Типология электронных СМИ
Рассмотрим типологию телевидения на примере России. Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то на изломе тысячелетий телевидение характеризуется более сложной классификацией: 1. По способу трансляции: · эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); · спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»); · кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России) 2. По типу деятельности: · вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); · программопроизводящие (продюсерские фирмы); · дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания). 3. По принципу образования: · из старых структур; · новообразованные. 4. По охвату аудитории: · общероссийское (РТР) – аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту); · межгосударственные (ОРТ); · региональные («Юг России»); · местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). 5. По способу распространения телесигнала: · общенациональные (ОРТ, РТР); · сетевые («ТВ-6 Москва»); · местные. 6. По специализации программ: · общие; · специализированные (Спорт). 7. По форме собственности: · государственные; · негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности: 1) частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл); 2) акционерные общества: – открытого типа (Центр коммерческого телевидения); – закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»); – общества с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз); – товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Home Video). – корпорация (Видеофильм); – киноассоциация (Dixi — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»); – продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»); – концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»); – независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм); · смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»). Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она протекает следующим образом: · по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.; · по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.; · по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований; · по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа; · по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания); · по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации). Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками. Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности: · антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание; · спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение); · кабельное (абонентское) телевидение; · кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение); · титровое телевидение — видеотекс, телетекст.
Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия. Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение – своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения – школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры – один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.
Радиовещание
Современное радиовещание можно разделить на · частные радиостанции; · общественные вещательные радиостанции и корпорации; · государственное вещание; · международное вещание. На рубеже тысячелетий сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа. Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают: · франчайзинговые (от англ, franchise – привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге существует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-политическую и развлекательную радиостанцию «Эхо Москвы». Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио». · местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Так, например, в Екатеринбурге работают четыре местные коммерческие станции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией. · в некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге – компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа-Мост». По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом: · общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся: – государственные радиостанции: «Радио России», «Маяк»; – коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс», «Наше радио» и др.; · региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны. · локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п. Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений. Среди многообразия вещателей следует выделить: · радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государственного радиовещания – это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски – «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|