Вопрос 2. Типология партий и партийные системы, тенденции их развития ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Впервые типология партий была намечена в XVIII веке английским философом Дэвидом Юмом(1711-1776). Он различал: · «партии интересов» - люди объединяются на почве совместных интересов. · «партии приверженности» - по привязанности к тому или иному лидеру. · «партии принципов» - новое явление в политике того времени – возникают на основе общих принципов и олицетворяют различные идеи социального прогресса.
Сегодня существует несколько классификаций политических партий:
Типология первая – по социальному признаку –показывает, какие социальные слои (страты) представляет данная партия: буржуазные, крестьянские, рабочие, партии служащих и др. Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. Типология вторая – с точки зрения идейного (идеологического) признака партии бывают консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические партии. Типология третья – с точки зрения организационной структуры партии бывают: · Кадровые партии — наиболее распространенный тип партий в Западной Европе и США. Их первоначальный состав был довольно узким: в них входил т.н. «нотабли» - финансисты, промышленники, журналисты, адвокаты и иные представители элиты. Они объединялись вокруг лидеров и своим авторитетом привлекали на сторону партии избирателей. Характеризуются небольшой численностью, рыхлой организационной структурой, отсутствием жесткой идеологии, значительной внутрипартийной свободой. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть, переизбрание членов парламента. Как правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной борьбы. · Массовые партии – появились в конце XIX – начале ХХ века в связи с введением всеобщего избирательного права, вовлечением в политику широких масс трудящихся и созданием мощных гражданских ассоциаций. Для них характерна многочисленность, жесткая организационная структура, четкое распределение прав и обязанностей между членами. Массовые партии имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу. Им свойственна строгая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламентах весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий - первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства жизни общества. · В конце ХХ века динамичное развитие получили универсальные партии,или партии избирателей. Впервые о таком типе партий заговорил политолог Отто Кирххаймерв 1966 году – он назвал их «партия-хватай-всех». Такие партии стараются сплотить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной социальной, этнической принадлежности и идейной ориентации. Цель объединения – это решение важнейших проблем текущего политического момента. Они выстраиваются вокруг лидера, который предлагает обществу универсальные идеи согласия и баланса интересов разных социальных групп. Такие партии очень прагматичны, не скованы в плане догматичной идеологии, свои лозунги и предложения заимствуют из самых разных источников. С целью собственной выгоды могут вступать в коалиции с разными политическими силами. По наблюдениям политологов, универсальные партии ставят перед собой цели, более значимые с точки зрения общественных интересов – а потому, они удачливее других в политической борьбе. В странах Западной Европы к этому образцу тяготеют социал-демократические партии, в Англии – консерваторы, в США – республиканцы. · Партии «новой волны».Их появление связано с бурным развитием с конца 1960-х годов новых социальных движений – экологических, гражданских инициатив и проч. Их росту также способствовало падение престижа классических партий, которые, по мнению многих граждан, вошли в опасную для демократии близость с государством. Яркий пример – «зеленые» в Германии, социал-демократы в Англии. Типология четвертая - ориентация и методы достижения целей - «левые» и «правые» партии. Согласно классической терминологии, левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности социального равенства и часто предлагают радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, неприкосновенность частной собственности, стабильность политической системы, признание естественного неравенства членов общества, отрицание идеалов социального равенства и революционных методов переустройства общества. Крайне левые (радикалы) – либералы – умеренные – консерваторы – крайне правые (реакционеры)
Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по своему составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях постепенного улучшения благосостояния общества и его членов.
Типология пятая - отношение к существующему режиму — партии правящие и оппозиционные. · Правящими считаются партии, которые победили на выборах и сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» президента, премьер-министра и членов правительства. Главный признак правящей партии - возможность самостоятельного формирования правительства. · Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства, критикуя его. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, предпринимается попытка жесткого контроля за действиями властей, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.
Партийная система
С ростом дифференциации, неоднородности общества, как правило, пропорционально увеличивается и количество существующих партий, отражающих интересы определенных социальных общностей. Совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь объединяют понятием партийная система.
Классическая типология партийных систем предложена итало-американским философом и социологом Джованни Сартори(род.1924) в работе «Партии и партийные системы». Он выделил семь основных типов:
При монопартийной системе (СССР, Куба) власть в обществе контролирует одна партия, слившаяся с государственным аппаратом. Как правило, такая система характерна для тоталитарного общества. Преимущества однопартийности - в концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономических и социальных задач. Недостаток - невозможность предложить и реализовать альтернативные пути развития. «Любая монополия ведет к загниванию» - этот классический тезис в полной мере относится к политической сфере жизни общества. Монополия и застой в политической и как следствие — в экономической и социальной сферах, бюрократизация управления неизбежно приводят к ухудшению важнейших социальных и экономических показателей.
Система партии-гегемона –предполагает существование зависимых партий-сателлитов при политической гегемонии одной партии. Такая система была свойственна всем бывшим социалистическим странам Европы, а сегодня – Китаю.
Система доминирующей партии(или полуторапартийная система) – возможно легальное существование и честная конкуренция на выборах многих партий, но лишь одна из них в силу исторических причин на протяжении десятилетий находится у власти. Примеры – Социал-демократическая рабочая партия в Швеции, Либерально-демократическая партия в Японии, Индийский национальный конгресс).
Двухпартийная система (бипартизм) характерна для англосаксонских стран, в которых существует устойчивая однородная социальная и культурная среда с традиционными ценностями, поддерживаемыми большинством членов данного общества. В этом случае две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие политические структуры. Они различаются в основном подходами к решению практически одних и тех же задач. Пример - республиканцы и демократы в США, лейбористы и консерваторы в Великобритании. В Западной Европе двухпартийная система часто представлена, с одной стороны, партиями либерального курса (минимальное вмешательство государства в дела общества, саморазвитие рынка), а с другой — сторонниками социал-демократического развития (высокая социальная защищенность членов общества, усиление влияния государства на экономику в виде увеличения налогового давления в первую очередь на большой капитал). Партии последовательно сменяют друг друга у власти, и такие «политические качели» позволяют достаточно эффективно сочетать развитие экономики и интересы различных слоев населения.
Сартори считал, что именно двухпартийная система благоприятствует управляемости государства и политическому реализму, так как является плодом общественного согласия.
Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более чем двух партий. В конечном счете, раздробленность политических сил приводит партии со сходной политической ориентацией к необходимости поиска компромисса и объединения для создания межпартийной коалиции на выборах или в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета министров. Недостаток данной системы – это частые правительственные кризисы при расхождении интересов внутри правительственной коалиции.
Сартори описал три вида многопартийных систем.
Система умеренного плюрализма –представляет ситуацию, когда приблизительно одинаковым политическим весом обладают 3-5 партий центристской ориентации. Поэтому правительство всегда оказывается коалиционным (Франция, Бельгия).
Система крайнего плюрализма(6-8 партий) – в данной системе преобладают партии крайних ориентаций, что приводит к поляризации партийного сектора и образованию сложных коалиций (Нидерланды, Финляндия).
Атомизированная система –существует очень большое количество партий, но ни одна из них не обладает сколь-нибудь заметным политическим влиянием. Правительство в этом случае почти всегда формируется главой государства на внепартийной основе. Пример – Малайзия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|