Упражнение на развитие навыков символического понимания симптомов
Упражнение выполняется в малых группах по 6-7 человек в режиме мозгового штурма. Каждой группе раздается список, включающий перечень отдельных симптомов или психосоматических заболеваний в целом, с инструкцией: попробовать определить психологический смысл данных симптомов. Для этого участникам рекомендуется искать аналогии в психологических и физиологических процессах, пользуясь любыми свободными ассоциациями. Заболевания (из DSM-III (1980)): • ожирение — похудение; • бронхиальная астма; • гипертония; • нейродермит и другие кожные заболевания; • диабет; • ревматический артрит; • тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы); • язвенная болезнь; • аутоимунные заболевания; • остеохондроз. Симптомы: • головная боль; • травматизм; • комок в горле; • запоры; • поносы. В списке могут быть и проявления, симптоматичные для от--Ильных людей, но не предполагающие какого-либо расстройства, например: • медленная еда с тщательным пережевыванием пищи; • быстрая еда с заглатыванием непережеванной пищи; • частое использование мата, нецензурных выражений и т. д. ГЛАВА 3 Данное упражнение направлено на развитие основного инструмента символизации — свободного ассоциирования. Фрейд ввел свободное ассоциирование в терапевтическую практику как основное правило психоанализа. В работах Юнга этот метод получил дальнейшее развитие и был представлен как амплификация, где свободное ассоциирование является лишь шагом на пути к «наращиванию» ассоциаций-смыслов вокруг исследуемого образа. По своим задачам и форме выполнения данное упражнение ближе к юнговскому подходу к свободному ассоциированию. В любом случае это важный навык и для пациентской, и для терапевтической позиции. Как правило, клиентский опыт участников программы бывает очень мал или отсутствует вовсе, поэтому нет возможности опереться на него при выполнении этого упражнения. В свою очередь, предложенное задание позволяет обучиться свободному ассоциированию и таким образом дополнительно решает и клиентские задачи участников. Более того, групповая форма упражнения имеет дополнительные возможности, показывая участникам разнообразные способы «отпускать» свою фантазию. Толкование смысла психосоматических заболеваний предполагает знание участниками физиологической, телесной составляющей каждого расстройства, поэтому при отсутствии в группе врачей ведущему нужно быть готовым к тому, чтобы самому ответить на соответствующие вопросы. Для групп, состоящих преимущественно из психологов, лучше сформировать задание из более понятных заболеваний или использовать перечень отдельных симптомов. Так же, как и в упражнении с контрвопросами, важно помнить, что задание не предполагает определения какого-либо одного, «настоящего» смысла симптома и ориентирует участников на поиск и перебор самых разных возможностей. С этой точки зрения, чем более разнообразными будут варианты ответов, тем лучше будет понимание симптома как символического проявления переживания, поскольку символ — это непротиворечивое сочетание разных и даже противоречивых смыслов в одном образе. Именно поэтому один и тот же симптом у разных пациентов может иметь разный смысл, а разные симптомы у одного пациента — одинаковый смысл. Более трудный вариант задания — введение в список симптоматичного поведения типичных клиентских проявлений, на пример: КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ • очень высокая скорость речи (тараторение); • стремительное завершение контактов без прощания; • медленное, долгое прощание при завершении контакта; • благодарность по поводу и без него при завершении контакта и т. д. Инструкция в этом случае может быть сформулирована с дополнением: построить гипотезу об объектных отношениях пациента; тогда выполнение этого упражнение предполагает опору на контртрансферентные чувства терапевта.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|