Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение на развитие навыков контрвопроса



Это упражнение выполняется в малых группах по 6-7 человек. Каждой группе участников раздается список типичных клиентских обращений (вопросов или просьб) со следующей инструкцией: «перевести» данные обращения в предположения, попробовать понять их не как вопросы, а как некоторые сообщения клиентов относительно текущего терапевтического взаимодействия.

Примерный перечень обращений

Сколько вам лет?

• Какое у вас образование?

• Вы женаты (замужем)?

• У вас есть дети?

• Как давно вы работаете?

• Сколько у вас пациентов?

• Как вы себя чувствуете?

• Я, наверное, совсем замучил вас своими проблемами?

• Как вы терпите такое целый день: жалобы, несчастья?

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

• Я вчера целый день думал о нашей работе. Вы пользуетесь гипнозом?

• Я еще не успел подумать, а вы это уже говорите. Как это у вас получается?

• А что вы делаете, когда сталкиваетесь с такими же проблемами?

• Я не справляюсь с собой. Загипнотизируйте меня.

• Как мне дальше жить?

• Дайте мне какой-нибудь совет.

• Я правильно поступаю?

• Есть ли у вас любимый клиент?

Если предыдущее упражнение предполагало полное молчание, то данное упражнение показывает значимость «информацинного молчания». Избегая давать ответы, которые предполагает раскрытие некоторой личной информации, терапевт, тем не менее, не игнорирует обращение пациента: он строит предположения относительно скрытого смысла заданных вопросов и таким образом показывает свое понимание пациента. При правильном понимании клиента терапевтические «неответы» не воспринимаются как отвержение, а способствуют поддержанию контакта. Другое важное следствие этого навыка — сохранение терапевтического пространства для клиента: важно дать понять клиенту, что данное время посвящено именно ему и терапевт соответственно распоряжается им.

Содержательно это упражнение ориентировано на развитие навыков построения гипотез и интерпретации. Его выполнение не предполагает открытия какого-либо «правильного» ответа, так как очень многое в построении интерпретации зависит от ситуативного контекста. С этой точки зрения, чем больше возможных контекстов и смыслов увидят в этих обращениях слушатели, чем больше соответствующих ответов они предложат; тем лучше используется обучающий потенциал данного упражнения.

При выполнении упражнения важно помнить, что любая интерпретация может быть использована терапевтом в целях защиты и подобные «переводы» вопросов в предположения также выполняют эту функцию. Для начинающих терапевтов такой навык может быть очень полезным, но его жесткая автоматизация и ригидное использование неконструктивны. Вопрос о том, когда и на какие вопросы клиентов стоит отвечать, а какие необходимо интерпретировать, может стать самостоятельной темой Для обсуждения с группой.

ГЛАВА 3

ВТОРАЯ ГРУППА НАВЫКОВ

Вторая группа навыков — это навыки работы с собственными переживаниями:умение их отслеживать, осознавать и анализировать их происхождение. С точки зрения теории отношений,данные навыки представляют особую важность, так как позволяют делать содержанием психоаналитической работы само взаимодействие с пациентом. Начинающим терапевтам это дает возможность быть относительно свободными от того, насколько пациент готов говорить о своем прошлом, о значимых отношениях и ассоциировать на эти темы. Перемещение внимания терапевта с традиционного для психоанализа материала «из прошлого» в план настоящего, актуального взаимодействия лицом к лицу, умение рассматривать это взаимодействие как отражение проблемного поведения пациента дает не меньше информации для психоаналитической работы, чем воспоминания иассоциирование. Другое дело, что данную информацию получают как из наблюдения за пациентом, так и из наблюдения за своими собственными переживаниями, и поэтому предполагается хотя бы некоторая личностная проработанность. Понимание своих «проблемных зон» необходимо для того, чтобы определить, в какой мере испытываемые терапевтом чувства отражают собственные проблемы или проблемы клиента. При этом условии анализ терапевтом своих переживаний во взаимодействии с клиентом дает мощныйинформационный ресурс для понимания структур объектных отношений клиента. Наиболее точным отражением этой мысли представляется фрейдовская метафора терапевта как телефонной мембраны, которая достаточно эластична, чтобы улавливать мельчайшие колебания и переводить их в смыслы.

Данный подход важен еще и потому, что сдвиг интереса к аналитической ситуации позволяет работать во время первичных приемов не столько на сбор материала, сколько на разрешение проблемы. Для начинающих терапевтов ситуации первичного приема более актуальны и особенно значимы для поддержания профессиональной самооценки; анализ переноса—контрпереноса как эффективный рабочий инструмент позволяет им успешнее справляться с новой профессиональной ролью.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.