Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА IV СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА



Как и в любом деле, в русском кулач­ном бою существует множество секре­тов. Некоторые из них предлагаются вашему вниманию. Разумеется, после того, как они ста­нут известны широкому кругу читателей, они перестанут быть секретами. Думаю, в этом нет ничего страшного. Иногда раскрывать секреты просто необходимо, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к тому явлению, стороны которого рассекречиваются.

Начнем с особенностей постановки удара. Первым делом вам необходимо овладеть прин­ципом клинообразной концентрации. Без этого начального звена никакое дальнейшее совершен­ствование невозможно.

Реализация клинообразной концентрации должна происходить параллельно с освоением механики ударов.

Начинать нужно на медленной скорости, для того чтобы правильно научиться выполнять элемент. Но как только механика и траектории удара вами поняты, нужно незамедлительно переходить на среднюю и максимальную скоро­сти выполнения. Описанный принцип приме­ним для любого вида славяно-горицкой борьбы классического стиля, начиная от всех видов ударной техники и заканчивая бросковой.

Из личного опыта самостоятельных заня­тий могу порекомендовать отработку техничес­ких элементов перед зеркалом, для того чтобы научиться соблюдать правильные траектории ударов.

Постановка удара идет в "несколько этапов, первый из которых — выведение удара по воздуху.

С самого начала ваших занятий следите за тем, чтобы полученный навык активно осваи­вался обеими руками (или обеими ногами, в случае, если это техника драки ногами).

Достижение обоерукости — важный момент в развитии бойца. Это качество не только по­зволяет уравновесить ваши технические возмож­ности, но и развить двигательную функцию обоих полушарий мозга одновременно.

Хотя во время боя многие все же действу­ют на основе своего врожденного стереотипа поведения и проявляют себя либо как правша, либо как левша.

Поскольку в нашей стране в советский, да и во многом в постсоветский период левша су­ществовать был не должен, а система советско­го воспитания диктовала единообразие даже в физиологии, это привело к тому, что в нашей действительности подавляющее большинство людей стало правшами, пускай и переученны­ми. Поэтому левша для большинства боксеров и кулачников России представляет собой серь­езную опасность — во многом только потому, что сторонники правого стереотипа не готовы к тем ударам, которые считаются обычными для стереотипа левого.

Хотя это и не означает того, что правша хуже левши, все же левши выигрывают чаще. Вероятнее всего потому, что левша более инту­итивен в своей манере боя, а правша рациона­листичен. У этих типов разные направления развития. Например, интуитивист-левша нео­сознанно стремится рационализировать свою бо­евую подготовку, идя от естественности к раци­ональности в своем поиске. Рационалист - правша — это, как правило, немного тяжеловесный "технарь", стремящийся достичь естественнос­ти, которая приходит к нему после долгих лет "научно построенных" тренировок. Самое урод­ливое отклонение в воспитании — это переучи­вание левши в правшу или наоборот. Еще хуже, если человек пытается самостоятельно пере­учиться.

Подобные отклонения нейтрализуются очень просто и естественно, если вы сделаетесь сторонником обоерукости. Помня о законе об­ратной связи, с уверенностью можно сказать, что не только мозговая деятельность влияет на физиологию, но и физиология оказывает не меньшее воздействие на развитие мозга.

До тех пор, пока ваш двигательный навык перетянут в какую-либо сторону, вы останетесь уязвимы для своего антипода.

Что касается других принципов постанов­ки удара, то о них я буду рассказывать в поряд­ке очередности.

После того как вы вдоволь навоевались со своим отражением в зеркале или с тенью на стене, целесообразно переходить к постановке удара по тонким прутьям кустарников и веткам деревьев. Если вы занимаетесь в теплое время года, то удары можно отрабатывать по листьям. Такая тренировка создает эффект проваливания цели из-под удара, что тренирует равнове­сие тела, приучая вас не заваливаться в пустоту в ударе и сразу же возвращаться в устойчивое положение.

В традициях русского Севера известен и еще один способ постановки удара. В землю вкапывается толстый пучок прутьев, перевязан­ных вместе, после чего по ней наносятся удары до тех пор, пока вязанка не разлетится.

Следующим этапом вашего совершенство­вания может послужить традиционный для со­временного бокса способ постановки удара по лапам. При этом способе тренировок ваш парт­нер должен постоянно передвигаться и убирать лапы из-под удара, чтобы сформировать у бью­щего высокую подвижность и умение бить при­цельно с учетом движения противника.

Другим традиционным способом постанов­ки удара можно считать следующее упражне­ние. Выполняется оно зимой, оба бойца одеты в шапки-ушанки и стеганые ватники, на руках плотные зимние рукавицы. Один из бойцов выполняет от ударов противника свилю с эле­ментами защиты стеношного боя, другой нано­сит удары в полную силу.

Это упражнение можно считать вполне безопасным для здоровья, так как бойцы защи­щены одеждой, и одновременно очень полез­ным для вырабатывания боевых навыков, так как удары выполняются по движущемуся про­тивнику.

Для постановки сильных прямых и боко­вых ударов, не требующих сложного техничес­кого взаимодействия с другими элементами, вполне подойдет мешок с песком, который из­древле известен в Европе как основной трени­ровочный снаряд для кулачников и позднее боксеров.

Однако, для того чтобы овладеть засечным стилем боя, для начала просто необходимо про­водить учебные бои, в которых удары наносят­ся ладонями — для исключения травматизма.

Тем не менее обучаться сече по учебнику чрезвычайно сложно. Для облегчения этой за­дачи рекомендую обратиться к учебным видео­фильмам по славяно-горицкой борьбе.

Начальные формы базовой подготовки и методы тренировок отдельных способов боя ни в коем случае не должны заслонять собой ос­новную цель занятий.

Цель — это выход на овладение всем ком­плексом русского кулачного боя. В дальнейшем все учебные бои и тем более соревнования дол­жны проводиться только на голый кулак. В принципе не такой уж он и голый, так как обычно всегда защищается эластичным бинтом — во избе­жание травм кисти. Кроме того, используются и достаточно плотные кожаные или войлочные наручи, закрывающие предплечье. Но эта ми­нимальная защита руки призвана защитить имен­но вашу руку, а не вашего противника от травм, как это происходит, например, в боксе. Перчатки, используемые в боксе, до такой степени неудобны и неприменимы в реальном бою, что считать их важной частью экипировки просто невозможно.

Ваш противник должен заботиться о своей безопасности сам, для этого и существуют та­кие разделы, как техника и тактика рукопашно­го боя.

Затронув теоретические основы русского кулачного боя, нельзя не отметить несколько его особенностей.

Русский кулачный бой максимально эффек­тивен на средней и ближней дистанции, а так­же на верхнем и среднем ярусе. Остальные ди­станции и уровни для кулачного боя не боевые. На других дистанциях и уровнях необходимо применять другую технику. Таким образом, ку­лачный бой решает свои локальные задачи в пределах тех условий, на которые он запрог­раммирован нашей биомеханикой.

Отличительной особенностью русского ку­лачного боя является функциональная возмож­ность перестраивать удары в захваты, тем са­мым переводя бой из ударной техники в бор­цовскую. Кроме того, из техники кулачного боя можно моментально перейти в технику ударов ногами, а также в технику, уравновешивающую деятельность верхнего и нижнего пояса рыча­гов, независимо от того, подчинена ли она удар­ным или борцовским стереотипам.

Еще одна особенность русского кулачного боя состоит в том, что действия кулачника не просто направлены против технических дей­ствий противника, а активно атакуют его реак­цию, вызывая именно те действия, которые не­обходимы бойцу - кулачнику.

В Радогоре существует два вида атак — закрытая и открытая. Открытая атака — это обычная фронтальная атака, когда вы находи­тесь с противником лицом к лицу. Проводится открытая атака обычно со смещением с линии атаки в диагональ.

Закрытая атака, наоборот, выводит вас спи­ной на противника. Проводится, как правило, для усиления последующего атакующего воз­действия с вращением и стабилизацией ударом.

В ситуации боя один со многими навык смены открытой и закрытой атаки жизненно необходим, так как противники находятся со всех сторон.

Таким образом, Радогора активно ведется не только во фронт, но и за спину, что создает феномен пространственного боя на дистанции Досягаемости рук.

Еще одно правило Радогоры гласит о том, что нельзя передерживать атаку, иначе вы рис­куете потерять подвижность.

При бое один со многими потеря скорости и подвижности может стоить вам потери здоро­вья. Главная цель вашей атаки в данной ситу­ации — не допустить атаки противника. Как только сопротивление подавлено, вы сразу пе­реходите к следующему противнику через эле­мент свили и смену позиции.

В Радогоре, как и в драке ногами, удар или серия ударов должны использоваться для пере­мещения и автоматической смены позиции. Например, если вам необходимо двинуться впе­ред, то вы выбрасываете в нужном направле­нии прямой с подтока, а ноги как бы догоняют пущенную вперед руку. Если же вам нужно развернуться за спину с ударом, то для этого как нельзя лучше подойдет распалина. Если нужно пропустить мимо себя противника, ата­ковав его тылы, то с этой задачей идеально спра­вится скрут грудью с затрещиной.

Разумеется, перечисленные мною возмож­ности — всего лишь приблизительная иллюст­рация богатейших возможностей движения, которые открывает для нас Радогора.

В русском кулачном бою, или в Радогоре, существует два основных принципа атаки. Пер­вый принцип гласит, что первый ваш натиск выполняет задачу снятия потенциала сопротив­ления у вашего противника. Эту тактическую задачу решают с помощью техники выведения из строя конечностей противника. Например, если противник склонен к атакам ногами или хотя бы начал с ноги, то вы должны моменталь­но травмировать его конечности направленны­ми ударами.

То же самое относится и к технике боя в руках. После вашей первой атаки, когда гори­зонт возможностей вашего противника заметно сузился, необходимо без промедления перехо­дить ко второй атаке, реализовывая второй принцип Радогоры.

Итак, вторая атака подчинена принципу максимального поражения противника. Унич­тожив или значительно ослабив потенциал со­противления своего противника, вы должны постараться вызвать у него потерю ориентации, болевой шок — в общем, привести его в состо­яние, в котором он не сможет сопротивляться.

При таком построении атаки совершенно не обязательно сильно калечить и тем более убивать противника. В том, как правило, нуж­ды не бывает, за исключением случаев, связан­ных с военными действиями.

Как первую, так и вторую атаку необходи­мо проводить из любой позиции. Для того что­бы было удобно драться, необходимо осваивать как можно больше типов движения и техничес­ких норм, применяемых в бою.

Отдельные удары, связки и даже комплек­сные стереотипы боя в целом подчинены прин­ципу клинообразной концентрации, который нашел свое различное формальное выражение в них.

Если взять отдельный удар, выполненный по принципу клинообразной концентрации, то мы получили примерную схематическую пос­ледовательность, выраженную через триглав:

набор инерции —максимальная концентрация — сброс напряжения. По принципу этого триглава в славяно-горицкой борьбе выполняются связки из трех элементов: первый элемент — набор инерции; второй элемент — максималь­ная концентрация в ударе; третий элемент — сброс напряжения, стабилизация. Относитель­но тактических построений Радогоры эта схема тоже работает безотказно. Первая атака —под­готовительная, соответствует набору инерции; вторая атака — основная, проводится в макси­мальном силовом и скоростном режиме; третья ступень — сброс напряжения через смену пози­ции или стабилизацию завершающим ударом.

Если рассматривать клинообразную кон­центрацию с точки зрения состояния энергети­ческих потенциалов атакующего и защищающе­гося, то получается примерно следующая кар­тина. Первый этап атаки направлен на то, что­бы собрать энергетику противника вокруг него самого при помощи атаки его периферийных зон. После того как энергия противника скон­центрировалась вокруг него, вы своим самым потенциально мощным, основным воздействи­ем уплотняете его объем, прибавив стрессовой концентрации на центральном участке. Третий этап атаки загоняет противника в глубокий энер­гетический или нервный стресс, формируя энер­гетическую травму. При этом глубина пораже­ния прямо пропорционально зависит от площа­ди поражения. Проще говоря, энергия против­ника сжимается, а потом взрывается внутри него самого. Этот эффект на языке физиологии и называется атакой реакции.

Для того чтобы восстановиться после по­лученной энергетической травмы, вам достаточ­но посидеть часок, другой у костра, глядя на огонь. Кстати, если у вас есть проблемы с коор­динацией движений, то вы можете избавиться от них, периодически наблюдая горение огня в костре, при этом образно представляя себя на­ходящимся внутри огня, который направляет ваши движения.

Само собой, этот способ не даст никаких результатов, кроме эмоционального равновесия, если ваши упражнения не будут подкрепляться

регулярной телесной практикой, организован­ной на основе творческого отношения к выбран­ному вами делу.

На начальных этапах освоения техники вы можете пользоваться тактической схемой обо­ронительного характера, сначала защищаясь свилей, затем нанося свой удар. Комбиниро­вать технику можно самостоятельно, пользуясь принципом максимального удобства выполне­ния.

Существует несколько основных рекомен­даций начинающим. Вот некоторые из них:

1) Старайтесь атаковать противника раз­нообразно.

2) Не бейте в одно и то же место подряд два раза.

3) Старайтесь атаковать противника мини­мум по двум уровням.

4) Выполняя свилю, учтите, что в чистом виде она используется только для того, чтобы проваливать первый натиск противника.

5) Старайтесь, выполняя атаку или срывая атаку противника, выйти из коридора движе­ния.

6) При формировании импульса своего движения оттолкнитесь от земли, развивая по­рыв вперед.

7) Старайтесь задавить или перебить уда­ры противника своими ударами.

8) Движение должно быть постоянным и неостановимым.

Последнее замечание, заканчивающее эту главу, состоит в том, что свои действия вы дол­жны выравнивать, соотносясь с законом Трибожия.

Если вы ведете слишком разбросанный бой и злоупотребляете широко амплитудными уда­рами, вас неизбежно будут пробивать коротки­ми сжатыми ударами. Если же, наоборот, вы будете слишком ограничивать зону ударов, то неизбежно налетите на сильный удар с перифе­рии.

Таким образом, вы должны удерживать во время ведения боя некую правь, постоянно по­мня о недостатках и достоинствах ударов: бьешь прямой — открываешься под боковой, а бьешь боковой — открываешься под прямой.

Выйти из этого положения помогает прин­цип промежуточных защит. Когда вы нанесли удар, то независимо от того, попали вы или нет, не преминете сразу же закрыться защит­ным элементом или сменить позицию.

Думаю, сказано достаточно, теперь дело за вами!


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.