Здавалка
Главная | Обратная связь

Пограничные психотипы



Некоторые соционики придерживаются того взгляда, что не существует пограничных психотипов, существует только неточная и не до конца проведенная диагностика. Согласно этой точке зрения, человечество четко делится на 16 психологических секторов. То, что отличает «жильцов» одного сектора от соседнего, — это не только разница в величине и количественной иерархии функций: она может быть незначительной или вообще нулевой. Важнее функциональные взаимосвязи между разными функциями — какая функция с какой сцеплена, в каком порядке между -ними осуществляется информационный обмен. Позтому-де даже человек с равным (нулевым) балансом между этикой и логикой, между сенсорикой и интуицией все равно четко относится к одному из психотипов.

Такой точки зрения придерживаются не все соционики. Она встречает критику и среди психологов, не придерживающихся канонов «ортодоксальной» соционикн. Действительно, ей противоречит ряд фактов и соображений.

Во-первых, распределения по величинам всех без исключения четырех юнговских функций, а также всех их восьми про-Ккций на полуоси с разной вертностью и распределения всех bipex дихотомий имеют в популяции четко гауссов характер мметричная колоколообразная кривая) без каких-либо на-;ов на бимодальность распределения. Это показано много-тно, в том числе подтверждено и в наших исследованиях более чем на 2000 испытуемых.

ГЛАВА 2

Во-вторых, точка границы между логиками и этиками, между сенсориками и интуитами на самом деле чисто условна: она зависит от координаты максимума популяционного распределения по балансу между соответствующими функциями. Но в разных популяциях эта точка границы будет разной: у японцев, более логичных и более иррациональных, чем европейцы, она окажется совсем в ином месте. У жителей Африки эта граница сместится, наоборот, в сторону этики и сенсорики. Если граница между логиками и этиками условна, то условна и граница между психотипами. Если же она абсолютна — то где ее проводить? В зависимости от каких абсолютных показателей выраженности логики и этики? Таких показателей нет и не может быть. Это заставляет нас думать, что граница между психотипами относительна и зависит лишь от баланса психологических функций в социуме, окружающем данного конкретного человека. Эту относительность границ не могут опровергнуть и несомненные данные о генетической обусловленности величины функций, о различной биологической конституции у типичных представителей разных психотипов. В том-то и дело, что речь идет о типичных представителях, между которыми много промежуточных случаев, где конституциональные биологические маркеры соответственно принимают промежуточные формы и значения. То, что варианты биологической и психической конституции квантуются в силу дискретности сочетания различных генов, не так важно — сочетаний, обеспечивающих- «промежуточные» уровни признаков, слишком много, а промежутки между квантами с лихвой заполняются гораздо более широким по дисперсии и непрерывным влиянием внутриутробных, постна-тальных и социальных факторов.

В-третьих, люди с диагностированными «промежуточными» типами и ощущают себя как люди с психотипом, описание ко- _ торого соответствует интегральным признакам сразу двух или более психотипов — с соответствующими примерами психологи сталкиваются часто.

В-четвертых, у одного и того же человека с возрастом меняются юнговские показатели: нарастают интроверсия и рациональность, что подтверждается результатами обследования возрастных групп. Если психотипы дискретны, то не означает ли это скачкообразное изменение психотипа в какой-то момент жизни? Если же такое предположение кажется нам странным, то не естественней ли предположить «плавное» перетекание

ПСИХОДИАГНОСТИКА

психотипов наряду с плавным возрастным изменением функций? Кроме того, преобладание любых функций, например, рациональных или иррациональных, связано с генетикой лишь опосредованно — через преобладающий паттерн корковой активности. Сами паттерны (картинки преобладающей корковой активности во время разных видов деятельности), разумеется, квантуются, но психотипы определяются по среднестатистической частоте реализации этих паттернов, а она без всякого квантования может меняться непрерывно от индивида к индивиду. Мало того, среднестатистический паттерн нейронной активности постепенно и плавно изменяется в течение всей жизни человека, видоизменяется в онтогенезе (особенно в зоне нео-кортекса) — это общеизвестный факт.

Большая часть популяции сосредоточена возле середины распределения, где находится пик гауссовой кривой, по которому и проходит условная граница между преобладанием той или иной функции, поэтому «промежуточных типов» в популяции чуть ли не больше, чем «чистых» типов. Исходя из точности методики ЛОТ, мы на практике условно относим диагностированный тип к промежуточному, если разница (ба-|анс) между двумя конкурирующими функциями (хотя бы одной паре из четырех дихотомий) составляет менее 0,2 стан-артного отклонения. В этом случае получается, что условно чистый» психотип диагностируется примерно у половины респондентов, а у оставшейся половины диагностируется смешанный, пограничный психотип. Мы считаем, что эти результаты отражают реальность. Было бы странно, если бы людей с примерно равным балансом рациональности—иррациональности мы попытались бы втиснуть в прокрустово ложе психологических портретов, составленных для выраженных рацио-налов или иррационалов. Для людей с приблизительно «нулевым» балансом рациональности нужен свой собственный психологический портрет. То же справедливо и для других дихотомий и функций. В этом и есть смысл «пограничных» пси-. хологических типов.

Трудности, связанные с необходимостью членения психологического пространства на множество отдельных мелких зон и секторов и составления для каждой такой малой зоны своего психологического портрета, исчезнут, если вместо дискретного описания психотипов мы перейдем к языку количественных профилей всех восьми психологических функций, а также их

ГЛАВА 2

сумм и разностей. Этот язык не менее прогностичен, чем д^ кретный язык соционики, и позволяет делать почти те же с мые выводы, в частности, об интертипных отношениях.

Средние значения функций в каналах модели «Ю»

Внутри каждого психотипа, определяемого для испытуем): по доминирующим полюсам четырех дихотомий, наблюдает! достаточное разнообразие как профиля, так и иерархии психот гических функций. В литературе редко можно встретить указ вияна количественную выраженность функций в каждом из ч тырех каналов модели «Ю». Знать же это нужно, чтобы предста лять себе меру количественного различия между функциям расположенными в разных каналах.

В табл. 2.8 приводятся средние значения функций в каждом \ каналов для всех представителей одного и того же психотипа (у, реднение для каждого канала по 320 испытуемым). Результат получены автором с помощью опросника ЛОТ. Популяционнс среднее во всей выборке принято за нулевой уровень, стандарт ное отклонение вариаций каждой функции во всей выборке пр* нято за единицу.

Из анализа таблицы 2.8 можно сделать следующие выводь 1. Вертность второй, рабочей (творческой) функции имее тот же знак, что и средняя вертность любой иной функции Средние вертности функций во всех каналах одинаковы Толь ко у 17 /о испытуемых обнаруживается «нестандартная» верт ность одной из функций, причем для рабочей (творческой) эт. происходит с той же частотой, как и для функций программно го, или суггестивного каналов, или канала наименьшего сопро тивления. Таким образом, вертность функции никак не завись от ее местоположения в иерархии.

2. Функции в усредненной по всем психотипам и всем испы туемым иерархии (функции вычисляются как сумма обеих верт ностеи) располагаются в следующем порядке по убыванию величины: программная, рабочая, суггестивная, ранимая (КНС канал наименьшего сопротивления). При этом оказывается чтс при усреднении по всем психотипам и по всем испытуемым средние величины рабочей и суггестивной функций оказываются почти одинаковыми, хотя суггестивная все-таки меньше на U, 18 стандартного отклонения. Разумеется, это не значит, что так

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 2

дело обстоит у каждого испытуемого. Разброс значений функций довольно велик, на что указывают и приведенные размеры сигм (стандартных отклонений). Порой получается и так, что измеренная по опроснику величина рабочей функции у испытуемого оказывается существенно меньше, чем величина суггестивной функции. Гораздо реже — ввиду большей средней разности значений при примерно том же разбросе — случается, что измеренное значение ранимой, болевой функции оказывается больше, чем значение суггестивной или даже рабочей функции. Однако у некоторых испытуемых (примерно у 3 %) бывает и так. Примерно в аналогичном проценте случаев измеренная величина программной функции оказывается меньше, чем величина функции, которой предписано выступать у данного испытуемого в рабочем, творческом канале.

За недостатком места для подробного анализа подчеркнем лишь, что указанные «нестыковки» не связаны с ошибками опросника (явно превышая возможные неточности измерений) и носят принципиальный характер. Они отражают реальные персональные отклонения иерархической структуры психологических функций испытуемого от средней иерархии, наиболее вероятной и ожидаемой исходя из его психотипа.

Таким образом, представление об иерархии психологических функций у индивида, составленное на основании измерения его четырех дихотомий, по которым и рассчитывается психотип, в отдельных случаях может расходиться с непосредственной картиной иерархии функций, полученной путем их прямых и независимых измерений.

ПРИЕМЫ ТИПИРОВАНИЯ БЕЗ АНКЕТ

Типирование без анкет заключается в том, что психолог «на глазок» определяет все четыре дихотомии, характеризующие клиента: баланс экстраверсии—интроверсии, интуиции—сенсорики, логики—этики, рациональности—иррациональности. Этот метод в некоторой части случаев дает более точные результаты, чем анкетирование: если пациент имеет низкий IQ или по другим причинам не может надежно ответить на вопросы анкеты; если анкета плохо валидизирована и не имеет корректирующих шкал; если клиенту менее 13 лет и его самопонимание своего поведения в типичных ситуациях ограничено; если пациент имеет

ПСИХОДИАГНОСТИКА

психологическую подготовку и сознательно нацелен на искажение результатов анкетирования. Естественным случаем применения типирования «на глазок» также является ситуация, когда анкетирование попросту невозможно (заочное определение психологического типа того или иного лица, не являющегося клиентом психолога).

Учитываемые при типировании внешние признаки

Экстраверсия.Распахнутый взгляд, оживленность в общении, активные и несколько поверхностные проявления любопытства (без склонности углубляться в тему), стремление охватить как можно больше всего, что есть вокруг, раскованная жестикуляция «от плеча», быстрота движений, склонность к доминированию в разговоре и в контактах. В разговоре экстравертов мало оценок, для них более характерно перечисление увиденного, чем его оценки.

Интроверсия.«Выглядывание изнутри», настороженность, сдержанность поведения и субдоминантность в контактах, медленно пробуждающееся любопытство (склонное углубляться в обсуждаемую тему), сдержанная жестикуляция «от локтя», в высказываниях просматривается много отношений (мне нравится, не нравится, это — люблю, это — нет...).

Известный петербургский соционик и тонкий типолог Е. С. Филатова, чьи лекции по типологии частично использованы нами при написании настоящего раздела, предлагает также свой собственный поведенческий мини-тест: попросить написать несколько предложений на ассоциации «город, дом, озеро...».

Экстраверт постарается дать объективную картину: город — прямые улицы, многоэтажные дома, скверы...

Интроверт при этом еще отметит, что ему не нравится большой город, там шумно, грязно... — сформулирует свое отношение.

Рациональность.Некоторая резкость и определенность хорошо координированных движений, напряженность в осанке (жесткая спина), часто про таких говорят «аршин проглотил». Походка четкая, движения резкие. Садясь, сохраняет прямую спину, редко заваливается на бок, даже если опирается на спин-КУ стула, кресла. Речь без циклических повторений и без излишней ассоциативной образности, в речи нет «беканья» и «меканья», предшествующих фразе, жесты во время разговора либо отсутствуют, либо отстают от сопровождаемой ими фразы.

ГЛАВА 2

Самая характерная черта рационалов: и логиков, и зтиков — любовь к планированию и нелюбовь к неожиданностям. Рацио-нал знает, где будет отдыхать летом через три месяца, что будет есть на ужин и во сколько сядет ужинать. Иррационал этого не знает и не желает знать, зато как рыба в воде чувствует себя в потоке динамичных, быстро меняющихся, неожиданных событий.

Крайний случай рациональности — игнорирование реальности. Школьник-рационал (с величиной этого показателя больше двух стандартных отклонений) может аккуратно решить подряд 20 арифметических примеров и не заметить, что в половине случаев вместо сложения от него требовалось произвести умножение. Выраженный рационал вязко-правилен в своих оценках — он судит не о том, что есть, а о том, как оно все должно быть по его мнению. Вот почему у рационалов, как правило, повышена шкала лжи (при их полном убеждении в своей искренности).

Иррациональность.Во всем облике — текучесть, зыбкость, тело как будто гуттаперчевое, легко принимает форму кресла, дивана, садясь, облокачивается на подлокотники, спинки, при этом спина может сильно изогнуться. Походка плывущая, перекатывающаяся, парящая, движения могут производить впечатление неожиданных или разболтанных, плохо скоординированных. Когда иррационал стоит, у него что-нибудь обязательно болтается, вертится — руки, пальцы, туловище или голова. Иррационалу трудно сохранять неподвижную позу. Длинные совещания, доклады, театральные постановки иррационалы переносят плохо. Норовят выйти «перекурить», вертятся или засыпают.

Речь — с циклическими повторениями (возвращение, как будто что-то увидев или вспомнив, к ранее произнесенной мысли). Речь иррационалов часто либо заторможенная, либо путаная, либо «спотыкающаяся», в ней чаще, чем у рационалов, встречаются слова-паразиты («вот», «как бы», «типа», «так сказать» и т. п.). Во фразах недостает глаголов (особенно у интуитов), фразе часто предшествуют «беканье» и «меканье», как будто что-то хватающие жесты рукой в воздухе — создается впечатление, что человек подыскивает нужные словесные выражения к уже существующему в его голове мысленному образу.

Иррационалы любят обилие сенсорных, особенно зрительных впечатлений и устают от долгих разговоров. Характерный пример: стекла в личных автомобилях у иррационалов чаще светлые, неза-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

темненные, а радио выключено. У рационалов радио включено, а боковые стекла затемнены. Из двух детских психиатрических патологий: шизофрении и детского аутизма — шизофрения с большей вероятностью «произрастает» на рациональной почве, а детский аутизм — скорее на иррациональной.

Логика.Лицо вдумчивое, эмоции контрастные, интересы связаны с предметной реальностью. Веки глаз часто прищурены (особенно у логико-интуитивных и интуитивно-логических типов). Брови ниже, чем у этиков, приближены к глазам. Взгляд несколько тусклый, «без искры». У сенсориков он может быть и пристальным, но по-прежнему «неживым» и холодным.

Динамика эмоций слабо отражается на лице, но может сохраняться в модуляциях голоса. Чаще производит впечатление не-. возмутимого человека. Проявляет интерес к фактам, эрудирован. Нередко позволяет себе неэтичные высказывания, не замечая этого. Речь более четкая, сухая и логично-последовательная, нежели у этиков. Легко оперирует длинными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В речи часто проскальзывают слова иностранного происхождения и специальные термины.

Этика.Лицо изменчивое, сильно зависящее от настроения, хорошо видна гамма чувств, оттенки переживаний, интересы связаны с людьми и их отношениями, сильная зависимость от чужих настроений, обидчивость. На лице часто появляется улыбка. Брови над глазами приподняты, нередко выгнуты дугами вверх.

Речь этика воспринимающему ее человеку логического склада часто кажется фрагментарной, построенной как бы на намеках. От подлинных ассоциативных намеков интуитов «намеки» этиков отличаются тем, что не имеют ассоциативного «второго дна», а кажущаяся их незавершенность самим этиком воспринимается как полная завершенность — ведь он обозначил объект неким чувственно окрашенным словом, значит, полностью его охарактеризовал. Разве непонятно, о чем и о ком шла речь? Этик, рассказывая о чем-то или о ком-то, дает оценки (хорошо, плохо...); логик предпочитает обходиться без оценок, а перечислять только факты.

Сенсорика.У ее обладателя ухоженный вид, одежда подобрана со вкусом, ногти в порядке, у женщин — маникюр, тщательно выполненный макияж, взгляд глаз конкретный, пристальный, как бы сканирующий глаза собеседника или окружающее прост -

ГЛАВА 2

ранство. Интересы в разговоре имеют практическую направленность (карьера, деньги, купить телевизор, дачу, машину, дом...). Сенсорики любят часто звонить партнерам и расспрашивать о ходе общих дел — ведь, в отличие от интуитов, они не умеют домысливать отсутствующие звенья информации и стараются быть в курсе всего, чтобы не потерять контроль над ситуацией. На рабочем месте сенсориков — удовлетворительный порядок, много предметов, которые нужны лишь для украшения.

Сенсорная функция в целом обеспечивает человеку здоровый эгоцентризм, практичность и связь с потребностями реальной жизни — соответственно, по представленное™ этих свойств также можно судить о выраженности сенсорики.

Интуиция.Увлеченность не столько практическими вещами, а скорее идеями, не конкретикой, а абстракциями. Для интуитов характерен расфокусированный взгляд (в бесконечность или куда-то вверх, что особенно хорошо заметно на фотографиях). Интуит замечает крупное, общее, но не видит мелкое (картинка, одежда...), обнаруживает стремление в разговоре к обобщающим выводам. Нередко проявляются небрежность в одежде, беспорядок в комнате. Речь в сравнении с сенсорика-ми более ассоциативно-образная, часто с юмором или иронией, богатая прилагательными и существительными и бедная глаголами. - . ■ •

Тест Е. Филатовой: показать картинку (открытку) со многими деталями в течение 10 секунд. Сенсорик по памяти расскажет, перечислив подробности во множестве, все заметит. Интуит расскажет только общее (сюжет, крупные детали), но не обратит внимание на мелочи.

Следует заметить, что признаки полушарной асимметрии (какой ногой шагнул человек, какой глаз у него является более ведущим и т. п.) часто приводятся в литературе по соционике в качестве маркеров тех или других дихотомий, но, по нашим данным, являются крайне ненадежными. Некоторые из них, вполне вероятно, относятся к разряду научных мифов. Поэтому в нашем кратком перечне эти признаки опущены.

Кроме признаков отдельных дихотомий, у каждого из 16 психотипов есть свои собственные признаки, выражающиеся в поведении, глазах, мимике, форме лица, расположении лицевых морщин и т. д. Более детальную информацию можно получить в монографии Е. Филатовой (Филатова, 2001).

ПСИХОДИАГНОСТИКА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.