Здавалка
Главная | Обратная связь

Логические экстраверты (Джек Лондон, Штирлиц)



Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) (Джек Лондон, Предприниматель, Фельдмаршал)

1. Программа — деловая логика, выгода, хватка, эффективность. Его привлекают крупные перспективные направления, он предпочитает работу «крупными блоками», действуя в рамках своего синтетического видения проблемы. Он легко ориентируется в условиях нестабильности, поэтому не боится делового риска, поскольку никогда не упускает из вида главную цель, однако может упустить из виду детали.

2. Реализация программы — интуиция времени, прогноз, фантазия. Для ЛИЭ особенно характерно сочетание практицизма и романтизма. Он может предугадать оптимальный вариант в решении проблемы, часто находит выход из положения в неординарных ситуациях.

3- Канал наименьшего сопротивления — сенсорика ощущений, гармония, удобство, самочувствие. Слабым местом ЛИЭ является эстетика. Невнимателен к еде и сну, небрежен к своему внешнему виду, не терпит замечаний в этой сфере.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

4. Суггестивный канал — этика отношений, психологический климат. ЛИЭ в отношениях с людьми старается придерживаться норм, принятых в той группе, к которой он принадлежит, что зависит от воспитания. Часто допускает жестокие шутки и бестактности. Внушаем теми людьми, моральный авторитет которых он признает.

Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) (Штирлиц, Администратор)

1. Программа — деловая логика. Изучает конкретные возможности для получения практического результата. Он любит точную скрупулезную работу, имеет привычку тщательно обдумывать и планировать предстоящие дела, анализировать детали. Как правило, любит рассуждать вслух, произносить речи.

1то речь последовательна, логична, не имеет повторов, хорошо поставлена. Плохо чувствует временной регламент.

2. Реализация программы — сенсорика ощущений, гармония, удобство, самочувствие. Его сильная сторона — умение сочетать утилитарные стороны жизни с эстетическими. Очень хо-

юшо ориентируется в мире материальных вещей. Любит разнообразные официальные приемы, фуршеты и т. п.

3. Канал наименьшего сопротивления — интуиция времени, предчувствия, прогноз. ЛСЭ очень негативно воспринимает любую неопределенность. Ему, сенсорику, хочется конкретно знать, что будет завтра, через месяц, через год. Неизвестность для него — самая тяжелая жизненная проблема, которая его особенно

гервирует. Болезненно относится к негативным прогнозам.

4. Суггестивный канал — этика отношений, психологический климат. Не очень разбираясь в тонкостях чувств, старается придерживаться определенного стиля поведения, как правило, предпочитает имидж корректного, сдержанного человека.

ГРУППИРОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

В соционике все 16 психологических типов можно сгруппировать в четыре класса по четыре типа в каждом. Причем это разбиение можно сделать двумя разными способами. .

Один способ в основу формирования групп психотипов закладывает их профессиональную ориентацию, характерные для психотипов и наиболее подходящие для них сферы професси-

ГЛАВА 2

ональной деятельности. В результате получаются класс («клуб») «Исследователи» (четыре психотипа с ведущими логикой и интуицией), клуб «Социалы» (четыре психотипа с ведущими этикой и сенсорикой), клуб «Гуманитарии» (четыре психотипа с ведущими этикой и интуицией) и клуб «Практики» (четыре психотипа с ведущими логикой и сенсорикой).

Другая группировка на классы основана на естественном тяготении четверок психотипов друг к другу благодаря особому характеру взаимодействия между иерархиями их психологических функций. Получающиеся четыре класса называются ква-драми. В каждой квадре, объединяющей четыре психотипа, есть два экстраверта и два интроверта, два рационала и два ирраци-онала, два интуита и два сенсорика, два логика и два этика. Тем не менее, есть инекие общие черты, объединяющие представителей всех психотипов в одной и той же квадре. Квадры имеют номера: 1, 2, 3 и 4.

Жизненные ценности и установки психотипов первой квадры (Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер) объединяются ключевыми словами: распространение информации, демократизм, мягкость, наивность, поиск, перспективные идеи общественного развития, справедливость, детство.Характерный пример первой квадры — это четверка мушкетеров (Атос — ЛИИ, Арамис — ЭСЭ, Портос — СЭИ, Д'Артаньян — ИЛЭ).

Психотипы второй квадры (Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин) объединены ключевыми словами: ниспровержение, борьба, преодоление, действие, упрямство, молодость.Психотипы третьей квадры (Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер) живут «под знаменем» ключевых слов: очищение, критика, трезвость, строительство, реформы, зрелость.Ключевыми словами четвертой квадры (Штирлиц, Гексли, Габен, Достоевский) являются: удобство, стабильность, экология, сохранение, консерватизм, старость.

Квадры играют большую роль в соционических построениях. Понимание механизмов их образования особенно важно, если мы решаем проблемы соционики групп, производственной конфликтологии, а также если изучаем с помощью соционических методов политическую историю. Так, в соционике на многочисленных исторических примерах доказывается исторический закон поэтапной смены квадр, согласно которому в государстве или крупной корпорации у руля власти по кругу сменяются все четыре квадры, причем в порядке их номеров,

ПСИХОДИАГНОСТИКА

и правление каждой квадры соответствует вполне определенному и специфическому по своим задачам этапу в циклическом развитии общества (В. Гуленко, 1995).

ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В парах любых двух психотипов из 16 возможных складываются характерные отношения взаимодействия, зависящие от индивидуальной иерархии психологических функций у партнеров по общению (табл. 2.4, Филатова, 2001). Всего насчитывается 14 типов таких отношений, из них 12 симметричных и 2 асимметричных.

Отношения дуализации или полного дополнения.Доминирующие вертности партнеров различны. Программная функция первого партнера соответствует суггестивной функции второго, программная функция второго соответствует суггестивной функции первого. Творческая и ранимая функции у партнеров тоже перекрещиваются, при этом имея у партнеров разную вертность. По принципу дополнения часто образуются супружеские пары. Отношения дополнения симметричны. Эти отношения гармоничны — они обеспечивают взаимоподдержку, понимание и взаимостимуляцию. Кроме того, задачи внешних контактов в зависимости от их привязки к той или другой психологической функции гармонично распределяются между партнерами.

Отношения активации.Доминирующие вертности партнеров совпадают. Творческая функция первого партнера совпадает с суггестивной функцией второго партнера, творческая функция второго — с суггестивной функцией первого. Отношения в паре симметричны, достаточно гармоничны.

Зеркальные отношения.Доминирующие вертности партнеров различны. Программная функция первого партнера совпадает с творческой функцией второго, программная функция второго — с творческой функцией первого. Одновременно суггестивная и ранимая функции у партнеров тоже переставлены местами, перекрещиваются, имея у партнеров еще и разную вертность. Отношения симметричны. Эти отношения .также достаточно плодотворны.

Полудуальные отношения.Доминирующие вертности партнеров различны. Программная функция первого партнера сов-

ГЛАВА 2

ПСИХОДИАГНОСТИКА

падает с суггестивной функцией второго, программная функция второго — с суггестивной функцией первого. В отличие от чисто дуальных отношений, функции творческого и ранимого каналов у партнеров не перекрещиваются, а совпадают (имея у них, правда, разную вертность). Отношения симметричны идостаточно гармоничны. Таких партнеров характеризуют общие достоинства и недостатки (по функциям второго и третьего каналов), что делает пару не вполне самодостаточной «ячейкой общества».

Миражные отношения.Доминирующие вертности партнеров различны. Названия функций перекрещиваются у партнеров во втором и третьем каналах, совпадают в первом (программном) и четвертом (суггестивном) каналах. Отношения благоприятны.

Тождественные отношения.Оба партнера принадлежат к одному и тому же психотипу, соответственно во всех каналах у них находятся полностью совпадающие функции. Отношения симметричны. Отношения идеальны для взаимодействия учителя и ученика, родителя и ребенка, директора и его первого заместителя, то есть во всех случаях, где главными являются проблемы взаимопонимания или доверия. Отношения малопродуктивны и утомительны для внешних контактов этой пары, так как партнеры не обеспечивают друг другу поддержки по слабым функциям.

Отношения параллельного квазитождества.Доминирующие вертности партнеров совпадают. Отношения симметричны. У партнеров взаимно перекрещиваются (по названиям) функции первого и второго, третьего и четвертого каналов. Отношения неконфликтны, партнеры имеют общие интересы, но поддержки между ними не ощущается.

Деловые отношения.Доминирующие вертности партнеров совпадают. Отношения симметричны. У партнеров перекрещиваются названия функций в первом и четвертом каналах, совпадают названия функций во втором и третьем каналах. Отношения нейтральны и довольно успешны в условиях общей работы.

Отношения полной противоположности.Названия функций у партнеров во всех каналах совпадают, но партнеры имеют противоположную вертность. Отношения симметричны. Причин для конфликтов нет, как нет и взаимопонимания. Периодически возникает взаимное раздражение, так как партнеры

ГЛАВА 2

слишком похожи с точки зрения иерархии функций, имеют сходные интересы и методы решения проблем, но существенно разнятся по вертному стилю.

Родственные отношения.Доминирующие вертности партнеров совпадают. Отношения симметричны. В первом и четвертом каналах у партнеров находятся тождественно одинаковые функции, во втором и третьем — взаимно перекрещивающиеся функции. Отношения нейтральны, доброжелательны при не очень длительных контактах, но могут стать утомительными при долгом общении.

Отношения суперэго.Доминирующие вертности партнеров совпадают. Отношения симметричны. Перекрещиваются названия функций в первом и четвертом, втором и третьем каналах. Отношения являются интересными и взаимоинтригующи-ми при коротком общении, при длительных контактах могут стать утомительными.

Отношения конфликта.Доминирующие вертности партнеров различны. Отношения симметричны. Перекрещиваются названия функций в первом и третьем, втором и четвертом каналах. Сильная программная функция любого из партнеров совпадает с самой слабой и ранимой функцией третьего канала у другого партнера. Отношения являются взаимно утомительными, изматывающими и раздражающими, особенно при длительном близком общении.

Отношения социального заказа.Доминирующие вертности партнеров совпадают. Отношения асимметричны. Вторая функция первого партнера совнадает с четвертой суггестивной функцией второго партнера. Третья (ранимая) функция второго партнера совнадает с четвертой (суггестивной) первого партнера. «Заказчик» своей сильной функцией второго канала стимулирует суггестивную функцию четвертого канала у «Подза-казного». Однако Подзаказный не может влиять на Заказчика. Отношения во всех отношениях приятны для Заказчика, но утомительны для Подзаказного.

Отношения ревизии.Доминирующие вертности партнеров различны. Отношения асимметричны. «Ревизор» своей программной функцией больно давит на совпадающую с ней третью, самую ранимую функцию «Подревизного». Но Подревиз-ный не может действовать на Ревизора — программная функция Подревизного соответствует достаточно сильной творческой функции второго канала Ревизора. Одна сторона (Ревизор) на-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ступает, другая (Подревизный) все время пятится, постоянно

проигрывая.

Подробности об интертипных отношениях можно найти в монографии Е. С. Филатовой (Филатова, 2001).

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Еще одним важным шагом в развитии соционики было открытие соответствия одной из слабых функций в модели психологического типа тому, что у А. Е. Личко в его теории акцентуаций характера называется местом наименьшего сопротивления(МНС) (Личко, 2000). Как уже указывалось выше, А. Аугустинавичюте связала эти наблюдения с проявлениями ранимой функции третьего канала. В этой функции кроется основная причина стрессов, неврозов и конфликтов..

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и повышенной устойчивости к другим. Акцентуация — это чрезмерное заострение отдельных черт личности.

МНС имеют все люди, у каждого человека какие-то функции сильнее, какие-то слабее, и это не означает его «ненормальности», неполноценности. У обычных людей проявления МНС не слишком заметны окружающим, самим человеком они, скорее, воспринимаются как недостатки. И только в тех случаях, когда есть расстройства психики, проявления МНС становятся настолько заметными, что бросаются в глаза как характерные признаки заболевания. Поэтому они и легли в основу многих психиатрических типологий.

У каждого человека МНС слабо только по сравнению с его же сильными функциями, а объективные возможности МНС зависят от общего объема интеллекта человека и подчас превышают уровень развития таких же функций у других людей.

Систематика, которой мы придерживаемся при дальнейшем изложении, в основном исходит из классификации П. Б. Ган-нушкина (1998) и типов акцентуированных личностей у взрослых по Леонгарду. Карл Леонгард — выдающийся немецкий психиатр, известный своим подходом к диагностике и дифференциации шизофрении. Тем не менее, в истории психиатрии

ГЛАВА 2

и психологии Леонгард известен благодаря концепции акцентуированных личностей (Леонгард, 2000).

Гипертимный тип(наиболее близки к нему по юнговской классификации психотипы Гюго и отчасти Гексли). Этому типу соответствуют люди, характеризующиеся постоянно приподнятым, хорошим настроением, то есть одним из двух крайних состояний циркулярного психоза. Жизнерадостные, общительные, приветливые, остроумные, они могут производить на окружающих самое благоприятное впечатление. Однако при резко выраженных формах симптоматика этой группы включает и характерные отрицательные черты. Стремление к лидерству (чаще — неформальному) делает гипертимных заводилами шумных компаний, инициаторами масштабных начинаний, которые редко доводятся до-конца. В жизни гипертимных возможны и блестящие взлеты, хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны, ирезкие падения, которые, впрочем, легко переносятся. Гипертимики остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их деятельная направленность может иметь и асоциальные проявления (аферы, мошенничество и пр., особенно у психотипа Гексли). Гипертимно-неустойчивый вариант (Дюма).Людям этого типа свойственна жажда развлечений, веселья, рискованных похождений (целью является, однако, не риск, а развлечения). Эти стремления порой выступают на первый план и толкают на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и правонарушения. Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Причиной этому может стать как чрезмерная опека — гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гиггоопека, безнадзорность.

Циклоидный тип (Жуков).Характеризуется многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, тоскливости, пониженной работоспособности. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым. Эти колебания обыкновенно берут начало в возрасте полового созревания, который и в нормальных условиях часто вызывает более или менее значительное нарушение душевного равновесия. Далее начинается пери-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

одическая смена одних состояний другими, иногда связанная с определенными временами года, чаще всего с весной или осенью. При этом состояние возбуждения обыкновенно субъективно воспринимается как период полного здоровья и расцвета сил, тогда как приступы депрессии, даже если они слабо выражены, переживаются тяжело и болезненно: сопровождающие, их соматические расстройства, а также понижение работоспособности, чувство связанности и безотчетно тоскливое настроение нередко заставляют искать облегчения у врачей.

Лабильный (эмотивно-лабильный, реактивно-лабильный) тип (Дон-Кихот).Отличается изменчивостью настроения, его резкими перепадами по самым ничтожным поводам. Похвала и порицание, любые внешние события вызывают немедленные эмоциональные реакции, от чрезмерной радости до беспочвенного уныния. У них бывают «хорошие» и «плохие» дни, что нередко зависит от капризов погоды. Лабильных часто считают людьми легкомысленными, но это не так: они способны на глубокие постоянные чувства к родным, близким друзьям, любимому человеку.

Астено-невротический тип (Драйзер).Характеризуется чрезмерной возбудимостью, а также мнительностью в отношении своего здоровья. Частые болезненные ощущения соматических нарушений (сердца, органов пищеварения и др.) и повышенное. внимание к ним отражают склонность к ипохондрии. Постоянные посетители врачебных кабинетов (подчас различных и сразу нескольких), неврастеники внушаемы и дают сильные психогенные реакции на любой возможный диагноз. Социальная дезадаптация неврастеников проявляется в смущении и робости, которые они могут пытаться скрыть под маской внешней

развязности.

Сенситивный тип (Достоевский).Для людей этого типа характерно постоянно пониженное настроение, они во всем видят только мрачные стороны, жизнь кажется им тягостной, бессмысленной, они пессимистичны, чрезвычайно ранимы, быст-I) устают физически, могут быть очень отзывчивыми, добры-4, если попадают в атмосферу сочувствия со стороны близ-IX, но, оставшись наедине, снова впадают в уныние. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситу-Шя, где они становятся объектом насмешек или подозрения неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает ма-

ГЛАВА 2

лейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Психастенический тип (Робеспьер).Отличается чрезмерной нерешительностью, доходящей до полной неспособности принимать какие-либо решения. При этом длительное ожидание опасных событий в будуще'м (здоровье и участь близких, собственные неудачи и т. п.) травмируют их сильнее, чем события, уже происшедшие. Постоянная тревога при необходимости выбора (даже в мелочах) компенсируется либо уходом в воображение, излишней мечтательностью и верой в приметы, либо изобретением всякого рода ритуалов, выполнение которых «необходимо» 'для того, чтобы избежать ошибок. По тем же причинам психастеники часто склонны к самоанализу и обстоятельным, но бесплодным рассуждениям.

Шизоидный тип (Максим Горький).Лучше всего шизоидов характеризуют следующие особенности: аутистическая оторванность от внешнего, реального мира, отсутствие внутреннего единства и последовательности, причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Они обыкновенно воспринимаются как люди странные и непонятные, от которых не знаешь, чего ждать.

Так как у шизоидов обыкновенно отсутствует непосредственное чутье действительности, то и в поступках их нередко можно обнаружить недостаток такта и полное неумение считаться с чужими интересами. В работе они редко следуют чужим указаниям, упрямо делая все так, как им нравится, руководствуясь иной раз чрезвычайно темными и малопонятными соображениями. Отличаясь вообще недоверчивостью и подозрительностью, шизоиды далеко не ко всем людям относятся одинаково. Будучи вообще людьми крайностей, не знающими середины, склонными к преувеличениям, они и в своих симпатиях и антипатиях большей частью проявляют капризную избирательность и чрезмерную пристрастность.

Эпилептоидный тип (чаще на почве псйхотипа Наполеон).Характеризуется сочетанием трех основных признаков: а) крайней раздражительностью, вплоть до ярости; б) приступами аффективных расстройств (тоски, гнева, страха); в) моральными дефектами (асоциальными установками). Впрочем, последняя особенность может быть скрытой и обнаруживаться, напротив, в преувеличенной гиперсоциальности, в подчеркнуто строгом соблюдении моральных норм, доходящем до ханжества. Эпи-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

лептоиды обычно очень активны, напряженно деятельны, настойчивы и даже упрямы, в общении эгоистичны, нетерпеливы и крайне нетерпимы к мнению других, резко реагируя на любые возражения. Характерные для них страстность и любовь к сильным ощущениям нередко выражаются в отсутствии чувства меры (азартных играх, коллекционировании, обогащении, превышении скорости на дороге и т. д.). Несмотря на внешнюю . динамичность поведения, их мышление инертно, вязко, малочувствительно к новому опыту.

Истероидный тип (Гамлет).Прежде всего он отличается же-

|ланием обращать на себя постоянное внимание, для чего часто представляет себя и других намеренно неверно. Требующие признания, люди этого типа любой ценой хотят казаться значительнее (как лучше, так и хуже), чем на самом деле. Это стремление выражается в эксцентричных поступках, оригинальных идеях, в рассказах о своих особых редко встречаемых (но объективно мнимых) заболеваниях, а также в демонстративных обмороках, припадках, попытках к суициду (как правило, «неудачных»). Их привязанности, интересы, чувства поверхностны и во многом зависят от окружающих, так как рассчитаны на внешний эффект. Неустойчивый тип (чаще на почве психотипа Габен).Характеризуется полной реактивностью в поведении, которое целиком определяется внешней социальной средой. Не имея глубоких интересов и привязанностей, они скучают в одиночестве, но хорошо чувствуют себя в компаниях, умеют поддержать беседу. Неустойчивы, легко внушаемы, в манере поведения часто берут пример с наиболее ярких своих приятелей. В работе они несамостоятельны, хотя и способны увлечься ею (но ненадолго), беспорядочны, неаккуратны и, наконец, ленивы. Неустойчивы, особо склонны к приему наркотических и подобных им средств, под действием которых становятся, как правило, эгоистичными и жестокими, а по его окончании горько раскаиваются, сетуя на случайные внешние обстоятельства.

Конформный тип (Есенин).Главный отличительный признак этой группы людей — чрезмерная конформность, почти полное отсутствие собственной инициативы. Представители этой группы обычно ориентируются на свое непосредственное социальное окружение, однако не ищут в нем наиболее ярких примеров для подражания (как неустойчивые психопаты), а вместо этого стремятся думать, действовать и быть «как все».

ГЛАВА 2

Неумение противостоять любому внешнему влиянию, внушаемость и консерватизм делают их ревностными слугами общепринятых мнений, дежурной моды и др., способными выражать банальные истины в напыщенной, нередко усложненной форме и с самым торжественным видом. Умелое и точное следование шаблону (например, модному фасону одежды или авторитетному, но, как правило, частному, лишенному контекста предписанию) сопровождается ощущением собственной значительности, доходящим до горделивого самодовольства.

Сверхпунктуальный характер (ананкаст), чаще на почве психотипа Бальзакпрямо противоположен демонстративному иотличается недостаточной способностью к вытеснению. Анап-касты не в состоянии принять решение даже тогда, когда для этого существуют все предпосылки. Прежде чем начать действовать, они стремятся взвесить все до последней мелочи и не могут исключить из сознания ни одну мельчайшую возможность, способную привести к более удачным решениям. Они не способны к вытеснениям и потому испытывают затруднения перед попытками.

Застревающий характер (чаще на почве психотипа Штирлиц)характеризуется развитой и конкретно направленной волей. У людей с застревающим характером наблюдается соблазн властвовать, они ему часто поддаются, хотя подавление других не всегда является умышленным. Они могут быть навязчивыми в общении и инертными в выполнении различных дел. Мелочной скрупулезностью в делах они могут терроризировать окружающих.

Люди с таким характером злопамятны, но это определяется не их принципами, а тем, что неприятные образы и эмоции легко вспоминаются, и все переживается так, как будто было вчера. Неприятности не забываются, а наслаиваются одна на другую, накапливаются.

Логико-понятийное мышление этого типа личности развивается за счет заимствования новых мыслей от окружающих. Причем из того, что слышно вокруг, воспринимается лишь то, что имеет отношение непосредственно к предмету внимания.

Если он поставил себе цель, то эмоционально привяжется к ней, «застрянет» на ней и будет устойчивым в эмоциональном стремлении к ее достижению. Его цели — внешние, конкретные: власть, авторитет, успех.

В табл. 2.5 представлено сопоставление социотипов и акцентуаций характера (но Аугустинавичюте, 1998).

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 2

ПОГРАНИЧНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА В АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ

КЛАССИФИКАЦИИ — ПАРАЛЛЕЛИ С ЮНГОВСКОЙ ТИПОЛОГИЕЙ

В справочнике DSM-IV (1994) и в его недавних предшест венниках DSM-III (1980) и DSM-III-R (1987) опубликован] работы многих выдающихся психиатров, психологов и эпидс миологов США, занимающихся диагностикой личностных раса ройств. Он содержит единую диагностическую терминологш и предназначен для исследователей и практиков. Помимо специ фических психических болезней, дополнение к этим справочнн кам (раздел OCU-II)содержит перечень 14 основных диагнозо личностных расстройств. «Четырнадцать нарушений личности -это преувеличенные варианты четырнадцати типов личност! Проблемы возникают из-за гротескной формы каждого типа, а н из-за его содержания» (Олдхэм, Моррис, 1997).Анализ подроб ных обобщенных описаний личностных расстройств и соответст вующих им акцентуированных типов позволяет сопоставит с каждым из них один из 16 юнговских социотипов. При этод только один социотип - «Джек Лондон» (ЛИЭ) - остается бе; четко определенной пары, а одной акцентуации характера п< DSM соответствуют гипотетически сразу два юнговских психо типа. Читатель, который сравнит подробные поведенческие опи сания социотипов на сайтах или с описаниями акцентуаций, по граничных с личностными расстройствами (Олдхэм, Моррис 1997), сам сможет увидеть сходство. Ниже приводится составлен ная нами приблизительная таблица их соответствий (табл. 2.6)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮНГОВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПСИХОТЕРАПИИ

Для чего психотерапевту нужно знание психотипа и профиля юнговских функций клиента?

Во-первых, функция третьего канала (самая слабая, ранимая и трудно контролируемая, не случайно называемая также функцией наименьшего сопротивления) является потенциальным источником и причиной большинства межличностных и внутриличностных конфликтов. Верное определение этой самой слабой и истощаемой функции знаменует больше поло-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 2

вины пройденного пути к правильному пониманию «корней» личностного расстройства и, соответственно, к его излечению.

Во-вторых, функция четвертого канала (суггестивная, нуждающаяся в поддержке извне) потому так и называется, что часто является ключевым звеном в излечении многих случаев личностных расстройств, так как она является оптимальным каналом внушения, в том числе в психотерапевтических сеансах, а ее недостаточная поддержка со стороны ближайшего окружения клиента часто является причиной неуверенности, ситуационных депрессий и невротических расстройств. В этом случае тренировка и правильное выстраивание поддержки этой функции (лучше постоянно во внешнем окружении клиента, но хотя бы и во время психотерапевтических сеансов) может привести к компенсации болезненного состояния клиента.

В-третьих, программная функция первого канала (именно по ней клиент является специалистом) должна учитываться во всем объеме психотерапевтической работы. Именно на языке этой функции выстраиваются доверительные отношения. Если психотерапевт не умеет говорить с клиентом на языке его программной функции, то клиент ему не будет доверять. Недостаточная задействованность этой функции в личной и производственной жизни часто и является той решающей, порождающей фрустрацию потребности причиной, которая побуждает клиента обратиться к психотерапевту.

В-четвертых, правильная юнговская типизация помогает поставить правильный диагноз пограничного личностного расстройства и разобраться в его причинах, как об этом сказано в разделе, посвященном параллелям юнговской типологии с эмпирическими классификациями акцентуаций характера и пограничных личностных расстройств. Известная путаница в выделении акцентуаций характера психиатрами, которую можно наблюдать и по приводимым в этой главе таблицам, свидетельствует, по нашему мнению, не о недостатках юнговской типологии, которая не всегда отвечает эмпирическим классификациям пограничных личностных расстройств, а скорее об обратном — о дефектах медицинских классификаций, которые до сего дня окончательно не устоялись и не определились.

В-пятых, решение проблем, с которыми клиент обратился к психологу, часто достигается простым объяснением клиент}' особенностей «механизмов функционирования» его собственной личности и личностей тех людей, с которыми он близко взаимо-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

действует. Кто предупрежден, тот вооружен. Раздражитель часто является невротизирующим только до тех пор, пока непонятна причина его раздражающего действия, что приводит к концентрации раздражителя и т. д. по нарастающей. Понимание клиентом особенностей сильных и слабых сторон своей личности, особенностей возникающих интертипных отношений и соответственно психологических причин возникающих трений и конфликтов уже само по себе снимает основную остроту большинства травмирующих раздражителей. Приемы разъяснения или «подведения» клиента к самостоятельному открытию причин своей фру-

' страции или невротического состояния играют огромную роль во всех схемах психоанализа. Заметим, что юнговская типология и соционика, выстроенные четко и ясно, как периодическая система химических элементов Менделеева, дают психотерапевту хорошие ориентиры и возможности для такой работы.

В-шестых, в рамках научных школ юнговской психологии (особенно неоюнговского психоанализа) существует и свой особый набор методов психокоррекции, которые могут представлять несомненный интерес для психологов и психотерапевтов. В том чис-

. ле речь идет о различных методах тренировки у клиента способности произвольно управлять всеми своими психологическими функциями — не только сильными, но и слабыми (фон Франц, 1998). Апологеты этих методов считают, что пациенты, прошедшие курс соответствующего тренинга, резко повышают свой адаптационный потенциал. По большому счету, этим занимаются все без исключения тренинговые и тем более игровые методики, тренируя ту или иную функцию — одну или две из четырех, порой выбираемые вслепую. Знание иерархии функций клиента подскажет, какая функция (чаще всего суггестивная) нуждается в тренировке. Предостережем лишь от того, чтобы без раздумий пытаться интенсивно тренировать самую слабую и ранимую функцию клиента — в некоторых случаях состояние пациента при этом ухудшается, хотя случается и положительный эффект.

ВАЖНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЮНГОВСКИХ ФУНКЦИЯХ

Ниже мы приводим ту полезную информацию о базовых Функциях, которую трудно почерпнуть в соционической литературе.

ГЛАВА 2

Половые различия

Несомненную зависимость от пола обнаруживают две дихотомии: логика—этика (T/F) и рациональность—иррациональность (J/P). Особенно велика половая разница для логики—этики: по нашим данным, истинная разность величины этой дихотомии для двух полов составляет около 1,0 стандартного отклонения (женщины менее логичны и более эмоциональны). Соответствующие различия проявляются совершенно одинаково в обеих вертностях этических и логических функций. Женщины также чуть более иррациональны, чем мужчины (разница с мужчинами той же субпопуляции по дихотомии рациональность—иррациональность составляет 0,28 стандартного отклонения).

Однако, когда речь идет о поправках на пол в конкретных диагностических опросниках, выявляющих юнговские дихотомии, функции и типы, то величина необходимой коррекции оказывается существенно меньше — она прямо зависит от чувствительности и точности используемой методики. Чем менее чувствительна методика, тем сильнее зашумлены ее результаты случайным разбросом данных, что приводит к уменьшению наблюдаемых с ее помощью тендерных (половых) различий. Кстати, с этой точки зрения, наблюдаемые тендерные различия являются хорошим индикатором чувствительности любой измерительной процедуры. В случае абсолютно неработоспособной методики, воспроизводящей в качестве результатов на своем выходе лишь случайный шум, наблюдаемые тендерные различия вообще исчезают.

Для переводной диагностической анкеты Кейрси из 70 вопросов (Елисеев, 2002) половые различия в дихотомии «логика минус этика» составляют 0,69 стандартного отклонения (в пользу логики у мужчин). Для диагностической анкеты ЛОТ В. Таланова (300 вопросов) соответствующие различия составляют 1,03 стандартного отклонения. Различия по показателю рациональность—иррациональность для анкеты Кейрси оказываются менее 0,1 стандартного отклонения и не учитываются. Соответствующие половые различия по анкете ЛОТ составляют 0,28 стандартного отклонения (мужчины более «рациональны»). Ни одна методика не обнаруживает половых различий по показателям интуиция—сенсорика и экстраверсия—интровер-сия. Во всяком случае, соответствующие половые различия не превышают 0,05 стандартного отклонения.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Следует ли учитывать и арифметически корректировать половые различия по дихотомиям логика—этика и рациональность-иррациональность при диагностике психотипов? Если этого не сделать, то диагностированные для женщин психотипы окажутся преимущественно этическими и иррациональными, а для мужчин — логическими и рациональными. Если мы рассматриваем мужскую и женскую выборки как независимые субпопуляции, где общение не выходит за рамки каждой субпопуляции, и хотим получить для каждой из них картину равномерного распределения респондентов по психотипам, то соответствующие поправки нужно вводить обязательно. Однако если мы рассматриваем мужчин и женщин как часть единой популяции, имеющих в ней обоснованно разные профессиональные предпочтения (например, при решении задач профориентации), то вносить коррекции на пол в измеренные показатели логики—этики и рациональности—иррациональности нецелесообразно. Следует отметить, что наблюдаемые половые различия не носят характер культураль-ных, а отражают реальную нейрофизиологическую и психологическую разницу между полами.

Возрастные различия

1С возрастом увеличиваются диагностируемые опросниками ■казатели интроверсии и рациональности. Соответствующие ррекции (в случае использования диагностических инструмен-в с высокой чувствительностью, например, анкеты ЛОТ) долж-[ составлять примерно 0,25 стандартного отклонения на каждые лет возраста для экстраверсии—интроверсии и 0,15 стандартно-отклонения на каждые 10 лет возраста для рациональности-иррациональности. Точно не показано, носят соответствующие возрастные сдвиги культуральный или реально-биологический характер, но коррекции, видимо, должны вноситься в любом случае — каждая возрастная группа представляет из себя достаточно изолированную субпопуляцию, где общение происходит преимущественно между членами данной группы. Возрастные коррекции показателей необходимы и для того, чтобы в каждой возрастной, группе диагностировались равномерно все психотипы, и для того,

Р^бы в каждой возрастной группе инвариантно работали социо-[еские законы взаимодействия психотипов, и чтобы психотип, тестированный в пожилом возрасте, совпадал с психотипом, орый был у клиента в юности. 175

ГЛАВА 2

Связь с тестами на интеллект

Логики интересуются фактами, а этики - чувствами Поэтому нас не должно удивлять, что в тесте на общую осведомленность школьники-логики показывают существенно лучший ре-^тат (корреляция с Дихотомией «логика-этика» равняется +0,36). Как видно из нижеприведенной таблицы корреляций (по результатам наших исследований с применением опросника ЛО1, 125 респондентов), интуиция, логика, экстраверсия и иррациональность являются факторами, улучшающими результаты тестов на интеллект (табл. 2.7). При этом действие интуиции на разные тесты более-менее равномерно Главным влияющим фактором интуиция оказывается в тесте на умножение двузначных чисел в уме, а также в тесте на творческую продуктивность (придумывание названий - «что бы это значило?» - для схематических геометрических рисунков). Влияние экстраверсии и особенно логики на тесты менее ровно Иррациональность оказывается условно-влияющим фактором в одном случае: при оценке-логической правильности или ошибочности силлогизмов, где, по-видимому, требуется высокая подвижность мышления и свобода от стереотипных оценочных ярлыков, свойственных рациоиалам.

Однако не следует думать, что указанное влияние логики интуиции и иррациональности на результаты интеллектуальных тестов означает их связь с реальным фактором общего интеллекта, физиологически проявляющимся в индивидуальной скорости нервных процессов. Наибольшая часть дисперсии интеллектуальных тестов связана все же именно с этим фактором. Подобный «чистый» интеллектуальный потенциал не связан ни с логикой, ни с интуицией, ни с иррациональностью. Он также может определяться с хорошей точностью по личностным анкетам на основе ряда чисто поведенческих признаков, никак не связанных с юнговскими функциями (опросник ЛОТ).

По нашим данным, полученным с помощью анкеты ЛОТ усиление функции третьего канала (канала наименьшего'сопротивления - КНС) приводит к снижению показателей в интеллектуальных тестах, а также в шкале «интеллектуальная самостоятельность» личностного опросника (коэффициент корреляции -0,26). Напротив, усиление первой функции (также независимо от ее наименования) улучшает результаты интел-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 2

лектуальных тестов (коэффициент корреляции 0,11). Ни вторая, ни четвертая (суггестивная) функции существенного влияния на интеллектуальные результаты не оказывают.

Посторонние факторы,

мешающие правильному измерению

юнговских функций

Наибольшие помехи (и примерно равные по величине) привносят при анкетной диагностике четыре фактора.

Во-первых, склонность к пассивному соглашательству (склонность чаще отвечать «да»), известная из MMPI как «комплекс Панурга». Правда, эта особенность частично зависима от социо-нических функций — соглашательство выше у интуитов и этиков. Однако фактор все же должен подвергаться корректировке, и в обязательном порядке — в анкетах той формы, где ответы предполагают ту или иную степень согласия с одиночными утверждениями.

Во-вторых, искренность—неискренность. Показатели лжи существенно возрастают у испытуемых, если тестирование они рассматривают как ситуацию некоей экспертизы. Это приводит к сильному завышению диагностируемых показателей рациональности и экстраверсии. Рациональность увеличивается по той причине, что одним из ведущих свойств рационалов, как специалистов по оценочным функциям, является, помимо склонности к планированию, развитое представление о том, «как все должно быть». Иррационалы, как специалисты по восприятию, исходят из того, как все есть на самом деле. Поскольку ситуация экспертизы провоцирует испытуемых перейти от установки «как оно все есть на самом деле» к установке «как оно должно быть в идеале», поэтому растут и наблюдаемые показатели рациональности. Соответствующие коррективы должны вноситься обязательно, причем в шкалу лжи должны входить вопросы, максимально чувствительные к ситуации экспертизы, но изначально не пересекающиеся с фактором рациональности—иррациональности.

В-третьих, фактор приобретенной социальности—асоциально-сти установок (мизантропии). Данный фактор независим от генетически обусловленных признаков, входящих в структуру шкал рациональности и этики, среди которых также есть признаки, близкие к понятию социальности—асоциальное™ поведения, и обусловлен воспитанием. Однако он дает «паразитную» нагрузку на часть вопросов, с помощью которых в анкетах измеряются

ПСИХОДИАГНОСТИКА

показатели логики, этики, рациональности, иррациональности. Устранение его влияния повышает точность определения истинных, физиологически обусловленных значений соответствующих

показателей.

В-четвертых, факторы старательности и интеллекта, которые могут быть измерены без привлечения дополнительных тестов по внутренней коррелированности ответов на анкету и по специальной личностной шкале «интеллектуальной зрелости и самостоятельности». Его учет обязателен для оценки надежности результатов, получаемых при измерении.

Нужно относиться с осторожностью к анкетной диагностике, произведенной без использования всех названных корректировок, — ее результаты могут быть ошибочными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.