Целостность (Самость)
Принцип целостности сейчас удобнее всего рассмотреть через термин «самость» аналитической психологии, сам архетип целостности. К.-Г. Юнг символически представлял его в образе младенца, круга или мандалы (круга в квадрате), что соответствует и иконографии XIX аркана Таро (квадрат также воспринимается Юнгом как символ четверичности и самости, но в Таро он принадлежит IV аркану, «Императору» – это еще одно доказательство невозможности просто соединить две символические системы, их можно лишь иногда соотносить). Самость, по Юнгу, – это величина, управляющая сознательным Я, которая, являясь архетипом, охватывает не только сознательную (как Наблюдающее Эго У. Джеймса) часть психики, но и ее бессознательную часть. Именно эта двойственность природы роднит архетипы Юнга с принципом карт Таро, которые всегда отчасти осознанны, отчасти подлежат осознанию, а в какой-то части не будут осознаны никогда. Вернувшись к XIX аркану и его достаточному соответствию архетипу самости, отметим особое отношение к последнему в юнгианской традиции как к «совершеннейшему выражению той комбинации судьбы, которую называют индивидуальностью». Из интересных и особенных изображений XIX аркана следует обратить внимание на «Таро Фантастических существ», где Солнце представлено крылатым львом, стоящим в лучах света на вершине горы. Крылатый лев в раннехристианской традиции – символ Воскрешения, что подразумевало собой именно воскрешение духа. В «Таро Святых» эта карта, что неудивительно, представлена фигурой Иисуса Христа.
Глава 27
«СУД» (XX)
Эта карта недвусмысленно посвящена христианскому представлению о Страшном суде, акте повторного возвращения на землю Иисуса Христа с тем, чтобы судить людей, отделяя праведных от неправедных. Это также та карта, значение которой меняется в настоящий момент. На картах старых колод обычно изображался трубящий архангел, поднимающий из гробов мертвых. В новых колодах Суд воспринимается скорее как Возрождение, потому иконография может быть произвольной. В кроулианской традиции карта называется «Эон» и знаменует начало нового мирового периода, соответственно, иконография в этой традиции подчинена идее смены эпох, выраженной одновременно масштабно и таинственно. Классическая иконография. Трубящий архангел и поднимающиеся из склепов зрелый мужчина, женщина и ребенок.
Переоценка мира
Эта карта, наравне с XV арканом, несет ясный отпечаток характерного христианского мировоззрения, однако говорит нам – как и Дьявол – о вечных ценностных понятиях человеческого бытия. Суд – это переоценка мира, определение того, что хорошо, а что плохо (было, есть или может быть таковым). В этом есть сугубая данность, в отличие от колебания чаш весов в руках Справедливости. XI аркан – это внутренняя мера оценки, вполне личная и ситуативная; ее вердикт связан с подбором данных, обстоятельств, перебором и определением каждого и, наконец, волевым решением. XX аркан – это само решение, притом уже без колебания; это глобальная оценка миру или миром (как мы помним, принципы Старших арканов могут быть проявлены как человеком, так и миром по отношению к человеку или же спроецированы человеком на определенные аспекты окружающего мира). В христианской картине мира это принятие высшего божественного и окончательного суда. При отношении к этому явлению как к метафоре внутренней жизни индивидуума это станет очень серьезной переоценкой восприятия своей реальности. Это может быть оценка собственных достижений и усилий, своих взаимодействий с другими людьми и их влияния на судьбу человека, представления об окружающем мире, которое непосредственно отразится на дальнейшей жизни человека. Традиционный Суд всегда нечеловечески, надличностно требователен. И это действительно возможность очиститься от грехов, своих или чужих, от прошлого. И я бы сказала, что в таком случае речь тут идет не столько о прощении, сколь о прощании. Это время подвести итоги, хорошие или дурные, своих или чужих поступков. И шанс перейти на другой этап, в иной период своей жизни. Само индивидуальное решение о том, «что это за мир», «с кем я был» и «кто я есть», «к чему я иду», влияет на то, что случится дальше. Отсюда непримиримость этой вселенской потребности в окончательном, хотя бы на данном этапе, решении. А помогает в нем правильное прохождение предыдущих арканов, в особенности Солнца, которое является символом индивидуальности и связи с божественным началом. Определенный уровень восприятия XIX аркана, эгоцентричное ли это закукливание в собственном Эго или индивидуальное стремление к божественному началу, честность перед собой и искренность или же ослепленность сиянием неких идей, безусловно влияет на наступление Суда и его проживание. Интересно сравнить проявления Суда и Башни. В последней карте есть еще личная болезненность крушения мира, попытка совладать с этим и все же – освобождение. В XX аркане меняется не только личный, приватный мир с представлениями о нем, но и представление о себе и мире в целом – он больше никогда не будет таким же, как прежде. Глобальное изменение все равно происходит, остается только присоединиться к этому процессу. Так, процесс переживания Суда по сравнению с Башней менее лично болезнен, но более глобален в своей трансформации: так можно переживать боль от сильного и внезапного удара, а потом получить известие 0 необходимости госпитализации. XX аркан – это всегда процесс более глобальный, чем мы сами наедине с собой (даже в случае сугубо психических переживании это будет «я наедине с миром, и у нас период больших изменений»).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|