Политика выставления оценок для заочников. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1 лекция Вводная лекция. Ознакомление с курсом. Цель и задача дисциплины. Развитие сельского хозяйства во многом зависит от уровня использования земельных ресурсов во всех районах страны. Необходимость рационального использования земельных ресурсов вытекает из той огромной роли, которую играет земля во всех отраслях народного хозяйства как всеобщее условие и предмет труда и тем более – как главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Высокоэффективное использование каждого гектара земли обусловлено необходимостью дальнейшего расширения сельскохозяйственного производства. Оно связано с естественной пространственной ограниченностью и сравнительно высокой хозяйственной освоенностью земельного фонда во многих районах нашей страны. Рациональное использование земли является широкой комплексной проблемой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства. Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы и улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям. Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведется государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учет количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель. Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Земельный кадастр-это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве. Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земель и осуществлению контроля за их выполнением, обосновывать целесообразность изменения характера использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эрозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий. В проблеме земельного кадастра тесно переплетаются рентные и хозрасчетные отношения, вопросы заготовок сельскохозяйственных продуктов, установления государственных закупочных цен, правовые вопросы охраны земельных ресурсов, вопросы организации рационального использования земель в системе землеустройства на ближайшую перспективу, прогнозирования использования земельных ресурсов в районных и областных схемах землеустройства, в генеральных схемах использования земельных ресурсов республик и страны в целом на отдаленную перспективу и многие другие вопросы, имеющие непосредственное отношение к организации использования земли как главного средства производства в сельском хозяйстве. Предметом курса являются земельные ресурсы, которые изучаются, подлежат учету и оценке с целью получения достоверных и необходимых сведений о правовом, природном и хозяйственном положении земель для организации рационального и эффективного их использования. Дисциплина изучает теоретические основы регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель, организацию земельно-кадастровых работ в отдельных предприятиях, организациях и учреждениях, административных районах, областях, краях и стране в целом. 2 лекция Понятие об учете и земельном кадастре. Виды народнохозяйственного учета. Учет представляет собой явление общественной жизни. Учет возникает на самых ранних стадиях развития человеческого общества. В разных общественно-экономических формациях назначение, содержание и методы учета были различны. При первобытно-общинном способе производства учет был весьма примитивным и проводился в интересах общины. С появлением частной собственности на средства производства возникла необходимость в более тщательном учете. Кроме отдельных собственников земли, учет вело рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения налогами, контрибуциями, расходы на содержание армии и т.п. Объектом учета постепенно становится земля, которая уже в то время выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. При рабовладельческом строе как специальное земельно-учетное мероприятие зарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме и особенно при капиталистическом способе производства. Изучение земельных ресурсов и проведение земельного кадастра стало необходимостью с образованием государства и развитием налогового обложения. Слово кадастр произошло от латинского слова caput, что означает податный предмет, а также слова capitastrum, означающего опись податных предметов. Чтобы правильно и научно обоснованно составлять планы, обеспечивать контроль за их выполнением, необходимо на ряду с изучением экономических законов развития республики глубоко знать те материальные возможности, которыми располагает наше государство в настоящее время и которыми оно будет располагать в будущем. А это немыслимо без правильной постановки учета в масштабе всего народного хозяйства, т.е. проведения народнохозяйственного учета в стране. Народнохозяйственный учет представляет собой количественную и качественную характеристику процессов общественного производства в целях контроля и руководства ими. Объектом народнохозяйственного учета является народное хозяйство в целом с обязательным осуществлением учета в отдельных отраслях и предприятиях. Учет в отдельных предприятиях, организациях и учреждениях представляет собой неотъемлемую часть единой системы народнохозяйственного учета, в которую входят оперативно-технический, бухгалтерский и статистический учет. Особое место в системе народнохозяйственного учета занимает кадастр природных ресурсов. Единство системы народнохозяйственного учета и его централизованная организация обеспечивается единством конечной цели всех видов учета в обществе. Они подчинены задаче обеспечения планирования как в масштабе отдельных предприятий, районов, областей и республик, так и в масштабе отраслей и всего народного хозяйства в целом. Оперативно-технический учет является средством текущего руководства и контроля за отдельными хозяйственными операциями в ходе их выполнения. Он дает сведения о видах и объемах выполненных работ, использовании сырья, мощности оборудования, затратах труда, выполнении норм выработки, сроках и качестве выполненных работ, количестве и качестве полученных материалов и продукции и т.д. При оперативно-техническом учете пользуются преимущественно натуральными единицами измерения, выражая полученные сведения в количестве единиц, массе, объеме, площади и т.д. Показатели оперативно-технического учета необходимы для повседневного руководства производством и частично обобщаются в форме оперативной отчетности. Некоторые данные оперативно-технического учета используются для ведения бухгалтерского учета и земельного кадастра, а также обобщаются статистикой. Бухгалтерский учет представляет собой способ наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью каждого предприятия на отдельных участках выполнения народнохозяйственного плана за определенные промежутки времени. Бухгалтерскому учету подлежат все средства производства, валовая и товарная продукция, сырье и материалы. С его помощью определяются размер оплаты и производительности труда, себестоимость продукции и другие экономические показатели. Он служит важнейшим средством систематического контроля и руководства деятельностью конкретного предприятия, регистрирует каждую хозяйственную операцию в соответствующих документах. Ни одна хозяйственная операция в бухгалтерском учете не отражается без первичных документов, подтверждающих достоверность данных. Статистический учет представляет собой способ изучения и контроля массовых общественных явлений. Статистикой называют совокупность цифровых показателей, характеризующих различные стороны общественной жизни, включая область производства, культуры, быта и т.п. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Она исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. По отношению к оперативно-техническому и бухгалтерскому учету статистика играет организующую и руководящую роль. Статистика определяет систему показателей по наблюдению за состоянием и динамикой производства, за развитием производительных сил и производительных отношений и тем самым непосредственно воздействует на всю организацию народнохозяйственного учета. Тесная взаимосвязь различных видов народнохозяйственного учета создает возможности использования единой учетной документации, комплексной обработки ее на современных электронно-цифровых вычислительных машинах, всемерного упрощения и устранения параллелизма в учетной работе. Говоря о единстве народнохозяйственного учета, не следует забывать, что различные виды учета решают свои задачи, используя при этом, наряду с общими, свои особые методы и приемы, характерные только для них.
3 лекция Составные части государственного земельного кадастра. Регистрация землепользований – это правовая сторона земельного кадастра. Она обеспечивает соблюдение принципов национализации земли, государственной собственности на землю, неприкосновенность единого государственного земельного фонда страны и охрану прав землепользователей на предоставленные им в установленном порядке земли. Земельную регистрацию следует рассматривать как государственную запись землепользований, с помощью которой юридически оформляется право землепользователей на конкретные земельные участки. Она имеет юридический, правовой характер, подтверждающий законность пользования землей. Государственная регистрация землепользований является средством охраны прав землепользователей от различного рода нарушений. Она обеспечивает устойчивость землепользований и правильное использование земель в соответствии с целью и назначением, для которых они предоставлены землепользователям. Таким образом, земельная регистрация обеспечивает изучение земель в правовом отношении и определяет их хозяйственное положение. Учетно-регистрационной единицей при государственной регистрации служит землепользование. Это вытекает из особенностей землепользования, которое одновременно является объектом права пользования и объектом хозяйственной или иной деятельности землепользователя. Основанием для регистрации вновь образованных землепользований служит решение компетентного государственного органа о предоставлении земельного участка для определенных целей и документ о перенесении в натуру землеустроительного проекта и закреплении на местности границ земельного участка. Задача государственной регистрации землепользований состоит в сборе и хранении в систематизированном и наглядном виде сведений о правовом положении земель. В связи с этим регистрации землепользования предшествует юридическое оформление и установление границ на местности, с устранением недостатков землепользований и определением точного положения границ, закрепление границ соответствующими межевыми знаками, измерение линейных и угловых величин по границам землепользований, вычислительная обработка и увязка полученных данных, определение общих площадей и составление планов землепользований. Эти работы выполняются в порядке проведения межхозяйственного землеустройства. На основе полученных данных производятся официальное закрепление земель за землепользователями специальным решением соответствующего государственного органа с указанием цели и назначения, для которых предоставлены земли, заполнение и выдача землепользователям документов на право пользования землей. Регистрация землепользований осуществляется в первом разделе государственной земельно-кадастровой книги района (города). Она производится в пределах групп землепользований и категорий земель. Регистрации подлежат все первичные землепользования, которым предоставлены земли в бессрочное, долгосрочное или краткосрочное пользование. Земли, предоставленные в порядке вторичного землепользования, а также не предоставленные конкретным землепользователям, в первом разделе государственной земельно-кадастровой книги не регистрируются. В частности, государственной регистрации не подлежат приусадебные земли, предоставленные во вторичное пользование колхозникам, рабочим, служащим и другим гражданам, коллективные и индивидуальные огороды, коллективные сады и служебные наделы рабочих и служащих. В документы государственной регистрации не вносятся земли, предоставленные во вторичное пользование колхозам, совхозам и другим предприятиям, организациям и учреждениям, а также земли государственного запаса, не предоставленные регистрации. На землях вторичного пользования производится простая регистрация землепользований, подтверждающая законность пользования землей. Государственная регистрация землепользований предусматривает как первоначальное оформление и выдачу вновь организованным землепользователям документов на право пользования землей и соответствующие записи в государственной земельно-кадастровой книге, так и внесение в эти документы изменений, вызванных увеличением или уменьшением общих площадей землепользований при передаче земель одного землепользователя другому, изменением границ землепользований, видов пользований землей, истечением или продлением сроков временного пользования землей и т.д. При простой регистрации текущие изменения в размерах приусадебного землепользования, служебных наделов, коллективных садов, коллективных и индивидуальных огородов отражаются в земельно-регистрационных документах.
4 лекция Объект земельного кадастра и его основные категории. Единственным собственником земли является государство. Государство как собственник земли имеет право распоряжаться земельным фондом, организовывать правильное его использование, а следовательно, должно вести кадастр земли. Объектом земельного кадастра является единый государственный земельный фонд страны, включая участки, покрытые лесом и водой, представляющие собой объект права исключительной государственной собственности и хозяйственного пользования. При действующей системе государственного кадастра в соответствии с основным целевым назначением в составе земельного фонда выделяются следующие семь основных категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Они предоставляются в бессрочное или временное пользование крестьянским хозяйствам, гражданам, кооперативам, товариществам и другим землепользователям, занимающихся сельскохозяйственным производством. К землям населенных пунктов относятся земли городов, поселков городского типа и сельскохозяйственных населенных пунктов. К землям городов относятся все земли, находящиеся в пределах городской черты – это внешняя граница земель города, отделяющая их от других категорий единого земельного фонда. В состав городских земель входят: земли городской застройки; земли общего пользования; земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; земли занятые городскими лесами; земли железнодорожного транспорта; горной промышленности и др. Земли поселков городского типа составляют все земли в пределах поселковой черты. К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения предоставлены в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Земли промышленности включают земли добывающей и обрабатывающей промышленности. К землям транспорта и связи относятся земли предприятий, учреждений и организаций всех видов транспорта и связи (железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного, трубопроводного). К землям обороны относятся участки, выделенных для нужд Министерства обороны. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных резерватов, государственных природных парков, государственных памятников природы, государственных заповедных зон, государственных природных заказников, зоологических парков, ботанических садов, дендрологических парков, природных заповедников - сепортеров. К землям оздоровительного назначения относятся курорты, обладающие природными лечебными факторами, а также земельные участки, благоприятные для организации профилактики и лечения. Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. Землями историко-культурного назначения признаются земельные участки, занятые историко-культурными заповедниками, мемориальными парками, погребениями, археологическими парками ( курганы, городища, стоянки), архитектурно-ландшафтными комплексами, наскальными изображениями, сооружениями религиозного культа, полями битв и сражений. В состав земель лесного фонда входят земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и находящиеся в пользовании лесохозяйственных предприятий, организаций и учреждений. Земли лесного фонда состоят их земель государственного и частного лесных фондов. Категорию земель водного фонда составляют земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, гидротехническими сооружениями, водохозяйственными сооружениями для регулирования стока, располагаемыми на водоисточниках, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, под зоны охраны и т.д. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, сельскохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных надобностей. К землям запаса относятся земли, не предоставленные землепользователям и землевладельцам в бессрочное или долгосрочное пользование. Они служат резервом для организации новых предприятий и предоставления в пользование и владение.
5 лекция Классификация угодий при земельном кадастре. Землепользование как основная земельно-кадастровая единица по своему содержанию неоднородно и представляет собой совокупность участков земли, имеющих различные естественно-исторические свойства и качества, различающихся по характеру использования и относящихся к различным угодьям. В связи с этим угодье является основным элементом земельного кадастра. Под земельными угодьями следует понимать участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Современная классификация выделяет сельскохозяйственные угодья, к которым относятся земли, непосредственно используемые для производства сельскохозяйственной продукции: пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы и пастбища. Отдельному учету подлежат другие угодья: лесные площади, древесно-кустарниковые насаждения, болота, земли занятые под водой, дорогами и погонами, постройками, дворами, улицами, площадями, прочие земли не используемые в сельском хозяйстве. К пашне относятся земельные участки, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, и чистые пары, включая посевы многолетних трав в полях севооборотов со сроком пользования, предусмотренным севооборотами, и выводные поля. К многолетним насаждениям относят земельные участки, занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми или травянистыми насаждениями, способными давать урожай плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции. Учету подлежат все многолетние насаждения, в том числе размещенные на террасах. Из общей площади многолетних насаждений отдельно учитывают площади садов, площади виноградников, площади ягодников, площади плодопитомников. Залежами считают земли, которые ранее вспахивались, а теперь более одного года, начиная с осени, не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар. К залежам не относят распаханные участки сенокосов и пастбищ, оставленные для естественного зарастания травостоем. Сенокосами называют земельные участки, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для сенокошения. В зависимости от естественно-исторических свойств сенокосы подразделяются на заливные, суходольные и заболоченные. Пастбищами называют земли, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для выпаса скота, не пригодные для сенокосов и не являющиеся залежами. Кроме того, в составе пастбищ учитывают площади подкормочных и карантинных площадок, а также участки скотопрогонов, где скот перегоняется пасом. Пастбища подразделяются на суходольные и заболоченные. Лесные площади – это земельные участки, покрытые лесом, включая сомкнувшиеся лесные культуры, редины, вырубки, гари и погибшие насаждения, необлесившиеся лесосеки, прогалины и пустыри, лесные питомники. Болота – избыточно увлажненные грунтовыми и атмосферными водами земельные участки с наличием на поверхности разложившихся и полуразложившихся остатков в виде торфа. В зависимости от растительных условий, характера водного режима и залежей торфа они подразделяются на верховые болота, расположенные на повышенных участках, увлажняемые атмосферными осадками; низинные болота, расположенные на пониженных участках, увлажняемые грунтовыми и поверхностными водами; переходные болота, занимающие среднее положение между верховыми и низинными, увлажняемые за счет атмосферных осадков, грунтовых и поверхностных вод. Под водой учитываю земли, занятые естественными и искусственными водоемами. При этом отдельному учету подлежат земли, занятые под реками и ручьями, озерами, в том числе пресноводными, водохранилищами, прудами и другими искусственными водоемами, каналами, коллекторами и канавами. Под дорогами, прогонами и просеками учитывают земли, занятые железными, шоссейными, межселенными, внутрихозяйственными дорогами, скотопрогонами и просеками. Под общественными дворами, улицами и площадями учитывают земли, занятые производственными центрами, полевыми станами, улицами и площадями; под общественными постройками – занятые производственными, культурно-бытовыми и другими зданиями и сооружениями. Среди нарушенных земель учитывают земли, почвенный покров которых нарушен при разработке месторождений полезных ископаемых и их переработке, а также при геолого-разведочных работах; при торфоразработках; при проведении строительных и иных работ. Среди прочих земель, не используемых в сельском хозяйстве, выделяют пески развеваемые, лишенные растительности, овраги – земельные участки линейной формы рельефа эрозионного происхождения глубиной более одного метра с отсутствующим или слабо сформированным почвенным покровом и выходом на откосах грунтов или нижних генетических горизонтов почвы: ледники, а также земли, занятые оползнями, осыпями, глинистыми и щебенистыми поверхностями и галечниками; другие не используемые земли.
6 лекция Народнохозяйственное значение земельного кадастра. Виды и принципы земельного кадастра. Управление земельным фондом страны, его охрана, организация рационального использования земельных ресурсов требуют всестороннего их изучения в системе земельного кадастра. Поэтому земельный кадастр имеет большое народнохозяйственное значение и выступает как государственное мероприятие. Важнейшая задача государственного земельного кадастра – всестороннее изучение земельных ресурсов страны для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Данные земельного кадастра находят применение при решении многих земельных, природоохранных, хозяйственных, финансовых и других задач, имеющих большое государственное и народнохозяйственное значение. Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов означает наиболее целесообразное распределение единого государственного земельного фонда страны между категориями земель, максимальное получение сельскохозяйственной продукции с единицы земельной площади при минимально необходимых затратах труда и средств производства, сохранение и систематическое повышение плодородия почвы. Целевое назначение земельных ресурсов, их распределение между отраслями народного хозяйства с отнесением к определенным категориям земель государство устанавливает с использованием материалов земельного кадастра. Земельный кадастр определяет фактическое состояние в распределении и использовании земли и тем самым обеспечивает государственное управление земельным фондом и контроль за правильностью его использования в народном хозяйстве в соответствии с целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется государственными органами в соответствии с планами и прогнозами использования земельных ресурсов, намеченными в схемах землеустройства на ближайшую и отдаленную перспективу. В зависимости от содержания и порядка проведения работ земельный кадастр подразделяется на два вида: основной, или первичный, и текущий, или последующий. В задачу основного (первичного) земельного кадастра входит первоначальное получение или уточнение сведений о правовом, хозяйственном и природном состоянии земель и внесении этих данных в земельно-кадастровые документы. Основной земельный кадастр проводится периодически после повторных съемок, обследований земель, выполнения земельно-оценочных работ, организации новых или реорганизации существующих землепользований, а также при очередном заполнении вновь утвержденных земельно-кадастровых документов. При основном земельном кадастре собирают, анализируют и систематизируют материалы и документы, содержащие сведения об общих площадях землепользований, составе угодий, качественном состоянии земель, бонитировке почв и экономической оценке земель. Основной земельный кадастр дает детальную информацию о состоянии земельного фонда. Наличие подробной характеристики состояния земельного фонда позволяет намечать мероприятия по наиболее правильному и рациональному использованию земель в дальнейшем. Чтобы земельно-кадастровые данные соответствовали действительности, указанные изменения должны своевременно отражаться в земельном кадастре. Это значит, что земельный кадастр должен дать характеристику единого государственного земельного фонда по категориям, землепользователям, составу угодий и их качественному состоянию на момент производства первоначального учета и обеспечить своевременное внесение в земельно-кадастровые документы изменений, происходящих в использовании земель. Этой необходимостью обуславливается ведение текущего, или последующего земельного кадастра. Текущий земельный кадастр заключается в выявлении и внесении в земельно-кадастровые документы изменений, происшедших в использовании земель после проведения основного земельного кадастра. В задачи текущего кадастра входят устранение ошибок в первоначальных записях и внесение дополнительных сведений в соответствии с новыми требованиями. Текущий кадастр обеспечивает поддержание земельно-кадастровых данных на уровне современности. В текущем земельном кадастре отражаются только законные изменения, обусловленные использованием земель. Текущий, как и основной, земельный кадастр стоит на страже незыблемости принципов национализации земель, государственной собственности на землю, охраны прав землепользователей на предоставление земли, рационального использования земельных ресурсов. Основной и текущий кадастры представляют собой взаимосвязанные стадии земельного кадастра. Основной кадастр создает основу для ведения текущего, определяет сферу его действия. Текущий кадастр, обновляя и дополняя сведения основного, систематически поддерживает данные о земле на уровне современности. Научно обоснованное изучение земельных ресурсов в правовом, природном и хозяйственном отношениях при проведении земельного кадастра требует соблюдения ряда принципов. Основные принципы – его единство, законность, беспрерывность, объективность, экономичность, наглядность и доступность. Единство земельного кадастра означает, что он должен охватывать всю территорию страны и вестись по единой системе. Единство земельного кадастра не означает одинаковую детализацию земельно-кадастровых сведений для всех категорий земель и групп землепользователей. При проведении земельного кадастра особое внимание уделяется вопросам соблюдения принципа законности, стоящего на страже государственной собственности на землю. Земельный кадастр должен быть беспрерывным, т.е. давать характеристику состояния земельного фонда с учетом изменений, происходящих в использовании земель. Это значит, что данные земельного кадастра должны систематически уточнятся, отражая текущие изменения в природном, хозяйственном и правовом положении земель. Изменения в правовом положении земель отражаются по мере того как они происходят: в составе земельных угодий и их мелиоративном состоянии – один раз в год, в качественном состоянии и оценке земель – один раз в пятилетку. Земельный кадастр должен быть объективным, т.е. все его показатели должны быть строго достоверны, полностью соответствовать действительности. Земельные угодья следует учитывать по их фактическому состоянию и использованию. Экономичность земельного кадастра обеспечивается применением современных методов аэрофотосъемки, космической съемки, полевого и лабораторного оборудования для проведения почвенных, агрохимических, мелиоративных и геоботанических обследований,. Чтобы земельно-кадастровые данные можно было широко использовать в повседневной деятельности хозяйств, их необходимо сделать максимально наглядными и доступными для специалистов сельского хозяйства. Это значит, что земельный кадастр должен быть простым и свободным от показателей, не нужных для планирования, руководства и контроля за правильным использованием земель.
7 лекция Землепользование – основная земельно-кадастровая единица. Земли единого государственного земельного фонда различаются между собой не только по целевому назначению, но и по принадлежности к конкретным землепользователям. Земельный кадастр должен давать сведения о распределении земельного фонда по группам землепользователей. Для получения характеристики по группам землепользователей необходимо вести кадастр земель по каждому землепользованию отдельно. Поэтому основной земельно-кадастровой единицей является землепользование. Землепользование – это участок земли, предоставленный в установленном порядке в пользование предприятию, учреждению и гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве. В зависимости от срока, на который предоставлены земли, выделяют два вида пользования: бессрочное и временное. Предоставление земель без заранее установленного срока рассматривается как бессрочное, постоянное пользование. Бессрочность пользования землей обеспечивает устойчивость землепользования, способствует проведению мероприятий по улучшению земельных угодий, организации рационального использования земель. Временное пользование землей может быть краткосрочным – до трех лет и долгосрочным – от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. В зависимости от порядка предоставления земель выделяют первичное и вторичное землепользования. Первичное землепользование является, как правило, бессрочным. При предоставлении участка за счет земель государственного запаса первичное землепользование может быть временным. Первичные землепользователи в установленном законом порядке могут предоставлять из закрепленных земель во вторичное землепользование приусадебные участки, а также под коллективные и индивидуальные огороды и служебные наделы рабочим и служащим. Кроме того, колхозы, другие предприятия и организации, временно не использующие часть закрепленных за ними сельскохозяйственных угодий, могут передавать эти угодья во временное вторичное пользование. Предоставление земельных участков в первичное пользование производится в порядке государственного управления земельным фондом, а вторичное пользование – в порядке внутрихозяйственного управления землей. При этом земельный участок, переданный во вторичное пользование, не исключается из земель первичного землепользователя, который осуществляет контроль и отвечает перед государством за рациональное его использование. Контроль за вторичным землепользованием выполняют также органы государственного управления землей. Образование новых землепользований происходит, как правило, за счет земель государственного запаса. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю в постоянное пользование производится только после изъятия этого участка в установленном порядке. При этом изъятие земель из пользования колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, земель, имеющих культурное или научное значение, допускается лишь в случаях необходимости. Земли, находящиеся в пользовании колхозов, могут изыматься только с согласия общих собраний колхозников или собраний уполномоченных, а земли государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений – по согласованию с землепользователями и соответствующими министерствами и ведомствами, которым они подчинены. Бессрочное землепользование удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Земли бессрочного пользования, закрепленные за колхозом по государственному акту, подразделяются на земли общественного пользования и приусадебные земли. Земли государственных сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений подразделяются на земли основного производственного назначения и приусадебные земли. Приусадебные земли отграничиваются в натуре от земель общественного пользования колхозов и основного производственного назначения сельскохозяйственных предприятий. Право вторичного пользования приусадебными участками колхозников, рабочих, служащих и других граждан, проживающих в сельской местности, оформляется записями в земельно-кадастровых книгах предприятий, организаций и учреждений, а в городах и поселках городского типа – в реестровых книгах исполнительных комитетов. Порядок оформления временного пользования землей устанавливается законодательством страны. Временное пользование землей оформляется удостоверениями, договорами, актами, решениями законодательных органов и другими документами, подтверждающими законность долгосрочного или краткосрочного пользования. 8 лекция Получение, обработка и анализ данных земельного кадастра. Успешное ведение земельного кадастра требует обеспечения его данными о правовом, природном и хозяйственном положении земель. Это вызывает необходимость определить соответствующие показатели для каждой составной части земельного кадастра. Из общей характеристики земельного кадастра видно, что для его ведения нужно знать, в чьем пользовании находятся земли, на какой срок они предоставлены, каковы площади каждого землепользования, состав угодий и их подвиды, качественное состояние земель и сравнительная их ценность. Сочетание этих показателей по отдельным составным частям различно. Для учета качества земель требуются показатели, характеризующие не только размеры площадей угодий, но и природные свойства почв, определяющие их качество. Такими показателями являются: тип почвы, механический состав, обеспеченность почв питательными веществами, кислотность, эродированность, засоленность, солонцеватость, солончаковость и т.п. Они различаются между собой степенью проявления того или иного природного признака. Так, по содержанию частиц ила или глины выделяют почвы легкого, среднего и тяжелого механического состава, по обеспеченности питательными веществами – почвы с низкой, средней и высокой обеспеченностью фосфором и калием; по показателям кислотности различают слабо-, средне- и сильнокислые почвы, по крутизне склонов и подверженности эрозии – слабо-, средне- и сильносмытые. Аналогично выделяют почвы по засоленности, солончаковости и другим природным признакам. Данные бонитировки почв характеризуются такими показателями, как площадь земель и балл бонитета почв, экономическая оценка – площадью земель и баллами их оценки. Вместо баллов могут определятся классы почв, условные кадастровые гектары или другие относительные величины. Чтобы получить земельно-кадастровые сведения, используются различные методы, которые зависят от назначения показателей земельного кадастра. Так, для вычисления площадей земель производятся работы по съемке местности, для определения показателей природных свойств почв – обследование земель, а для экономической оценки земель – сбор, обработка и анализ статистических данных о хозяйственном использовании земель. Земельно-кадастровые работы – это постоянный процесс получения и обновления данных о состоянии земель. Систематизация земельно-кадастровых сведений нужна для целенаправленного использования их в производственной деятельность землепользователей, а также для государственного управления земельным фондом. Она опирается на классификацию, анализ и синтез этих сведений, на основании чего устанавливается единство знаний о том или ином показателе. Так, чтобы получить сведения о площади отдельного землепользования по видам угодий, необходимо в соответствии с принятой классификацией отнести земельные участки к тому или иному угодью, расчленить их на отдельные контуры и сложить площади контуров в единое целое. Данные о площади земельных угодий отдельных землепользователей сводятся в определенную систему по группе землепользователей, району, области и т.д. Аналогично систематизируются сведения о природных признаках почв и экономических показателях оценки земель. Достоверность данных земельного кадастра зависит от способов получения земельно-кадастровых сведений о правовом, природном и хозяйственном положении земель, которые отражаются как на планово-картографических материалах, так и в текстовых документах. Планово-картографические материалы – это материалы, которые в соответствующем масштабе отображают на бумаге пространственное размещение, состояние и использование земель. Особенно высокую точность земельно-кадастровых сведений обеспечивают материалы аэрофотосъемки: они дают возможность составить как количественную, так и качественную характеристики землепользования. Составленные по материалам аэрофотосъемки планы содержат такие детали и характерные подробности местности, которые не могут быть получены при выполнении наземной съемки. Для обновления земельно-кадастровых данных производятся работы по графическому учету текущих изменений путем корректировки планово-картографических материалов. Корректировка – это выявление на местности и нанесение на планово-картографический материал изменений в составе землепользований, видах и подвидах земельных угодий, возникших с момента съемки местности или последней корректировки. Необходимую земельно-кадастровую информацию обеспечивают также материалы различного рода обследований земель, задача которых – выявление фактического состояния земельных угодий и определение возможности более интенсивного использования в дальнейшем. Обследования делятся на два вида: агрохозяйственные и специальные.
9 лекция Статистические методы получения, обработки и анализа данных земельного кадастра. Земельный кадастр как составная часть народнохозяйственного учета страны базируется на статистических приемах получения, обработки и анализа необходимых сведений о правовом, природном и хозяйственном состоянии земель. Получение исходной информации для изучения определенного объекта исследования в статистике называют наблюдением. Сущность статистического наблюдения заключается в планомерном научно организованном сборе массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни, необходимых для решения каких-либо вопросов. Так, при анализе характера использования земель для экономической оценке собирают данные о распределении земель между землепользователями, составе угодий, почвенном покрове, посевных площадях, урожайности, количестве вносимых удобрений, затратах труда и средств производства и на этой основе делают соответствующие выводы о доходности, окупаемости затрат на землях различного качества и составляют шкалу оценки земель. Статистические наблюдения служат основным звеном исследований. Они дают исходные материалы для анализа того или иного явления. Поэтому вполне естественно, что от полноты и качества данных, полученных при наблюдении, зависит обоснованность выводов, сделанных в результате анализа статистических данных. Следовательно, необходимые условия статистического наблюдения – точность и строгая достоверность собранных сведений. Статистические наблюдения проводятся по определенному плану. В плане наблюдения указываются формы, виды и способы наблюдения, а также организационные мероприятия по осуществлению наблюдения. Основными формами статистического наблюдения являются отчетность и перепись. Отчетность – это такая форма наблюдения, при которой статистические органы в определенные сроки получают от соответствующих предприятий, организаций и учреждений необходимые материалы в виде установленных законом документов. Однако при всем многообразии отчетности она не дает материалов по целому ряду вопросов. По некоторым показателям отчетность вообще не составляется. Поэтому возникает необходимость проведения специальных статистических наблюдений, к которым относится перепись. Переписью называется такая форма наблюдения, при которой статистические органы собирают материалы путем специально организуемых на определенную дату обследований. По времени проведения статистические наблюдения делятся на два вида: непрерывные (текущие) и прерывные наблюдения. При текущем наблюдении изменения в состоянии объекта исследования регистрируются систематически, по мере их наступления. Поэтому текущие наблюдения обычно называют непрерывными. К текущем наблюдениям в земельном кадастре относится государственная регистрация землепользований с отражением изменений в правовом положении земель в текстовых и планово-картографических документах. Прерывные наблюдения подразделяются на периодические и единовременные. Периодическое наблюдение проводится через определенные, строго установленные сроки. Периодическим наблюдением в земельном кадастре можно считать корректировку планово-картографического материала, которая проводится ежегодно перед заполнением земельно-кадастровых документов и составлением земельного отчета по состоянию на 1 ноября, проведение очередных работ по бонитировке почв и экономической оценке земель перед составлением отчета о качественном состоянии и оценке земель один раз пятилетку. Единовременным называют такое наблюдение, которое проводится для изучения явления на определенный момент времени или по специальному заданию. Эти наблюдения осуществляются нерегулярно, по мере необходимости. По степени полноты охвата единиц, входящих в объект исследования, статистические наблюдения подразделяются на два вида: сплошные и несплошные. Основные способы статистического наблюдения – это непосредственное наблюдение, документальный способ и опрос. Данные собранные при наблюдении и частично обработанные при сводке, еще не дают полного представления об изучаемом объекте. Поэтому в процессе первичной обработки собранных материалов производятся группировка данных, определение относительных и средних величин, индексов, построение и анализ рядов динамики. Однако методы первоначального анализа статистических данных позволяют выявить лишь общие тенденции в изменении явления, количественно выразить закономерности изменений, но не определяют степень влияния отдельных факторов на изменения объекта исследования. Анализ статистических данных должен основываться на знании законов и форм развития общественных процессов и опираться на всю совокупность данных, взятых в их связи и взаимообусловленности. Связи между признаками выявляют различными методами. Наряду с группировками, относительными и средними величинами, индексами, рядами динамики используют методы параллельных рядов, балансовый метод, метод аналитических группировок, метод корреляционного анализа.
10 лекция Автоматизированная информационная система земельного кадастра Для эффективного, своевременного и качественного осуществления задач, обеспечивающих управление земельными ресурсами, необходимы оперативный поиск и использование большого объема информации по земельному кадастру, землеустройству, мониторингу земель, топографо-геодезическим, почвенным, геоботаническим, гидрогеологическим и другим изысканиям, решение многочисленных прикладных задач. Обработка, хранение и использование этой информации невозможно без использования современных вычислительных и телекоммуникативных сетей, для чего необходимо создание в республике единой информационно – вычислительной системы управления земельными ресурсами, ядром которой будет являться активной формирующаяся автоматизированная информационная система земельного кадастра (АИС ЗК). Основной целью создания автоматизированной информационной системы земельного кадастра (АИС ЗК) является переход всей сферы управления земельными ресурсами на принципиально новые способы и формы ведения земельного кадастра с использованием современных высокопроизводительных компьютерных технологий. Автоматизированная информационная система аккумулирует в соответствующих базах данных информацию о земельных ресурсах собираемую, хранящуюся и используемую заинтересованными организациями и службами всех уровней, соответствующими министерствами и ведомствами. АИС ЗК – это сложная многоцелевая, многофункциональная непрерывно развивающаяся, организационно – технологическая система, которая включает: - максимально полную информацию процессов управления земельными ресурсами; - минимальные затраты времени на прохождение информации по всем уровням управления; - максимальную эффективность управляющих воздействий на систему землепользования; - своевременное обнаружение и учет всех изменений, происходящих в управляемой системе (мониторинг земель); - эффективное использование средств, выделяемых государством на цели управления земельными ресурсами. Функциональное назначение формирующейся АИС ЗК включает: информационное, вычислительное и аналитическое обслуживание органов управления и субъектов землепользования, всех заинтересованных органов, организаций, предприятий, юридических и физических лиц, работающих в данной сфере. АИС ЗК можно рассматривать как государственную информационную структуру, обеспечивающую становление земельных отношений, основанных на различных формах собственности на землю и поддерживающую развитие рынка земли. Ее создание и ведение в составе Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами предусмотрено с учетом возможности использования существовавшей системы ведения государственного земельного кадастра. Организационная структура ведения государственного земельного кадастра и его автоматизированной информационной системы в республике имеет трехуровневую административно-территориальную иерархическую структуру – республиканский, областной и районный уровни. Ведение земельного кадастра и создание АИС ЗК на вертикальном и горизонтальном уровнях по единой методике и технологии осуществляет производственная структура Агентства РК по управлению земельными ресурсами в лице ГосНПЦзем, его областных дочерних предприятий и районных кадастровых филиалов, совместно с районными и городскими агентствами. Республиканский центр АИС ЗК является координационным, методологическим, методическим и технологическим органом создания системы автоматизированного ведения земельного кадастра на всех административно-территориальных уровнях республики. Основными задачами республиканского центра АИС ЗК являются: - максимально полная информация о процессах управления земельными ресурсами республики; - систематизация и поддержание в активном состоянии банка данных состояния и использования земельных ресурсов страны; - своевременное и качественное удовлетворение законодательных и исполнительных органов и ведомств, организаций в земельно-кадастровой информации; - определение основных направлений компьютеризации и информатизации ведения земельного кадастра; - создание и внедрение единой системы классификации и кодирования информации, разработка локальных классификаторов, унифицированных форм документов, предназначенных для автоматизированной обработки кадастровой информации; - обучение и повышение квалификации персонала АИС ЗК; - координация работ по внедрению АИС ЗК и использованию средств вычислительной системы на всех уровнях. К настоящему времени достаточно полно сформирован и оснащен современным оборудованием республиканский центр автоматизированной информационной системы земельного кадастра в центральном производстве ГосНПЦзем (г. Алматы), (часть оборудования поставлена по Пилотному Проекту). Ведение земельнокадастровой документации и составление ежегодных отчетов о наличии и распределении земель связаны с большим количеством расчетов и записей. При этом, как показало изучение, весь объем работ по получению и составлению кадастровых данных в основном выполняется поэтапно, на разных уровнях. Это дает возможность вести поуровневую обработку информации. На разных уровнях обработки появляется входящая и исходная (выходящая) документация. При этом зачастую одни и те же документы на одном уровне являются входными, а на другом – выходными. Так для республики и областей таким документом являются отчеты о наличии и распределении земель по угодьям и землепользователям, а для районов – отчеты землепользователей о происшедших изменениях в составе землепользования. Можно отметить, что объем этой работы в масштабах СССР был такой, что около 4 тысяч человек инженерно – технического персонала было занято обработкой документов земельного кадастра до введения машинной обработки, а затем постепенного введения автоматизации вычислительных работ с применением различных ЭВМ, а в последние годы компьютеризации этих работ. К основным задачам, решаемых при обработке земельнокадастровых данных, относятся: 1) определение площадей земель по земельным участкам (землепользованиям и землевладениям), районам, областям и республик; 2) исчисление площадей угодий по видам; 3) установление качества земель и сельскохозяйственных угодий; 4) определение площадей мелиоративных земель и их состояния; 5) внесение изменений в отчетные данные районов, областей; 6)составление отчетных кадастровых документов. В связи с внедрением в кадастровый процесс компьютерной технологии, в последние годы резко расширились возможности автоматизации в ведении земельного кадастра. Так при проведении регистрации земельных участков все данные о них и о землепользователях и владельцах земельных участков переданных в частную собственность, заносятся в компьютерный банк данных, т.е. то, что заносится в государственную земельнокадастровую книгу района (города) полностью заносится на магнитные носители информации. Таким образом, при проведении регистрации земельного участка формируется как земельно-кадастровое дело со всеми документами, так и параллельно заносится вся информация о земельном участке по соответствующей программе в компьютер. Это позволяет в автоматическом режиме не только хранить эту информацию, но и работать с ней, то есть вести основной и текущий учет земель, как по площади, так и по качественным характеристикам, не только по земельным участкам, но и по угодьям и видам, категориям земель. Что касается автоматизации ведения отчетности , то в настоящее время ведение государственной статистической отчетности (форма 22), то есть отчет о наличии земель и распределении их по категориям, собственникам земельных участков, землепользователям и угодьям на 1 ноября текущего года вместе с приложениями полностью автоматизировано на уровнях района, города, области, республики.
11 лекция Учет качества и количества земель. Учет земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Являясь составной частью государственного земельного кадастра, учет продолжает изучение хозяйственного состояния земель и начинает их изучение в природном отношении. Земля является всеобщим условием процесса производства, поэтому учет земли необходимо вести во всех отраслях народного хозяйства в разрезе основных категорий единого государственного земельного фонда. Основная задача учета земель состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно-территориальным подразделениям. Государственный учет земель проводится по фактическому состоянию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов и данных учета текущих изменений, выявленных графическим способом. Учет качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель. В естественных науках под почвой обычно понимают верхний, рыхлый слой земной суши, сформированный под влиянием различных факторов почвообразования. Почвы покрывают всю поверхность суши (за исключением ледников и голых скал) сплошным слоем толщиной от нескольких сантиметров до 1…3 метров и более. Классификация почв строится по принципу их происхождения и развития. В размещении почв на территории страны имеется определенная закономерность. Земля – важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, водами, недрами, являющимися главным средством производства в сельском хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства. При классификации земель выделяют участки территории с характерными не только конкретным почвенным покровом, но и всеми другими условиями, от которых зависит способ их использования. К таким условиям относятся климат, характер водного и теплового режимов почвы и прилегающих слоев атмосферы, рельеф местности, экспозиция склонов отдельных участков, их конфигурация, размеры и размещение, естественная растительность и пригодность земель для выращивания определенных культур, хозяйственная деятельность человека по обработке, удобрению и мелиорации земель и т.д. Таким образом, понятие «земля» включает всю экологическую систему, в которой находится земельный участок, т.е. весь комплекс факторов окружающей среды, естественных условий производства, которые определяют рост им развитие растений, условия сельскохозяйственного использования земель и, следовательно, влияют на конечный результат хозяйственной деятельности человека. Почва в этой системе выступает как один из составных элементов, который на ряду с другими условиями существенно влияет на характер использования земель. Следовательно, при классификации земель необходимо учитывать не только почвы, но и другие условия местоположения земельных участков. При классификации земельного фонда под землями понимают генетически самостоятельные участки самой верхней, наиболее активной суши, являющиеся основным средством производства сельского хозяйства, с характерным природно-хозяйственным качеством, определяющим назначение и использование земель, а также мероприятия по их охране и окультуриванию. В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почв рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономии и систематизации земель. Образование и развитие земель, как и других природных тел, происходит от простых форм к более сложным. Поэтому основные принципы классификации земель построены на положении о их динамичности, развитии во времени и пространстве. В основу классификации земель положены их состояние и соответствующие этому производственные возможности для использования земель в сельском хозяйстве. Учет качества земельных угодий в пределах видов земель производится по механическому составу почв, степени засоленности, солонцеватости, кислотности, увлажненности, заболоченности, каменистости, эродированности, рельефу местности, запасам гумуса, обеспеченности почв фосфором и калием и другим показателям. Материалы учета качества земель дают необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, выявление резервов освоения новых земель путем их мелиорации и рекультивации, проведения природно-сельскохозяйственного районирования территории, разработка систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов в схемах землеустройства на перспективу, проведения бонитировки почв и экономической оценки земель.
12 лекция Оценка земель. Общие положения оценки земель. Выполнение задач по дальнейшему развитию сельского хозяйства во многом зависит от уровня использования земельных ресурсов во всех районах страны. Для этого необходимо: выявить и широко использовать все резервы и возможности земельных ресурсов, добиться полного и рационального их использования, бережного отношения к земле, повысить ответственность землепользователей, органов сельского, водного и лесного хозяйства за проведение противоэрозионных и мелиоративных мероприятий; осуществить научно обоснованное размещение сельского хозяйства по природно-экономическим зонам и районам, более углубленную и устойчивую его специализацию и концентрацию на базе межхозяйственной кооперации, создание аграрно-промышленных объединений и предприятий с преимущественным ростом производства того вида сельскохозяйственной продукции, для которого имеются наилучшие условия и достигается наибольшая экономия затрат; во всех колхозах внедрить применительно к местным условиям и специализации каждого хозяйства научно обоснованную систему мероприятий по земледелию и животноводству, обеспечивающую наиболее эффективное использование земли и экономически выгодное сочетание отраслей, наилучшую структуру посевных площадей с заменой малоурожайных и малоценных культур высокоурожайными и высокоценными, добиться применения дифференцированных приемов агротехники и освоения рациональных севооборотов; осуществить рациональную и всестороннюю химизацию сельского хозяйства, полностью удовлетворить его потребности в минеральных удобрениях, обеспечить наилучшее использование органических и минеральных удобрений; обеспечить дальнейшее совершенствование методов нормирования и оплаты труда работников сельского хозяйства, особенно работающих на коллективном подряде, применение дополнительной оплаты труда и других форм материального поощрения за лучшие хозяйственные результаты, создание все более равных экономических условий повышения доходов для колхозов, находящихся в неравных природно-экономических условиях в различных зонах, а также внутри зон, с тем, чтобы последовательнее осуществлять принцип равной оплаты за равный труд. Важнейшим качественным свойством земли как главного средства производства в сельском хозяйстве является плодородие. Плодородие почвы – это способность земли удовлетворять потребности растений в необходимых для них питательных веществах и влаге. Экономическая наука различает следующие виды плодородия: естественное искусственное, потенциальное и эффективное, или экономическое, абсолютное и относительное. Естественное плодородие создается в результате длительного почвообразовательного процесса, протекающего в определенных климатических условиях. Оно определяется физическими, химическими и биологическими свойствами почвы. Участки земли по своему собственному естественному плодородию неодинаковы. Кроме того, на одних участках запасы питательных веществ более доступны растениям, на других – менее. Таким образом, запасы питательных веществ в почве сами по себе еще не определяют их фактического использования растениями, а характеризуют лишь потенциальное плодородие почвы в отличие от эффективного, или действительного, которое определяется количеством питательных веществ, доступных растениям. Задача земледелия состоит в том, чтобы добиться перехода имеющихся в почве запасов питательных веществ в доступную для растений форму, а при недостаточном количестве – создавать их вновь. Это достигается обработкой почвы, внесением удобрений, травосеянием, подбором сортов, способных лучше использовать природное плодородие почвы и т.д. Абсолютное плодородие почвы характеризуется урожайностью с единицы земельной площади. Рост урожайности сельскохозяйственных культур свидетельствует о повышении абсолютного плодородия почвы. Урожайность сельскохозяйственных культур выражает продуктивность земли, поэтому по урожайности можно судить о хороших или плохих землях, имеющихся в том или другом хозяйстве при данном уровне развития производительных сил. Но натуральные показатели не дают полной характеристики экономического значения качества земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, так как не отражают затрат прошлого и живого труда, а также не отражают результатов производства на тех или других землях. Поэтому для оценки земель необходимо применять стоимостные показатели, которыми являются стоимость валовой продукции, размер чистого и диф ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|