Здавалка
Главная | Обратная связь

Е.Г. Поднебеснова, Н.Н. Казарян, А.О. Натенко




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

 

 

Состав творческой группы: Л.Ф. РУДАЯ – руководитель, Л.М. ПЕТРОВСКАЯ, Е.Г. ПОДНЕБЕСНОВА, Н.Н. КАЗАРЯН, А.О. НАТЕНКО

 

 

«Витебск – город Марка Шагала»

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

 

Рецензент:

старший преподаватель кафедры всеобщей истории и мировой культуры

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» Е.В. ГАПИОНОК

 

 

Минск

Витебск является главной темой творчества М. Шагала. Удивительную и нежную любовь к нему он пронес через всю свою жизнь. «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему городу, как Шагал, – писал И. Эренбург. – Желая сказать нечто доброе о Париже, Шагал называл его «моим вторым Витебском».

Уголки родного города М. Шагал запечатлел во многих своих работах. Витебские мотивы присутствуют в соборах Майнца, Реймса, Сент-Этьена, в художественных театрах Чикаго, Франкфурта-на-Майне, Лондона, в университетах Ниццы, Иерусалима, в центре искусств имени Линкольна в Нью-Йорке, в художественной галерее Сен-Поль-де-Ванс, на плафоне парижской Гранд-Опера, в нью-йоркской Метрополитен-Опера, в здании ООН в Вашингтоне. «Я безгранично люблю свой родной Витебск не просто потому, что я там родился, но и, прежде всего, за то, что там я на всю жизнь обрёл краску своего искусства…»

Большую часть своей жизни – так распорядилась судьба – Шагал провел во Франции. Но, подобно Рахманинову, Шаляпину, Бунину, он оставался явлением русской художественной культуры.

Шагал никому не подражал, и никто, впрочем, не пытался следовать за ним. Редкостной самобытностью своего творчества он обязан удивительно нерушимой верности своим началам, своим корням: простым ритуалам повседневной жизни родного Витебска, окружавшей его в детстве природы, чистым источником народного творчества.

Шагал прожил долгую жизнь. Почти восемь десятилетий он творил свой мир-миф, в котором – сплелись библейские и образы фольклорного мышления, персонажи цирка и сказки, предметы быта.

Сейчас мы задаем себе вопрос, как получилось, что родина художника оказалась единственной из цивилизованных стран, где имя Шагала и его работы долгие годы были абсурдно запрещены. Во всем мире знают Витебск по картинам Шагала и по тому, что он в нем родился, а в городе на протяжении всего советского периода не было ни музея, ни улицы его имени. «Его величайшие полотна были загрунтованы, разрезаны и розданы студентам художественного училища для пробных работ», - вспоминала Ольга Ивановна Долинская – учительница по образованию.

Прозрение пришло в конце 80-х. Имя Шагала вспыхнуло на нашем небосклоне как Шаровая молния. И реакцией многих было удивление. С восторгом сказал Андрей Вознесенский: «С возвращением под родное небо, Марк Шагал! И пусть стихи седого мастера, как бабочки, легко и воздушно порхают среди бытия, возносясь в васильковое небо его родины, которой они посвящены…»

 

Молчишь, страна

Мне душу хочешь

Своим молчаньем подорвать

Какой молитвой днем и ночью -

Мне жар палящий в груди унять?

Я кровь свою, на знойных грезах

Настоянную, тебе пошлю,

Свое дыхание – как слезы

Текучие, всю жизнь мою.

И воздух голубой и зыбкий

Вдруг покачнется в вышине,

А сам я с тихой улыбкой

Умру и лягу в тишине.

Ты не меня, страна, в обиде?

Но я открыт перед тобой –

Бутыль в откупоренном виде

Сосуд с доступной водой.

Из года в год разлука крепла…

Но возвращаюсь я дотемна

И ты мою могилу пеплом

Посыплешь, милая страна.

«Милая страна» начиналась для маленького Марка с этой улицы. Улица Покровская находится в северной части Витебска. До 1927 года она называлась Большой Покровской, с 1927 года – ул. Дзержинского, а с 1991 года вновь ул. Покровская. Протяженность её 600 метров. Здесь он «родился во второй раз», здесь учился и здесь впервые полюбил. «У меня нет ни одной картины, на которой Вы не увидите фрагмента моей Покровской улицы. Это, может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения», - так скажет Марк Шагал в интервью, данной «Литературной газете» 20 июня 1973 года.

Окончательное возвращение Шагала в родной город состоялся в 1992 году в день рождения Мастера, на родной улице Покровской, которой было возвращено прежнее название, где и был открыт памятник Марку Шагалу (архитектор А. Гвоздиков).

Усталый немолодой уже художник присел в кресло, в задумчивости поднеся руку ко лбу. Что вспоминает он, какие образы рождаются в его гениальном воображении? Какой представлял он себе родную улицу, спустя долгие годы, проведенные в разлуке с любимым городом? Ответ на эти вопросы мы находим на живописных, пронизанных трепетной любовью к родным местам полотнах Великого Мастера.

Из памяти всплывают светлые образы былого и под кистью художника воплощаются в гениальные картины «Продавец газет», «Купание ребенка», «Прогулка», «Над городом» и др.

Юность, любовь, возвышенность чувств, полет души – все это ассоциируется у художника на протяжении всей жизни с одним образом, нежным и родным – его возлюбленной, его ангела-хранителя и музы, вдохновляющей на полеты над земным, обыденным. Белла, нежное, хрупкое, почти неземное создание, с которой так легко парить в небе над крышами родного города.

Не случайно скульптор изобразил Беллу летящей над образом Шагала. Художник в плену у своих грез, давно нет рядом так рано ушедшей из жизни Беллы. Но ее присутствие как бы физически осязаемо, и не только в жизни художника, но и на его картинах.

С площади, где установлен памятник Великому Мастеру начинается его родная улица, здесь оживают воспоминания детства и юности.

По словам родных художника Марк Захарович особенно часто в последние дни жизни вспоминал родной город, родительский дом, родных и близких, навсегда оставшихся в памяти там, на Большой Покровской, 29.

Так скажет об этом поэт…

И сказал Шагал чуть дыша,

В час последний вдали от родины:

Там осталась моя душа… -

и глаза ею синие дрогнули,

Будто вспомнил он о былом,

И увидел дворик с березкою,

где грустит покинутый дом –

29 Большая Покровская.

На окраине чад. Глядят

окна в мир еврейскими ликами.

Козы прыгают у оград,

Скрипачи на крышах пиликают,

так что ходит земля ходуном,

Вся – с деревьями и дорогами.

И летят они с Беллой вдвоем

над церквями и синагогами.

Наяву, как во сне, летят

Над Двиной и ратушей старою

Я кричу через рай, через ад:

«С возвращеньем

Марк Захарович!…

Между жизнью и смертью межа

И уже бессмертье наградою…

Здесь осталась его душа

Незапятнанная, неразгаданная.

Сюда, в родительский дом привел Марк свою возлюбленную Беллу в качестве молодой жены.

Об их знакомстве мы узнаем от самой Беллы (Берты) Розенфельд из книги воспоминаний «Далекий свет»: «Тэя (подруга Беллы) живет на другом берегу, недалеко от вокзала. Её тихая улочка лежит в стороне, а живет она в маленьком одноэтажном домике». В этом доме и произошла, по воспоминаниям Беллы первая встреча с художником. Тэе очень нравился Шагал, но Мастер выбрал «королеву тишины», - так величали Беллу братья Тэи.

«Братья Тэи, а их трое, всегда веселые, всегда шутят. Они играют на фортепиано, скрипке, все вместе или каждый в отдельности», - вспоминает Белла Розенфельд. Не они ли играют на полотнах Шагала? Любовь к прекрасной Белле нашла воплощение в художественных образах на полотнах уже зрелого Мастера.

Вот молодые влюбленные, окрыленные своим чувством, парят «Над городом (1914 – 1918 гг.), а вот по улицам старого Витебска идет бородатый, уставший от тяжелой ноши, пожилой «Продавец газет» (1914 г.), под сенью рябин, сиреневым вечером встретились «Зеленые любовники» (1914 г.). «Я открываю окно – голубой воздух, любовь и аромат цветов наполняли комнату с её приходом. Вся в белом или вся в черном – она еще долго летала на моих полотнах, паря над моим искусством», - напишет Шагал о своей возлюбленной в книге «Моя жизнь».

Браки совершаются на небесах, не потому ли на картине «Венчание» (1918 г.) распростер свои алые крылья над влюбленными розовый ангел? Жених, разумеется, Шагал, Невеста – Белла. Беллу Розенфельд Марк впервые увидел в 1909 г. у ее подруги Теи Брахман (она жила на соседней улице) во время одного из своих приездов из Петербурга.

«Она молчит, я тоже. Она смотрит – и, ее глаза! – я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою … жизнь и что со мной будет… И я понял: это моя жена», - так вспоминает М. Шагал.

Белла ждала его несколько лет. Они встречались в редкие приезды художника из Петербурга. Затем четыре года он писал ей из Парижа. Свадьба состоялась 25 июля 1915года. Белла (Берта) Розенфельд происходила из семьи богатого и преуспевающего торговца. Она окончила Витебскую Мариинскую гимназию, училась в Москве на курсах Герье – одном из самых известных в России учебных заведений, где изучала историю, философию, литературоведение. Некоторое время занималась актерским мастерством в студии К.Станиславского.

Написанные в 1930 г. Беллой воспоминания, изданные уже после ее смерти М. Шагалом, свидетельствуют о ее незаурядных литературных способностях.

«Я рисовал, рисовал, а закончилось это тем, что, в конце концов, в один дождливый вечер оказался под брачным венцом…»

Марк Шагал любил свою Беллу все 29 лет их совместной жизни.

«…Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»».

Смерть своей жены Марк Шагал переживал долго и мучительно, больше года не будучи в состоянии даже взять в руки кисть.

Называя Беллу своей вдохновительницей, Марк Шагал нисколько не преувеличивал. Большинство женских образов на его картинах, так или иначе, навеяны ею.

Можно с уверенностью сказать: Шагал воспел свою Беллу точно так, как Петрарка – Лауру или Данте – Беатриче.

Свадьба состоялась 25 июня 1915 г. здесь на Покровской. А спустя много лет в июне 1997 г. здесь вновь вспоминали о том далеком дне, когда Марк привел в свой дом молодую жену. Это событие было положено в основу прекрасного праздника, посвященного возвращению Мастера 7 июля 1997 года. День рождения Марка Шагала. Витебск. Улица Покровская. Звучат скрипки, льется прекрасная музыка, скрипачи играют на крышах, над старыми домами парят белые ангелы. Воссоздан колорит еврейского быта начала нашего столетия. На широких лавках сидят старые евреи в темных ермолках, рядом пасутся козы. Празднично одеты соседи, радушно встречают молодых и гости входят в дом. Так было в далеком пятнадцатом году.

Все это ожило в ярких образах на празднике, посвященном 110-летию со дня рождения Шагала. В этот день состоялось торжественное открытие дома музея на Покровской улице. Среди многочисленных гостей была внучка Шагала г-жа Мэрет Мейер Грабер. Она считала, что это именно тот дом, где родился ее дед. Однако здесь прошли детские и юношеские годы художника, а родился он 7 июля 1887 года в Витебске, в районе Песковатиков. В январе 1897 года родители Шагала обратились за разрешением о строительстве деревянного дома в 3-й части г. Витебска по Покровской улице. После возведения его Шагалы переехали с Песковатиков в Задвинье – сравнительно молодой район города, расположенный на правом берегу Западной Двины и активно осваиваемый после вступления в строй постоянного моста через эту реку (1867).

Покровская улица, получившая своё название от находившегося на ней храма Св. Покрова, брала своё начало от Полоцкой площади (ныне здесь находится памятник М. Шагалу). Эта церковь сгорела в 1864 г., а затем была построена заново из кирпича на соседней Ильинской улице, рядом с одноименным храмом.

Главными достопримечательностями Покровской улицы были табачно-махорочная фабрика А. Колбановского и маслобойный завод Л. Мнухина и А. Свердлина.

Табачно-махорочная фабрика была основана в 1883 г. и принадлежала известному в городе купцу первой гильдии. Здесь работало 100 – 120 рабочих, преимущественно евреи. Витебск долгое время славился своей махоркой и табаком. В довоенные годы это было единственное в Беларуси подобное производство. С 1974 г. здесь находится картонажно-полиграфический комбинат. Про маслобойный завод известно, что он существовал в 1899 г. и производил льняное и конопляное масло, жмыхи. Здесь было занято 28 – 30 рабочих (ныне это завод пищевых продуктов). Неподалеку от дома Шагалов работал и небольшой заводик, производивший патоку из картофеля.

В советское время улица несколько раз меняла свое название, носила имя французского социалиста Жана Жореса, Ф.Э. Дзержинского. В 1992 г. ей возвращено историческое имя.

После того, как на Покровской появился первый дом Шагалов, на принадлежавшей им земле (590 м²) они возвели еще два деревянных и один кирпичный дом со склепом (он значился под № 29). Шагалы проживали здесь до 1923 г. В 1914 г. умерла мать художника, в 1917 г. – 16-летняя сестра Розалия, в 1921 г. – погиб отец. После смерти отца сестры художника переехали в Петроград. В 1920 г. в Москву перебрался со своей семьей и Марк Шагал.

Здесь чудится некая щемящая, грустная мелодия прошедшего, невозвратимого времени.

 

«Если сердце не солгало,

то в каком-нибудь году

в Витебске в музей Шагала

обязательно зайду».

 

«Давно написал я эти строки, - вспоминает А. Вознесенский, - знакомые мои лишь скептически усмехались, считая это черным юмором».

Мечта поэта воплотилась в действительность. Приглашаем вас познакомиться с экспозицией дома-музея Шагала, который чудом уцелел в послевоенном, почти до основания разрушенном Витебске.

 

[Знакомство с экспозицией музея]

 

На внутреннем дворике Шагаловского дома, где мы с вами сейчас находимся, установлен очень интересный памятник. Часто можно слышать ставшее уже хрестоматийным словосочетание «скрипка Шагала». Скрипка – это инструмент, на котором играет душа в минуты скорби и радости. А струны – это нити воспоминаний. Льются из-под смычка ожившие милые сердцу образы и застывают, воплотившись в бронзу.

Мы покидаем уютный гостеприимный дом Шагала и переходим на противоположную сторону улицы, где находилась мастерская художника.

Сразу после свадьбы молодые едут в Петроград. А возвратившись в 1918 году Белла с Марком поселилась в доме напротив. Здесь они снимали две комнаты. «В одной из них Марк Захарович создал что-то вроде мастерской», - вспоминала художница А.В. Кузнецова. – «Здесь он проводил занятия со своими учениками еще до открытия народной художественной школы. Нас было всего четверо: двое юношей и две девушки». В годы войны этот домик был разрушен. На его месте теперь пустырь. Покидая Покровскую, мы проедем по тихим улочкам старого города, где гуляли молодые влюбленные, мечтали, строили планы на будущее.

Последняя страшная война с фашистами изменила облик Витебска, превратив его в груду развалин. Особенно пострадал район, прилегающий к вокзалу. Старожилы рассказывают, что на привокзальной площади не могли найти ни одного целого кирпича. Но Витебск, как сказочная птица Феникс, возродился из пепла, залечил раны войны.

Шагал не раз в послереволюционные годы покидал Витебск и каждый раз возвращался вновь. Отсюда, с Привокзальной площади, где мы с вами сейчас находимся, он уезжал в Петроград, сюда же и возвращался. Здесь он провожал и встречал свою Беллу, которая до революции училась в Москве.

Витебский железнодорожный узел – один из старейших в России и Беларуси. Более ста лет назад в 1866 г. тишину маленького провинциального городка, каким был Витебск в те времена, нарушил первый гудок паровоза. Через Витебск прошла Риго-Орловская железная дорога. В этом же году было построено первое здание вокзала. Прилегающая площадь получила название Привокзальной. Географическое положение Витебска на древнем пути из «варяг в греки» между Киевом и Новгородом, Москвой и Западной Европой с развитием торгово-экономических связей России с европейскими странами, политические и военные интересы империи предопределили в XIX столетии прокладку усовершенствованных дорог на Витебщине.

В 1835 году предприниматель и изобретатель В.П. Гурьев представил на рассмотрение правительству проект «Об устройстве торцовых дорог из сухопутных пароходов в России». Одна из таких дорог, по проекту Гурьева, должна была быть построена на направлении Петербург – Витебск – Могилев-Чернигов – Одесса.

19 марта 1963 года начато строительство Динабурго-Витебской железной дороги. Оно определялось на 6 лет, но построили раньше (главный инженер строительства Вильямс). 5 октября 1866 года коптящий и шипящий паровоз с тремя вагонами прибыл в Витебск к перрону нового 3-этажного вокзала. Поезд привел машинист Магнус. В тот же день министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П. Мельников доложил государю, что открыто движение поездов по железной дороге от Динабурга до Витебска. Протяженность составляет 242 версты. Александр II был краток, написав: «Весьма рад».

На Привокзальной площади мы видим здание вокзала, восстановленное в 1953 году (арх. Мезенцев). Он расположен на центральной оси, замыкает перспективу улицы Кирова. Главный фасад центрального корпуса выделен 3 широкими арочными проемами, декорирован коринфскими колонками, лепными прямоугольными нишами, барельефами. В интерьере использованы мрамор, лепные детали, розетки в кессонах потолка. Здание вокзала – образец использования классического наследия в современной архитектуре.

В 1965 году в память о выступлении М.И. Калинина на митинге железнодорожников (12.06.19) и в честь 100-летия (1966) железнодорожного узла на здании вокзала установлены мемориальные доски.

После возведения моста через Западную Двину, в 1867 году, площадь получила связь с общегородским центром. Это место всегда считалось своеобразными воротами древнего Витебска. От вокзала к центру вела одна из красивейших улиц с нарядными домами и купеческими лавками. Шагал ее помнил как Вокзальную. Где-то здесь находился один из трех ювелирных магазинов Розенфельдов, фотоателье, где Шагал некоторое время работал ретушером. Ныне это улица Кирова, по которой мы с вами сейчас проезжаем. Здесь, к сожалению, не сохранились дореволюционные постройки. Послевоенное строительство улицы началось в 1951 году (архитекторы В. Гусев, В. Данилов, А. Данилова), Для внешнего облика характерна масштабность, торжественный монументализм, свойственные архитектуре того времени. Осуществлена сплошная линейная застройка 4-5 этажными жилыми домами, объединенными общим замыслом силуэта, пластикой деятелей. Ритм первых этажей усиливается проемами витрин предприятий культурно-бытового обслуживания и магазинов. Целостный характер застройки придают примерно одинаковый длины и высоты здания, единство вертикальных и горизонтальных членений (карнизы, тяги, пилястры).

Перед Кировским мостом ансамбль улицы завершается зданиями башенного типа гостиницы «Двина» и общежития колледжа связи (ул. Ильинского, 43).

Улица Кирова заканчивается мостом через реку Западная Двина. Мы сейчас находимся на самой высокой точке моста. Отсюда открывается панорама старого города, парит над Витебском так часто изображаемая на картинах Шагала древняя ратуша. Внизу сливаются воедино две прекрасные реки: Витьба и Западная Двина. Два высоких берега Двины впервые были соединены мостом в 1867 году. По этому старому мосту бежала, окрыленная любовью, Белла к своему Марку.

«Наш мост – рай для нас. С тесных квартир с низкими потолками мы убегаем на мост, чтобы бросить взгляд на небо. В очень тесных улицах неба не видно. Церковь и крыши стремятся ввысь. А там под мостом разливается река. Между небом и рекой воздух светлеет. Ветер приносит запах цветов. Напротив, на высоком берегу раскинулся городской парк. Днем на мосту все спешат. Прохлада проникает в расщелины деревьев. И нет никакого желания сойти на землю, на каменные улицы. Вечером воздух подымается, как легкая, серебристая вуаль. Реки, почти невидно – цвет меняется от голубого до серебристого. Вода плывет и тихо шепчет. Не чувствую ничего. Неожиданно у меня перед глазами появляется…» конечно, Вы догадались – перед Беллой появляется Марк.

Поэтичнее Беллы Шагал никто не описал еще этого уже несуществующего моста. Давно уже нет Беллы и Марка, а Двина и Витьба, слившись воедино плавно несут свои воды в вечность. Витьба, Витебск… Два этих слова созвучны. И понятно, что название нашего города произошло от названия реки. Вначале он назывался Витьбеск, потом Витебск. Витебск впервые упоминается в летописи в 974 году. Его основание связывают с именем княгини Ольги. Отсюда с территории бывшего Нижнего Замка, ныне площадь 1000-летия, начинается история нашего древнего города. Во все времена это была его центральная часть.

Здесь в послереволюционные годы собирались молодые талантливые люди: художники, поэты, музыканты. В 20-е годы Витебск превращается в крупный центр, сюда переезжают молодые одаренные люди со всей страны. Их привлекает тишина провинциального города, неторопливый темп жизни, возможность спокойно творить. (С этим периодом в истории города, когда народным комиссарам по делам искусств в Витебске был, назначен Марк Шагал, мы познакомимся позднее в ходе экскурсии).

Это было непростое противоречивое время. С одной стороны всплеск культурной жизни, бьющая через край революционная энергия масс, с другой – духовное опустошение, отречение от религии предков.

Печальная участь постигла православные храмы, которых в городе насчитывалось около 40. Жемчужиной русского зодчества сияла среди них Благовещенская церковь. Именно ее, возрожденную из руин белокаменную красавицу, видим мы сейчас на площади 1000-летия города. Благовещенская церковь, построенная в середине ХII в. – сверстница и родная сестра известного на Руси храма – церкви Покрова на Нерли, что на Владимирской земле. 500 лет стояла она над Двиною, отражаясь в зеркально чистых водах реки, как белая лебедь – гармония красоты и совершенства.

Бурей пронеслась, над ее головой столетия. Даже последняя – самая страшная война – пощадила церковь, она выстояла. Но не смогли устоять против динамита спрессованные столетиями камни. В 1961 году храм был взорван.

28 лет в самом центре города лежала в развалинах ровесница бессмертного «Слова о полку Игореве», законсервированная с 1970 года. Сейчас эту церковь, как и многие другие храмы Витебска, возродили. Благовещенская церковь – старейший православный храм города. На протяжении столетий в интернациональном Витебске, где жили и живут поныне: белорусы, русские, евреи, латыши, поляки, армяне, соседствуют рядом православные храмы, костелы, синагоги. Особенно много культовых сооружений было в городе на рубеже ХIX и XX столетий.

Шагал – сын еврейского народа. Однако всю свою жизнь Мастер неоднократно подчеркивал, что он русский художник: «Меня хоть в мире и считают «интернациональным» и французы берут в свои отделы, но я считаю себя русским художником и мне это приятно», - писал Шагал Эттингеру 4 октября 1936 года.

К учебе будущий художник приступил поздно, и честно говоря, не добился в ней большего успеха. В юном возрасте он посещал хедер-еврейскую начальную религиозную школу, которая размещалась рядом с крупнейшей в городе синагогой. Шагал, не скрывая правды, писал о своих школьных «успехах»: «…Учился я плохо, был довольно рассеянным, и все, что говорилось учителем, пропускал мимо ушей…»

Однако именно в хедере у М. Шагала возник интерес к Библии, которую он хорошо знал и которую в 1930 – 1931 гг. начал иллюстрировать по заказу известного парижского издателя А. Воллара. С тех пор библейская тема заняла значительное место в творчестве художника и является одной из главных в наследии Шагала.

Синагога и хедер располагались на Заручевской улице как раз там, где мы сейчас находимся. С 1923 года эта улица носит имя Михаила Ивановича Калинина. Улица начала формироваться в конце XVII – начале XVIII вв. На ней находилась Воскресенская (Заручевская, Кожемяцкая) церковь. Бывшие названия этой улицы Заручевская, Могилевская.

В истории живописи Шагал оставил свой след прежде всего как гениальный художник. Однако известен он также как наставник, учитель, имеющий своих учеников, создававший в постреволюционном Витебске «Академию свободного искусства».

Здесь в доме номер пять, по улице Правды, где мы сейчас находимся, в старинном особняке, принадлежавшем одному из директоров акционерного товарищества «Витебский трамвай» Вишняка и национализированном в послереволюционные годы, размещалась художественная школа. (В те времена улица называлась Бухаринской). С большим трудом Шагалу удалось добиться выделения под школу этого здания. Помогла официальная должность и мандат, за номер 3051, выданный лично Наркомом по делам просвещения и искусства Луначарским. В здании разместились мастерские, а также были выделены комнаты под жилье для учителей. Марку Шагалу с семьей было выделено две комнаты.

Художник назначается уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. Всем революционным властям предлагалось оказывать товарищу Шагалу полное содействие.

Этот период жизни Мастера самым тесным образом связан с Воскресенской (Бухаринской) улицей. Она начала формироваться в Витебске в начале XVIII века. Отрезок между нынешними ул. Ленина и ул. Калинина и носил название Воскресенской по наименованию бывшей здесь Воскресенско-Заручевской церкви, построенной в 1800 году.

Вступив в должность комиссара по делам искусств, Шагал сразу начинает работу над созданием витебской народной художественной школы.

«Мечты о том, чтоб дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощаются. Мы можем себе позволить роскошь, играть с огнем, и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до правых включительно», - писал Шагал в статье о Витебском народном художественном училище. Шагал, как его учитель Пэн, если только видел где-нибудь мало-мальски одаренного ребенка, без длинных проволочек определял его в школу. Возрастного ценза поначалу не было, записывали в училище чуть ли не с десяти лет, но постепенно установили ограничения с 15-ти лет.

Через Петроградскую газету «Искусство Коммуны» Шагал обратился ко всем художникам с приглашением приехать преподавать в Витебск. 20 декабря 1918 года в Витебске была получена телеграмма из центра об утверждении М.В. Добужинского директором училища, а Н.И. Любавину, Н.Э. Родлову, И.Х. Тильбергу. и М. Шагалу руководителями мастерской.

13 января 1919 года приехали И.А. Пуни, К.Л. Богуславская. Художественная школа по своему направлению и устремлениям была сходна со столичными СВОМАСАМИ (свободные государственные художественные мастерские), возникшие в Петрограде и Москве, дающие право и возможность преподавать мастерам разных ориентаций в искусстве – о традиционно-реалистической до крайне авангардистской.

«Подумайте, со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под одним небом. Свобода!» - воскликнул герой пастернаковского романа «Доктор Живаго». Такова была атмосфера времени.

В те годы 33-летний художник писал П. Эттингеру: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер, Москву. Училище воздвигнуто в 1918 г. В стенах его 500 юношей и девушек… Профессорствовали кроме меня – Добужинский, Пуни, Малевич, Лисицкий, Пэн и я».

Торжественное открытие художественной школы состоялось 28 января 1919 года, хотя уже некоторые мастерские работали полным ходом. После отъезда М.В. Добужинского (28 апреля 1919 года) пост заведующего Марк Шагал оставил за собой.

Первый учебный сезон в Витебской школе, занявшей лишь полугодовой семестр, закончился в июне 1919 года большой 1-й отчетной выставкой художественного училища.

Произведения учеников всех мастерских школы занимали помещения первого и часть второго этажей. Открытие выставки 28 июня было пышным и праздничным с отчетным докладом Марка Шагала.

С сентября 1919 года в Витебском Народном художественном училище приступили к работе новые мастерские, организованные летом, открылось новое отделение, которому суждено было сыграть большую роль в развитии школы. В школе работают новые преподаватели Коган, Якерсон, Лисицкий. 5 ноября 1919 года в Витебск приезжает К. Малевич. По инициативе Лисицкого, В Малевича зачисляют преподавателем в художественное училище, и он сразу же приступает к формированию своей мастерской.

17 ноября Малевич выступил на большом митинге с докладом «Новейшие течения в искусстве (импрессионизм, кубизм и футуризм)». Казимир Малевич опубликовал книгу «О новых системах в искусстве» – первый плод витебской жизни К. Малевича.

25 апреля 1919 г. в «Витебском листке» М. Шагал объявил о начале организации первой всероссийской выставки изобразительного искусства.

Открытие выставки 8 ноября 1919 года приурочили к торжественному празднованию годовщины октября. В ней участвовал 41 художник, экспозиция включала в себя 241 произведение. Половину участников составили столичные мастера, половину витебляне, около 10 человек были ученики художественного училища. В выставке приняли участие художники всех направлений: Кандинский, Малевич, Альтман, Ле-Дантю, Фальк, Кончаловский, Лентулов, Кмон, Стрежеминский, Юдовин, Бразер. Выставка пользовалась большим успехом.

В начале февраля 1920 г. в честь годичного юбилея училища (28.01.19) была организована вторая отчетная выставка картин учеников. Комиссия под руководством М. Шагала присвоила 17 премий лучшим подмастерьям, как Фурману, Юдину, Юдовину и др.

В художественном училище росло движение Уновисов (утвердители нового искусства), которое возглавил К. Малевич. В партию Уновис принимали всех желающих, кто хотел бы способствовать «пристрастию» мира новыми формами. Черный квадрат был «массонским знаком» Уновиса.

Система преподавания, предложенная Малевичем, отличалась последовательностью и результативностью. Выставка витеблян в июне в Москве превратилась в триумф Уновиса. (в наше время произведения учеников кубистической мастерской украшают престижные музейные коллекции). В 1920 году Народная художественная школа была преобразована в свободные художественные мастерские, а в 1921 – 23 гг. создан художественно-практический институт, который реорганизован в художественный техникум (1923 – 1939), а потом в художественное училище (1939 – 1941).

Особую роль в судьбе Шагала и в становлении Витебской художественной школы сыграл Казимир Малевич. Он родился в Украине в польской семье в 1878 году. Он действительно принадлежит к трем национальным культурам: польской, украинской и русской.

Не только искусство, но и личность Малевича вызывала разноречивые чувства и крайние оценки. Он мог быть разным: с теми, кто не принимал его идей – резким, с соратниками – обаятельным, добрым, простым.

«Самым лучшим памятником какой-либо эпохе все же является искусство», - писал К. Малевич. Он не умел идти на компромиссы. Всемирную славу Малевичу принесло произведение, получившее название «Черный квадрат» Зрители увидели его впервые в декабре 1915 года на выставке в Петрограде, где Малевич продемонстрировал 49 супрематических холстов. Для широкой аудитории имя Малевича по-прежнему ассоциируется в первую очередь с открытием нового направления в искусстве – супрематизма (от латинского – высший) – разновидность абстрактного искусства.

В 1908 году возникло во Франции искусство кубизма, а в 1913 году Казимир Малевич обосновал в своей книге «Супрематизм» новую разновидность абстрактного искусства. В 1916 году выходит его статья «от кубизма до супрематизма».

С приездом Малевича жизнь витебской школы забила ключом. Он не только умел говорить, но мог показать и объяснить все с карандашом и кистью в руке. Неукротимая энергия, вера в правоту своих идей, открывавших новые горизонты перед искусством, творчески осмысленная деятельность,– все это помогло Малевичу в короткий срок создать коллектив художников, сыгравших большую роль в развитии искусства. В витебском дневнике художника Л. Юдина есть запись о Малевиче: «Это действительно вождь».

14 февраля 1920 года в Витебске был создан УНОВИС (Утвердители Нового Искусства) – объединение художников во главе с Малевичем. Именно в этом здании и располагался УНОВИС. Ядром его стали молодые художники Ермолаева, Лисицкий, Суетин, Юдин. Все они стали крупными мастерами. УНОВИС выступил с широкой программой преобразования всех видов пластического искусства, стремясь к тому же вывести его из мастерских художников на площади и улицы. Лекции, диспуты о новом искусстве, выставки сменяли друг друга. А в дни революционных праздников город украшался диковинным, непостижимым для обывателей убранством. Витебский УНОВИС осуществил ряд театральных постановок, вел и большую выставочную работу.

В 1922 году Малевич уехал в Петроград, а с ним и ведущая группа УНОВИСа. В 1935 году К. Малевич умер в опале.

Фасад одного из домов, выходящий на бывшую Воскресенскую улицу расписан в стиле супрематического искусства.

В центре мы видим известный черный квадрат Малевича, рядом геометрические фигуры разной формы. Это формулы, провозглашенные Казимиром Малевичем.

Будучи уполномоченным по делам искусств, Шагал призвал творческую элиту оформить улицы города к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

«Я попала в Витебск после Октябрьских торжеств, но город еще горел от оформления Малевича – кругов, квадратов, точек, линий, разных цветов и Шагаловских летающих людей. Мне показалось, что я попала в завороженный город, но в то время было все возможно и чудесно, и витебляне на тот период заделались супрематистами. По существу же горожане, наверное, думали о каком-нибудь новом набеге, непонятном и интересном, который надо быть пережить», - пишет в своих воспоминаниях художница Дымишу-Толстая.

Эйнштейн, приехав в Витебск, был изумлен: «Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича».

В Витебске до сих пор в художественной среде царит полигамия стилей и направлений. Есть ученики – последователи Малевича.

16 марта 1987 года было создано объединение «Квадрат», в который вошли 11 известных художников. Это первое независимое объединение художников Беларуси, подобно «свободной академии» Шагала.

Фасад, у которого мы с вами сейчас находимся, был расписан членами этого объединения к 70-летию УНОВИСа.

В далеком 18-ом году Шагал, Малевич и другие витебские художники, охваченные творческим подъемом революционной эпохи, предчувствием свободы и перемен, расписывали вместе главную улицу города – улицу Ленина, на которую мы сейчас выезжаем. Ранее она называлась Великой, Стародумской, Петербургской, Смоленской, Гоголевской. Это во все времена одна из главных магистралей города. Этот участок формировался в 19 веке. Слева возвышается Покровский храм, восстановленный в девяностых годах.

Он был построен в 1816 – 21 гг. по типу крестово-купольной базилики монахами-тринитариями (членами католического ордена Св. Троицы). Рядом с храмом был возведен двухэтажный монастырский корпус.

Как католический храм костел был закрыт после восстания 1831 г., а монахи высланы из города. В 1847 г. здание костела передано в православное ведомство. На средства витебского купца 2-й гильдии Григория Волковича он был отремонтирован и перестроен.

Покровская церковь действовала в городе даже в период оккупации в годы Второй мировой войны. В это же время в церковь из устроенного большевиками музея атеизма, в 1943 году были перенесены мощи Св. Евфросинии Полоцкой, которые затем перевезли в Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь, где они находятся до настоящего времени.

Во время освобождения города церковь была частично разрушена и в таком виде простояла до конца 1980 г. В 1987 году проводилась реставрация храма. В настоящее время в бывшем монастырском корпусе размещается Троицкий дом с приписным храмом во имя святого мученика Афанасия Брестского. До 1997 г. в здании находилось Витебское епархиальное управление. Действует как православный Свято-Покровский кафедральный собор.

Здесь, в центре города, недалеко от Покровской церкви, в конце XIX – начале XX столетия стоял небольшой деревянный дом, в котором жил первый учитель Марка Шагала – Юдель Мовшевич Пэн.

В 1986 году по приглашению Витебского губернатора Левашова Пэн приезжает в Витебск. Он получает разрешение на открытие частной школы рисования и живописи, ставшей первым и долгое время единственным художественным заведением в Беларуси. Он был учителем с большой буквы, как и его учитель-живописец – педагог Чистяков Павел Петрович Пэн учился у Чистякова вместе с Врубелем, Серовым, Васнецовым и Репиным.

Сейчас витебляне заново открывают для себя и всего мира наследие Пэна, а наследие художником было оставлено немалое. Около 800 работ. «Люблю, понимаете ли, Витебск. Да и как этот город не любить. Красивая задумчивая река с обрывистыми берегами… А церкви у нас в городе вовсе не похожи на смоленские. Понимаете, я люблю портретность города. Каждый город должен иметь свой портрет. Так вот, наш Витебск отличается от всех городов именно своим лицом. Во-первых, он лучше других, ну хотя бы потому, что я здесь живу, - смеясь, говорил Юдель Мовшевич Пэн», - вспоминал Заир Азгур.

Осенью 1900 г. М. Шагал поступил в городское четырехклассное училище с ремесленным классом, находящееся в трехэтажном кирпичном здании на углу улиц Большой Могилевской (ул. Ленина) и Рождественской (ул. Гоголя). Будущий художник учился в столярно-токарном классе. И тоже очень посредственно, несмотря на то, что обучение было платным. Вместе с М. Шагалом учились известный в будущем французский скульптор и архитектор Осип Цадкин и Акведор Меклер, который «вытащил» своего одноклассника в Петербург на учебу. Именно в училище у М. Шагала проявился интерес к живописи. «Однажды … на уроке рисования зубрила с первой парты ... показал мне лист тонкой бумаги, на который он перерисовал картину из «Нивы»… Вот это да! Я чуть не упал… Во мне проснулся азарт. Я ринулся в библиотеку и принялся копировать портрет композитора Рубинштейна – мне приглянулся тонкий узор морщинок на его лице… Все эти работы я развесил в спальне», - рассказывал художник в книге воспоминаний.

Учебное заведение, в котором М. Шагал получил образование, берет свое начало с Витебского уездного училища, основанного в 1803 г., в 1832 г. оно уже имело статус городского, с 1866 г. было двухклассным. В 1897 г. было реорганизовано в городское четырехклассное училище с ремесленным классом, с 1911 г. именовавшееся так: «Витебское первое городское высшее начальное училище». А в предреволюционные годы при этом учебном заведении работала женская воскресная школа.

Осенью 1918 г. училище было реорганизовано в 1-ю советскую трудовую школу 2-й ступени. Все довоенные годы она считалась одной из лучших в городе.

В числе первых выпускников – брат И.И. Соллертинского – Василий, сестра композитора А.В. Богатырева. Восстановленная после войны (1947 г.) школа работала до 1968 г. Среди ее воспитанников – народный артист России Н. Еременко, заслуженные учителя республики, ученые, руководители. Ныне в здании размещается школа рабочей молодежи №10.

Площадь Свободы, на которой мы с вами сейчас находимся, ранее называлась Николаевской, Кафедральной или Соборной, так как именно на этой площади в 1716 – 1731 гг. был воздвигнут величественный Николаевский кафедральный собор. А еще ранее, в 1691 году – так называемый «архиерейский дом», поэтому парк, находящийся внизу, назывался Архиерейским. (Сейчас это парк Фрунзе, он расположен ниже уровня проезжей части). Здесь, в центральной части хорошо видно своеобразие рельефного облика города, который так любил за красоту и неповторимость Марк Шагал, называвший позже Витебск – вторым Парижем.

Площадь Свободы и прилегающий к ней участок ул. Ленина являются не только административным, но и культурным центром нашего города. К сожалению, монументальные здания соборов, формировавшие облик этой площади в начале XX века, сохранили только память и кисть Шагала. Сейчас здесь находится современный концертный комплекс, крупнейший в Европе амфитеатр, где проходит знаменитый фестиваль искусств «Славянский базар». Витебск не растерял с годами, а упрочил славу культурной столицы республики. Гости со всех славянских стран спешат, приехав в Витебск, посетить дом-музей Шагала, художника с мировым именем.

«Славянский базар» и Шагал – это сегодня имя города, его визитная карточка в мире культуры, его известность.

На площади Свободы монументальностью и масштабностью форм выделяется двухэтажное П-образное в плане здание. Оно построено в 1883 году (архитектор Л. Каминский, инженер Н. Корчевский) в традициях позднего классицизма. Центр фасада выделен трехэтажным ризалитом, завершенным аттиковой стенкой с треугольным фронтоном. Интерьеры помещений украшены богатой декоративной отделкой (лепные плафоны, розетки, карнизы, пилястры и др.). Соединение элементов неоклассицизма и модерна в архитектурном решении здания позволяет отнести его к числу наиболее интересных памятников архитектуры Витебска конца XIX века. В 1920 году в здании размещался Дворец и Губернский Совет профсоюзов, позднее Витебский областной комитет Компартии Белоруссии, и с февраля 1992 года – Витебский областной художественный музей. В нем в скором времени после завершения реконструкции можно будет увидеть одну из самых больших коллекций полотен кисти Пэна.

А символом древнего города является городская ратуша – здание городской думы, городской управы. Ее с легкой руки журналистов величают самой старой дамой нашего города. В марте 1997 года ей исполнилось 400 лет. А напротив – это тоже крупнейший культурный центр – Дворец культуры профсоюзов. Перед ним скульптурная композиция, символизирующая слияние трех рек с женскими именами Двина, Лучеса и Витьба. Поэтому и представил их скульптор Тарасян в виде трех величественных граций. Течение воды, омывающей скульптуры – символ быстротечности и изменчивости бытия.

Где-то здесь, за синей речкой, осталась юность Шагала. Сюда он молодой и окрыленный любовью, приходил к своей Белле. Здесь, прямо за мостом, находились гостиница «Брози», в которой размещался ювелирный магазин Розенфельдов, где часто назначали свидания молодые влюбленные. Их юность пришлась на мятежные годы.

Шагал и Белла восприняли и приветствовали революционный дух эпохи. Не случайно завершенная в 1918 году картина «Над городом», с ее огромной летящей парой над обнесенным глухим забором игрушечным деревянным Витебском, воспринималась современниками как прямой символ революции – высвобождение человеческого духа из тесных оков затхлого мещанского мирка. И здесь художественные приемы Шагала более всего перекликаются с бичующей мещанство революционной лирикой Маяковского.

Поэт-трибун Маяковский приехал в Витебск уже после того, как его навсегда покинул Шагал. Здесь на площади Ленина, в те годы – Смоленской, в здании старого театра читал революционный поэт в 1927 году свои стихи. Подобно Маяковскому и Блоку, Шагал оставил на полотнах свой образ глубочайшего потрясения нашей эпохи – Великой Революции в России – перешагивающих сквозь земной шар и парящих над ним людей в одеждах ремесленников.

Сам Шагал мучительно переживал разлуку с родиной. Признание великим мастером было для него не полным. Он ждал признания в родной стране, в родном городе.

В 1947 году в письме П. Эттингеру художник пишет:

«В Париже сейчас в Музее «Арт модерн» происходит моя большая ретроспективная выставка почти за 40 лет работы. Успех, как пишет пресса, громадный. Это первый раз, когда делают выставку живого художника в официальном музее вообще, и в частности, русского. И хотя я вынужденно жил вдали от родины, я оставался душевно верным ей. Я рад, что мог таким образом быть ей немного полезным. И я надеюсь, меня на родине не считают чужим. Не верно ли?»

Единственный раз художник, покинувший родину, в 1920 году вернулся сюда вновь. Приехав в Москву в июне 1973 года, Марк Захарович мечтал о встрече с Витебском и боялся ее. Конечно, Витебска его детства и след простыл. Увы, выходя на балкон гостиницы, старый мастер простудился – о поездке не могло быть и речи.

Канула в лету истории эпоха строителей коммунизма, время все расставило на свои места. Признание пришло, а Мастера уже нет. Не дожил. И только его стихи и картины, как бабочки, порхают над родным городом Марка Шагала, наконец вернувшегося в свои края.

 

«Отечество мое – в моей душе.

Вы поняли?

Вхожу в нее без визы.

Когда мне одиноко – она видит,

Уложит спать.

Укутает, как мать.

Во мне растут зеленые сады

Нахохленные скорбные заборы.

И переулки тянутся кривые,

Вот только нет домов.

В них – мое детство.

И, как оно, разрушили до нитки.

Летят по небу бывшие жильцы

Где их жилье?

В моей душе дырявой…

…Мне кажется я все иду к Вратам,

иду вперед, даже идя обратно, -

передо мной высокие Врата.

Врата – это распахнутые стены,

там громы отгремевшие ночуют

и молнии расщеплено трещат».

Кривые переулки, где уже нет домов, разрушенных до нитки, живут в душе Шагала. «В них – мое детство», вздыхает седой мастер. И оживают в памяти картины прошлого. Далекий родной Витебск. Именно здесь в районе, называемом в народе Песковатики, прошло детство Шагала. Название район получил от бывшего посада, занимавшего часть территории взгорья между Западной Двиной и ручьями, русла которых проходили по глубоким оврагам. С юга ручей Слизкий, севера – ручей Сутоки. Известен район также под названием Песья Полянка.

В начале XVII века посад находился под управлением архиепископа Иосафата Кунцевича. В 1790 году здесь построена одна из первых мануфактур города – кафельная. В начале XX века район расширился вдоль Двины, сформировалась Песковатинская набережная, где отдыхают и сегодня витебляне и гости нашего города.

Мы уже упоминали в начале экскурсии, что предположительно здесь, в этом районе города 7 июля 1887 года родился Марк Захарович Шагал. Это и есть то самое место, около самого Суражского шоссе, за тюрьмой. Сразу после рождения первенца (а в семье Шагала было семь дочерей и два сына), отец художника продает этот домик и покупает более просторный тут же на Песковатиках. А после смерти деда будущего Мастера, Шагалы еще раз поменяли место жительства.

Один из этих «песковатинских» домов изображен в альбоме «Возвращение Мастера». Вероятнее всего, ни один дом не сохранился, кроме, как на улице Покровской. Что касается самих Песковатиков, его улиц и переулков, то их Шагал очень часто изображал в своих ранних произведениях. «Покойник»1908 г. (скорее всего в картине нашли отражение печаль и грусть после похорон деда), «Свадьба» в 1910 г., «Я и деревня» 1911 г., «Над Витебском» 1914 г.

Благодаря этим полотнам, уголки старого Витебска узнаваемы во всем мире.

В «Царскосельской оде» Анна Ахматова писала:

 

«Здесь не Темник, не Шуя –

Город парков и зал

Но тебя опишу я,

Как свой Витебск – Шагал».

 

А в очерке-воспоминании она пишет: «Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск».

Луначарский вспоминает: «Был в мастерской Шагала в Париже, смотрел Витебск».

До недавнего времени в Витебске, на родине, не было подлинных работ Мастера.

И только благодаря подвижнику из Швейцарии, владельцу частной галереи господину Гюнтеру Коматски, работы художника впервые появились в Арт-центре Шагала. Это здание находится здесь, на Успенской горке.

Красный кирпичный особняк, построенный в XVIII веке, принадлежал до революции богатому мещанину. Затем здание было национализировано. Сейчас в нем находится музей. Действует постоянная экспозиция «Марк Шагал в Витебске».

Конечно самым знаменательным событием в жизни музея стало приобретение подлинных работ Шагала.

Гюнтер Комаски передал в дар Арт-центру 5 офортов из серии «Материнство», датированные 1923 годом, 3 офорта из серии «Псалмы Давида» и другие графические работы, познакомиться с которыми можно, посетив музей М. Шагала.

Кроме работ Шагала швейцарцы подарили уникальные книги по теме «Шагал и еврейская культура».

В нынешний приезд супруги Коматски привезли в дар музею от имени одного из лучших экспертов по работе Шагала доктора Линделя офорты, литографии.

А от внучки художника Мэрет Мейер Граер музей получил несколько тысяч долларов на оформление работ, переоборудование залов.

Сам же господин Коматски по девять часов в день работал в музее.

«Благодаря его рукам – умелым и умным – коллекция нашего музея оформлена тем же способом, как во всех ведущих музеях мира, - прокомментировала его работу директор музея Шагала, Людмила Хмельницкая, - он проделал сложнейшую и кропотливую работу, которую сами сделать были бы не в силах».

Работа Гюнтера Коматски заключалась не только в том, что он проконсультировал витеблян по вопросам сохранности графических листов, но и лично изготовил паспорту для этих работ, хранящихся в Витебске. Дело в том, что отечественная бумага выделяет кислоту, разрушающую картины. Коматски привез специальный безвредный многослойный картон, из которого при помощи сотрудницы музея Юлии Степанец и было изготовлено паспарту.

Сам Марк Захарович в бытность его в Витебске часто бывал здесь, на Успенской горке, где в здании губернаторского дворца размещалось революционное правительство.

Успенская горка – это излюбленное место гулянья горожан. Здесь в дни праздников играл духовой оркестр, на открытых площадках артисты давали представления. Так было во времена детства и юности Шагала. С балкона своего дома губернатор приветствовал горожан.

Губернаторский дворец, величественное здание в стиле классицизма, был построен в Витебске во второй половине ХVIII века. Вначале он принадлежал суражским помещикам Кудиновичам, затем был выкуплен в городскую казну за 7 тысяч рублей для места жительства и работы Витебских военных губернаторов (гражданские губернаторы обычно жили на Соборной площади, место, где ныне находится Художественный музей).

Кого только не встречал дворец на своем веку! С октября 1853 г. по июнь 1854 года бывал здесь, работая на посту Витебского вице-губернатора, писатель Иван Иванович Лажечников (1792 – 1869) – автор исторических романов «Басурман», «Внучка панцирного боярина», «Ледяной дом». В 1812 году с 16 июля по 1 августа здесь жил Наполеон. На военных советах у императора бывали Мюрат, Богарне, Коленкор. В 1814 году здесь была знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова, служившая в литовском гусарском полку.

В 1812 году с балкона 3 этажа губернаторского дворца французский император Наполеон приветствовал парад своих войск, проходивший на площади.

В 1912 году, в канун празднования 100-летия со дня победы России над наполеоновской Францией, по проекту архитектора Фомина на Успенской горке был установлен памятник в честь русской доблести, проявленной в войне 1812 года.

Памятник возведен за счет пожертвований горожан. Шагал в это время находился в Париже. В 1910 году известный русский юрист, депутат Государственной думы Максим Винавер назначает Марку Шагалу стипендию в размере 125 франков в месяц для продолжения учебы за границей и молодой художник уезжает в Париж.

Многие лучшие представительства русской интеллигенции, художники, поэты, музыканты стремились во Францию, где царила атмосфера творческой свободы.

Долгие годы жил в Париже известный русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Впервые он приехал в Витебск в 1889 году. Свои впечатления о городе он описал в автобиографической повести «Лика».

«В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный, светлый. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и нерусским с крутыми крышами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах. Я шел, как очарованный в этом столь древнем, как мне показалось, городе, во всей, его чудной новизне, для меня».

Посмотрев вокруг, становится ясно, что как будто именно об этом уголке старого Витебска писал Бунин. Полукруглые ворота, крупные крыши, дома, слитые воедино. Все это больше напоминало стиль застройки западноевропейских городов. Именно такой была улица Суворова (бывшая Взгорская) в XVII – XIX вв.

Многие здания, даже целые кварталы сохранились до наших дней. Застройка улицы Суворова вместе с прилегающими ул. Толстого, Крылова, Купалы образуют историко-архитектурную зону города, фасады зданий украшают балконы, сохранившиеся с XVIII века. Легкие, ажурные, как бы парящие сами по себе над городом, или тяжелые, кованные, чугунные, грозно нависающие над тротуарами.

Площадь, на которой мы с вами находимся, называется Ратушная, т.к. здесь уже на протяжении 4-х столетий находится здание городского самоуправления. Ратуши строили только в тех городах, которые имели Магдебурское право. Такое право было пожаловано Витебску в 1597 году.

Чтобы ни рисовал на своих живописных полотнах Марк Шагал: Эйфелеву башню, Собор Парижской Богоматери или другие уголки волшебного Парижа, почти на всех его полотнах рядом со всемирно признанными шедеврами соседствуют крыши старых домов Витебска, покосившаяся, как бы парящая над землей Ратуша, как символ родного города.

Роберт Рождественский, посетивший Шагала во Франции, был до глубины души тронут тем, что через всю свою долгую жизнь художник трепетно пронес любовь и преданность к родному городу. Воспоминания о встрече с Шагалом, воплотились в прекрасные стихи о Мастере, о Витебске.

 

Он стар

и похож на свое одиночество,

Ему рассуждать о погоде не хочется.

Он сразу с вопроса:

-А Вы не из Витебска?

Пиджак старомодный на лацканах вытерся.

-Нет, я не из Витебска.

…Долгая пауза

А после слова монотонно и пасмурно:

-Тружусь и хвораю…

В Венеции выставка

Так Вы из Витебска?

Нет, не из Витебска!

Он в сторону смотрит

не слышит,

не слышит

Какой-то нездешний

далекостью дышит

Пытаясь до детства

Дотронутся бережно

И нету ни Канн, ни Лазурного Берега,

Ни нынешней славы…

Светло и растерянно

Он тянется к Витебску,

словно растение.

Тот Витебск его – пропыленный и жаркий

Приколот к земле каланчою пожарной,

Там свадьба и смерти,

моленья и ярмарки.

Там зреют особенно крупные яблоки

И сонный извозчик по площади катит,

А Вы не из Витебска? –

Он замолкает…

И вдруг произносит как самое-самое

Название улиц:

«Смоленская»,

«Замковая».

Как Волгою хвастает Витьбой-рекою

и машет

по-детски прозрачной рукою.

- Так Вы не из Витебска?

Надо прощаться

Прощаться

скорее домой возвращаться

Деревья стоят вдоль дороги

навытяжку

Темнеет…

и жалко,

что я не из Витебска.

 

Так пожалел Роберт Рождественский о том, что он не из Витебска после встречи с Марком Шагалом.

Старый художник, почти всю жизнь проживавший вдали от родины, не забыл родные названия улиц, площадей, переулков.

Вот они перед нами: Смоленская, Замковая, река Витьба, Ратуша или, как называют ее горожане, пожарная каланча.

Время изменило их облик, но многие названия остались прежними. Вверх от Ратуши идет улица Толстого, бывшая Подвинская. На дореволюционных фотографиях остался внешний вид зданий, в котором размещался один из магазинов тестя Шагала.

Этот дом принадлежал швейцарскому кондитеру Христиану Брози. Построенный в середине ХIX века, он располагался на углу улиц Смоленская (ныне Ленина) и Подвинской (ныне Толстого). В нем находились один из крупнейших и фешенебельных отелей – отель «Брози», ресторан и кондитерская «Жан Анберт», писчебумажный магазин Розенфельда.

«Родителям и многочисленным родственникам моей… да, да моей жены не нравилось мое происхождение, – пишет в книге «Моя жизнь» М.З. Шагал, – Еще бы! Мой отец – простой приказчик, а дед … был мясником в Лиозно. А это семейство – подумать только! – владело в нашем городе тремя ювелирными магазинами. В витринах сияли и переливались разноцветными огнями кольца, броши, браслеты. Отовсюду звонили часы будильники. Мне, привыкшему к другим интерьерам, все это казалось неземной роскошью».

«…Мать моей невесты говорила ей. – Послушай, мне кажется, он даже красит щеки… Что это за муж-мальчик розовый, как девушка?

Он никогда не сумеет заработать на жизнь.

-Да еще художник!

-Что люди скажут?»

Так честили меня в семье невесты, а она по утрам и вечерам приносила в мою мастерскую сладкие пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, яркие разноцветные лоскутки и даже доски, которые служили мне мольбертом».

Окрыленный своим чувством к прекрасной Белле, Шагал витал над землей, видел прекрасные сны наяву, которые воплощались в картины и стихи.

 

Брожу по миру, как в глухом лесу,

То на ногах пройдусь, то на руках,

И жухлый лист с небес летит на землю,

Мне жутко…

Рисую мир в оцепененье сна

Когда мой лес завалит снегопадом,

Картины превратятся в сновиденье

чуда.

Я жду, когда меня ты обовьешь,

Чтоб снег

как будто лесенка,

спустился.

Стоять мне надоело – полетим

С тобою в небо по ступенькам белым!

Белла Шагал! Это была женщина удивительной красоты и гармонии. Она изучала литературу и искусство, актерское мастерство. Женщина со всепоглощающим чувством любви.

2 сентября 1944 года заканчивается земной путь Беллы.

«…Я потерял … ту, кто была смыслом моей жизни, моя вдохновительница. Насколько раньше моя жизнь была легка, … теперь полна трагедий».

(Из письма М. Шагала – Эттингеру (от 30 апреля 1945 г.)

В том же 1944 году Шагал через советского консула в США предает в СССР две свои картины и начинает работать над записями Беллы, составляет сборник ее воспоминаний «Зажженные огни».

«Она писала как жила, как любила. Ее слова, ее предложения – это легкие цветные мазки, брошенные на полотно. С кем ее сравнить? Она ни на кого не похожа…»

Только через восемь долгих лет боль от утраты притупилась и судьба милостиво подарила художнику вторую музу: Валентину Григорьевну Бродскую – умную, щедрую, обаятельную. Бракосочетание состоялось в 1952 году. Эта история не связана с Витебском.

Быстротечное время неумолимо. И ложатся на бумагу строки, как подведение итогов, как взгляд на прошлое и настоящее…

 

«Неужели я законченный,

Картина моя не закончена?

Вся сияет, льется, бежит

Остановись, еще мазок.

Там черный цвет;

Там красный, синий уложился

И меня тревожит

Ох, как меня тревожит.

 

Бег времени, как течение реки, стремителен и необратим. Плавно несет в Двину свои воды когда-то полноводная и быстротечная, а сейчас ставшая ручейком, река Витьба, запавшая в сердце Шагала.

Вдоль ее течения маленькая улица, носившая когда-то название Театральная, а ныне – Пушкинская.

Прямо над впадением Витьбы в Двину памятник А.С. Пушкину. Шагал всю жизнь обращался к творчеству Пушкина, легкость его кисти созвучна легкости рожденных гениальных поэтом строф. И не случайно именно государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина в Москве подарил Шагал в 1973 года свои работы. Там хранится 75 литографий Мастера.

Внучка Марка Шагала рассказывала, что незадолго до смерти он вдруг ослабев духом, вообразил, что находится в Витебске. Умер, когда его поднимали в кресле-качалке в лифте на второй этаж. Почил, как и жил, стремясь в небо.

На его картинах парят горизонтальные скрипачи, ремесленники, влюбленные. Он к ним присоединился. Небо, полет – главное состояние кисти Шагала, его картин.

 

«В них витражей голубые зазубрины,

С этой неистовой тягою вверх.

Поле любимо, но небо возлюблено

небом единым жив человек».

Вряд ли кто из художников, так, в буквальном смысле, был поэтом как этот сын витебской земли.

Может поэтому Юрий Трифонов написал: «Летающие любовники Шагала – это все мы, кто плавают в синем небе судьбы».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белявская М. Любовный треугольник. Свободные новости. 2001, 7 – 14 декабря.

2. Зельцер А. Малоизвестные материалы о М. Шагале и Ю. Пэне // Бюллетень музея М. Шагала. 2003 г., № 1.

3. Подлипский А. Васильковые годы М. Шагала или Витебск в судьбе художника. 1997 г.

4. Подлипский А. Витебские адреса М. Шагала. 2000 г.

5. Подлипский А. Основные даты жизни и творчества М. Шагала. 1993 г.

6. Народное слово. О книге Подлипского… 1997, 2 февраля.

7. Вечерний Витебск. 2000, 8 июля.

8. Культура. 2000, 20 – 26 мая.

9. Шатских А. Жизнь искусства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.