Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы консультирования и типология клиентуры



Лекция № 11 Консультирование как метод социальной помощи.

Консультирование в социальной работе является одним из наиболее распространенных способов оказания практической помощи клиентам в решении многочисленных социальных проблем. Роль консультирования возрастает так как, помимо основной функции - помощи, оно содействует предотвращению или развитию нежелательного жизненного или социального явления.

В социальной работе чаще всего встречаются такие виды консультирования:

1. социальное (общее) или полевое консультирование, когда осущест­вляется прямой контакт между консультантом и клиентом, для оказания содействия в решении какой-то проблемы;

2. консультирование других специалистов по социальным вопросам или по вопросам клиента (посредническое консультирование);

3. консультирование организаций или учреждений в вопросах
разработки программ социальной помощи, процедур улучшения обслуживания населения, формирования направлений социальных действий, включая
разработку концепций социальной политики.

Консультирование- это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении текущих проблем или для подготовки определенных программ. Действия консультанта, по сути, представляют собой катализатор, облегчающий функционирование и поло­жение клиента, формулирующий мотивы и ролевые ситуации, разъяс­няющий последствия и альтернативы, что в свою очередь, позволяет консу­льтируемому более объективно и систематично осознать и оценить, стоящие перед ним проблемы и получить возможность выбора оптимального варианта поведения. Консультант также передает клиенту новую информацию, ранее недоступную ему, либо переформулирует имеющуюся у клиента информацию в интересах решения стоящих проблем.

Социальное консультирование исходит из того, что с помощью особым образом организованного процесса общения у клиента актуализируются дополнительные ресурсы, силы и способности, которые, в свою очередь, содействуют отысканию новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. В отличие от других видов консультирования, социальное консультирование концентрирует внимание на ситуации и личност­ных ресурсах.

Типы консультирования и типология клиентуры

Если исходить из возрастной классификации или возрастной периодизации, то реальные рамки практического консультирования достаточно ограничены. Например: консультирование ребенка в возрасте до 15 лет не имеет смысла, так как он еще не отвечает за себя и не является продуктивной личностью, то есть сама личность еще не сформирована. Поэтому здесь могут быть использованы специальные формы консультирования, такие, как обучающее консультирование, воспитывающее консуль­тирование, коррекционное консультирование и консультирование по развитию.

В пожилом и особенно в преклонном возрасте консультирование с годами утрачивает эффективность, так как меняются потребности личности и сама личность, снижается ее ответственность за свое функционирование и продуктивность.

Консультирование также классифицируется по типу (организации) или по пространственной организации, самыми распространенными формами которого являются: контактное— наиболее распространенное и более результативное, его также называют «очным консультированием»; дистанционное, или «заочное», консультирование подразделяется
на телефонное и письменное.

Кроме того, в зависимости от сферы приложения существует и иная классификация социального консультирования. В качестве примера мож­но привести следующие виды: ориентированные на проблемы личности; семейное и супружеское (в западной практике существуют десят­ки направлений только семейного консультирования); школьное консультирование; профессиональное и т.д.

С типами консультирования связаны так называемые позицииконсультанта, которые характеризуются содержанием действий консультанта и эмоциональной окраской этих действий.

Если говорить о позициях, обусловленных содержанием, то здесь классификация несколько условна, так как они зависят от направленности консультации и ее ориентированности в соответствии содержанием проблемы. Эти позиции следующие:

- консультант — информирует, ориентирует и дает рекомендации;

- консультант-помощник - одна из наиболее распространенных и
эффективных позиций, так как оказывается помощь в нахождении
«инсайта», или внутреннего решения, а также в активизации и актуализации внутренних ресурсов и;

- консультант-эксперт — находит совместно с клиентом возмож­ные варианты решения проблемы, проводит их совместную оценку и оказывает помощь в выборе наиболее адекватного.

В зависимости от ситуации, консультант выступает либо в одной из указанных ролей, либо во всех трех, так как чаще всего этого требует ход консультирования.

Кроме того, следует обратить внимание и на другие позиции взаимодействующих сторон в ходе индивидуального социального консультиро­вания. Речь идет о трех основных позициях, которые также определяются и характером установившихся отношений и сложностью решаемой за­дачи. Эти позиции таковы:

- позиция равенства или партнерства — наиболее предпочтительное
состояние, так как клиентом является такой же человек, как и консультант,
но в силу сложившихся обстоятельств оказавшийся в невыгодной жизненной ситуации. В этой позиции клиент выступает как полноправный партнер
и должен работать как таковой над своим положением, но направляющая
роль всегда должна оставаться за консультантом;

- позиция доминирования консультанта - к ней больше прислушиваются, часто автори­тарный тон, поведение и сам авторитет консультанта содействуют лучшему восприятию клиентом ситуации и активизации работы над ней;

- позиция «подыгрывания», — иногда в интересах установления и расширения контакта, повышения «самооценки
клиента, его знаний или авторитета, консультант прибегает к использованию этой позиции, но только кратковременно и в интересах дела.

Несмотря на то, что в современных российских условиях социальное консультирование все еще не играет необходимой роли и по развитию и числу обращений значительно уступает психологическому консультирова­нию, необходимо иметь представление о социально-демографических характеристиках клиентуры, прибегающей к социальной помощи. Эти характеристики включают пол, возраст, образование, социальное поло­жение и т.д.

Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. Исследования показывают, что пик приходится на возрастную группу от 25 до 35 лет, хотя довольно высока обращаемость от 18 до 25 и от 35 до 45 лет. Чаще за консультативной помощью обращаются женщины и они более активны в процессе консультативного воздействия. Образовательный уровень — в подавляющем большинстве случаев представляет собой высшее и среднее специальное образование.

По социальной принадлежности большинство обращающихся — это служащие, а также рабочие; высок процент инвалидов, слабо представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и другие группы.

Значительную роль в результативности консультирования играют особенности личности, такие, как, запас знаний, понимание и осознание ситуации, намерения участвовать в решении своей проблемы — речь идет о так называемых ориентациях клиента. Любой практикующий консультант в своей деятельности постоянно имеет дело с тремя основными типами ориентации: деловая ориентация — у которой, в свою очередь, есть две разновидности, называемые адекватной — когда клиент заинтересован в решении своей проблемы и готов сознательно участвовать в процессе
перемен, и неадекватной — когда он все передоверяет консультанту. Таким
образом, именно формирование активной деловой ориентации является
залогом успеха; рентная ориентация — также имеет две разновидности. Первая, по западной терминологии «обаятельный рантье» подразумевает, что человек, будучи откровенным с консультантом, выказывая ему доверие и симпатию, как бы перекладывает ответственность на его плечи; вторая «требовательный рантье» хочет получить результат уже просто потому, что он обратился за консультативной помощью; игроваяориентация — клиент часто обращается к консультанту лишь для того, чтобы вступить с ним в контакт, или показать свою компетентность или даже усилить безнадежность своей ситуации. Эта ориентация достаточно устойчива и требует от консультанта такта, умения, хорошей профессиональной и эмоциональной подготовленности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.