Схема этапов волевого действия
Рис. XII.9.Факторы возникновения эмоций, гласно когнитивно-физиологической концепции Шехтера В сложном волевом действии эжно выделить несколько основных 'адий или этапов. Отдельные волевые качества и во-шая активность в целом оценивают-i по следующим параметрам: сила, :тойчивость, широта и направленна, (см. табл. на с. 215). При оценке волевых качеств кольника необходимо соблюдать, по эайней мере, три обязательных ус-1вия: а) оценивающие должны оди-ikobo понимать волевые качества; б) (енка должна исходить из одних и х же критериев; в) волевые каче-ва должны оцениваться нескольки-i лицами. С учетом этих условий щая (усредненная) оценка, данная еми характеризующими лицами, дет более или менее объективной. О
При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений: целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям; настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности; дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни; исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований. 1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия. 2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя. 3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать. 4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца. 5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели. 6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни. 7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при за- нятиях физической культурой __ тренировка не только мышц, но и воли. 8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение. Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке. Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли мы хотим исследовать. Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач. Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т. п. По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип личности по волевому развитию, исходя из показателей, представленных в таблице на с. 214 (по А.И. Высоцкому). Вопросы и задания по теме 1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании. 2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и проч.? 3. Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить? 4. Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джемса и Лапте выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений. Рис. ХИЛО. Двигательный участок коры головного мозга 5. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе? 6. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия. 7. Внимательно прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны? Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова • Вишневый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» 8. Определите виды чувств в следующих отрывках: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского). «После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга». «Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло ». 9. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий. 10. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений. 11. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10. Схема волевых свойств личности
12. Используя материалы на с. 213, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни. 13. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в из- бранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит? 14. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|