Здавалка
Главная | Обратная связь

История развития клинической психологии.



1. Зарождение клинической психологии — конец XIX в. Воз­никновение дифференциальной психодиагностики, первое применение психологических тестов (Дж. Кеттелл); З.Фрейд и Й. Брейер, опираясь на опыт французских психиатров Ж. Шарко, П.Жане, И.Бернгейма, А.Льебо, закладывают основы теории не­врозов в ходе изучения истерии; открываются экспериментально-психологические лаборатории при клиниках в Германии (Э. Крепе-лин), во Франции (П.Жане), в России (В.М. Бехтерев, С.С.Кор­саков, В.Ф. Чиж, И. А. Сикорский) в противовес академической интроспективной психологии; С. С. Корсаков основывает Москов­ское психологическое общество и пытается создать кафедру пси­хологии на медицинском факультете Московского университета (1889); Л.Витмер создает первую в истории «Психологическую клинику» в Филадельфии для детей с различными физическими и психическими нарушениями (1896).

2. Становление клинической психологии: этап доминирова­ния психодиагностики — начало XX в. Дальнейшее развитие клинической диагностики, появляется шкала Бине —Симона (1905); американский психолог М.Принс начинает издание жур­нала «Abnormal psychology* (1906); основатель американской экс­периментальной психологии Ст. Холл осуществляет дальнейшее развитие психодиагностики и изучение психических отклонений у детей и подростков; бывший пациент американской психиатри­ческой клиники К. Бирс издает нашумевшую книгу «Разум, об­ретший себя» («А mind that found itself», 1908), где описывает свои страдания во время трехлетнего пребывания в этой клинике и привлекает внимание общественности и профессионалов к по­ложению психически больных и необходимости развития психо­социальных аспектов психиатрической службы; дальнейшее раз­витие психоаналитической теории и психотерапии неврозов; Г. Мюнстерберг издает книгу «Психотерапия» (1903) и противо­поставляет понятию «психопатология» понятие «патопсихология» (1912); А. Адлер организует первую психологическую консультацию по воспитанию детей в Вене (1919); в Американской психологи­ческой ассоциации создается секция клинической психологии (1919). В России выходит работа Г. И.Россолимо «Психологиче­ские профили. Метод количественного исследования психологи­ческих процессов в нормальном и патологическом состоянии» (1910), публикуется «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности» Ф.Е.Рыбакова (1910).

Происходит дальнейшее распространение психоанализа в Рос­сии; В.М.Бехтерев и И.П.Павлов продолжают свои экспе­риментально-психологические исследования и развивают рефлек­сологию и физиологию высшей нервной деятельности; А. Ф.Лазурский разрабатывает метод естественного эксперимента для исследования личности; бурно развивается педология и психотех­ника, основанные на тестировании; Л.С.Выготский начинает свои исследования по проблеме развития и нарушений мышления в области психиатрии и дефектологии, основывает патопсихоло­гическую лабораторию на базе клиники С. С. Корсакова (ВИЭМ), лабораторию по психологии аномального детства, позже преоб­разованную в Экспериментально-дефектологический институт Наркомпроса.

3. Продолжение развития клинической психологии на Западе, период стагнации в России — 1930-е гг. В Америке клинические психологи наряду со своей основной функцией (тестированием интеллекта у детей) начинают разрабатывать проблемы личностной диагностики у взрослых; возникает бригадный подход (совместная работа психиатра, клинического психолога и социального работ­ника); Я. Морено развивает психодраму и вводит понятие группо­вой психотерапии; набирает силу и влияние психоанализ. В Рос­сии начинается период репрессий и стагнации психологической науки, выходит постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936), и фактически вся психометриче­ская традиция — один из важнейших источников становления клинической психологии — оказывается под запретом.

4. Расширение предмета и задач клинической психологии — поворот к психологическому консультированию и психотера­пии — 1940— 1950-е гг. Бурное развитие клинической психологии в США, связанное с государственным запросом на психологиче­скую помощь ветеранам Второй мировой войны; создан и опу­бликован знаменитый опросник MMPl {Minnesota Multiphasic Personality Inventory, 1940) как важный итог развития личностной психодиагностики; выходит книга К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942), окончательно закрепившая поворот от психодиагностики к психотерапии и обосновавшая расширение предмета клинической психологии; Вторая мировая война ставит целый ряд задач по реабилитации и адаптации солдат; К.Левин начинает психологическую работу в малых группах; в США вы­ходит закон о психическом здоровье (Mental Health Act — 1946) и создается Национальный институт психического здоровья; Управление по делам ветеранов США делает большой заказ на подготовку клинических психологов с целью оказания профес­сиональной помощи пострадавшим от психических травм; Аме­риканская психологическая ассоциация соединяется с отпочко­вавшейся от нее Ассоциацией прикладной психологии, т.е. при­кладная психология официально признается академической нау­кой; на знаменитой Боулдерской конференции это оформляется в виде стандарта образования клинических психологов, соеди­няющего серьезную научную и практическую подготовку; таким образом создаются условия для превращения клинической пси­хологии в серьезную и уважаемую профессию.

В России Б.В.Зейгарник, А. В.Запорожец, А.Р.Лурия, С.Я.Ру­бинштейн и другие ведут психологическую работу по реабилита ции раненых солдат в госпиталях; накатывает новая волна пре­следований психологов под видом борьбы с безродным космопо­литизмом; проводится печально знаменитая Павловская сессия, и как следствие — новый запрет на психологические исследования (1950); замена психологии в образовательных учреждениях на физиологию ВНД; Б. В. Зейгарник руководит лабораторией экс­периментальной патопсихологии в НИИ психиатрии; проводятся исследования нарушений психических функций при различных психических расстройствах; начинаются психологические иссле­дования неврозов В. М. Мясищевым и его сотрудниками в Ленин­граде.

5. Становление клинической психологии как самостоя­тельной профессии — 1960—1970-е гг. Бурное развитие раз­личных направлений психотерапии (психодинамической, гештальттерапии, системной семейной, бихевиоральной, когни­тивной, гуманистической) при активном участии клинических психологов; доклад ВОЗ о роли психологов в европейской служ­бе психического здоровья; клинические психологи отвоевывают себе право заниматься психотерапией наряду с врачами. В Рос­сии на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова соз­дается кафедра пато- и нейропсихологии, в ЛГУ им. А.А.Жданова создается специализация по медицинской психологии; в пси­хиатрических клиниках вводятся ставки медицинских психоло­гов; клинические психологи занимаются преимущественно психодиагностикой, исключение составляет Ленинград, где психологи более активно участвуют в реабилитационной и пси­хотерапевтической работе; ведется дискуссия о возможностях применения стандартизированных зарубежных методик и про­ективных методов.

6. Рост влияния клинической психологии, усиление интегративных процессов — 1980 —2000-е гг. Усиливаются интегративные процессы между различными направлениями психологии и психотерапии, резкое отмежевание и конкуренция сменяются большей взаимной терпимостью и интересом; в развитых евро­пейских странах и США психологи получают легитимное право заниматься психотерапией наряду с клинической психодиагно­стикой; во всех странах растет число клинических психологов-психотерапевтов, клиническая психология становится самой популярной специализацией в области психологии в США; в сфере службы психического здоровья укрепляется бригадный подход на основе биопсихосоциальных моделей. В России падение железного занавеса ознаменовало интеграцию отечественных психологов в мировое сообщество; создается Московская ассо­циация психологов-практиков (1988); западные специалисты проводят многочисленные тренинги по подготовке в различных областях психотерапии; психологи де факто все шире начинают заниматься психотерапией; встает задача юридического оформ­ления этой ситуации; «клиническая психология» оформляется в отдельную учебную специальность, на которую ведется прием в образовательные учреждения наряду со специальностью «психо­логия»; в стране открываются новые факультеты и кафедры кли­нической психологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.