Здавалка
Главная | Обратная связь

Процесс и принципы консультирования.



В социальном консультировании, хотя и с определенной долей условности, выделяются четыре основных этапа беседы. Главная цель любого консультирования — это установление доверительных отношений, что называется возникновением рапорта, или взаимного контакта. Далее, уме­ние консультанта слушать и рефлексировать (оценивать полученную информацию) позволяет перейти к этапу исследования проблемы, а затем предпринимается попытка содействия в осуществлении клиентом каких-то действий, направленных на достижение положительного результата, что также называется деловой трансформацией личности.

В мировой практике социального консультирования выделяются следующие этапы и отводятся определенные временные отрезки для каж­дого из них, однако это не означает, что не исключены вариации и вариан­ты. Кроме того, следует отметить, что социальное консультирование носит краткосрочный характер, чаще всего проводится в течение 5 — 6 сеансов, каждый из которых занимает порядка часа. Эти этапы и временные рамки таковы:

—знакомство и начало беседы: 5—10 минут;

—расспрос, формулирование и проверка консультативных гипотез: 25 —35 минут;

- коррекционное воздействие: 10— 15 минут;

— завершение беседы: 5— 10 минут.

Следует учитывать, что на процесс консультирования, на ситуацию, на установление контакта и эффективность консультирования влияют, так называемая пространственная организация взаимодействия и временной фактор. Речь идет о том, что для консультирования необходим либо отдель­ный кабинет, либо искусственно ограниченное пространство, в котором не должно быть лишних предметов, могущих отвлекать внимание кон­сультируемого. Места участников должны располагаться на расстоянии не ближе 1,5 м друг к другу, разделенные журнальным столиком, который не должен перекрывать фигуры беседующих, и которые обязательно должны находиться чуть наискось друг от друга. Это положение позволяет партнерам не находится один напротив другого, что связано с тем, что не рекомендуется долго пристально смотреть в глаза собеседнику, а в некото­рых странах это просто запрещено, если консультируемая женщина — у человека должна быть возможность отвести глаза.

Важную роль в процессе консультирования играет временной фактор. Время должно выбираться так, чтобы можно было беседовать спокойно, желательно «на свежую голову», когда консультант и клиент еще не обременены дневными заботами. Кроме того, следует придерживаться тех временных рамок, отведенных для этапов консультирования, которые приведены выше; иными словами у беседы должны быть четко определенные временные рамки. Не помешают и часы, которые будут напоминать о необходимости работать активно и динамично, продуктивно ис­пользуя отведенное на консультацию время.

Консультант должен соблюдать принцип адекватности, то есть сло­варь консультанта, речь, темп ведения диалога и тон голоса должны точно соответствовать всем стадиям консультирования.

Необходимо обращать внимание на невербальное поведение самого консультанта, но, прежде всего, на его проявления у клиента. Поведение консультанта должно быть конгруэнтным, иными словами полностью соответствовать ситуации консультирования.

Принципы консультирования. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — включает целый комплекс элементов профессионального поведения консультанта. Клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно, необходимо уметь слушать, оказывая психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять, войти в положение и помочь.

Ориентация на нормы и ценности клиента - в этом случае надо учитывать принципы, ценности и идеалы клиента. Работа строится с опорой на систему ценностей клиента, а не на их критике или отрицании. Прини­мая установки клиента, консультант должен воздействовать на них в том случае, если они являются непродуктивными или лежат в основе жизненных трудностей. Процесс положительного воздействия или переконструиро­вания является сложным в реализации, но необходимым для восстановления нормального функционирования клиента.

Запрет давать советы — каков бы ни был жизненный опыт консультанта, дать гарантированный, универсальный совет невозможно, так как жизнь другого человека совершенно иная и часто непредсказуема. В обыденной жизни человек может «раздавать советы налево и направо», но следует помнить, что, советуя, ответственность за результативность ложит­ся на «советчика», и он, фактически, берет ответственность на себя, что не способствует развитию самого человека, клиента, и его адекватного отношения к действительности. Кроме того, любая неудача, как результат полученного совета, будет приписываться консультанту и может обер­нуться против него, так как, по сути, совет мешает клиенту осознать свою роль в происходящем. В любом случае клиенту необходимо передавать объективную информацию, которую он часто либо не получает, либо не воспринимает или воспринимает так, как его это устраивает.

Анонимность— любая информация, полученная от клиента, носит закрытый, конфиденциальный характер и не может быть передана третьим лицам без согласия клиента (имеются в виду частные лица, государствен­ные организации и даже родственники и друзья). Исключение: информация может быть передана в соответствующие инстанции, если обнаруживается угроза жизни самого клиента или его окружения, но данные должны перепроверяться, и действовать следует осторожно.

Разграничение личных и профессиональных отношений — фактор являющийся причиной возникновения отрицательных последствий для обеих сторон. Задача консультанта — сохранять объективную и от­страненную позицию, которая необходима для эффективного разрешения проблем клиента. Однако даже профессионалы попадают в ловушку частных или дружеских отношений с клиентом, или в попытках оказывать помощь родственникам или знакомым. Любые человеческие отношения и даже специальные отношения попадают под влияние личных потребностей и желаний человека, которые он может и не осознавать. Установление тесных отношений приводит к тому, что люди начинают «подыгрывать» друг другу, удовлетворяя собственные потребности и желания, тем самым не приближая, а отдаляя решение проблем клиента.

Включенность— клиент должен активно участвовать в процессе консультирования, он должен быть максимально включен в беседу, кото­рая, в свою очередь, должна быть логичной, понятной и интересной, а не только формально внимающей. Если наблюдается торможение, ослабление внимания или интереса к теме, ни нагнетать обстановку, ни настаивать не рекомендуется, следует сменить тему и разрядить обстановку

 

Вопросы по теме

1. Технология консультирования в социальной работе.

2. Типы консультирования и типология клиентуры.

3. Процесс и принципы консультирования.

4. Требования, предъявляемые к специалистам, осуществляющим консультационную деятельность.

Дополнительная литература.

1. Технология социальной работы /под ред. Зайнышева И.Г.С. 136-144.

2. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова – С. 351-361.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.