Здавалка
Главная | Обратная связь

Совершеннолетие (дееспособность).



 

Со слов Аиши передается, что пророк сказал: «Перо не запишет поступки троих: спящего, покуда он не проснется, неразумного, покуда разум не вернется к нему, и ребенка, покуда он не подрастет».

 

В другой версии сказано: «пока он не станет взрослым».

 

В третьей версии: «пока он не станет самостоятельным».

 

В четвертой: «пока он не станет совершеннолетним».

 

Этот хадис приводит Абу Дауд.

 

Имам ан-Навави сказал: «Таким образом, пост в Рамадан не является обязательным для ребенка, а когда он станет взрослым, то не должен возмещать то, что было пропущено за годы детства. В этом нет разногласия среди ученых».

 

Ас-Субки о фразе «Перо не запишет» из хадиса сказал: «Так в иносказательной форме было сказано о том, что перечисленные в хадисе люди не несут никакой ответственности перед Аллахом».

 

А имам ас-Синди уточнил, что фраза «Перо не запишет» означает, что у таких людей не запишутся грехи, пока они пребывают в том состоянии».

 

Дееспособность ребенка определяется одним из следующих трех способов, одинаковых для мальчиков и девочек: Во-первых, появление у них поллюций во время сна;

 

Во-вторых, рост волос в паховой области;

 

В-третьих, достижение пятнадцатилетнего возраста.

 

Кроме того, у девочек есть еще и четвертый критерий совершеннолетия – появление регулярных менструаций.

3. Разумность.

 

Пророк сказал: «Перо не запишет поступки троих: спящего, покуда он не проснется, неразумного, покуда разум не вернется к нему, и ребенка, покуда он не подрастет».

 

Имам аш-Ширази сказал: «Тот, чей рассудок помутился, и кто стал неразумным, не обязан соблюдать пост».

 

Имам ан-Навави сказал: «Безумец не обязан поститься в таком состоянии. Это доказано хадисом, и об этом есть единогласное решение ученых».

4. Физическая способность поститься.

 

Всевышний сказал: «А те из вас, кто болен либо находится в поездке, пусть в другое время постятся равное количество дней» (сура «Бакара», 2: 184). Имам ат-Табари сказал: «Всевышний в этом аяте говорит, что те из вас, кто должен поститься, но был болен, либо те, кто хоть и был здоровым, но отправился в поездку, должны возместить пропущенное по болезни или в поездке количество дней в другое время, т.е. после болезни или возвращения из поездки».

 

Имам Ибн Кудама сказал: «О больном человеке, в общем, ученые единогласно считают, что ему разрешено не соблюдать пост. Основанием для этого является аят: «А те из вас, кто болен либо находится в поездке, пусть в другое время постятся равное количество дней». Но о том, какая именно болезнь считается достаточной для отказа от поста, мы говорим, что это та, которая может усилиться из-за поста либо задержится исцеление от нее. Так, имама Ахмада спрашивали о том, когда больному разрешено разговляться. Тот ответил, что когда невозможно поститься. «Как, например, лихорадка?» - спросили его. «А какая еще болезнь тяжелее лихорадки?» - ответил он.

 

Ибн Таймия сказал: «По единогласному решению мусульман, больному разрешается возместить пост после выхода времени Рамадана, но ему не разрешается откладывать молитву за пределы её времени. Так же и с путником: единогласно разрешено ему отложить свой пост и единогласно нельзя ему откладывать свои молитвы за пределы их времени».

 

Ибн Касир сказал: «Больной и путник не обязаны поститься, потому что в таком состоянии они могут испытывать крайнюю тяжесть. Поэтому они должны разговляться и возмещать пост в другие дни». У больного могут быть следующие ситуации:

 

Во-первых, легкая болезнь, не влияющая на пост, типа насморка, легкой головной боли, боли в зубе и так далее. Такая болезнь не дозволяет разговляться, хотя некоторые ученые и разрешают даже при таких болях отказываться от поста, ссылаясь на аят «…а кто из вас будет болен…». Однако мы считаем, что разговляться разрешается не при любой болезни, ибо очевидна та самая суть, из-за которой Аллах разрешил больному оставить пост – сложность для постящегося. Поэтому, когда поститься сложно, а разговение было бы более гуманно по отношению к такому больному, то мы и скажем: в таком случае отказывайся от поста. Но когда боль совсем не влияет на пост, и тот продолжает поститься обычным образом, то отказываться от поста не разрешено, а нужно поститься дальше.

 

Во-вторых, когда болезнь затрудняет пост, хотя и вреда для здоровья от продолжения поста нет.

 

Такому больному продолжать поститься нежелательно, а рекомендуется разговляться.

 

В-третьих, когда болезнь затрудняет пост, а продолжение поста ухудшит здоровье человека. В качестве примера здесь можно привести больных сахарным диабетом, язвой и подобными болезнями.

 

Таким больным поститься запрещено, ибо Аллах сказал: «…и не убивайте самих себя» (сура «ан-Ниса», 4: 29).

 

Если спросить себя, как определяется, когда болезнь становится вредящей, из-за чего запрещено поститься? Ответ здесь следующий. Определить подобное может сам больной по своему состоянию и ощущению, либо такой вывод можно сделать из заключения врача-специалиста.

 

В первом случае больной следит за своими ощущениями и может понять, что боли только усиливаются, состояние ухудшается, а выздоровление затягивается и тому подобное.

 

Во втором случае нужно заключение врача, специалиста в своей области, заслуживающего доверие о том, что продолжение поста вредит здоровью больного.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.