Здавалка
Главная | Обратная связь

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ



МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

«ВИТЕБСК – ГОРОД МАРКА ШАГАЛА»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

 

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

 

«Витебск – город Марка Шагала»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

 

Вид экскурсии: автобусно-пешеходная

Тип экскурсии: литературно-искусствоведческая

Протяженность маршрута: 7 км.

Продолжительность экскурсии: 3 часа экскурсионных (или 2 часа 15 мин астрономич.)

 

Авторы-составители: Л.Ф. Рудая, Л.М. Петровская, Е.Г. Поднебеснова, Н.Н. Казарян, А.О. Натенко

 

Минск

Цель экскурсии:

· способствовать эстетическому воспитанию;

· показать значение и влияние исторической атмосферы Витебска конца ХIХ – начала ХХ века на творчество М. Шагала;

· представить город, как центр художественной культуры белорусских земель в начале ХХ века;

· содействовать объективному представлению о художественной истории Витебска.

Задачи экскурсии:

· познакомить с художественной историей Витебска, связанной с жизнью М. Шагала;

· помочь понять творчество художника через знакомство с атмосферой его жизни в Витебске;

· показать особенности исторического развития Витебска ХIХ – начала ХХ вв;

· вызвать желание глубже изучить творчество великого художника.

 

Общие методические указания к теме экскурсии:

 

· при составлении индивидуального текста необходимо знание основных по­ложений экскурсии по данной теме и умение трактовать ее в соответствии с содержание контрольного текста;

· необходимым условием является наличие у экскурсовода определенного запаса знаний по мировой художественной культуре;

· объем и последовательность общего материала зависит от конкретной аудитории туристов;

· необходимо владеть приемами показа репродукций художника.

Общие организационные указания:

· предусмотреть время на покупку сувениров, цветов, посещения туалетов, четко определить время;

· четко указывать время и место сбора группы;

· объяснить группе правила поведения во время экскурсии, соблюдения тех­ники безопасности.

Маршрут автобусно-пешеходной экскурсии:

 

  • Ул. Покровская – ул. Космонавтов – Привокзальная пл. – ул. Кирова – Ки­ровский мост – пл. Тысячелетия – ул. Калинина – ул. Правды – ул. Ленина – пл. Свободы – ул. Ленина – пл. Ленина – ул. Чехова – ул. Урицкого – ул. Путна – Успенская горка – ул. Суворова – ул. Толстого – Пушкинский мост.

 

Примечание:

· время, указанное в графе «4», включает как время показа, так и время пере­езда и перехода от объекта к объекту.

 

 

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
Место приема группы – ул. Покровская На месте приема группы   Введение к теме «Витебск – главная тема творчества М. Шагала» Во вступлении отметить, с какого объекта начинается экскурсия Ярким, образным вступлением вызвать интерес к излагаемому материалу и теме экскурсии. Вступление должно быть лаконичным и динамичным, в меру эмоциональным.
Ул. Покровская У памятника М. Шагалу в начале ул. Покровской Памятник М. Шагалу (ск. А. Гвоздиков) Часть застройки ХIХв. Ул. Покровская – родная улица художника, где оживают воспоминания детства и юности. Ул. Покровская – один из еврейских кварталов города с его особым миром. Группу расположить у памятника М. Шагалу так, чтобы справа открывался вид на за­стройку ХIХ в. Раскрывая данную подтему, остановиться на особенностях исторического развития Витебска в ХIХ веке, причинах его заселения еврейским населением. Подчеркнуть особенности жизни евреев. Рассказ сочетать с показом. Использовать приемы цитирования, реконструкции.
Ул. Покровская У Дома-музею М. Шагалу Здание Дома-музея М. Шагала, памятник М. Шагалу (ск. В. Могучий) Дом на Покровской улице – место, где художник «родился во второй раз». История дома. Памятник М. Шагалу (ск. В. Могучий) – «скрипка души Шагала» Группу вывести из автобуса и расположить напротив дома художника. После экскурсии встре­тить во внутреннем дворике музея. В качестве логического перехода использовать стихи Д. Симановича о Покровской улице и Шагале. Материал излагать в форме справки. Рассказ сочетать с показом, использовать жесты.
Ул. Покров-ская – ул. Сов. Армии – ул. Космонав-тов Привокзальная пл. Здание вокзала Привокзальная площадь – место, откуда М. Шагал не раз уезжал и возвращался. Витебский железнодорожный узел – один из старейших в Росси и Беларуси. Информацию об облике этого района города после Великой Отечественной войны излагать по ходу движения автобуса. На Привокзальной пл. автобус поставить так, чтобы вокзал просматривался в правые окна автобуса. Вариант логического перехода: «Последняя страшная война с фашистами изменила облик Витебска». Использовать приемы реконструкции, локализации.
Ул. Кирова   Архитектурный ансамбль ул. Кирова Ул. Кирова (Вокзальная) – оживленная улица города, где в начале ХХ века Шагал начинал свою трудовую деятельность в качестве ретушера одного из фотоателье. Материал излагать по ходу движения автобуса. Учитывать режим работы светофора. Материал излагать в форме справки, использовать приемы реконструкции, «портфель» экскурсовода. Показать фотографии этой улицы конца ХIХ – начала ХХ века.
Кировский мост   Кировский мост, панорама города Мост – место встречи влюбленных – М. Шагала и Б. Розенфельд. Реки Западная Двина и Витьба – украшение города, источник вдохновения художника. Автобус движется медленно. Материал излагать по ходу движения автобуса. Вариант логического перехода: «Улица Кирова заканчивается мостом через Западную Двину». Обратить внимание на панораму города и сохранившиеся старые постройки. Использовать прием цитирования, метод панорамного показа.
Площадь 1000-летия Площадь 1000-летия Благовещенский храм, храм А. Невского, панорама города Площадь 1000-летия – начало истории древнего города, место, где в 20-е годы ХХ века собирались молодые художники, поэты, музыканты. Автобус поставить на стоянке у гостиницы «Витебск». Группу вывести из автобуса и расположить у Благовещенского храма. Автобус отправить к Покровскому собору. Материал излагать в форме справки. Использовать приемы реконструкции, локализации, метод панорамного показа.
Ул. Калинина Ул. Калинина, д.1 Здание бывшего хедера Хедер–еврейская начальная школа, где учился М. Шагал. Группу расположить у здания хедера. Вариант логического перехода: «На протяжении столетий в Витебске жили и живут поныне белорусы, русские, евреи, латыши, поляки, соседствовали рядом православные храмы, костелы, синагоги. На Заручевской улице, куда мы направляемся, в ХIХ веке находилась хоральная синагога». Использовать приемы локализации, реконструкции. Процитировать строки из воспоминаний Шагала, касающиеся учебы в хедере». Использовать «портфель» экскурсовода. Показать фотографию здания Заручевской хоральной синагоги.
Ул. Правды Ул. Правды, д. 5 Здание Центра современных искусств История создания в Витебске М. Шагалом «Академии свободного искусства» (Народной художественной школы). М. Шагал и К. Малевич. Группу расположить у здания Центра современного искусства. Материал излагать в форме справки. Рассказ сочетать с показом. Использовать приемы локализации, цитирования. Обратить внимание на роль М. Шагала в создании Витебской художественной школы.
Ул. Правды – ул. Ленина Ул. Ленина, д. 20 Боковой фасад д. 20 с изображением «Черного квадрата» и супрематического панно. Объединение «Квадрат» – последователи УНОВИСа. Художественная атмосфера послереволюционного Витебска. Группу расположить у супрематического панно. Вариант логического перехода: «Особую роль в судьбе Шагала и становлении Витебской художественной школы сыграл К. Малевич». Материал излагать в форме справки. Использовать прием реконструкции. Отметить, что до сих пор в – художественной среде Витебска царит полигамия стилей и направлений.
Ул. Ленина Покровский собор Архитектурный ансамбль ул. Ленина, Покровский собор Ул. Ленина одна из магистралей города во все времена. Покровский храм – пример сочетания различных стилей и религиозных направлений. Ю. Пэн – первый учитель М. Шагала. Группу перевести по пешеходному переходу и расположить у Покровского собора. Вариант логического перехода: «В далеком 18-м году Шагал, Малевич и другие витебские художники, охваченные предчувствием свободы и перемен, расписывали главную улицу – улицу Ленина». Давая характеристику храму, обратить внимание на своеобразие его архитектурного облика, свидетельство сочетания 2-х религий: православия и католицизма. Рассказ сочетать с показом. Использовать приемы локализации, сравнения, реконструкции, «портфель» экскурсовода. Показать портрет Ю. Пэна.
Ул. Ленина   Здание 10-й вечерней школы Витебское городское ремесленное училище – одно из учебных заведений, где учился М. Шагал. Автобус движется медленно. Учитывать режим работы светофора. Материал излагать в форме справки. Рассказ сочетать с показом. Отметить, что именно в училище Шагал впервые проявил интерес к живописи. Использовать прием локализации, цитирования.
Ул. Ленина   Летний амфитеатр Летний амфитеатр – культурный центр современного города. Автобус движется медленно. Вариант логического перехода: «Славянский базар» и Шагал – это сегодня имя города, его визитная карточка в мире культуры, его известность». Материал излагать в форме справки.
Пл. Свободы Пл. Свободы Парк Фрунзе, здание Художественного музея Соборная площадь – одна из древнейших площадей города. Художественный музей – неотъемлемая часть культурной жизни Витебска, средоточие одной из самых больших коллекций работ Ю. Пэна. Автобус расположить так, чтобы в правые окна был виден парк Фрунзе, в левые – Художественный музей. Вариант логического перехода: «Здесь, в центральной части города хорошо видно своеобразие его рельефного облика, который так любил за красоту и неповторимость М. Шагал». Материал излагать в форме справки. Рассказ сочетать с показом.
Ул. Ленина Ратушная площадь Октябрьский мост, фонтан «три грации», Ратуша, КДЦ, Воскресенская церковь Река Витьба – река, давшая название древнему городу. Течение воды, омывающее скульптуры, - символ быстротечности и изменчивости бытия. Автобус приостановить напротив фонтана так, чтобы он был виден в правые окна, а Ратуша – в левые. Вариант логического перехода: «Где-то здесь, за синей речкой, осталась юность М. Шагала». Использовать приемы локализации, реконструкции.
Ул. Ленина   Архитектурный ансамбль улицы Особенности архитектурного облика этой части центральной улицы города. Левая часть за фасадами домов – историко-архитектурная заповедная зона. Информацию излагать по ходу движения автобуса. Отметить, что эта часть улицы имеет послевоенную застройку, но внутри кварталов слева сохранились застройка ХVIII – ХIХ веков, которые «помнят» М. Шагала. Материал излагать в форме справки.
Пл. Ленина   Архитектурный ансамбль площади Перекликание художественных приемов М. Шагала с бичующей мещанство революционной лирикой В. Маяковского. Пл. Ленина – образец советской эпохи в архитектуре. Информацию излагать по ходу движения автобуса. Материал излагать в форме справки. Использовать приемы реконструкции, цитирования.
Ул. Чехова – ул. Урицкого – ул. Путна   Городская застройка ХIХ века Район Песковатики – место рождения и детства М. Шагала. Автобус движется медленно. Вариант логического перехода: «Кривые переулочки ХIХ столетия живут в душе Шагала». Материал излагать в форме справки. Использовать приемы реконструкции, цитирования.
Успенская горка Дворцовая площадь Здание Арт-центра М. Шагала, барельефное изображение М. Шагала на фасаде здания, скульптурная композиция Арт-центр М. Шагала – один из музеев города, посвященных художнику. Автобус остановить на площади. Группу вывести из автобуса и расположить у Арт-центра. Обратить внимание на особенности барельефа М. Шагала на фасаде здания. Объяснить смысловое значение объемно-пространственной композиции, посвященной современному Витебску. Материал излагать в форме справки.
Успенская горка Дворцовая площадь Губернаторский дворец, обелиск героям Отечественной войны 1812 года, здание музыкального училища Дворцовая площадь – исторический центр города ХIХ века. Губернаторский дворец – место размещения революционного правительства. Группу подвести к обелиску и расположить так, чтобы справа хорошо обозревалось здание дворца. Вариант логического перехода: «М. Шагал в бытность его в Витебске часто бывал здесь, на Успенской горке, где в здании губернаторского дворца размещалось революционное правительство». Использовать прием локализации, реконструкции, объяснения. Отметить, что музыкальное училище им. И.И. Соллертинского начинало свою историю в 1918 году как консерватория, что говорит о Витебске, как центре искусства того периода времени.
Ул. Советская – ул. Суворова   Архитектурный ансамбль старой части города ХIХ века Своеобразие историко-архитектурной заповедной зоны старой части Витебска.   По ходу движения автобуса. Вариант логического перехода: «Улица Суворова (Взгорская) – одна из любимых Шагалом «горбатых Витебских улочек». Использовать приемы цитирования, реконструкции.
Ул. Суворова – ул. Толстого   Ратуша, панорама Ратушной пл., архитектурный ансамбль ул. Толстого Ратуша – символ любимого города М. Шагала. Гостиница «Брози» – дом, где жила возлюбленная художника. Улица Толстого (Подвинская) – место встречи влюбленных – Марка и Беллы. Автобус движется медленно. Вариант логического перехода: «Чтобы ни рисовал на своих живописных полотнах М. Шагал, почти на всех них рядом соседствуют крыши старых домов Витебска, покосившаяся, как бы парящая над землей Ратуша, как символ родного города». Рассказ сочетать с показом. Использовать приемы реконструкции, локализации, цитирования, «портфель» экскурсовода. Показать фотографию гостиницы «Брози».
Пушкинский мост У памятника А.С. Пушкину Пушкинский мост, памятник А.С. Пушкину Созвучие творчества М. Шагала и А.С. Пушкина. Автобус остановить за мостом, группу вывести и расположить у памятника А.С. Пушкину. Вариант логического перехода: «Шагал часто обращался к творчеству Пушкина, легкость его кисти созвучна легкости рожденных поэтом строф». Рассказ сочетать с показом.
Пушкинский мост Пушкинский мост Панорама города Заключение. Группу перевести и расположить на пешеходной части моста. Использовать метод панорамного показа. Образно завершить экскурсию. Использовать прием цитирования.
    Итого      

 

Авторы-составители: Л.Ф. Рудая, Л.М. Петровская,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.