Медицинская классификация поведенческих расстройств
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней: следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста): — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги; — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; К расстройствам поведения относится повторяющееся и стойкое поведение, включающее следующие симптомы: 1) необычно частые или тяжелые вспышки гнева; 2) часто спорит со взрослыми; 3) часто активно отказывается выполнять требования взрослых; 4) часто намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям; 5) часто обвиняет других в своих ошибках или поведении; 6) часто обидчив или ему легко досадить; 7) часто сердится или негодует; 8) часто злобен или мстителен; 9) часто обманывает или нарушает обещания с целью получения выгоды или уклонения от обязательств; 10) затевает драки; 11) использовал оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям; 12) несмотря на запреты родителей часто затемно остается на улице; 13) проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям; 14) проявляет физическую жестокость по отношению к животным; 15) преднамеренно разрушает чужую собственность; 16) преднамеренно разводит огонь; 17) крадет ценные вещи из дома или других мест; 18) часто прогуливает школу; 19) убегал из дома по меньшей мере дважды или убегал один раз, но больше чем на одну ночь 20) совершает преступления на виду у жертвы; 21) принуждает другого к половой деятельности; 22) частые проявления задиристого поведения; 23) проникает в чужие дома и автомобили.
Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. Признаками более масштабной — социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект. Специалист должен четко дифференцировать два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений — психологический и клинический. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|