Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникация как объект теоретического анализа



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 

М.Г. Федотова

 

 

Основы теории коммуникации

 

 

Омск 2005


 

УДК

ББК

Ф

 

Рецензенты:

Плосконосова В.П., д. филос. н., профессор, проректор по учебной работе ….

Кибардина Л.Н., канд. филос. н., доцент кафедры политологии СибАДА

 

 

Федотова М.Г.

Основы теории коммуникации: - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 48 с.

 

 

В учебном пособии дается представление о теории коммуникации как науке, показана связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией и т.д. Рассмотрены основные модели коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и особенностей основных типов и видов коммуникации: межличностной, групповой, и массовой; вербальной и невербальной; устной и письменной.

Дается представление о личностных чертах коммуникатора, характеристике аудитории и эффективности коммуникативного взаимодействия.

Предназначено для студентов специальности 030602 – «связи с общественностью» дистанционной формы обучения.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

УДК

ББК

М.Г. Федотова , 2005

Омский государственный

технический университет

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Основы теории коммуникации» содержит конспект лекций по данной дисциплине, вопросы и задания и контрольные тесты.

Курс лекций дает систематизированное представление о теории коммуникации как науке. Показана связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией и т.д. Рассмотрены основные модели коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и особенностей основных типов и видов коммуникации: межличностной, групповой, и массовой; вербальной и невербальной; устной и письменной. Дается представление о личностных чертах коммуникатора, характеристике аудитории и эффективности коммуникативного взаимодействия.

После каждой лекции автором представлены вопросы для самопроверки обучающихся, которые нацеливают студентов на углубленное лекционных тем. Практические задания выполняются студентом после изучения соответствующей темы и высылаются преподавателю для текущего контроля знаний. Тесты выполняются после изучения дисциплины и являются аттестационной работой по итогам курса.

На что же нужно обратить особое внимание при изучении отдельных разделов и тем курса?

В разделе «Коммуникация как объект теоретического анализа» особо значимым является понимание специфики коммуникации в философии, филологии, теории информации, социологии, ряде других наук. Теория коммуникации является теоретико-методологической базой, объединившей достижения этих наук в исследовании процесса и условий протекания коммуникации и изучающей наиболее общие характеристики типов и видов коммуникации. Необходимо уяснить принципиальную разницу в понимании коммуникации как процесса кодирования, передачи и приема информационных сообщений субъектами (механистический подход) и как совместной деятельности коммуникантов (деятельностный подход). Также необходимо обратить внимание на толкование понятий, взаимосвязанных с базовым понятием коммуникации, таких как общение, информация, передача сообщений, социальная коммуникация, биокоммуникация и др.

Изучение исторических этапов возникновения и развития средств коммуникации в аспекте коммуникативных революций М. Маклюэна поможет яснее понять, что коммуникация является динамичным процессом, а средства социальной коммуникации совершенствуются с течением времени.

Классификации способов, средств и каналов коммуникации разнообразны. Однако общепризнанным в теории коммуникации является выделение трех ее основных типов: межличностной, групповой и массовой коммуникации. Основным критерием для их выделения является количество общающихся индивидов. Стоит обратить внимание на то, что изменение количественных характеристик в данном случае приводит к изменению качества коммуникации, появлению у нее новых свойств. Так, для групповой коммуникации, в отличие от межличностной, существенными становятся феномены «лидерства» и «большинства», для массовой – наличие технических средств, опосредующих коммуникацию, проблемы манипуляции сознанием массовой аудитории.

Глубже понять суть процесса коммуникации помогают модели коммуникативного процесса. При изучении тем раздела «коммуникационный процесс и его составляющие» необходимо обратить особое внимание на то, что моделирование процесса коммуникации является способом обнаружения новых сторон коммуникативного процесса, объяснения его и повышения эффективности. С этой точки зрения рекомендуются к изучению модели коммуникации, наиболее широко применяемые для объяснения этого процесса и ставшие классическими в теории коммуникации: Аристотеля, Г. Лассуэлла, Шеннона — Уивера, М. де Флера, П. Лазарсфельда и других авторов.

Основными составляющими процесса коммуникации, как известно, являются коммуникатор, сообщение и аудитория. При изучении тем данного раздела нужно обратить особое внимание на специфику их функционирования в межличностной, групповой и массовой коммуникации. Ведь из особенностей коммуникаторов и специфики сообщения вытекают и критерии эффективности коммуникационного процесса, которые должен учитывать в своей работе специалист по связям с общественностью.

С точки зрения средств, используемых в коммуникационном процессе, коммуникация разделяется на вербальную и невербальную. А вербальная в свою очередь – на устную и письменную. При изучении тем соответствующего раздела важно понять влияние средств коммуникации на коммуникативный акт и сопоставить разные системы кодирования языка (при помощи вербальных и невербальных средств, например). Немаловажную роль в понимании процессов кодирования коммуникации играет знаковая теория. Семиотика наиболее хорошо изученной естественной знаковой системы – языка – состоит из трех разделов: семантики, синтактики и прагматики. При изучении этих разделов семиотики нужно обратить внимание на объяснение с точки зрения знаковой теории значений слов, их связи с действительностью, сочетания слов в рамках связного высказывания, а также способов их использования индивидами, на соотношение «язык» - «речь».


РАЗДЕЛ 1.

Коммуникация как объект теоретического анализа

ТЕМА 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.