Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация методических приемов по способам фиксации учебной информации в процессе обучения



Тип: мономодальные методические приемы Учебная информация проходит только по одному каналу; в зависимости от способа ее фиксации выделяются классы аудиальных (звук), визуальных (зрительный образ) и кинестетических (действие/ощущение) методов обучения
Класс Род Вид
Основание для деления
Природа канала Конкретное выражение способа фиксации информации при ее движении от носителя к потребителю Специфика конкретного выражения
Аудиальные Информация представлена в звуках. В чистом виде эти методы обеспечивают трансляцию и восприятие информации по аудиальному каналу: учитель организует работу с аудиально представленной информа-цией, ученик слушает и/или говорит Устное изложение учебного ма-териала и восприятие его «на слух» Организация восприятия/ воспроизведения монологической речи (монолог, рассказ, пересказ)
Организация восприятия/ воспроизведения диалогической речи (диалог: все виды бесед)
Организация восприятия/ воспроизведения полилогической речи (полилог: дискуссия)
Организация прослушивания/ слушание с пониманием (аудирование)
Продолжение таблицы 3.3
Класс Род Вид
Визуальные Информация представлена в виде зрительного образа. В чистом виде методы рассчи-таны на фиксацию и пред-ставление информации в визуальной форме: учитель организует работу со зрительным образом, а ученик выполняет ее молча и не совершая учебных дейст-вий, не связанных с работой визуальной системы Организация чтения и чтение всех видов печатных и рукописных текстов (учитель организует работу с текстом, ученик читает «про себя». Организация чтения текста из учебника
Организация чтения текста из рабочей тетради
Организация чтения текста и.т.д.
Организация работы и работа с визуальной информацией, пред-ставленной не текстом (учитель организует работу с изобра-жением, ученик рассматривает Организация рассматривания рисунков и прочих изобразительных средств обучения (не рисование, работа с готовым изображением)
Организация работы с информацией, представленной в виде графиков, таблиц, схем и проч. (не составление, работа с уже готовым)
Кинестетические Передача и восприятие информации в данном случае организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела, не связан-ных с работой слухового, голосового и зрительного аппаратов. Организация восприятия и восприятие тактильной информации Организация определения содержания информации (какая буква, какая цифра и т.п.) при написании ее на спине учащегося
Организация определения содержания информации (какая буква, цифра, фигура и т.п.) при ощупывании специально подготовленных объектов, сделанных из наждака, бархата, металла и т.п. материалов
Организация чтения текста, выполненного с помощью азбуки Брайля (без привлечения зри-тельного анализатора)
Продолжение таблицы 3.3
Класс Род Вид
Кинестетические В общеобразовательной школе и вузе в чистом виде встречаются достаточно ред-ко (например, при формиро-вании понятий «теплое», «холодное», «твердое», «жидкое» и т.п.), однако обучение слепоглухих детей возможно только посред-ством кинестетических приемов. Организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной запахом Виды приемов следует искать в методике обучения парфюмеров
организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной вкусом Виды приемов следует искать в методике обучения дегустаторов
Приемы оптимизации способов подачи учебной информации
Дополняемые приемы Способ корректировки
Мономодальные Активизация «рабочей» модальности ученика
Обращение к визуальной и кинестетической модальностям в устной речи
«Полимодальная» жестикуляция
Аудиальные Использование наглядных средств и пособий (для визуалов)
Использование соответствующих жестов и предикатов (для кинестетов)
Визуальные Дополнение устными комментариями, объяснениями и т.п.
Кинестетические Организация записывания, проговаривания, использование схематических рисунков и зарисовок
Продолжение таблицы 3.3
Класс Род Вид
Тип полимодальные методические приемы Учебная информация проходит по нескольким каналам одновременно
Класс Род Вид
Аудио-визуальные Информация представлена в виде звуков и зрительных образов. Приемы рассчитаны на одновременную визуаль-ную и аудиальную фикса-цию, передачу и восприятие информации организация работы и работа с аудиовизуальными средствами обучения организация просмотра учебного кинофильма
организация просмотра видеофрагмента
демонстрация чего-либо (не аудиовизуальные средства) с устным описанием сущности Приемы выделяются в зависимости от того, что собой представляет это «что-либо»: демонстрация натуральных объектов, опытов и т.п.
Визуально-кинестетические Информация представлена в виде зрительного образа и действия. Методы рассчи-таны на одновременную ви-зуальную и кинестетическую фиксацию, передачу и восприятие информации, к данному классу принадлежат также основные методы обучения глухих детей Организация выполнения и выполнение письменных работ Организация выполнения разного рода письменных упражнений
Организация решения задач в тетрадях
Организация выполнения наблюдений за зрительными объектами с последующей фиксацией результатов наблюдения в тетради
Организация выполнения рисунков, схем, таблиц и т.п.
Организация использования зрительных ориентиров при отработке определенных движений. Подразделение виды приемов в этой группе связано с организацией работы по формированию и формирование «чувства снаряда», «чувство партнера/противника» и т.п. при обучении разного рода спортивным дисциплинам
Продолжение таблицы 3.3
Класс Род Вид
Визуально-кинестетические Организация самостоятельной работы учеников с динамическими пособиями. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: математика – работа с кассой, счетами; биология – работа с моделью молекулы и т.п.
Организация самостоятельной работы с натуральными объектами. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: география – работа с образцами полезных ископаемых; биология – работа с гербарием и т.п.
Организация самостоятельной работы с картами. Приемы также определяются спецификой карт – географические, исторические и т.п.
Аудиально-кинестетические Передача и восприятие инф-ормации в данном случае ор-ганизованы с помощью мы-шечных усилий и иных ощу-щений тела, не связанных с работой зрительного аппара-та (способ фиксации – звук и действие). В общеобразова-тельной школе и вузе в чис-том виде встречаются редко (при формировании понятий «теплое», «холодное» и т.п.). Обучение слепых детей. аудирование с последующей фиксацией информации «по Брайлю»   организация работы с художественным текстом    
организация работы с научно-техническим текстом
Продолжение таблицы 3.3
Класс Род
Аудиально-визуально-кинестетические Информация представлена в виде зрительного образа, звука и действия. При использовании приемов данного класса информация воспринимается, передается и фиксируется по всем трем каналам одновременно Организация выполнения «экспериментальных» работ. Виды приемов в данном случае будут выделяться по «научной принадлежности» (физический, химический, биологический опыт), пример приема данного рода: организация выполнения химического опыта (физического и т.п.) или: организация выполнения опытной работы по определению свойств агрегатных состояний вещества  
Организация выполнения работ с таким средством обучения как компьютер (если компьютер без звуковой карты – метод визуально-кинестетический). В данном случае приемы выделяются в зависимости от «предметного» наполнения компьютерных программ
Приемы, облегчающие работу с информацией
Класс приема Вид приема
Визуально-кинестетический при добавлении приема устного описания – Аудиально-визуально-кинестетический Использование цветового кодирования при выполнении графических работ
Организация выполнения схематических рисунков
Организация составления схем изучаемых процессов, явлений, отражающих содержание учебных текстов
Организация составления таблиц
Использование немых рисунков при обучении и контроле
             

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.