Здавалка
Главная | Обратная связь

Обратная связь (feedback) и её роль в MRPII-системе



 

Чрезвычайно важно обратить внимание на функции обратной связи (feedback) в MRPII-системе. Например, если Поставщики не способны поставить материалы-комплектующие в оговоренные сроки, они должны послать отчет о задержках, сразу, как только они узнают о существовании этой проблемы. Обычно, стандартная компания имеет большое количество просроченных заказов с поставщиками. Но, как правило, даты этих заказов не отражают в достаточной степени дат реальной потребности в этих материалах. На предприятиях же, управляемых системами класса MRPII, даты поставки являются максимально близкими к времени реальной потребности в поставляемых материалах. Поэтому крайне важно заранее поставить систему в известность о возможных проблемах с заказами. В этом случае система должна сгенерировать новый план работы производственных мощностей, в соответствии с новым планом заказов. В ряде случаев, когда задержка заказов далеко не является исключением, в MRPII-системе задаётся объем минимального поддержания запасов "ненадежных" материалов на складе (safety stock).

В настоящее время, системы MRPII класса прочно входят в жизнь крупных и средних производственных организаций. Основной и эффективной чертой этих систем является возможность планировать потребности предприятия на короткие промежутки времени (недели и даже дни) и осуществлять обратную связь (например, автоматически изменять ранее построенные планы производства при сбоях поставок или поломке оборудования) внося в систему данные о проблемах в реальном времени.

Алгоритм работы MRPII-системы нацелен на внутреннее моделирование всей области деятельности предприятия. Его основная цель - учитывать и с помощью компьютера анализировать все внутрекоммерческие и внутрепроизводственные события: все те, что происходят в данный момент и все те, что запланированы на будущее. Как только в производстве допущен брак, как только изменена программа производства, как только в производстве утверждены новые технологические требования, MRPII-система мгновенно реагирует на произошедшее, указывает на проблемы, которые могут быть результатом этого и определяет, какие изменения надо внести в производственный план, чтобы избежать этих проблем или свести их к минимуму. Разумеется, далеко не всегда реально полностью устранить последствия того или иного сбоя в производственном процессе, однако MRPII-система информирует о них за максимально длительный промежуток времени, до момента их возникновения.

Таким образом, предвидя возможные проблемы заранее, и создавая руководству предприятия условия для предварительного их анализа, MRPII-система является надежным средством прогнозирования и оценки последствий внесения тех или иных изменений в производственный цикл.

Любая MRPII-система обладает определенным инструментарием для проведения планирования. Нижеперечисленные системные методологии - являются фундаментальными рычагами управления любой MRPII-системы:

1. Методология расчёта и пересчета MRP и CRP планов.

2. Принцип хранения данных о внутрипроизводственных и внутрекоммерческих событиях, которые необходимы для планирования.

3. Методология описания рабочих и нерабочих дней для планирования ресурсов.

4. Установление горизонта планирования (planning horizon)

Эти методологии и принципы не являются универсальными и определяются исходя из постановки конкретной задачи, применительно к конкретному коммерческому предприятию.

 

Эволюция стандартов планирования. От MRPII к ERP и CSRP.

 

Стандарты корпоративного планирования, как и любые стандарты со временем проходят через процесс эволюции. С годами в мире меняются принципы управления бизнесом и, соответственно, изменяются подходы к корпоративному планированию. В последнее десятилетие гиганты мировой индустрии распространили по всему миру сеть своих удаленных производственных и непроизводственных объектов управления, значительно усложнилась организационная структура самих крупных компаний и холдингов. Это в свою очередь повлекло за собой увеличение управленческих издержек и затрат на поддержание сложных и запутанных логистических структур поставок продукции. В конце концов возникла необходимость искать методики, позволяющие оптимизировать решение и этих задач. В середине 90-х был введен в обращение термин ERP-системы. ERP-методология до настоящего времени должным образом не систематизирована, и представляет собой надстройку над MRPII, нацеленную на оптимизацию работы с удаленными объектами управления. В настоящее время, под широко используемым термином “ERP-система”, как правило подразумевается MRPII-система, с расширенными возможностями работы с сетью филиалов и зависимых компаний, расположенных по всему свету.

Для оптимизации управления логистическими цепочками была создана концепция SCM (Supply Chain Management), которую поддерживает большинство систем класса MRPII. SCM, положенная, как компонент общей бизнес стратегии компании, позволяет существенно снизить транспортные и операционные расходы, путем оптимального структурирования логистических схем поставок.

Одной из последних тенденций в бизнес-планировании, стало обращение усиленного внимания на качество обслуживания конечных потребителей продукции. Для того чтобы процветать, производители должны разрабатывать новые технологии и бизнес-процессы, которые позволяли бы им удовлетворять индивидуальные покупательские нужды и ожидания, отвечать на эти нужды товарами и услугами, которые представляют уникальную ценность для каждого покупателя. Производители должны совершить частичное изменение в стратегии и интегрировать покупателя в центр процесса планирования деятельности организации. Интеграция покупателя с ключевыми бизнес-процессами организации изменяет ее стратегию и реализацию этой стратегии, требует новую модель управления деятельностью: планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. Так зародилась концепция CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). Используя принцип CSRP, дистрибьютер продукции способен записать специфические требования к продукту, зафиксировать цену и автоматически послать эту информацию в головную организацию, где информация о требованиях к продукту динамически превращается в детальные инструкции по производству и планированию. Создается список материалов и комплектующих для производства, автоматически определяются производственные маршруты, материалы планируются и заказываются и, наконец, создается рабочий заказ. Критичная для покупателя информация динамически интегрируется в основную деятельность предприятия. После этого информация о критичных предпочтениях покупателя сохраняется в центральной базе данных о потребителях, которую могут использовать подразделения обслуживания покупателей, технического обслуживания, исследований, планирования производства и другие. Таким образом, деятельность предприятия синхронизируется с потребностями покупателей.

 

Пример MRPII- системы - IT-Предприятие™.

Согласно APICS, система класса MRPII должна содержать приведенные ниже 16 функций. Ниже описаны все функции MRPII в терминологии APICS и их реализация в системе IT-Предприятие™.

1. Sales and Operation Planning - Планирование продаж и производства. К данной группе функций относится прогнозирование отгрузки/заказов покупателей, прогнозирование на длительные периоды планов производства и издержек производства. В IT-Предприятие™ это реализовано в виде:
- Годового, квартального и месячного планирования отгрузки и производства продукции в подсистемах «Управление производством» и «Управление сбытом».
- Планирование производственных ресурсов (материалы, оборудование, трудовые ресурсы) на перспективные планы в подсистемах «Управление производством» и «Управление материальными ресурсами».
- Планирования себестоимости продукции в подсистеме «Технико-экономическое планирование».

2. Demand Management - Управление спросом. К данной функции относится прогнозирование спроса на продукцию предприятия. В системе IT-Предприятие™ это реализовано в виде функций:
- Анализа отгрузки и производства продукции.
- Спецификаций к договорам на отгрузку готовой продукции в подсистеме «Контрактно-договорной учет».
- Функций планирования отгрузки подсистемы «Управление сбытом».

3. Master Production Scheduling(MPS) - Главный календарный план производства. Данная функция, согласно APICS, отвечает за номенклатурное внутримесячное планирование независимого спроса. В IT-Предприятие™ это реализовано в виде оперативных позаказных планов выпуска продукции в подсистеме «Управление производством».

4. Material Requirement Planning (MRP) - Планирование потребности материалов. Функции MRP выполняют планирование потребностей материалов, комплектующих и полуфабрикатов внутри месяца (в данном контексте термин "material" следует переводить как «материалы, комплектующие и полуфабрикаты»). В системе IT-Предприятие™ это реализовано в виде функций:
- Расчет планов производства полуфабрикатов по цехам и участкам в подсистеме «Управление производством».
- Контроль выполнения планов производства полуфабрикатов - формирование документов выработки и расчет выполнения планов в подсистеме «Управление производством».
- Расчет позаказных и ежедневных потребностей и прогноза обеспеченности материалов в подсистеме «Управление материальными ресурсами».
- Формирование лимитов в подсистеме «Планирование потребностей ресурсов» и контроль выдачи материалов по лимитам в подсистеме «Оперативный учет материальных ценностей».

5. Bill of Materials (BOM) - Спецификации продуктов. В данной функции определяется список материалов и их количество для производства конечного продукта, описывается структура и последовательность сборки (технология) конечного продукта. В системе IT-Предприятие™ BOM-спецификации реализованы в виде функций:
- Конструкторская и технологическая подготовки производства в подсистеме «Техническая подготовка производства».
- Нормирование всех производственных ресурсов (материалов, деталей, полуфабрикатов, оборудования, инструмента, труда) в подсистеме «Техническая подготовка производства».
- Извещения на конструкторские и технологические изменения.

6. Inventory Transaction Subsystem - Подсистема управления запасами поддерживает данные о запасах номенклатурных позиций. В IT-Предприятие™ эти функции реализованы в подсистемах «Оперативный учет движения материальных ценностей» и «Партионный и позаказный учет» (документы движения и картотеки учета ТМЦ, картотеки партионного учета, оборотно-сальдовые ведомости).

7. Scheduled Receipts Subsystem - Подсистема запланированных поступ-лений по открытым заказам учитывает сроки изготовления заказов на отгрузку, сроки изготовления заказов на производство, сроки поступления заказов на закупку. В IT-Предприятие™ эти функции выполняются как:
- Резервирование продукции на складах в подсистеме «Оперативный учет движения материальных ценностей».
- Планирование отгрузки заказов в подсистеме «Управление - Учет поступления материалов по открытым спецификациям к договорам и/или счетам поставщиков в подсистеме «Контрактно-договорной учет» и «Управление документооборотом».
- Календарный план подтвержденных платежей по каждому документу-основанию в подсистеме «Финансовое планирование».

8. Shop Flow Control - Оперативное управление производством. Данная функция, согласно APICS, выполняет:
- Назначение приоритета каждому производственному заказу.
- Ведение данных о состоянии незавершенного производства и сбор данных о заказах, данных о количествах изделий по местам хранения.
- Доставку информации о состоянии производственных заказов.
- Обеспечение фактическими данными для управление производственными мощностями и оценка эффективности работы, использования рабочего времени и производительности рабочих и оборудования.
В системе IT-Предприятие™ это реализовано в виде функций:
- Плановые приоритеты заказов в производственных планах в подсистеме «Управление производством», формирование сменно-суточных заданий в подсистеме «Управление производством».
- Учет остатков полуфабрикатов в цехах, на участках, на оборудовании, на складах в подсистемах «Оперативный учет материальных ценностей» и «Партионный и позаказный учет».
- Контроль выполнения производственных планов по каждому заказу в подсистеме «Управление производством».
- Формирование расписаний работы оборудования в подсистеме «Управление загрузкой оборудования», учет простоев и работы оборудования в подсистеме «Управление техническим обслуживанием и ремонтом».
- Учет выработки по оборудованию в подсистеме «Управление загрузкой оборудования», табельный учет рабочего времени в подсистеме «Табельный учет», учет индивидуальной и бригадной выработки в подсистеме «Сдельная зарплата».

9. Capacity Requirement Planning (CRP) - Планирование потребности в мощностях. В данной функции выполняется подробный расчет потребности в мощностях для исполнения производственных заказов с учетом ограничений по загрузке. В системе IT-Предприятие™ это реализовано в виде функций:
- Объемно-календарное планирование загрузки оборудования по рабочим центрам и трудовых ресурсов по профессиям в разрезе производственных заказов и полуфабрикатов (деталеопераций) в подсистеме "Управление производством".
- Формирование календарных планов загрузки-выгрузки оборудования в разрезе производственных заказов и полуфабрикатов (деталеопераций) в подсистеме "Управление загрузкой оборудования".

10. Input/output control - Управление входным/выходным материальным потоком. Эти функции контролируют входной и выходной материальный поток внутри планового периода по цеху и участку на основании производственных заказов и управляют очередями производственных заказов. В IT-Предприятие™ в подсистемах «Оперативный учет материальных ценностей» и «Партионный/позаказный учет» выполняется учет поступления и передачи полуфабрикатов по производственным участкам, учет загрузки/ выгрузки с оборудования. В подсистеме "Управление загрузкой оборудования" контролируется выполнение плана загрузки/выгрузки оборудования и периодическое перепланирование по результатам учета по приоритетам и типам очередей.

11. Purchasing - Управление снабжением предназначено для контроля выполнения плана закупок. В IT-Предприятие™ в подсистеме «Управление материальными ресурсами» выполняется:
- Формирование планов закупок «нетто» по нормативной и заявочной потребности и плана «брутто» с учетом складских прогнозных и страховых запасов, открытых заказов на выдачу и поступление.
- Подготовка заявок, оценка предложений и выбор поставщика
В подсистеме «Контрактно-договорной учет» и «Управление документооборотом» - формирование спецификаций к договорам и счетов (заказов) на закупку, учет поступления материалов по спецификациям и счетам поставщиков в подсистемах.

12. Distribution Resourse Planning-Планирование ресурсов распределения предназначено для планирования материального потока для территориально-распределенных структур. В системе IT-Предприятие™ эти функции реализованы как:
- Планирование завоза и отгрузки материальных ресурсов по местам размещения (складам, площадкам, объектам) в подсистеме «Управление материальными ресурсами».
- Описание различных вариантов межзаводской кооперации в подсистеме «Техническая подготовка производства».
- Планирование и учет межзаводской кооперации в подсистеме «Управление производством».

13. Tooling Planning and Control – Планирование инструментальное обеспечение. В IT-Предприятие™ эти функции реализованы в отдельной подсистеме «Управление техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОРО)»:
- Нормирование межремонтных циклов и производственных ресурсов по моделям оборудования.
- Формирование планов-графиков работ ТОРО и планирование производственных ресурсов (материалы, запчасти, оснастка, труд).
- Учет фактической наработки оборудования и мониторинг состояния.
- Учет выполнения планов-графиков работ ТОРО.

14. Financial Planning - Интерфейс с финансовым планированием. Собственно функции финансового планирования и анализа не входят в стандарт MRPII, однако в системе IT-Предприятие™ финансовое планирование реализовано в полном объеме в виде:
- Калькулирования плановой себестоимоти с расшифровкой материальных затрат в подсистеме "Технико-экономическое планирование".
- Бюджетирование доходов и расходов, бюджетирование движения денежных средств, оперативный контроль финансовых потоков по платежному календарю подсистеме "Финансовое планирование".

15. Simulation - Моделирование. Функции предназначены для определения, как изменение входных параметров влияет на результат работы предприятия. Объектами моделирования, согласно APICS, выступают планы потребности в материалах, планы потребности в мощностях и т.д. Термин "simulation" в данном контексте наиболее адекватно переводится как «возможность выполнения вариантных расчетов и выбор одного из вариантов». В системе IT-Предприятие™ по всем перечисленным выше функциям возможно выполнения нескольких расчетов на разных исходных данных и выбор одного из вариантов:
- Вариантное планирование производства – планы продаж и операций и MPS-планы в подсистеме «Управление производством».
- Вариантного планирование потребностей материалов под каждый вариант плана в подсистеме «Планирование потребностей ресурсов».
- Вариантное планирование загрузки мощностей в подсистемах «Управление производством» и «Управление загрузкой оборудования».
- Вариантное планирование себестоимости в подсистеме «Технико-экономическое планирование».

16. Performance Measurement - Оценка результатов деятельности. Система IT-Предприятие™ позволяет выполнить
- План-фактный анализ в подсистемах «Управление производством» и «Управление сбытом».
- Учет затрат на производство и сравнение фактической и плановой себестоимости в подсистеме «Учет затрат на производство».
- Анализ финансового состояния предприятия в подсистеме «Финансовый анализ».
- Система поддержки принятия решений на базе OLAP – многомерного бизнес-анализа данных.
- Проанализировать деятельность предприятия в "семафорной" технологии в подсистеме «Информационное обеспечение руководства».

Концепция ERP (Enterprise Resource Planning – Планирование ресурсов предприятия) является развитием MRPII. Согласно APICS, термин ERP означает «финансово ориентированную информационную систему для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей».
Функции, реализующие концепцию ERP в системе IT-Предприятие™.
- Финансовое планирование и бюджетирование.
- Оперативное управление финансовыми расчетами.
- Технико-экономическое планирование.
- Финансовый анализ.
- Корпоративные средства учета и анализа – полная поддержка многообъектного учета и планирования по неограниченному количеству предприятий корпорации.

Как видно из приведенной выше информации, в системе IT-Предприятие™ присутствуют все необходимые функции MRPII и ERP. Это свидетельствует о том, что IT-Предприятие™ является полнофункциональной ERP и MRPII системой.

 

 

Эффективность АИС

Приобретая АИС, организация покупает не только программный продукт, но и определенные методики управления предприятием. АИС сама по себе не повышает прибыльности предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают прибыльность эффективные решения на основе этой информации.

От АИС можно ожидать следующих выгод:

· уменьшение времени принятия решения. В долгосрочной перспективе это приводит к сокращению простоев, ускорению оборота текущих активов, снижению численности управленческого персонала;

· получение ранее недоступной информации. В результате появляется возможность принятия более долгосрочных решений, в частности о перепрофилировании производственных линий, инвестициях, создании или покупке филиалов, продвижению на определенных рынках и т.п. В свою очередь это может привести к возрастанию объема продаж, увеличению прибыльности отдельных деятельности предприятия, большей отдаче от инвестиций;

· оптимизация организации бизнеса. Упрощение и повышение эффективности бизнес-процессов и усиление управленческого контроля может привести к снижению затрат за счет сокращения видов деятельности и связанных с ними расходов, не добавляющих стоимость к выпускаемому продукту;

· оптимизация параметров ведения бизнеса. Управление активами увеличивает эффективность их использования и оборачиваемость, а значит отдачу.

Даже в условиях западного предприятия, где управленческие процессы хорошо отлажены, внедрение АИС приводит в среднем к таким результатам:

¨ увеличение производительности на 15-20%;

¨ уменьшение складских запасов на 10-20%;

¨ сокращение сроков выполнения заказов на 20-50%.

 

Как же оценить необходимые затраты на приобретение АИС? Стоимость АИС зависит как от степени поддержки бизнес-процессов и методологий управления, так и от степени их взаимной интеграции, а также от имени производителя и уровня сопровождения.

На Западе применяется оценка, основанная на «средних отраслевых результатах». Она определяет допустимый уровень затрат на внедрение автоматизированной системы управления в зависимости от оборота:

¨ для компаний с годовым оборотом от 10 до 300 млн. долл. – около 1% от годового оборота;

¨ для компаний с большим оборотом – до 3%.

Но эта оценка сделана для относительно медленно развивающихся компаний с низким (по отечественным меркам) и средним уровнем рентабельности – порядка 10%. При высокой динамике развития предприятия требования к системе существенно возрастают, а, следовательно, возрастают необходимые расходы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.