Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК



СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................... 2

ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК...................................................................................................................... 5

ГЛАВА II РАДОГОРА............................................................................................................................. 12

ГЛАВА III ПСИХОЛОГИЯ ВОИНА, ИЛИ СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ...................... 24

ГЛАВА IV СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА...................................................................................................... 32

ГЛАВА V ВОИНСКАЯ ЭТИКА................................................................................................................ 37

ГЛАВА VI ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................. 47

ПОСЛЕСЛОВИЕ.................................................................................................................................... 71


ПРЕДИСЛОВИЕ

С точностью определить дату возникно­вения в Европе кулачного боя — как самостоятельного вида состязания — не может, пожалуй, никто. Но со всей уверенностью мож­но утверждать, что борьба и фехтование в пре­делах евроазиатского континента возникли го­раздо раньше.

Причины этого запаздывания, вероятнее всего, коренятся в особенностях человеческой биомеханики и техники. Если мы попробуем проследить ключевые этапы развития, например, человеческой руки, то в значительной сте­пени проясним ситуацию.

Для этого нам придется использовать тео­ретические данные антропологии. Мы знаем, что, соответственно данным этой науки, чело­век своей эволюцией во многом обязан разви­тию своего опорно-двигательного аппарата, а точнее, своей кисти и прямохождению. Именно эти два фактора создали прецедент возникно­вения всеобщей планетарной модели сознания, вызвавшей развитие человеческого мозга.

Подавляющему большинству населения нашей страны известно, что возникновению руки предки человека обязаны своей жизни на дере­вьях. Благодаря строению кисти предки чело­века получили возможность двигаться по дере­вьям в любом направлении.

При таком движении кисть выполняет фун­кцию захвата сучьев. Таким образом, древней­шими функциями руки можно считать схваты­вание и отпускание. Постепенно к ним добави­лась и третья функция — удержание.

Древнейший триглав, который нашел свое выражение через деятельность человеческих рук, имеет вид: схватывание —удержание — отпускание.

Сначала руками схватывали определенные предметы, будь то сучья или камни. Из этих зачаточных способностей выросли все фехто­вальные и метательные практики.

Параллельно друг другу стали развивать­ся два стратегически различных типа сознания. Один был направлен на усиление физической мощи человека с помощью подручных техни­ческих средств (палочный бой, метание орудий, фехтование), другой на увеличение функциональных возможностей собственно организма человека.

Проследим различие этих направлений на примере способа добывания пропитания. По­ложим, что добычу можно убить с помощью ду­бины или камня, но ее также можно схватить руками и, например, задушить или сломать позвоночник, в процессе удержания. При этом оба способа, с точки зрения достижения резуль­тата, оправданны, так как оба дают возможность выживания, значит, оба способа законны. Но тем не менее один человек хватает дубину, что­бы ударить — другой хватает жертву руками.

Очевидно, выбор зависит от личных воз­можностей, предрасположенности и целесооб­разности. Кстати, существует еще несколько типов сознания, которые, впрочем, не являют­ся прообразами сознания воина, поэтому здесь мы о них говорить не будем.

Мы перенесемся в плоскость историческо­го времени, оставив за гранью повествования десятки тысяч лет эволюции человека в облас­ти боевого применения своего тела и различ­ных вспомогательных средств, служащих этой цели. Попробуем проанализировать состояние дел в развитии рукопашного боя древнейших европейских цивилизаций.

К примеру, цивилизации периода антич­ности развивали различные формы состязатель­ной культуры, которые так или иначе оказыва­ли влияние на боевые эквиваленты рукопашно­го боя. И все же долгое время существовали только два основных вида рукопашного боя — борьба и фехтование. Различные соединения и комбинации техники этих двух видов на терри­тории всей Европы и образовали этнически и во многом функционально различные разновид­ности рукопашного боя, применяемого на вой­не.

Техника ударов невооруженной рукой и ногами стала развиваться в результате перено­са ударных стереотипов фехтования на возмож­ности невооруженного человеческого тела.

В Европе, с развитием традиционных ви­дов состязательной культуры, стали развивать­ся и различные виды кулачного боя, в которых борьба и фехтование были представлены либо вспомогательных технических приемов, либо во­обще исключались из сферы применения. Ку­лачные бои были известны в Этрурии, на ост­рове Крит, в Греции, Риме, на Британских ос­тровах, и, конечно, во всех обширнейших зем­лях славян, германцев и кельтов.

Кулачные бои были в большом почете, хотя и нисколько не затмевали славы борьбы и фехто­вания.

Вообще, для Европы характерна бросаю­щаяся в глаза бесконфликтность сосуществова­ния различных видов культуры противостоя­ния. Именно КУЛЬТУРЫ, а не какого-нибудь вида, состоящего целиком из формальных уп­ражнений, до одури заучиваемых долгими го­дами только потому, что какому-то полу мифическому персонажу эти упражнения помогли съездить по физиономии своему противнику!

Думаю, читателю станут более понятны мои эмоции, если я приведу здесь несколько акси­ом, которые способны вызвать сомнения только у личностей с явным упадком умственных спо­собностей.

Во-первых: знание нескольких приемов и умение их выполнять никогда не смогут вам га­рантировать в реальном бою даже минимума безопасности.

Во-вторых: даже если вы в совершенстве знаете техническую базу только одного вида боя, например, только борьбы или только фехтова­ния, вы сможете успешно действовать в рамках изученного вами вида. При нарушении привыч­ной для вас схемы боя ваша боеспособность сни­жается до минимума.

В-третьих: даже если вам чудом удалось до автоматизма отработать наиболее типичные дей­ствия в самом широком спектре боевых ситуа­ций и тем самым намного поднять свое умение над умением большинства, вы все равно его быстро утратите, например, прекратив свои тренировки хотя бы на месяц.

Тупик, в который загнали себя представи­тели большинства современных видов боя, ни­когда бы не возник, будь у них больше внима­ния к военной истории Европы в целом и Руси в частности.

Любая зрелая состязательная культура народа, как правило, включает в себя по несколько видов борьбы, кулачного боя, фехтования, боя ногами, а также прикладные виды рукопашного боя, имеющие военное значение. Даже детские игры и забавы на территории всей Европы несли на себе яркий отпечаток воинских традиций и в большинстве случаев были призваны сызмальства развивать воинский навык.

Замечу, кстати, что детские игры России и Европы очень часто не просто похожи, а повто­ряют друг друга до мелочей, особенно те из них, которые служили формами подготовки будущих воинов.

Это обстоятельство говорит в пользу су­ществования в прошлом громадного комплекса европейской состязательной культуры, который если и проигрывает восточным единоборствам в пестроте и разнообразии ответвлений, то в эффективности, простоте и проработанности боевого навыка даст Востоку сто очков вперед.

Для наглядности попробуйте проследить оставшиеся с древнейших времен танцы и игры народов Европы. При некоторой наблюдатель­ности вы без посторонней помощи сможете составить неплохую коллекцию боевых элемен­тов и даже связок.

Итак, постоянный физический труд, раз­нообразие видов состязательной культуры при их идейном и функциональном единстве, а также солидный фундамент из обще развивающих игр и забав, органично вплетающийся через танце­вальную культуру в боевой навык, и создают явление, обозначенное мною ранее как комп­лекс европейской состязательной культуры.

Только когда вы владеете культурой при­менения своего тела в бою и в обычной жизни, грамотно и эффективно используя ресурс свое­го организма, вы сможете адекватно противо­стоять действиям своего врага. Скажу яснее:

если вы поставили себе цель выйти на грань владения БОЕВОЙ КУЛЬТУРОЙ, то вы просто обязаны овладеть культурой применения ору­жия. Только когда искусство владения своим телом соединяется с искусством владения ору­жием, можно говорить об овладении ВОИНС­КОЙ КУЛЬТУРОЙ.

На стыке борьбы и фехтования родился кулачный бой. С того самого момента, когда люди вместо палки или тела противника сжали в руке пустоту, и начинается отсчет существо­вания кулачного боя. Выяснилось, что и голой рукой можно победить. А это уже серьезный шаг в развитии абстрактного мышления и в развитии боевых способностей. С этого момен­та люди научились "бить пустотой", теперь даже пустота превратилась в смертельное оружие.

О том, как этим оружием пользовались на Руси, и рассказывает лежащая перед вами книга.


 

ГЛАВА I РУССКИЙ КУЛАК

Не так давно, в конце шестидесятых годов двадцатого века, состоялся пос­ледний бой стенка на стенку. Пожалуй, именно об этом виде кулачного боя дольше всего сохра­нялась историческая память в среде крестьянс­кого и рабочего люда. Что же мы еще помним кроме этого? Легче перечислить, что мы забы­ли, ведь забыли мы почти все.

Во многих традициях мира при анализе корней боевого искусства принято обращаться к двум видам источников — историческим хро­никам и эпическим произведениям. Как прави­ло, сторонники "научного" подхода привыкли начинать отсчет времени существования како­го-либо явления с момента его первого упоми­нания в исторических документах. Но ведь для того, чтобы о явлении упомянули, оно должно уже существовать. Более того, явление может не упоминаться в источниках не потому, что оно отсутствует, а как раз наоборот. Например, борьба и кулачный бой упоминаются в русских летописях чрезвычайно редко. Это происходит только потому, что явления такого рода были настолько обыденной практикой, что на них попросту не обращали внимания. Зато народ­ные былины вещают нам об этом постоянно. Думаю, не стоит отворачиваться от нашего по­этического наследия, лучше попробуем его про­анализировать.

Поводился ведь Васька Буслаевич

Со пьяницы, со безумницы,

С веселыми удалыми добрыми молодцы,

Допьяна уже стал напиватися,

А и ходя в городе, уродует:

Которова возьмет он за руку,— Из плеча тому руку выдернет;

Которова заденет за ногу, — То из гузна ногу выломит;

Которова хватит поперек хребта, — Тот кричит-ревет, окарачь ползет...

Строки из былины о Василии Буслаеве поражают прежде всего своим натурализмом и отсутствием должной гиперболизации. Да и сюжет знаком с детства многим моим соотече­ственникам. Пьяный разгул, как правило, в России перерастает в драки. Но нас интересуют прежде всего сами формы "увечного" боя. А они просты и действенны, как следует из былины. Например, удары по спине или поперек хреб­та; сразу вспоминается и удар в полруки да по­перек груди, вероятно, это один тип ударов, направленный на поражение широких поверх­ностей тела, таких, как грудь и спина. Да и способы выламывания конечностей тоже описа­ны вполне ясно, в основе этой механики лежит рывок за конечность — с проворотом.

А и будет день ко вечеру,

От малова до старова

Начали уж ребята боротися,

А в ином кругу в кулки битися;

От тое борьбы от ребячия,

От тово бою от кулачнова

Началася драка великая.

Отрывок из былины повествует об ежеве­чернем обычае новогородцев устраивать борьбу и кулачные бои, в которых принимает участие все мужское население, начиная с самых ма­леньких и заканчивая стариками. Поединки, проводимые с соблюдением правил, иногда пе­рерастали в массовые побоища, и тогда:

Молоды Василей стал драку разнимать,

А иной дурак зашел с носка,

Ево по уху оплел,

А и тут Василий закричал громким

голосом...

Зайти с носка мог прежде всего только тот, кто на носок востер, то есть хорошо борол­ся с применением техники ног, да не просто боролся, а еще и бил ногами на уровень голо­вы. Однако подробному анализу техники драки ногами посвящена моя следующая книга — "Рус­ская драка ногами". Темой теперешнего иссле­дования является все-таки кулачный бой.

Прямое отношение к русскому кулачному бою имеет и следующий отрывок из былины о Василии Буслаеве:

Разгорячилось у него да ретиво сердце,

Расходилися у него могучий плечики,

Размахались у него да белы ручушки.

Возможно, многие решат, что былина это не тот источник, которому можно доверять. Но ведь в приводимых отрывках нет ничего невозможного, а как раз наоборот бросается в глаза реалистичность и логичность происходя­щего. Былинная строка также помогает понять содержание, например, пословиц.

Как я тебе дам пинка, так тебя семь лет голенищами понесет!

Не видал кулаков, так пожалеет своих боков!

Такую заушину дам, что трое суток трезвон в голове будет!

Как хвачу, так запоешь суру с перехватом!

У меня рука легка — была бы шея крепка!

Сам наг пойду, но и тебя без рубахи пущу!

Не говори худого слова да в рожу.

Отмочалить бока.

Своротить салазки.

Перевалить со щеки на щеку.

Поставить фонари под глазами.

Пересчитать ребра.

Положить в лоск.

Хлестануть по шапке.

В сусала да под микитки.

Высоко замахнулся, да низко стеганул.

Хоть себе досадить, а недруга победить.

Хоть разорваться, да не поддаться.

Не дорога лодыга, дорога обида!

Не тычь пальцем — обломишь!

Чем ругаться, лучше собраться и подраться!

Кулак не сласть, а без него не шасть.

Бьют не ради мученья, а ради ученья.

Побьют, так скажи спасибо за науку.

Ежовая голица — учить мастерица.

Чужую бороду драть — свою подставлять.

Не силой берут, а уменьем.

Напролом идут — голов не жалеют.

Не хватай за бороду, сорвешься — убьешься.

Драться дерись, а за тычком не гонись.

Не все в ус, ино и в рыло.

Не за всяким тычком гонись.

По чужую голову идти свою нести.

Уж о значении пословиц и рассказывать не нужно, они говорят сами за себя. Важно толь­ко не забывать, что пословицы отражают широ­ко распространенные народные нравы и прини­маются нашим сознанием как не требующие доказательств.

Кроме пословиц и былин существуют хотя и детские, но в полном смысле слова народные игры, вырабатывающие навык, жизненно необ­ходимый для будущих кулачников. Вот, к при­меру, игра, называющаяся "слепок". В ней по жребию выбирается игрок, которого ставят к стене. Остальные игроки подходят к нему, каж­дый с такими словами: "Я у печки стою, щелч­ки варю, приговариваю!" После этого каждый бьет водящего ладонью по спине, потом играю­щие сразу разбегаются в стороны. Водящий, или "слепок", догоняет беглецов, и тот, кого он ударит рукой, становится "слепком", от кото­рого он сам спасается бегством. По аналогич­ным правилам проходит и игра в пятнашки, из­вестная всем с детства. А вот еще одна игра, называющаяся "горячее место". На земле кру­гом или чертой обозначается "горячее место". Вожак по жребию становится недалеко от этого места и охраняет его. Задача игроков — проник­нуть за линию, задача вожака — не пустить на горячее место игрока, поэтому вожак бьет игра­ющих или ловит. Побитый делается помощни­ком водящего и вместе с ним ловит игроков. Прорвавшийся на горячее место может отды­хать там, пока все игроки не сделаются помощ­никами водящего. Когда все игроки побиты и переловлены, игра начинается сначала. Водя­щим становится тот, которого побили первым.

Из того же разряда игра "ястреб и голу­би". Водящий, выбираемый по жребию, назы­вается ястребом, игроки — голубями. Ястреб прячется. Когда голуби слишком близко подхо­дят к убежищу ястреба, он выбегает из засады и бьет или ловит голубей. Побитый становится ястребом и прячется.

Есть и зимние игры, способствующие раз­витию необходимых в бою навыков. Взять хотя бы известные всем "снежки". Вырабатывание навыков свили и навыков точного метания как нельзя лучше формирует стереотипы движения, необходимые бойцу.

Были игры и более сложные, так сказать, игры для будущих "телохранителей". Напри­мер, игра, называющаяся "масло". Одного из играющих сажают на санки, а другой его возит. Остальные стараются "отведать масла", то есть ударить сидящего на санках, а возница защи­щает его от удара. Причем, если возница кого ударит, пропустивший удар сразу становится "масло", а тот, кого он бил, становится возницей.

Это далеко не полный перечень детских игр, построенных на умении наносить удары и предотвращать их. Разумеется, что это только начальные формы подготовки, призванные с самого раннего детства приучить детей к ударам.

Иначе как, по-вашему, без предваритель­ной психологической и физической подготовки возможно участие в боях на затравку, для раззадоривания взрослых? Да и обычные улич­ные драки между детьми тоже нельзя не учиты­вать. Эти доказательства дополняются свиде­тельствами русских историков и иностранных хроникеров, на которые я ссылался в своей книге "Русская профессиональная драка".

Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах. Это были бои: сам на сам (один на один), стенка на стенку (строй против строя) и сцепные (каждый за себя).

Вероятно, самым древним видом массово­го кулачного боя следует считать сцеплялку -свалку. Существует много названий этой заба­вы, в основном локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка, сцеплялка. Кстати, всем изве­стная детская игра "царь горы" не что иное, как сцеплялка - свалка, перенесенная на холм. Это говорит в пользу бытования такого рода боев среди всех возрастов мужского населения, кро­ме разве стариков. Сцепной бой можно назвать чисто русским явлением, так как сохранился он только у нас.

Сравнительный анализ этого вида кулач­ного боя позволяет выделить две его разновид­ности. Первую из них справедливее было бы назвать бой толпа на толпу, потому что он представлял собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюде­ния строя, врассыпную. Задача — обратить противника в бегство. Истоки возникновения боя можно отнести к тому периоду военной ис­тории русов, когда они бились без соблюдения строя.

Вторая разновидность сцеплялки пред­ставляла собой действо, где каждый бился сам за себя или (что одно и то же) один против всех. Несмотря на свою жесткость и недоста­точную популярность в сравнении с другими видами, бой сам за себя оказался на удивление живучим. Так, еще в конце XIX века, по свиде­тельству Н. С. Разина, в Царицыне (нынешний Волгоград) бытовала сцеплялка- свалка, где каж­дый бился сам за себя. По словам Разина, "здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием". В. И. Даль считал эту разновидность боя самой жестокой в сравнении с другими видами.

С технической точки зрения, чтобы хоро­шо драться в условиях свального боя, необхо­димы, как минимум, следующие качества: вы­сокий уровень реакции, широкий кругозор, умение передвигаться одновременно с нанесе­нием удара, хорошая увертливость и, самое главное, умение выводить удар в любую точку пространства вокруг себя. Далеко не последнюю роль играют сила и точность удара, а также Динамическая выносливость. Вот перед нами и cфopмиpoвaлcя идеальный образ уличного бойца.

Со всей ответственностью могу вас заве­рить, что сцеплялка не терпит искусственных ограничений. Например, не срабатывают зап­реты на удары в какую-либо часть тела. Потому что каждый хочет освободить пространство вок­руг себя, а это с неизбежностью приводит к использованию чисто рефлекторных и ситуа­тивных элементов типа подсечек и подножек. Удары ногами — тоже вынужденная мера. Во­обще в условиях сцеплялки невозможно осоз­нанно оценивать ситуацию. Например, невоз­можно провести задуманный силовой бросок — тут же со всех сторон начинают бить сцепив­шихся, так как они превращаются в легкую мишень для окружающих. Зато очень хорошо и органично применяется техника динамической борьбы, которую мы называем охотницким боем.

Одна из народных пословиц ярко иллюст­рирует впечатление, производимое на зрителей этой техникой: "Сбил да поволок — ажио брыз­ги в потолок".

Тем не менее не спешите думать, что сцеп­ной бой, кроме травм и увечий, ничего не при­носит. В конце концов, каким бы жестким ни был сцепной бой, в нем всегда остается элемент игры, превращающий это состязание в увлека­тельную, затягивающую забаву. Более того, считаю сцепной бой непременным звеном в под­готовке хорошего бойца, способного драться не только в бою один на один, но и в бою один со многими.

Безусловно, самыми массовыми и популяр­ными можно считать бои стенка на стенку. Они проходили, как правило, в зимнее время, что связано, скорее всего, с большим количеством народных праздников, выпадавших на это вре­мя года. Буквально все исследователи солидар­ны во мнении, что разгул кулачных боев при­ходился на Масленицу. О стеношных боях, про­водимых летом, упоминаний не встречается вовсе. Летом кулачные бои проходили в основ­ном по приглашению бояр, один на один, и то крайне редко. Это связано, на мой взгляд, с тем, что теплое время года очень загружено работой, и поэтому собрать полноценную стен­ку было невозможно. Но никаких ритуальных ограничений на эту забаву в теплое время года никогда не существовало.

В некоторых источниках встречаются объяснения другого рода. Теплое время года несло с собой войны и многочисленные набеги как с Востока, так и с Запада, и поэтому забавы в это время были недопустимой роскошью, к тому же русские дружины всегда были немногочисленны. Некоторую роль в сезонности кулачно­го боя играло и то обстоятельство, что стенка в большинстве случаев ставилась на льду реки или озера. Другой ровной площадки, способ­ной вместить большое количество народа, подчас найти было невозможно. Однако бои могли проводиться и в исторически закрепившихся местах, например, на площадях или островах.

Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчишки, за ними — юноши и неже­натые парни, а после ставилась и взрослая стенка. Встречаются упоминания о том, что, бывало, проходили два боя одновременно. Например, дрались ребячьи стенки, и рядом шел бой взрослых, женатых мужиков. Хотя лично мое мнение — дети не способны долго держать строй; он, как правило, разваливается и начинается бой толпа на толпу. К этому выводу я пришел за время своей преподавательской деятельности. Однако бесспорно то, что моло­дежь нужна была для "разогрева" интереса у зрителей, как говорили раньше, для "затравки".

Сами бои назначались в определенный день, и до этого дня набирались команды. Закликалы ходили по домам и сманивали на свою сторону бойцов, кого вином, кого подарками.

Правила боев везде были разные. Наибо­лее распространенный комплекс включал в себя следующие требования: присевшего и лежачего не бить, в спину не бить, закладок в руках не иметь, не захватывать одежду противника.

В разных местностях существовали и дополнительные ограничения. Например: по ры­лам не бить, ногами не бить, с крыла не бить, не бить с подножкой.

Далеко не всегда запрещались какие-либо действия только из соображений безопасности. Например, в спину никогда не били потому, что нельзя ломать строй и догонять ударами в спину прорвавшегося противника. Этим зани­мались записные бойцы, стоявшие за каждой из стенок и встречавшие прорвавшихся своими ударами.

Думаю, пришло время рассказать о зада­чах стеношного боя. Дело в том, что практичес­ки никто из исследователей не понимает, зачем нужно было обратить противника в бегство или хотя бы вынудить его к отступлению. А призыв стеношных бойцов: "Ни шагу назад!" — откуда он? Правила были таковы, что для победы нуж­но было загнать врага за границу поля.

Полем называлась территория, на которой проходил бой. Вытеснить противника за поле —

это все равно что взять вражеское знамя. По­этому заявление адептов "новой русской тради­ции", что выигрывала только та стенка, кото­рая прорвется через другую, совершенно наду­манно и необоснованно. Дело в том, что строй будет прорываться всегда. Именно для этого у каждой из команд существовали надежа -бойцы.

Это они, закусив зубами шапку, прорыва­ли строй противника, сразу выбивая из него по несколько человек. Именно "надежу" и встре­чали записные бойцы, а иногда и ватагу про­рвавшихся вслед за ним противников, тогда за стенкой тоже начинался бой, только по своим правилам. Здесь строй соблюдать необязатель­но, тут нужно другое умение. Плотные ряды бойцов вытесняют более слабую стенку к той самой черте, которая для одних означает побе­ду, для других — поражение.

Относительно техники боя — позволю себе несколько, на мои взгляд, важных замечании. Стойка бойцов была левосторонней. Это зна­чит, что левая нога находится впереди, левая рука вместе с плечом выдвинута вперед и закры­вает голову, правая нога отставлена в упор на­зад, правая рука находится у груди в техничес­ком элементе, который называется в славяно-горицкой борьбе — буздыган.

Неустойчивость позиции — сбоку — ком­пенсируется плотностью строя. Из-за таких ус­ловий построения наносить хлесткие удары вразмашку невозможно. Зато вполне годятся толчки, тычки, а также удары, соединяющие в себе пробивную и вытесняющую функции. Ак­тивно использовались толчки раскрытой ладо­нью, остановки удара в рукавицу ("мерцание"), много было защитных элементов, которые оха­рактеризованы хронистами как подставки пред­плечьями. Кроме того, существовали и формы защиты воротом тулупа. Имитация этих движе­ний в славяно-горицкой борьбе называется за­пах, или греко-римская защита, так как эти же движения совпадают с имитацией действий щитом в бою.

Что касается запретов на удары ногами, это, как мне видится, чисто технический запрет, предусмотренный правилами для сохранения равновесия бойца. Запрет на захват одежды — чисто стилевая мера, говорящая нам о том, что борьба и кулачный бой в стенке были четко разграничены.

Что касается тактических построений стеношного боя, то замечу одну деталь, ускольз­нувшую от внимания исследователей. Иногда так называвшийся надежа-боец проходил сквозь строй соперников без видимых осложнений, за ним строй мгновенно смыкался, чтобы не про­пустить в оставленный для надежи коридор его последователей.

Это сильно напоминает средневековую так­тику ведения боя, когда воина, вооруженного двуручным мечом, пропускали через свои по­рядки и, сомкнув щиты, продолжали бой. Де­лалось это для того, чтобы избежать урона, на­носимого строю такими бойцами. А за строем его будут ждать... как, например, в римских легионах ждали своего часа знаменитые триарии.

Настало время разобраться, кто же были эти воины, способные драться с надежа -бойца­ми и сами могущие занять их место. Все гово­рит за то, что это были профессиональные бой­цы, мастера самосхода. Бой сам на сам, или, как теперь принято говорить, один на один, все­гда был самым почитаемым и популярным ви­дом боя в России.

Бои сам на сам проводились по приглаше­нию заинтересованной стороны или на кругах по вызову. То есть в первом случае существо­вал организатор боя, во втором случае это было стихийным волеизъявлением соревнующихся. В случае, если бойцы приглашались организа­торами, бои назначались на определенный день. Бои другого рода происходили на различных праздниках или ярмарках, где всегда находи­лось большое количество желающих помериться силой и побиться на кулачках.

Относительно техники ведения боя можно лишь добавить, что некоторые бойцы использо­вали близкую к современному боксу левостороннюю стоику с вытянутой в сторону против­ника левой рукой. Русские кулачники били ко­роткими боковыми ударами, называвшимися — под силу, длинными боковыми с размаха (затрещинка), прямым тычком (прямой с подтока). Популярны были также удары предплечьями, называвшиеся с крыла, которые из-за своей раз­рушительной силы иногда запрещались в стен­ке. Били в основном в голову (нижняя челюсть, виски, переносица), в солнечное сплетение (в душу) и под ребра (под микитки). Применя­лось множество обманных движений, а также отскоков, нырков и отшагиваний с плоскости развития удара.

Попытаемся теперь восстановить тактичес­кие построения в русском кулачном бою. Бе­зусловно, самой разнообразной тактической схе­мой обладала сцеплялка - свалка, ведь против­ники окружали бойцов со всех сторон: техни­ческая схема сцеплялки органично вплеталась в тактические построения, это делало данный вид наиболее ценным в прикладном плане. Следующее место по сложности тактических действий отдельного бойца занимает бой один на один. Однако это было уже единоборство, которое помогало продемонстрировать достоин­ства каждого из бойцов и чистоту стиля. (Хотя задача здесь была уже другой по сравнению со сцеплялкой; поэтому в единоборстве с успехом можно было применять стойку стеношного боя почти без изменений.)

В свою очередь тактика стенки подчиняла тех­нику задачам группового боя. На селе держа­лись плотного строя, в городе дрались в одну или в две шеренги. Бойцы становились в наи­более выгодном для своей команды порядке. Вперед выступали единым строем, не допуская разрывов. Всегда старались приходить на вы­ручку соседям, для этой цели иногда выделя­лись резервы, призванные вступить в бой в решающий момент.

Среди кулачников были выдающиеся бой­цы, способные в одиночку или вдвоем -втроем противостоять целой стенке или толпе. Совер­шенно естественно, что и в сцеплялке, и в бою один на один эти богатыри тоже оказывались первыми из первых.

Завершая разговор о кулачном бое, хоте­лось бы напомнить читателю о том, что это ис­следование направлено на освещение народной состязательной традиции. Это область так на­зываемого "сермяжного" умения, заключающе­го в себе способы боя, широко распространен­ные среди наиболее близких к стереотипам рус­ской драки.

Традиция эта оказалась одной из самых живучих и активно практиковавшихся вплоть до конца XIX века.


 

ГЛАВА II РАДОГОРА

Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.

Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог — Pa — символизиру­ет собой стихию Огня, находящегося в непрес­танном Движении. Третий слог — Гор — сим­волизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога "до", объе­диняющего первый и последний, то это части­ца, указывающая на полноту действия, напри­мер: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда "дос­пехи") и, наконец, достоинство. Именно пол­нота действия, которую в русском языке при­нято обозначать словом Дело, ставит в зависи­мость друг от друга Движение и Смысл (Идею).

В философском объяснении Радогора — это сочетание Смысла с Движением, по­рождающее Дело. На языке древнерусского сим­волизма Радогора — это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть

без воздуха (движение невозможно без органи­зующей идеи), а воздух не может прийти в дви­жение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и яв­ляется внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зави­сит от нее.

Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa — это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога — бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с бере­гов которой они когда-то вышли! Неуди­вительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".

В свою очередь Гор — древнеарийский бог небесного пространства — имеет свой гра­фический символ — круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.

Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной — символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.

В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и по­этому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на мно­гогранность смыслов, скрывающихся за ними.

Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно орга­низованному наступательному кулачному бою.

Само название школы помогает расшиф­ровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда стро­ился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большин­ство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые уда­ры бьются в основном при одновременном вы­ходе к противнику в диагональ, что соответ­ствует принципу движения по дуге или в комби­нации с круговыми перемещениями.

Радогора делится на три группы техничес­ких элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно пря­мым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов — это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.

В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, при­меняемых в Радогоре и пришедших из практи­ки стеношного боя. А если учесть, что вся сис­тема основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Ра­догора так эффективна.

Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читате­лю школ восточно-азиатского и европейского бокса.

Прежде всего, "русский бокс"1 — в тради­ционном своем виде — никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении — на­пример, только как вид состязательной культу­ры русского народа или только как вид при­кладного единоборства. Кроме того, виды рус­ского кулачного боя были насыщены обряднос­тью, что тоже нельзя не учитывать.

И состязательность, и прикладной навык,' и обряд — все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.

По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулач­ного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25—30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка...

Не знаю, как в других местах, а, напри­мер, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количе­ства боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бескон­тактного каратэ.

Раз нельзя поставить стенку, то всегда мож­но набрать народу на сцеплялку — скажет чи­татель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание по­пробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.

Вот и получается, что традиционная рус­ская система воспитания воинского навыка раз­рушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.

Теперь и в России, как когда-то на Восто­ке, носителями воинских знаний стали одиноч­ки-профессионалы. Сегодня пробелы традици­онного воспитания возмещают они. В силу из­менившихся обстоятельств в поборчестве при­жилась и схема обучения "учитель — ученик", что сильно отразилось на качестве обучения и его направленности. Сегодня занимающиеся стараются в первую очередь осваивать именно прикладную сторону кулачного боя, особо не углубляясь в историю и обрядность. Чисто спортивная сторона "русского стиля" тоже мало кого интересует.

Да и как развивать спортивный кулачный бой? Если вы наденете на кулачника боксерс­кие перчатки и обезопасите поединок "благо­родными правилами", то и техника, и манера ведения боя ничем не будут отличаться от анг­лийского бокса — по крайней мере, такой вы­вод сделают обыватели. Остается сделать акцент на прикладной стороне кулачного боя и привести систему в соответствие с требования­ми времени.

Итак, перечислим отличия русского кулач­ного боя:

1) Отсутствуют перчатки, бой ведется на голый кулак.

2) Отсутствуют запреты на удары в заты­лок, в спину, в пах, а также запрет на удары руками по ногам.

3) Отсутствуют запреты на удары локтями и предплечьями, а также на удары плечом и головой.

4) Отсутствуют запреты на проведение захва­тов с целью усиления удара свободной рукой, а также на проведение рывков и толчков.

Как видите, русский кулачный бой — это не спорт и не единоборство в чистом виде, так как его техника позволяет драться одному со многими. Это больше похоже на военно-при­кладную систему, где главное — умение нано­сить удары руками. Отсюда проистекают и вы­шеперечисленные свободы, лишившись кото­рых, кулачный бой исчезнет как явление.

Теперь перейдем к техническим отличиям:

1) Отсутствует способ защиты "блоком", — удар либо уводится в скольжение, либо от него уклоняются. Используется также способ вкли­нивания удара (перебивание своим ударом) и задавливание удара в начальной фазе развития.

2) Отсутствуют фиксированные зажатые стойки, бой ведется на основе высокой подвиж­ности.

3) Отсутствуют концентрированные зажа­тые удары. Все удары ведутся от плеча, через ход локтя с применением принципа клинооб­разной концентрации.

4) Отсутствуют формальные технические стереотипы, хотя и существует большое коли­чество различных ударов и технических пост­роений.

Помимо указанных отличий, русский ку­лачный бой имеет и свои собственные стилис­тические нормы:

1) Четкая направленность ударов. Удары в основном наносятся по конечностям против­ника, а затем в голову.

2) Характерны высокая скорость проведения технических элементов и их разнообразие, а также выраженная серийность действий.

3) Отмечается стремление бойцами исполь­зовать скоростной и пластический потенциал, а также рефлекторная четкость их действий.

4) Ярко выраженная агрессивность дей­ствий при поддержке мощного взрывного по­тенциала психики.

После того как читатель составил себе пред­ставление о традиционных и современных ви­дах кулачного боя, предлагаю перейти к подроб­ному рассмотрению технической базы Радогоры.

В кулачном бою, как и в любой другой дисциплине, целесообразно начинать трениров­ку с разминки. В данном случае я рекомендую вам упражнения из пластической гимнастики комплекса Русской Здравы.

После того как вы размялись, можно поиг­рать в различные подвижные игры, чтобы про­будить свой двигательный потенциал. И вооб­ще, чем более благоприятный настрой вы полу­чите, тем меньше вероятность случайных травм на тренировке, тем более эффективно пройдут занятия.

Разбор техники кулачного боя мы начнем с засечных ударов. Традиционно разбор начина­ется с удара, называемого "пощечина". Удар выполняется плотно собранной ладонью, по на­правлению снизу вверх, через локтевую пет­лю, под углом 45° к линии атаки. На фотогра­фиях показаны явь, правь, навь удара (рис. 1, 2,3).

Следующим ударом в процессе обучения следует поставить затрещину:

Фаза 1 — схождение руки в удар через подкрут предплечья в локтевом суставе.

Фаза 2 — момент контакта с телом против­ника.

Фаза 3 — инерционный выход из удара. Фаза 4 — распределение инерции в после­дующий удар.

После выполнения четвертой фазы удар может снова повториться через дополнитель­ный импульс от плеча или перейти в другую форму. Затрещина увеличивает свой разруши­тельный потенциал, если удар будет наносить­ся не ладонью, а кулаком (рис. 4, 5, 6).

Следующий удар засечного стиля называ­ется распалина, которая в отличие от затрещи­ны, выполняемой снаружи внутрь строго по горизонтали, выполняется сверху вниз по вер­тикали. На рисунках показана механика выведе­ния удара (рис. 7, 8, 9, 10).

Фаза 1 — формирование удара через инер­ционный ход руки за спину.

Фаза 2 — рука размашисто движется на­зад - вверх.

Фаза 3 - предплечье, проворачиваясь в локте, устремляется вниз в удар.

 
 

Фаза 4 - кулак бьет в лоб или переносицу противника.

 
 

рис. 1 рис. 2 рис. 3

 
 

рис. 4 рис. 5 рис. 6

Атаковав противника, рука проваливает­ся вниз и уходит в стабилизацию (рис. 11, 12, 13). На фотографиях показана связка мерцание - распалина, получившая в славяно-горицкой борьбе название перуница. Распалина имеет и свою разновидность —это так называемая ко­сая распалина, которая бьется не строго сверху вниз, а по диагонали.

Следующим ударом после распалины идет засечный стык. Удар выполняется движением изнутри наружу, по направлению сверху вниз под углом 45° к линии атаки. Засечный стык выполняется как кулаком, так и предплечьем (рис. 14, 15, 16). На фотографиях показано взаимодействие засечного стыка и буздычана. Засечный стык используется для перебивания удара противника или для атак верхнего яруса.

Другим ударом этого типа является позём­ный стык. Выполняется удар в строго горизон­тальной плоскости изнутри наружу, являясь полным антиподом затрещины (рис, 17, 18). Выполняется поземный стык предплечьем или кулаком.


рис. 11 рис. 12 рис. 13


рис. 14 рис. 15

 
 

рис. 16 рис. 17 рис. 18

Следующий за поземным удар называется отножной стык. Название, как водится, отражает суть удара. Бьется отножной снизу от про­тивоположного по отношению к бьющей руке бедра. Удар выполняется в подбородок против­ника либо сбивает его руки снизу (рис. 19, 20). Отножной стык бьется молотом кулака, назы­вающимся кий.

Последним ударом сечи, замыкающим пространственный круг, является подплужный стык. Выполняется он снизу вверх, почти вертикаль­но. Подплужный стык выводится кулаком с пред­варительным натаскиванием противника на себя (рис. 21, 22). На фотографиях показан подплужный стык с выходом на колено для усиления удара.

Второй группой технических элементов яв­ляются удары, получившие в русской традиции название ударов с крыла.

 

 
 

рис. 20 рис. 21

 
 

рис. 22 рис. 23

рис. 24 рис. 25

Начнем мы разбор этих элементов с удара, имитирующего поперечный толчок древком копья. Этот удар, известный нам по былинам как "удар в полруки да поперек груди", в славяно-горицкой борьбе получил название ратовище (рис. 23). Ратовище объединяет в себе качества тол­чка и удара, наносится всей поверхностью пред­плечья полусогнутой руки. Удар готовят для глубокой атаки открытых поверхностей тела противника (рис. 24).

Также ударом ближнего боя, использую­щим всю поверхность предплечья, является рубильня или мзень. Выполняется удар в двух вариантах — в широкой амплитуде (рис. 25) и в закрытом, штурмовом варианте. Удар рассчи­тан на поражение рук и головы противника, развивается по диагонали сверху вниз.

К ударам с крыла относятся и удары лок­тями, которые в русской традиции назывались сколы (рис. 26). На фотографии показан скол в голову. Основное отличие скола от ударов это­го типа в других направлениях состоит в том, что скол наносится от плеча, по круговой
амп­литуде.

рис. 26 рис. 27 рис. 28

 
 

рис. 29 рис. 30 рис. 31 рис. 32

 
 

рис. 33 рис. 34 рис. 35

Кроме ударов, о которых говорилось выше, почти любой из засечных ударов может превра­титься в удар с крыла. Как показано на фото­графиях, затрещину тоже можно бить с крыла, затем переходя на добивание сколом (рис. 27, 28, 29).

Уместно упомянуть и тот факт, что Радогора может строиться и на использовании техники борьбы, например в качестве вспомогательного элемента. На фотографиях показано, как про­тив косой распалины был использован залом, после чего противник был атакован подплужным стыком (рис. 30, 31, 32, 33).

Таким образом, как из свили, так и из Радогоры можно с успехом переходить в технику силовой или динамической борьбы. И наоборот, из техники борьбы можно сразу перейти в технику нанесения ударов.

Мы переходим к последней группе элемен­тов, входящих в Радогору. Эта группа состоит из элементов стеношного боя.

Первое, с чего мы начнем разбор этой тех­ники, — мерцающее сдерживание (рис. 34). В данном случае перед вами двойное мерцание. Этот элемент незаменим, если необходимо удер­жать вашего противника от действий или вытол­кнуть его с дистанции ведения боя.

Кроме элементов активной защиты, к которой помимо мер­цаний принадлежат греко-римс­кая защита, а также голубец (рис. 35) и створы (сдвоенная греко-римская защита"), в арсе­нале существует и несколько видов тактических ударов. Два из них я предлагаю вашему вниманию.

 
 

Прямой в стяжку (рис. 36, 37). Очень быс­трый шокирующий удар, хотя и с ограниченным силовым потенциалом. Траектория выпол­нения удара такова, что им очень удобно вкли­нивать удары — при одновременной атаке го­ловы или корпуса противника.

 
 

рис. 36 рис. 37

рис. 38 рис. 39 рис. 40

Второй, уже гораздо более мощный, удар называется кий (рис. 38), так как выводится сверху вниз молотом кулака. На фото показана связка мерцание—кий. Удар имитирует дей­ствия боевым молотом (рис. 39, 40).

Еще одним тактическим ударом является прямой назад. Обычно удар выполняется с пред­варительным выходом в свилю (скрут с отры­вом) (рис. 41).

Наиболее показательным прямым ударом русского кулачного боя является раскачной стык. Это самый сильный удар русского кулачного боя— независимо от стилей и направлений. Удар выполняется широким амплитудным движени­ем со всего плеча. Цель удара — центральная часть груди (солнечное сплетение). Для дости­жения цели кулак немного заваливается вниз, что позволяет достигать наибольшего поражаю­щего эффекта (рис. 42). Развивается раскачной стык от спины. Локоть ударной руки заводится за спину с прижатием лопатки. Проворачивая Руку в плече, боец выбрасывает ее вперед, выполняя при

 
 

этом двойное скручивание кулака и корпуса (рис. 43, 44, 45).

рис. 41 рис. 42

 
 

рис. 43 рис. 44 рис. 45 рис. 46 рис. 47 рис. 48


рис. 49 рис. 50 рис. 51 рис. 52

Следующий удар стеношного боя получил название прямой с подтока, или подток. Удар выполняется с обязательным выносом веса тела вперед, при этом в удар вкладываются и инер­ция падения, и вес перемещенного тела одно­временно (рис. 46, 47, 48). Другая особенность прямого с подтока в том, что сначала вперед выдвигается предплечье — для предваритель­ного сбивания руки противника. Не прерывая Движения вперед на этой фазе, кулак переме­щается в направлении лица противника, вверх (рис. 49, 50).

 
 

рис. 53 рис. 54 рис. 55

Следующий удар — ра­стяжной стык (рис. 51, 52). Выбрасывается вперед за счет мягкого, но быстрого скручивания корпуса. По­лучается, что растяжной стык использует инерцию движения корпуса. Рука в ударе скручивается наружу. Этот удар имитирует фех­товальный прием, который построен на пропускании встречного прямого вдоль груди (рис. 53, 54, 55, 56). Еще одним сильным ударом русского кулачного боя является прямой с косача, или косач.


Косач выполняется в строго горизонталь­ной плоскости, поэтому наносится в основном в корпус противника. При выигрыше в росте один из противников может с помощью косача успешно атаковать голову соперника. Это, по­вторяю, один из наиболее сильных ударов. Фор­мируется косач через передачу импульса от од­ного плеча к другому с последующим усилени­ем его за счет скручивания корпуса. На фото­графиях (рис. 57, 58, 59) показана третура (связ­ка из трех элементов): мерцание—пощечина — с косача.

рис. 57 рис. 58 рис. 59

Последним из разбираемых ударов в этой книге станет буздыган. Он также является од­ним из самых сильных ударов русского кулач­ного боя. Идеальным образом поставлен бузды­ган на поражение головы. Удар выполняется из уключного устава, ходом локтя назад -вверх че­рез поворот в плечевом суставе. После посыла руки вперед выполняется скручивание руки в локтевом суставе внутрь с одновременным раз­гибанием руки в нем, при этом кулак развора­чивается так, что большой палец оказывается внизу (рис. 60, 61, 62). На фотографиях пока­зано стандартное взаимодействие мерцающего сдерживания, переходящего в натаскивание про­тивника на себя, и буздыгана (рис. 63, 64).

Кроме классической формы буздыгана су­ществует и его разновидность — падающий буз­дыган.

Выполняется эта форма при быстром вы­ходе к противнику в перпендикуляр. Выход в перпендикуляр, или, как говорили на Руси, в крест, выполняется с помощью отрыва ног со

 
 

скрутом, после чего наносится буздыган. Для освоения падающего буздыгана предлагаю вол­чью связку (двойное мерцание—буздыган) (рис. 65, 66).

рис. 60 рис. 61 рис. 62 рис. 63 рис. 64

Для закрепления в Радогоре навыка взаи­модействия рук предлагаю вашему вниманию одну из базовых связок стеношного боя, которая в славяно-горицкой борьбе известна как вечная связка.

Она построена по принципу третуры, сле­довательно, в ее составе имеются три основных элемента, выполняемых поочередно.

Итак, ваше мерцающее сдерживание ата­кует выдвинутую вперед руку противника, при этом предплечье руки, выполняющей мерцание, перекрывает возможную траекторию движения свободной руки противника. Тем временем ваша свободная рука (в данном случае правая) вы­полняет буздыган в голову противника. После выполнения удара ваша рука моментально при­нимает позицию греко-римской защиты, кото­рая продолжает выталкивание тела противника по линии атаки.

 
 

рис. 67 рис. 68

Почему связка называется вечной? Пото­му, что после выполнения ее последнего эле­мента вы опять можете переходить к ее первому элементу, и так до бесконечности; получается цепочка циклически повторяющихся элементов (рис. 67, 68, 69, 70).

В завершение этой главы хотелось бы со­риентировать читателя на качественное изуче­ние представленного в ней материала. Прежде всего хочу напомнить, что в боевой ситуации скорость выполнения элементов должна соот­ветствовать трем-четырем элементам в секунду. Соответственно на тренировках необходимо планомерно добиваться не только координации и слаженности действий, но и выхода на макси­мально высокие скоростные показатели.


Еще одним важнейшим фактором успеха ваших действий можно считать овладение прин­ципом клинообразной концентрации. Этот прин­цип отражен на рис. 71. До момента контакта с телом противника ваша рука должна быть пол­ностью расслаблена, но по мере приближения к цели кулак должен сжиматься. Максимальное сжатие кулака должно соответствовать макси­мальному приложению усилия, после чего рука опять расслабляется. Таким образом клинооб­разная концентрация построена по закону триглава, отражая все его стадии: явь—правь—навь. Более того, на начальных этапах обучения нуж­но стараться синхронизировать стадии клино­образной концентрации со стадиями акта ды­хания. В результате мы убедимся, что фаза входа руки в удар соответствует выдоху, а фаза сбро­са концентрации соответствует задержке дыха­ния.

 

рис. 69 рис. 70 рис. 71

 

'Под этим термином автор понимает не спортив­ную школу английского бокса, практиковавшуюся в России, а именно русский кулачный бой.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.