ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА
Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретает важное значение для эффективного консультирования. Перечислим необходимые консультанту качества: умение привлекать людей к себе, умение чувствовать себя свободно в любом ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ обществе, способность к эмпатии и прочие внешние атрибуты обаяния. Эти качества не всегда бывают врожденными, но в значительной мере являются благоприобретенными. Они появляются в результате постепенного просветления самого консультанта и, как следствие, проявляемого им доброжелательного интереса к людям. Если общение с людьми доставляет консультанту радость и он желает им добра, он сам автоматически начинает притягивать к себе окружающих. Как избежать влияния личностных предрассудков? Полностью избавиться от них невозможно, но их можно осознать ибыть настороже. Вот почему многие психотерапевтические школы настаивают на том, чтобы абитуриенты сначала сами прошли психоанализ, чтобы осознать собственные комплексы ипо возможности избавиться от них, иначе они подсознательно будут исходить из этих комплексов при консультировании. Консультанту следует пройти курс психоанализа у профессионального психотерапевта, что поможет ему лучше узнать самого себя (Мэй, 1994). Консультанту следует развить в себе то, что Адлер назвал мужеством несовершенства, то есть умение мужественно принимать неудачу. Мужество несовершенства заключается в том, чтобы собрать все силы на одну решающую битву, исход которой может оказаться и победой, и поражением. Консультант должен научиться радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни. Удовольствие, получаемое от жизни и работы, избавит нас от необходимости постоянно мотивировать наши поступки и взвешивать каждый шаг в зависимости от того, что он нам даст. Вовсе не это должно определять нашу жизнь. Консультант должен быть убежден, что проявляет интерес к людям ради них самих. Другая не менее важная проблема профессионального консультирования заключается в выделении профессионально значимых качеств эффективного консультанта. Так, К. Роджерс (Rogers, 1957) уже в ранних своих работах выступил с гипотезой, которая впоследствии неоднократно экспериментально проверялась им самим и другими исследователями, о профессионально-личностных качествах психотерапевта (помощника), необходимых для оказания эффективной психологической помощи. Он считал, что: • помощник должен быть открытым и способным проявлять безусловное позитивное внимание, то есть принимать и вос- ГЛАВА 1 принимать клиента как заслуживающего уважения независимо от того, кем он является и что говорит или делает; • помощнику должна быть присуща конгруэнтность, то есть он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, его вербальное и невербальное поведение должно быть открыто для клиента и быть последовательным; • помощник должен проявлять в своем поведении подлинность, то есть быть честным, откровенным и не прятаться за свой «фасад»; • он должен проявлять эмпатию, то есть показать клиенту, что понимает образ его мыслей и чувства и может видеть мир таким, каким его видит клиент, но в то же время он сохраняет свою отделенность от мира клиента. Эти качества должны быть не только присущи консультанту, но и проявляться в его поведении так, чтобы клиент мог их ощутить. Колшед, автор руководства по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, в главе, посвященной консультированию, приводит перечень семи качеств эффективного консультанта (цит. по: Тутушкина, 1999): 1) эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека; 2) уважение — отношение к другому человеку, подразумевающее веру в его способности справиться с проблемой; 3) конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ коммуникации с другим человеком, при котором у него возникает большая ясность в отношении своих высказываний; 4) знание и принятие себя, а также готовность помочь в этом другим; 5) подлинность — умение быть искренним во взаимоотношениях; 6) конгруэнтность — совпадение того, что говорится, с тем, что сообщается языком тела; 7) непосредственность (способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) — работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем философия, метод или техника, которые исповедует и использует помощник (консультант или психотерапевт). Это было продемонстрировано применительно как к консультированию, так и к психотерапии и обучению. Ряд исследований показал, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом после работ Труакса, Кархафа (цит. по: Тутушкина, 1999) и последующих исследований фактически все авторы согласились с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью консультанта и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как, возможно, оказывающие влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали следующее: • тот факт, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии; • пол и национальность (расовая принадлежность) не влияют на эффективность психотерапии; • ценность опыта работы психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере, было показано, что люди, имеющие больший психотерапевтический опыт, не обязательно являются лучшими психотерапевтами; • психотерапевты, имеющие собственные эмоциональные проблемы, чаще менее эффективны в работе; • ряд исследований подтверждают положение о том, что психотерапевты более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделякжщми их собственные жизненные ценности. В целом в подобного рода исследованиях замечено, что психотерапевт и клиент могут подходить или не подходить друг ДРУГУ- Никто не может быть эффективным психотерапевтом Для любого и каждого клиента. Однако остается не выясненным то, каким образом можно обеспечить совпадение клиента ГЛАВА 1 и психотерапевта для достижения максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы считают, что консультанту недостаточно быть только заботливым и понимающим, он также должен обладать навыками эксперта. Развитию навыков консультирования посвящен ряд книг. Списки этих навыков еще более различаются, чем списки качеств «эффективных консультантов», и доходят до 45 наименований. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта априорно более активна, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является «позволение людям услышать самих себя». Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом, описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является «зеркалом пациента». Параллель с принципами техники психоанализа не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими навыками профессионального консультирования: • уметь дать человеку закончить говорить без реагирования; • точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства; • перефразировать сказанное другим; • подытожить этап интервью так, чтобы продвинуть беседу; • прояснить свою собственную роль для собеседника; • использовать открытые вопросы; • использовать суфлирование, способствуя продвижению собеседника в его повествовании; • «вытягивать» чувства собеседника; • предлагать экспериментальное (то есть идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации; • чувствовать, как другой человек воздействует на вас; • быть толерантным к молчанию; • контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; • фокусироваться на «здесь и сейчас» так же легко, как на «там и тогда»; • определять направление и держать фокус в ходе беседы; • регистрировать и противостоять амбивалентности и непоследовательности; • находить и ставить общие цели; • быть толерантным к болезненным темам; • обсуждать и генерировать альтернативные планы действий; ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ • оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели; • начинать, продолжать и заканчивать (каждую сессию и весь контакт в целом). На основе всего сказанного выше сформулируем требования к консультанту (психотерапевту). Коммуникативная компетентность является доминирующим, системообразующим компонентом профессиональной деятельности психотерапевта. Коммуникативные умения являются важнейшим элементом его профессионально-квалификационной характеристики. Рассматривая общение с современных позиций теории деятельности, мы характеризуем его как коммуникативную деятельность, как процесс межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее в своих партнерах. Коммуникативные умения мы понимаем как качества личности, как готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности (общения) в единстве трех ее сторон (коммуникация, интеракция, перцепция) в измененных условиях. Информационная сторона связана с выявлением и учетом субъективных установок, целей друг друга, с намерением каждого из участников повлиять, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную «представленность» в нем (вербальную и невербальную). Интеракция — сторона общения, направленная на построение общей стратегии взаимодействия. Она включает в себя выбор оптимальной стратегии и тактики общения (умение находить нужные формы общения с разными людьми), саморегуляцию (умение сознательно управлять поведением в различных ситуациях общения). Осуществление успешного общения невозможно без реализации третьей его стороны — перцепции, обеспечивающей процесс формирования образа другого человека. Восприятие и понимание другого человека осуществляет исполнительскую регуляцию деятельности, заключается в выборе субъектом познания адекватных способов общения. Правильному пониманию и восприятию способствует умение интерпретировать личность по ее внешности и поведению, умение человека правильно воспринимать и понимать самого себя. •■■: :-;■ ■ ГЛАВА 1 Психотерапевту необходимы: • умения, направленные на решение информационно-содержательных аспектов общения; • умения, направленные на построение общей стратегии взаимодействия; • умения, направленные на восприятие партнерами друг друга. Интегративные коммуникативные умения: • умения ориентироваться в ситуации общения и пользоваться различными средствами общения; • умения управлять своим поведением; • умения слушать и понимать собеседника. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|