Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие коммуникации. Коммуникация и общение. Законы коммуникации



Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю) обмен информацией между индивидами посредством общей системы знаков. Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в.

Определение свидетельствует о многоаспектности понятия «коммуникация», в котором условно выделяют следующие основные значения:

- универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

- техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим;

- биологическое, используемое при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

- социальное, применяемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном курсе лекций речь идет о социальной коммуникации.

Для отображения коммуникаций, осуществляемых между социальными субъектами с целью выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, применяют понятие «связи с общественностью».

Выделяют два подхода к коммуникации: механистический и деятельностный. В механистической парадигме под коммуникацией подразумевается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностной парадигме коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникационная деятельность в обществе осуществляется в трех формах: 1) общение – диалог равноправных партнеров; 2) управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации; 3) подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими.

Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах: 1) монологической - однонаправленная передача информации от организатора общения к получателю информации; 2) диалогической, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны; 3) полилогической – организация многостороннего общения.

Целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

В соответствии с целями коммуникация реализует информационную, экспрессивную и прагматическую функции. Информационная функция отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах. Экспрессивная функция выражает как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности. Прагматическая функция направлена на передачу коммуникативной установки в расчете на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.). Коммуникацию у животных называют биокоммуникацией.

Необходимо развести понятия «коммуникация»и«общение». Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В процесс общения входят три составляющие: коммуникативная (обмен информацией между людьми); интерактивная (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная (процесс восприятия коммуникантами друг друга и установление взаимопонимания).

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать следующие условия:

- равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;

- равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

- равенство в психологической взаимоподдержке.

Законы коммуникацииносят объективный характер, они выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. Законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами.

Выделяют динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) законы коммуникации и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах).

Условия осуществления коммуникации:

1) наличие не менее двух участников коммуникационного взаимодействия;

2) взаимодействие по принципу обратной связи;

3) знаковый характер сообщения;

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации.

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.

Законы коммуникации формулируются в рамках общей теории коммуникации. Ее предметом является всеобщее в природных, социальных и технических системах коммуникационных связей.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение коммуникации. Какие аспекты этого процесса традиционно подчеркиваются в определении?

2. Что такое общение? Какие еще стороны общения, кроме коммуникативной, выделяют исследователи?

3. Каковы, на ваш взгляд, общие и отличительные признаки биологической и социальной коммуникации? Аргументируйте.

4. Сформулируйте основные законы коммуникации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.