуней:

а) печати из металла, керамики

б) ювелирные изделия

в) орнаментированная керамика

3. Главный признак развития внутреннего рынка у кангюев:

а) регулярная чеканка монет

б) караванные пути

в) наличие городов

4. Сакские племена были современниками:

а) Чингисхана

б) эмира Тимура

в) Александра Македонского

5. Что обусловило переход саков к кочевому скотоводству:

а) повышение аридности климата

б) хозяйственный опыт населения

в) способность лошадей и овец к тебеневке

6. Почему в сакскую эпоху происходит вытеснение керами-ческой посуды на деревянную и кожанную?

а) в связи с переходом к кочевому образу жизни

б) в связи с истощением запасов глины и вырубкой лесов

в) в связи с табу на керамику

7. На территории какого племенного союза появились первые города на территории Казахстана?

а) Усунь

б) Кангюй

в) Саки

8. Главное различие между хозяйственными типами кангюев и усуней:

а) кангюи вели оседлый образ жизни, усуни – кочевой

б) кангюи занимались торговлей, усуни – кочевым скотовод-ством

в) кангюи вели оседлый образ жизни, усуни контролировали важнейший участок Шелкового пути

9. При каком гуннском правителе был составлен кадастр населения?

а) при Лаошане

б) при Моде

в) при Чжи-чжи

10. Какой принцип лежал в основе гуннского войска?

а) принцип демократии

б) принцип единоначалия

в) принцип круговой поруки

 

Тесты к теме №4

 

1. Письмо, которым пользовались древние тюрки в 6-8 веках называлось:

а) орхоно - енисейским

б) андроновским

в) алакульским

2. Кто был основателем Тюркского каганата:

а) Бумын

б) Бильге

в) Тоньюкук

3. Как называлось первое раннефеодальное государство тюркских племен?

а) царство

б) каганат

в) улус

4. В каких письменных источниках и когда впервые встречается впервые термин «тюрк»?

а) китайские 542 год

б) древнетюркские 6 век

в) арабские 9 век

5. Где находилось место расселения тюргешей в 6 веке?

а) около Каспия

б) вдоль Арала

в) между реками Или и Чу

6. Между какими войсками произошла Таласская битва 751 года?

а) между арабами и китайцами

б) между карлуками и тюрками

в) между тюрками и китайцами

7. В чем состоит историческое значение Таласской битвы?

а) Танский Китай перестал вмешиваться в среднеазиатские дела

б) усилились антиарабские выступления тюрок

в) арабы заключили союз с Китаем

8. Период существования государства у огузов:

а) 9 – 10 века

б) 6 – 8 века

в) 9 – 11 века

9. Назовите столицу Огузов в 10 веке:

а) Янгикент

б) Суяб

в) Тараз

10. Какой титул носил наследник престола у Огузов?

а) инал

б) джабгу

в) ельтебер

Тесты к теме № 5

 

1. Какое государство возникло на месте Карлукского каганата?

а) Кыпчакское ханство

б) государство Караханидов

в) Кимакское ханство

2. Назовите дату возникновения государства Караханидов:

а) 942 г.

б) 552 г.

в) 704 г.

3. В каком государстве на территории Казахстана ислам был объявлен государственной религией:

а) в государстве Караханидов

б) в Карлукском государстве

в) в Кипчакском ханстве

4. Кто ввел в научный оборот термин «Караханиды»?

а) Григорьев

б) Уалиханов

в) Бартольд

5. Какой век стал переломным в плане исламизации населения Казахстана?

а) 9 век

б) 6 век

в) 10 век

6. Назовите условное пожалование за военную и административную службу в государстве Караханидов:

а) тархан

б) икта

в) вакуф

7. Как переводится название поэмы Баласагуни «Кутадгу билик»?

а) «Благодатное знание»

б) «Книга мудрости»

в) «Мудрый государь»

8. В каком веке жил Махмуд Кашгари?

а) в 11 веке

б) в 9 веке

в) в 10 веке

9. На каком языке написан «Диуани хикмет» Ахмеда Яссауи?

а) на тюркском

б) на персидском

в) на арабском

10. Дайте определение суфизма:

а) течение в зороастризме

б) мистико-аскетическое течение в исламе

в) наука о религии

Тесты к теме № 6

 

1. Укажите правильный маршрут движения войск Чингисхана в 1219 году на территории Казахстана:

а) Иртыш-Семиречье-Сыр-Дарья

б) Иртыш-Северный Казахстан-Каспий

в) Байкал-Семиречье-Сыр-Дарья

2. Где и когда хорезмшах Мухаммад встретился с монгольским войском?

а) в 1216 году в Тургайской степи

б) в 1221 году на реке Калке

в) в 1219 году при подходе к Отрару

3. Из какого рода происходил Чингисхан?

а) меркит

б) кият-борджигин

в) ягма

4. Кто такие нойоны?

а) монгольская военная знать

б) кочевники-монголы

в) личная гвардия Чингисхана

5. Непосредственным поводом к вторжению монголов на территорию Казахстана стало:

а) арест монгольского торгового каравана в Отраре

б) сепаратные переговоры хорезмшаха с Китаем

в) завершение войны в Китае

6. Из какого племени происходил правитель Отрара Каирхан Иналчук?

а) аргын

б) найман

в) кипчак

7. Наиболее вероятная численность войска Чингисхана в среднеазиатском походе:

а) 120000 – 130000

б) 90000

в) 50000 – 60000

8. В состав каких улусов чингизидов вошли казахстанские земли:

а) Субедея, Мункэ, Хайду

б) Джучи, Угедея, Чагатая

в) Джучи, Хулагу, Тулуя

9. Кто возглавил антимонгольское восстание 1229-1237 годов?

а) Караджа-хаджиб

б) Каирхан Иналчук

в) Бачман

10. Почему тюркские племена оказались под властью монголов?

а) тюрки находились в состоянии междоусобиц

б) это произошло после тюркско-монгольских переговоров

в) не хотели попасть под власть хорезмшаха

 

Тесты к теме № 7

 

1. Какие территории Казахстана входят в понятие «Дешт-и Кипчак»?

а) Семиречье

б) вся территория Казахстана, кроме Семиречья

в) восточный Туркестан

2. Кто основал Золотую Орду?

а) Тохтамыш

б) Джучи

в) Бату

3. При каком хане ислам стал официальной религией в Золотой Орде?

а) при Узбеке

б) при Берке

в) при Токтае

4. Какое важное событие произошло при Урусхане?

а) утвердилась самостоятельность Ак-Орды

б) был заключен союз с Золотой ордой

в) был завоеван Мавераннахр

5. Какая часть Казахстана вошла в состав Могулистана?

а) степная зона

б) юго-восток

в) междуречье Волги и Урала

6. Самое сильное и влиятельное племя в Могулистане 14-15 веков:

а) дулаты

б) барласы

в) арлаты

7. Какая династия пришла к власти в Дешт-и Кипчаке в 1428 году?

а) шайбанидов

б) чагатаидов

в) джучидов

8. Какое событие произошло в ханстве Абулхаира в 1457 году и привело к политическому кризису?

а) битва с ойратами при Сыгнаке

б) поход в Могулистан

в) завоевание Самарканда

9. Каково второе название ханства Абулхаира?

а) мангыты

б) кочевые узбеки

в) моголы

10. К какой тюркской языковой группе относится казахский язык?

а) кипчако-огузской

б) карлуко-уйгурской

в) уйгуро-огузской

 

Тесты к теме № 8

 

1. Почему могольский хан Есен-буга выделил земли султанам Жанибеку и Керею?

а) для защиты своих границ силами отрядов Жанибека и Керея

б) для подчинения киргиз

в) для борьбы с шайбанидами Мавераннахра

2. Какова была территория Жанибека и Керея после их откочевки от Абулхаира?

а) междуречье Волги и Урала

б) междуречье Чу и Козыбаши

в) междуречье Сырдарьи и Амударьи

3. Каков смысл термина «жуз»?

а) племенное объединение, принадлежавшее казахской народности

б) группа племен, объединенная в конфедерацию

в) административно-территориальная единица

4. Ареал кочевания казахов Старшего жуза в 16-18 веках:

а) юго-восточный Казахстан

б)юго-восточный и южный Казахстан

в) южный Казахстан

5. Какую дату образования Казахского ханства приводит Мухаммад Хайдар Дулати?

а) 1465-66 годы

б) 1470 год

в) 1455-56 годы

6. В годы правления какого могольского хана возникло Казахское ханство?

а) Махмуда

б) Юнуса

в) Есен-буги

7. Какие города отошли к Казахскому ханству в 90-е годы 15 века?

а) Сайран, Сыгнак, Сузак

б) Отрар, Туркестан, Сайрам

в) Сарайчик, Сайран, Сузак

8. Когда и где впервые упоминается термин «казак»?

а) в середине 13 века в арабско-кипчакском словаре

б) в середине 13 века в «Ясе» Чингисхана

в) в середине 13 века в «Кодекс Куманикус»

9. Основные поколения Младшего жуза:

а) байулы, жетыру, каракесек

б) алимулы, байулы, уак

в) алимулы, байулы, жетыру

10. К какой расе относятся казахи?

а) к южносибирской

б) к монголоидной

в) к алтайской

Тесты к теме № 9

 

1. Основной вид наказания по «Жеты Жаргы»:

а) арест

б) кун

в) остракизм

2. Кто такие есепчи?

а) профессиональные вычислители времени и метеорологи

б) шаманы

в) астрологи

3. Где выбирались места для зимовок?

а) на сопках и возвышениях

б) в низинах на берегах рек

в) место не имело значения

4. На какие социальные группы делилось казахское общество в 16-17 веках?

а) каганство, карачу, утба

б) ханы, султаны, кожа

в) ак суйек, кара суйек

5. Почему крупный рогатый скот занимал незначительное место в хозяйстве кочевников-казахов?

а) он не был приспособлен к добыванию корма кругло-годично

б) из религиозных соображений

в) крупного рогатого скота вообще не было в Казахстане

6. Почему наиболее возделываемым злаком у казахов было просо?

а) просо – наиболее неприхотливый к климатическим условиям злак

б) просо было наиболее питательным из злаков

в) из гастрономических предпочтений

7. Из какой социальной категории мог быть избран хан?

а) из биев

б) из султанов

в) из батыров

8. Как называют время правления хана Тауке?

а) «золотое время»

б) ренессанс

в) возвышение Казахского ханства

9. Главное направление внешней политики Казахского ханства в 16 веке?

а) борьба с шайбанидами Мавераннахра

б) борьба с джунгарами

в) борьба с башкирами

10. В борьбе с кем погиб казахский хан Джангир?

а) с шайбанидами

б) с сибирским ханом Кучумом

в) с джунгарами

 

Тесты к теме № 10

 

1. На каком форуме было принято решение о создании 1 всеказахского ополчения?

а) на курултае в Ордабасы

б) на съезде в Каракумах

в) на съезде в Туркестане

2. В каком году было создано первое всеказахское ополчение?

а) в 1711 г.

б) в 1709 г.

в) в 1710 г.

3. Кто возглавил второе всеказахское ополчение?

а) канжыгалы Богенбай

б) хан Абулхаир

в) султан Аблай

4. Почему Аягузская битва 1718 года оказалась неудачной?

а) из-за разногласий Абулхаира и Каипа

б) из-за вмешательского цинского Китая

в) из-за нарастания внутриказахских противоречий

5. Какое историческое событие выдвинуло Абулхаира как самого авторитетного казахского владетеля?

а) победа в Анракайской битве

б) участие в Аягузской битве

в) реформа системы управления в степи

6. С какими российскими подданными у казахов обострились отношения в 20- 30-е годы 18 века?

а) с алтайскими народами

б) с казаками и русскими переселенцами

в) с башкирами и калмыками

7. В мае 1730 года на съезде казахской знати было принято решении:

а) о вхождении в подданство России

б) о мирном договоре с Россией

в) о военном блоке со среднеазиатскими правителями против башкир

8. Какие условия были выставлены Россией при вступлении казахов в подданство России?

а) участие казахов в военных действиях России, освобождение российских граждан, находившихся в плену у казахов, отказ от союза со Средней Азией

б) выплата ежегодного налога, охрана российских торговых караванов, освобождение российских граждан, находившихся в плену у казахов

в) участие казахов в военных действиях России, выплата ежегодного налога, признание конституции России

9. Социальный состав противников Абулхаира по вопросу вхождения в русское подданство:

а) в основном бийство

б) мусульманское духовенство

в) низы казахского общества

10. Кто из российских правителей подписал грамоту о вхождении казахов Младшего жуза в подданство?

а) Петр 1

б) Елизавета Петровна

в) Анна Иоанновна

 

Тесты к теме № 11

 

1. В каком году был подписан указ о создании города Оренбурга?

а) 1734 г.

б)1733 г.

в)1735 г.

2. С чем было связано ухудшение казахско-русских отношений в 40-е годы 18 века?

а) с назначением нового начальника Оренбургской комиссии

б) с участившимися набегами казаков на казахские аулы

в) с продвижением имперских воинских формирований вглубь казахских территорий

3. При каком из начальников Оренбургской комиссии был утвержден режим военно-колониального протектората России над казахскими землями Младшего и части Среднего жуза?

а) при Татищеве

б) при Неплюеве

в) при Кириллове

4. В какие годы Яик стал границей между империей и казахскими кочевьями?

а) в 30-е годы 18 века

б) в 40-е годы 18 века

в) в 40-е годы 19 века

5. Какова была общая протяженность военных линий на границе между Казахстаном и Россией в 60-е годы 18 века?

а) 6000 верст

б) более 4000 верст

в) 5000 верст

6. Главной силой колонизации в рассмотренный период стали:

а) регулярные войска

б) казачество

в) крестьяне-переселенцы

7. В какие годы султан Аблай находился в плену у джунгар?

а) 1739-1741 гг.

б) 1741-1743 гг.

в) 1742-1743 гг.

8. Годы жизни Аблайхана:

а) 1711-1778 гг.

б) 1710-1781 гг.

в) 1711-1781 гг.

9. Какую политику проводил Аблайхан по отношению к киргизам?

а) завоевательную

б) освободительную

в) нейтральную

10. Как называлась внешняя политика Аблайхана в конце 40-70 годы XVIII века?

а) политика нейтралитета

б) политика лавирования

в) политика изоляции

 

Тесты к теме № 12

 

1. В каком году Игельстром представил правительству проект реформы управления Казахским краем?

а) 1781 г.

б) 1786 г.

в) 1787 г.

2. Первая казахская светская школа была открыта:

а) в Букеевской Орде

б) при Пограничной комиссии в Оренбурге

в) в Иргизе

3. Назовите ханов Букеевской орды в порядке правления:

а) Букей, Шигай, Жангир

б) Букей, Абулхаир, Жангир

в) Шигай, Жангир, Караулходжа

4. Годы ханства Кенесары Касымова:

а) 1841-1845 гг.

б) 1841-1847 гг.

в) 1841-1848 гг.

5. Какие новые социальные группы появились в 19 веке в результате массового обезземеливания казахов?

а) толенгуты

б) жатаки

в) консы, байгусы

6. В каком восстании в России принимали участие казахи?

а) восстание Степана Разина

б) восстание Емельяна Пугачева

в) восстание Салавата Юлаева

7. В чем особенность восстания Кенесары от других восстаний 19 века?

а) в нем участвовали казахи всех трех жузов

б) было восстановлено Казахское ханство

в) все перечисленное

8. Что такое «воинские поиски»?

а) вылазки царских карательных отрядов в казахскую степь под видом преследования беглых преступников

б) военные маневры царских отрядов

в) казачьи соединения для преследования казахского населения

9. С чем было связано снижение влияния бийства в первой трети 19 века?

а) с отменой ханской власти в Младшем и Среднем жузе

б) с передачей в общеимперский суд большинства уголовных и антиправительственных преступлений

в) с переходом биев на службу в царскую администрацию

10. К чему привели запреты царского правительства на пользование казахским населением крупными водными источниками?

а) к сокращению поголовья скота

б) к восстаниям казахов

в) к изменению типа хозяйствования у казахов

 

Тесты к теме № 13

 

1. Укрепление форт Верный было основано отрядом майора Перемышльского в:

а) 1854 г.

б) 1855 г.

в) 1853 г.

2. По реформе 1867-1868 года в Казахстане:

а) отменялась ханская власть

б) создано переселенческое управление

в) казахская земля объявлялась собственностью российской империи

3. Путешествие в какую страну прославило Ш.Валиханова?

а) Хива

б) Киргизия

в) Кашгария

4.Первые казахские светские школы были открыты:

а) в Иргизе

б) в Букеевской орде

в) в Тургае

5.Сколько областей было образовано в Казахстане по реформам 1867-1868 годов?

а) 6

б) 7

в) 8

6. По Петербургскому договору 1881 года было разрешено переселиться в Семиречье:

а) корейцам и татарам

б) немцам и полякам

в) уйгурам и дунганам

7. Когда закончилось завоевание Южного Казахстана и Жетысу российским правительством?

а) 1868 г.

б) 1865 г.

в) 1866 г.

8. Участвовали ли казахи в разработке проекта реформы 1867 - 1868 годов?

а) нет, не участвовали

б) только казахские ханы

в) участвовали представители казахской демократической интеллигенции

9. Какое административно - территориальное деление вводи-лось в Казахстане по реформам 1867-1868 годов?

а) Казахстан делился на области, уезды, волости

б) Казахстан был разделен на генерал-губернаторства, области, уезды, волости, аулы

в) Казахстан делился на губернии, области, волости, уезды, села

10. Какая судебная система была введена в Казахстане по реформам 60-х годов XIX века?

а) вводилась русская система судопроизводства

б) было оставлено старое судоустройство

в) судопроизводство биев и казиев

 

Тесты к теме № 14

 

1. Первый казахский журнал:

а) «Серке»

б) «Айкап»

в) «Казах»

2. Что явилось поводом для восстания 1916 года:

а) усиление колониального гнета

б) рост налогов в связи с первой мировой войной

в) указ о мобилизации инородцев на тыловые работы

3. Сколько миллионов десятин земли было изъято у казахов в период столыпинских реформ?

а) 45 миллионов

б) 2 миллиона

в) 17 миллион

4. Наиболее известная профсоюзная организация в дорево-люционном Казахстане:

а) РСДРП

б) «Русско-киргизский союз против капитала»

в) Спасский профсоюз

5. Сколько человек подписалось под «Каркаралинской петицией»?

а) 14500

б) 4500

в) 1500

6. Инициаторы составления Каркаралинской петиции на имя царя:

а) А.Байтурсынов, А.Букейханов, М.Дулатов

б) Ж.Аймауытов, М.Сералин, Ш.Кудайбердиев

в) А.Байтурсынов, А.Букейханов, М.Сералин

7. Где состоялся съезд представителей казахских областей, положивший начало созданию кадетской организации в Казахстане?

а) в Верном

б) в Семипалатинске

в) в Уральске

8. Какие выступления были названы «бабьими бунтами»?

а) выступления казахских женщин против реквизиции казахов на тыловые работы

б) выступления жен казаков Семиреченского казачьего войска

в) выступления солдаток против повышения налогов и реквизиции продовольствия

9. В какие годы издавалась газета «Казах»?

а) 1911-1915 гг.

б) 1913-1918 гг.

в) 1911-1918 гг.

10. Кто автор стихотворения «Оян, казак!», опубликованного в первом номере газеты «Казах»?

а) А.Байтурсынов

б) М.Дулатов

в) С.Сейфуллин

 

Тесты к теме № 15

 

1. Как назывались высшие местные органы местного самоуправления сразу после установления власти Временного правительства?

а) казахские комитеты

б) советы депутатов

в) областные и уездные земские управы

2. Кто был комиссаром Временного правительства в Тургайской области?

а) М.Чокай

б) А.Букейханов

в) М.Тынышбаев

3. Что такое троевластие?

а) сочетание законодательной, исполнительной, судебной властей

б) практически одновременное появление органов Времен-ного правительства, советов депутатов, казахских комитетов

в) совместное правление трех партий: «Алаш», РСДРП(б), «Уш жуз»

4. Когда состоялся первый Всеказахский съезд?

а) летом 1917 года

б) весной 1917 года

в) зимой 1917 года

5. Главная цель первого Всеказахского съезда:

а) создать автономию казахских областей

б) создать политическую партию казахов

в) избрать депутатов в Учредительное собрание

6. В какой газете была опубликована программа партии «Алаш»?

а) в журнале «Айкап»

б) в газете «Казах»

в) не была опубликована

7. Когда была установлена советская власть в Казахстане?

а) с октября 1917 по март 1918 гг.

б) с октября 1917 по февраль 1918 гг.

в) с декабря 1917 по март 1918 гг.

8. Когда проходил второй Всеказахский съезд?

а) в октябре 1917 г.

б) в декабре 1917 г.

в) в марте 1918 г.

9. Было ли предусмотрено представительство неказахских народов в правительстве Алаш-Орды?

а) да

б) нет

в) не установлено

10. Первый лидер партии «Уш жуз»:

а) К.Тогусов

б) М.Айтпенов

в) М.Чокай

Тесты к теме № 16

 

1. Когда Советская власть объявила амнистию алашординцам?

а) в конце гражданской войны

б) в начале гражданской войны

в) после победы Октябрьской революции

2. С какого события началась гражданская война?

а) с Черкасской обороны

б) с мятежа чехословацкого корпуса

в) с наступлением Колчака

3. В какой области в годы гражданской войны сохранилась Советская власть?

а) в Сырдарьинской

б) в Акмолинской

в) в Тургайской

4. Какому фронту предназначалось оружие, которое перевозила экспедиция А.Джангильдина?

а) Северному Семиреченскому

б) Восточному

в) Актюбинскому

5. На чьей стороне была Алаш-Орда в годы гражданской войны?

а) на стороне белого движения

б) на стороне советской власти

в) на стороне Комуча

6. Основной вопрос 1 Учредительного съезда Советов Казахстана?

а) введение новой экономической политики

б) принятие законодательной базы создания КАССР

в) аграрный вопрос

7. Продразверстка – это:

а) введение 30% налога на произведенный сельхозпродукт

б) введение всеобщей трудовой повинности

в) конфискация зерна и мяса за исключением прожиточного минимума и семенного фонда

8. С какой российской автономии Алащ-орда добилась взаимного признания?

а) с Комучем

б) с Сибирской автономией

в) с Туркестанской автономией

9. Председателем ЦИК КАССР в 1920 году был избран:

а) Радус-Зенькович

б) С.Мендешев

в) А.Букейханов

10. Столица КАССР:

а) Кызыл-Орда

б) Оренбург

в) Алма-Ата

 

Тесты к теме № 17

 

1. В каком году начался переход к НЭПу?

а) 1920 г.

б) 1921 г.

в) 1919 г.

2. Что означал переход к НЭПу?

а) замена продразверстки продналогом, денационализация мелкой и средней промышленности

б) свобода торговли

в) все перечисленное

3. Главная цель земельно-водной реформы 1920-1921 годов:

а) ликвидация последствий колониальной политики царизма

б) введение частной собственности на землю

в) земля была передана в собственность ТОЗов

4. На сколько увеличилась территория Казахстана в результате национально-территориального размежевания?

а) территория уменьшилась

б) увеличилась на 657 кв.км

в) увеличилась на 756 кв.км

5. Какие из перечисленных принципов не относятся к политике «военного коммунизма»?

а) введение продразверстки

б) национализация промышленности

в) введение продналога

6. Какие из перечисленных принципов не относятся к новой экономической политике?

а) натурализация зарплаты

б) свободная торговля

в) отмена трудовой повинности

7. Какое значение имел для республики Турксиб?

а) привел к росту рабочих кадров

б) привел к росту политической сознательности железнодорожных рабочих

в) укрепилась экономическая связь северных и южных районов республики

8. Основная причина восстаний 1920-1921 годов:

а) массовый голод

б) переход к НЭПу

в) смена алфавита

9. Сколько человек прибыло в Казахстан в годы индустриализации?

а) около миллиона человек

б) 1 миллион 800 тысяч человек

в) более 2 миллионов человек

10. За счет какого сектора экономики проводилась индустриализация?

а) за счет сельского сектора

б) за счет накоплений периода военного коммунизма

в) за счет промышленности

 

Тесты к теме № 18

 

1. Методы коллективизации в Казахстане:

а) зачисление в подкулачники, аресты, лишение гражданских прав

б) уговоры, посулы передачи имущества раскулаченных в руки бедняков

в) все перечисленное

2. Какое восстание против коллективизации в Казахстане было самым крупным?

а) Абралинское

б) Сузакское

в) Адаевское

3. Кто возглавлял республику во время коллективизации?

а) У.Исаев

б) Ф.Голощекин

в) Л.Мирзоян

4. Сколько раз был сменен алфавит в рассмотренный период?

а) два

б) один

в) не менялся

5. Какие формы искусства развивались в первую очередь в 20-30-е годы?

а) классические жанры и фольклор

б) эстрада и кино

в) фольклор и кино

6. В каком году открылся Государственный академический театр оперы и балета имени Абая?

а) 1936 г.

б) 1934 г.

в) 1933 г.

7. Что служило основанием для придания Казахской авто-номии статуса союзной республики в 30-е годы?

а) наличие государственной границы с иностранной державой

б) рост экономических показателей

в) успешное решение партийных задач

8. Когда была принята Конституция Казахской республики, отменившая ограничение прав при выборах?

а) 1936 г.

б) 1924 г.

в) 1937 г.

9. Сколько заключенных прошло через систему Гулага за время его существования?

а) более 6 тысяч человек

б) более миллиона человек

в) более ста тысяч человек

10. В чем обвинялся руководитель республики Л.Мирзоян в газете «Правда» в 1937 году?

а) в нежелании бороться с «бродяжничающими кочев-никами-скотоводами»

б) в нежелании бороться с «буржуазным национализмом»

в) в нежелании бороться с алашординцами

 

Тесты к теме № 19

 

1.Сколько воинских формирований было сформировано в Казахстане?

а) более 20

б) более 10

в) более 30

2. Сколько человек было призвано в ряды Советской армии из Казахстана?

а) около миллиона человек

б) миллион двести тысяч человек

в) более двух миллионов человек

3. Уроженец Казахстана, дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель:

а) Бигельдинов

б) Луганский

в) Павлов

4. В какой битве совершил свой геройский подвиг летчик Нуркен Абдиров?

а) под Москвой

б) под Сталинградом

в) под Курском

5. Какая область Казахстана приняла эвакуированный скот из западных регионов страны ?

а) Уральская

б) Павлодарская

в) Актюбинская

6. Герой Советского Союза Нуркен Абдиров был ?

а) летчиком

б) танкистом

в)кавалеристом

7. В каком году были депортированы на территорию Казахстана немцы Поволжья?

а) 1941 г.

б) 1942 г.

в) 1944 г.

8. Сколько воинов-казахстанцев стали дважды Героями Советского Союза?

а) пятеро

б) двое

в) четверо

9. Когда закончилась Вторая мировая война?

а) 2 сентября 1945

б) 2 сентября 1942

в) 2 сентября 1944

10. Кто из выдающихся казахских борцов на свои деньги купил и полностью снарядил боевой самолет?

а) Нуркен Абдиров

б) Касым Кайсенов

в) Хаджи-Мукан Мунайтпасов

 

Тесты к теме № 20

 

1.Заводы Казахстана после войны перешли к выпуску какой продукции?

а) военной продукции

б) мирной продукции

в) сельскохозяйственной продукции

2.В каком году вышла в свет монография Ермухана Бекмахановича Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы ХХ века»?

а) 1943 г.

б) 1945 г.

 

в) 1947 г.

3. Дефляция в период освоения целины ?

а) выдувание почвы

б) вымывание почвы

в) орошение почвы

4. В период освоения целины какой тип хозяйства начинает создаваться?

а) совхозы

б) колхозы

в) артели

5. Какой принцип экономической политики оставался доминирующим в развитии страны в послевоенный период?

а) ускоренное развитие легкой промышленности

б) ускоренное развитие тяжелой промышленности

в) ускоренное развитие сельскохозяйственной промышленности

6. Какое количество земель было освоено в Казахстане в годы целины?

а) 25 млн.га

б) 21млн. га

в) 28 млн.га

7. Когда началось освоение целинных и залежных земель?

а) 1954 г.

б) 1955 г.

в) 1956 г.

8. В чем состоит историческое значение XX съезда Коммунистической партии?

а) Был разоблачен культ личности И.В.Сталина

б) Была создана партия

в) Была принята программа реформирования советского общества

9. 1946-1964 годы были временем закрепления какого политического режима?

а) демократического режима

б) авторитарного режима

в) тоталитарного режима

10. Когда была создана Академия наук Казахской ССР?

а) 1939 г.

б) 1946 г.

в) 1947 г.

 

Тесты к теме № 21

 

1. Руководитель совхоза «Илийский» Алматинской области, внедрявший новые формы управления сельским хозяйством?

а) И.Худенко

б) Р. Семенов

в) К. Христенко

2. Сырьевая направленность промышленности Казахстана означала?

а) развитие обрабатывающих отраслей

б) развитие добывающих отраслей

в) развитие мелкой промышленности

3. Попытки внедрения хозрасчета были предприняты в ходе реформы?

а) 1965 г.

б)1966г.

в) 1967г.

4. Совхозы и колхозы были переведены на хозрасчет в ?

а) 1965г.

б) 1967г.

в) 1966г.

5. Когда молодежь Целинограда выступила против создания немецкой автономии на территории Казахстана?

а) август 1977г.

б) июль 1976г.

в) июнь 1979г.

6. Когда начался курс на перестройку?

а) 1987г.

б) 1985г.

в) 1986г.

7. Какой характер носили события 17-18 декабря 1986 года в Алматы?

а) экономический

б) политический

в) социальный

8) Как называлась система государственных мероприятий, проводимых в СССР в 1985-1991 годах?

а) интеграция

б) демократизация

в) перестройка

9. Автор книги «АЗиЯ»?

а) Олжас Сулейменов

б) Мухтар Ауезов

в) Сакен Сейфуллин

10. Экологическое движение «Невада – Семипалатинск» было создано по инициативе?

а) М.Шаханова

б) О.Сулейменова

в) Д.А. Кунаева

 

Тесты к теме № 22

 

1. В каком году была принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР»?

а) 1990 г.

б) 1991 г.

в) 1989 г.

2.Когда был закрыт Семипалатинский военный полигон?

а) 28 августа 1991 года

б) 28 августа 1990 года

в) 2 марта 1992 года

3. Каким шагом была закреплена правосубъектность Казахстана?

а) принятием Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан»

б) вступлением Республики Казахстан в ООН

в) созданием ЕвразЭС

4. В каком законе территория Казахстана была объявлена единой, неделимой, неприкосновенной?

а) в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР

б) в Законе о земле

в) в Законе «О государственной границе Республики Казахстан»

5. Какие партии получили места в Парламенте РК на выборах 1998 года?

а) «Азамат», Гражданская партия, «Отан», Коммунистичес-кая

б) Гражданская партия, «Отан», Аграрная, Коммунисти-ческая

в) «Асар», «Отан», Коммунистическая, Гражданская

6. Какая форма государственного устройства закреплена в Конституции РК?

а) Парламентская республика

б) Президентская республика

в) Смешанная форма правления

7. Каковы функции Национального банка РК?

а) Хранение золотовалютных запасов, эмиссия денежных знаков, лицензирование деятельности банков второго уровня

б) Хранение золотовалютных запасов, обслуживание промышленных предприятий, кредитование жилищного строительства

в) Хранение золотовалютных запасов, лицензирование банков второго уровня, кредитование

8. Какое государство первым признало независимость РК?

а) Россия

б) Китай

в) Турция

9. С каким государством завершен процесс делимитации границ?

а) с Китаем

б) с Россией

в) с Узбекистаном

10. Когда была введена национальна валюта – тенге?

а) 15 марта 1992 года

б) 15 ноября 1993 года

в) 15 октября 1993 года

 

 

Вопросы к рейтингу № 1

1. Предмет и задачи истории Казахстана.

2. Каменный век на территории Казахстана. Палеолит, мезолит, неолит на территории древнего Казахстана.

3. Энеолит на территории древнего Казахстан.

4. Эпоха бронзы на территории Казахстана. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культура.

5. Сакские племенные союзы: письменные источники, политическая история, общественный строй, хозяйство, культура.

6. Усуни и кангюи: Политическая история, хозяйство, культура.

7. Хунну в Центральной Азии и Казахстане.

8. Тюркский и Западнотюркский каганаты. Социально-политическая и этническая история.

9. Тюргешский каганат. Социально-политическая и этническая история.

10. Карлукское государство: племенной состав, расселение, социально-политическая история.

11. Огузское государство. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.

12. Государство Караханидов. Социально-политическая история, хозяйство и культура.

13. Кимекский каганат. Расселение, политическая история, хозяйство и культура.

14. Кипчакское ханство. Формирование этнической общности, социально-политическая история.

15. каракытаи, найманы и кереиты на территории средневекового Казахстана.

16. Города раннего средневековья на территории Казахстана (XI-XIIвв.). Великий шелковый путь на территории Казахстана и его роль в культурно-экономическом развитии региона.

17. Труды ученых и мыслителей Махмуда Кашгари,Юсуфа Баласагуни, Ахмеда Югнеки, Ходжа Ахмеда Ясауи, Аль – Фараби.

18. Материальная и духовная культура Казахстана 6- начале 13 веков.

19. Монгольское завоевание Казахстана и его последствия.

20. Улусы чингизидов на территории Казахстана в 13 веке: государственное устройство, социально-экономическая история.

21. Золотая Орда: возникновение, политическая и социально-экономическая история.

22. Ак-Орда и Кок-Орда. Территории, племенной состав и социально-политическая история.

23. Могулистан. Территории, племенной состав и социально-политическая история.

24. Ногайская орда. Территории, племенной состав и социально-политическая история.

25. Государство Тимуридов: внутренняя и внешняя политика.

26. Государство «кочевых узбеков» (ханство Абулхаира), политическая и социально-экономическая история.

27. Сибирское ханство: территория, этнический состав, хозяйство.

28. Образование казахской народности. Происхождение этнонима «казак».

29. Казахские жузы – три этнотерриториальных объединения казахского народа. Локализация и родоплеменной состав.

30. Образование и упрочение Казахского ханства.

31. «Тарихи - и - Рашиди» Мухамада Хайдара Дулати и «Джами –ат - таурих» Кадыргали Жалаири как источник по истории Казахского ханства.

32. Общественно-политический строй и социальная структура Казахского ханства в 16-17 вв.

33. Казахское ханство во второй половине 17-начале 18 веков: политическая история и социально-экономическое развитие.

34. Культура Казахстана 15-18 веков.

35. Хан Тауке. Кодекс «Жеты жаргы».

 

Вопросы к рейтингу № 2

  1. Казахско-джунгарские войны 17-18 веков.
  2. Начало вхождения Казахстана под протекторат России. Ход переговоров и борьба вокруг вопроса о подданстве.
  3. Военно-политическое наступление России в 18 веке: отчуждение казахских земель, завоевание и начало колонизации.
  4. Аблай-хан. Его внутренняя и внешняя политика.
  5. Образование Букеевского ханства. Его экономическая и политическая история.
  6. Завершение присоединения Казахстана к России в 19 веке.
  7. «Устав о Сибирских киргизах» 1822 и «Устав об Оренбургских киргизах» 1824 гг. Их направление и сущность.
  8. Социально-экономические последствия завоевания Казахстана Россией.
  9. Первый этап национально-освободительного движения казахского народа: Восстание Сырыма Датулы (1783-1797гг.), восстание Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы в Букеевской Орде (1836-1838 гг.), Касыма Аблайханова, Саржана Касымова, Жоламана Тленшиева.
  10. Второй этап национально-освободительного движения казахского народа: народная война под руководством Кенесары Касымулы (1837-1847 гг.), восстание Жанхожи Нурмухамедулы (1856-1857 гг.), восстание казахов под предводительством Есета Котибарулы (1855-1858), восстание казахов в Уральской и Тургайской областях (1868-1869 гг.), восстание казахов в Мангыстау (1879, 1873 гг.).
  11. Административные реформы 1867-1868 годов, Положения 1886, 1891 в Казахстане, их последствия для казахского населения.
  12. Переселенческая политика царизма в Казахстан. Основные этапы, ход и последствия.
  13. Переселение уйгур и дунган в Жетису (вт.п. XIXв.).
  14. Социально-экономическое развитие Казахстана в 19 веке: проникновение капиталистических отношений, разрушение традиционного хозяйства.
  15. Зарождение и развитие промышленности в Казахстане во второй половине 19 – начале 20 веков.
  16. Казахская культура 19 века: устное народное творчество и музыкальная культура.
  17. Просветительское и реформаторское направление в культуре Казахстана конца 19 века начала 20 века: Ш.Валиханов, А.Кунанбаев, И. Алтынсарин, Х.М. –С. Бабаджанов, Б. Даулбаев, Ш. Кудайберды-улы.
  18. Казахстан в начале ХХ века: проникновение иностранного капитала, формирование рабочего класса.
  19. Столыпинская аграрная реформа. Ее последствия для казахского населения.
  20. Активизация общественно-политической деятельности национальной интеллигенции в начале ХХ века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акпаев, Б.Каратаев и др.).
  21. Казахстан в годы первой мировой войны. Положение казахского аула и переселенческой деревни.
  22. Казахские периодические издания начала ХХ века (журнал «Айкап», газеты «Казак», «Сары-Арка» и др.). Их роль в активизации общественно-политического движения.
  23. Национально-освободительное движение 1916 года: причины, движущие силы, ход, последствия.
  24. Влияние Февральской буржуазно-демократической революции на Казахстан. Троевластие в Казахстане.
  25. 1 Всеказахский съезд (1917 г.). Образование партии «Алаш».
  26. Октябрьское вооруженное восстание в России и установление советской власти в Казахстане.
  27. Кокандская автономия.
  28. 2 Всеказахский съезд. Образование автономии «Алашорда» и ее политика.
  29. Политика военного коммунизма в Казахстане в 1918-1920 гг.
  30. Гражданская война в Казахстане (1918-1920 гг.). «Белый» и «Красный» террор.
  31. Образование Казахской АССР. «Декларация прав трудящихся КАССР».
  32. Земельно-водная реформа 1921 г. и ее результаты. Новая экономическая политика и ее особенности в Казахстане, итоги НЭП.
  33. Национально-территориальное размежевание Казахстана и Средней Азии. Воссоединение казахских земель (1924-1925гг.).
  34. Индустриализация в Казахстане: особенности, трудности, основные итоги, изменение социальной структуры населения.
  35. Идея «Малого Октября» Ф.Голощекина, разжигание внутрипартийной борьбы, последствия.
  36. Идейные воззрения национальной интеллигенции: Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Жусупбек Аймаутов, Миржакуп Дулатов, Алихан Букейханов, Шакарим Кудайбердыулы.
  37. Насильственная коллективизация в Казахстане: цели, основные этапы, социально-политические и демографические последствия.
  38. Массовые репрессии 30-х гг. и их последствия. Создание системы ГУЛАГа.
  39. Депортация народов на территорию Казахстана в 20-40гг. 20 века.
  40. Культурные преобразования в Казахстане в 20-30-е годы: позитивные и негативные изменения.
  41. Развитие советской культуры в 20-30 гг. 20 века: Казахская литература, наука и научные учреждения, музыкальное искусство.
  42. Идейная борьба в Казахстане в 20-30гг. 20 века.
  43. Участие казахстанцев в военных действиях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
  44. Казахстан в годы ВОВ промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту.
  45. Экономическая и общественно-политическая ситуация в Казахстане в 1946-1953 гг.
  46. Освоение целинных земель в Казахстане: экономические, демографические и экологические последствия.
  47. Казахстан во второй половине 50-х – начале 60-х годов. Попытка демократизации общественно-политической жизни и реформирования экономики.
  48. Социально-экономическое развитие Казахстана в 70-первой половине 80-х гг. Усиление командно-административных методов управления экономикой. Нарастание кризисных явлений.
  49. Культура Казахстана в 70-80 гг. XX века.
  50. Декабрьские события 1986 года в Алматы: причины и следствия и значение выступлений молодежи.
  51. Казахстан в годы «перестройки» (1985-1991 гг.). Противоречивость ее проведения.
  52. Образование независимой Республики Казахстан.
  53. Экономическое и общественно-политическое развитие независимого Казахстана.
  54. Духовное развитие Казахстана.
  55. Внешняя политика Республики Казахстан.

 

 

Вопросы к государственному экзамену

 

  1. Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Исторические источники, историография.
  2. Первобытное общество на территории Казахстана.
  3. Племена Казахстана в эпоху бронзы. Андроновская и Бегазы–Дандыбаевская культуры.
  4. Политическая история, хозяйство и культура союза сакских племен.
  5. Политическая история, хозяйство и культура усуней, кангюев и хунну.
  6. Политическая и этническая история Тюркского каганата, Западнотюркского каганата.
  7. Тюргешский каганат. Социально-политическая и этническая история.
  8. Кимаки и кыпчаки, Огузская конфедерация. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
  9. Карлукский каганат. Государство Караханидов. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
  10. Государства найманов и кереитов. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
  11. Великий шелковый путь на территории Казахстана, роль средневековых городов в политике, экономике, культуре.
  12. Материальная культура Казахстана в VI-начале XIII веков.
  13. Духовная культура Казахстана в VI-начале XIII веков.
  14. Вклад Абу-Насыр аль-Фараби в развитие науки и культуры.
  15. Завоевание монголами территории Казахстана. Образование улусов.
  16. Казахстан в составе Золотой Орды. Ак-Орда. Территория, этнический состав, социально-политическая история.
  17. Могулистан. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
  18. Государство кочевых узбеков. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
  19. Ногайская Орда. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.
  20. Образование, упрочение и развитие Казахского ханства (ХҮ-ХҮІ вв.).
  21. Этногенез казахского народа. Казахские жузы. Этнонимы «казах», «ногай», «узбек».
  22. Казахское ханство в ХҮІІ- ХҮІІI веках.
  23. Средневековые историки Мухаммед Хайдар Дулати и Кадыргали Жалаири.
  24. Социальная структура казахского общества в XVI-первой половине XVIII вв.
  25. Материальная культура казахов в XV-XVIII веках.
  26. Духовная культура казахов в XV-XVIII веках.
  27. Государственная деятельность хана Тауке, кодекс «Жеті жарғы».
  28. Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии в XVII-первой половине XVIII веков.
  29. Принятие казахами Младшего жуза российского подданства.
  30. Военно-политическая и государственная деятельность хана Абулхаира.
  31. Военно-политическая и государственная деятельность Абылай хана.
  32. Колониальная политика России во второй половине 18 века.
  33. Восстание в Младшем жузе под предводительством Срыма Датова.
  34. Образование Внутренней (Букеевской) орды. Политическая история, экономика и культура.
  35. Научное изучение Казахстана в XVIII-XIX веках.
  36. Уставы 1822, 1824 годов, их социально – политические последствия в казахской степи.
  37. Национально-освободительная борьба казахского народа против колониализма под руководством Кенесары Касымова.
  38. Восстание шаруа во главе с И.Таймановым и М.Утемисовым.
  39. Чокан Валиханов – видный ученый-просветитель.
  40. Завоевание Старшего жуза Россией. Завершение присоединения Казахстана к России.
  41. Движение казахов под руководством Жанкожи Нурмухамедова.
  42. Реформирование системы управления в Казахстане в 1867-1868, 1886-1891 годах. Последствия для казахского народа.
  43. Восстания казахов Уральской, Тургайской областях (1869-1870гг.) и волнения в Мангистау (1870г.).
  44. Переселенческая политика царизма в Казахстане. Основные этапы, ход и последствия (вторая половина XIX-начало XX веков).
  45. Развитие капиталистических отношений в Казахстане в ХIX веке.
  46. Абай Кунанбаев – поэт-просветитель. Морально-этические принципы в трактате «Гаклия» («Слова назидания»).
  47. Материальная культура Казахстана в Х1Х веке.
  48. Духовная культура Казахстана в ХІХ веке.
  49. Развитие просвещения в Казахстане в Х1Х веке. Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина.
  50. Казахстан в системе российской экономики. Изменения в хозяйственной жизни казахов и в социальной структуре населения (XIX - начало XX вв.).
  51. Зарождение и развитие промышленности в Казахстане во второй половине XIX-начале XX вв.

52. Культура Казахстана в начале Х







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.