Здавалка
Главная | Обратная связь

Как управлять петрушечной куклой



Рисунки художника В. Дементьева

 

 

Предисловие

 

Какое интересное и полезное дело — школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками — и кукол, и сцену, — многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но как организовать такой театр?

Заслуженный артист республики Евгений Сергеевич Деммени, руководитель старейшего в нашей стране театра кукол, рассказывает в этой книге, как самим сделать кукол — от самых простых до более сложных, как построить ширму и сцену, как научиться управлять куклами, как сделать бутафорию и декорации и как поставить спектакль. Может быть, и вы у себя в школе организуете свой веселый кукольный театр. Желаем вам успеха!

 

О куклах

Передо мной небольшая тетрадь, на обложке которой выведено крупными буквами: «История театра Петрушки 21 Ф. 3. Д. — фабрично-заводская десятилетка.» Эта «история» написана четверть века назад одним из участников самодеятельного школьного кукольного театра, созданного от начала до конца самими ребятами.

Я хорошо помню спектакли этого веселого талантливого коллектива, помню, с каким увлечением, азартом и любовью относились ребята к своим обязанностям? как им хотелось, чтобы у них было все, как в «настоящем, театре».

Вот как описал автор рождение своего школьного театра: «В школу с начала учебного года ребята приходят бодрые, веселые, с ворохом новых идей, мыслей, желаний... Гдаль пришел в школу со старой куклой. И кукла вызвала необычайное действие — в этот день родился будущий герой моего повествования — кукла и театр Петрушки. В состав кружка вошли восемь человек. Вошли они сами собой: никто их не записывал, никто их не спрашивал и никто не агитировал. Они сразу же стали няньками, гувернантками, кормилицами новорожденного младенца Петрушки. Трудно было неопытным нянькам нянчить капризное дитя. Но там, где есть любовь к исполняемому делу, не может быть неудачи. «Няньки и гувернантки» полюбили Петрушку и сразу с жаром взялись за его обмундирование и воспитание.

У всех было одно желание — скорей за работу. Тут же произошло распределение обязанностей. Эскизы декораций рисовали Гдаль и Абрам. Куклы делал тот же Гдаль, инсценировку писал К-р, одевать петрушек взялись Женя и Валя, охранять их имущество — «завхоз» Миша, а освещать их «деяния» — «осветитель» Женя. Главным воспитателем новорожденного Петрушки (читай: директором театра) был единогласно избран Гдаль».

Каждому, как видите, нашлось дело по вкусу. Каждый в меру своих сил и способностей помогал рождению нового интересного дела, которому суждено было впоследствии сыграть в жизни школы значительную роль. И дело совсем не в том, что некоторые участники этого кружка сделались со временем профессионалами в той или иной отрасли искусства (это совсем не обязательно, и такой задачи самодеятельный кукольный кружок и не должен перед собой ставить), — важно, что каждый из ребят, участвуя в общей работе, испытал большую творческую радость от соприкосновения с искусством.

В «Истории театра Петрушки 21 Ф. 3. Д.», подаренной мне кружком в одну из наших памятных встреч, весело и живо рассказано о том, как создавали ребята свой первый спектакль, сколько возникало у них недоуменных вопросов, которые приходилось решать самим, без чьей-либо помощи. Часто ломали они голову над выполнением какой-нибудь технической задачи, а потом узнавали, что профессиональные кукольные театры давно уже эти задачи разрешили.

Трудно было научиться управлять куклами, но постепенно, преодолевая все эти трудности, кружок шел к выполнению заветной цели — постановке своего первого спектакля. Я видел спектакли этого театра; и, конечно, прав был автор «Истории» — «там, где есть любовь к исполняемому делу, не может быть неудачи».

Да, это был хороший, интересный кружок, доставлявший много радости его участникам и зрителям. Еще и сейчас, встречая иногда бывших кружковцев, я с удовольствием вспоминаю свои впечатления от спектаклей «Театра Петрушки 21 Ф.З.Д.».

Я думаю, ребята, что, если вы захотите в школе организовать свой школьньщ кукольный театр, вам это будет сделать гораздо легче, чем тем ребятам, о которых я вам рассказал. Ведь сейчас вы сможете получить полезные советы не только в любом профессиональном кукольном театре, но и в Домах пионера и школьника, где есть свои самодеятельные кукольные театры.

У нас в стране много хороших кукольных театров, и спектакли их смотрят зрители всех возрастов: и дети и взрослые, и каждый находит в них для себя много интересного. А ведь совсем недавно, всего сорок лет назад, в царской России не было ни одного настоящего, как говорят, профессионального театра кукол. И хотя народ всегда любил смотреть кукольные представления, любил веселого зубоскала и драчуна Петрушку, петрушечников не пускали не только в театры, но даже во дворы барских особняков.

«Вход петрушечникам и тряпичникам воспрещен»,— можно было прочитать на многих петербургских домах. Наверно, тем, кто тогда распоряжался театрами, не нравился острый язычок Петрушки, высмеивавшего бар, чиновников, попов и не боявшегося не только властей, но и самого черта.

Вот и пришлось Петрушке и его собратьям куклам больше трех столетий скитаться по городам и селам нашей необъятной Родины.

Где уж тут было думать о настоящем театре, в котором хорошо и удобно было бы зрителям смотреть кукольные представления, а кукольникам придумывать новые интересные спектакли.

После Великой Октябрьской социалистической революции все в нашей жизни изменилось. Особенно много внимания уделяет новая власть детям: строит для них ясли, детские дома, школы и даже специальные детские театры, которых еще нет ни в одной капиталистической стране. Дети всегда любили и любят кукол, вот почему и кукольный театр занял в их жизни значительное место.

Только теперь на смену Петрушке пришли новые лица. Ожили на кукольной сцене любимые герои хорошо знакомых сказок и детских книг, появилось много новых — интересных, веселых и поучительных — пьес. Да и сами спектакли стали много интереснее. Ведь когда до революции петрушечники показывали свои спектакли, они весь свой театр носили у себя за плечами. А сейчас многие кукольные театры имеют хорошие, специально для них приспособленные помещения.

Вместо одного актера, показывавшего Петрушку, в кукольных театрах теперь играют целые труппы хорошо обученных кукольников. Художники рисуют для кукольных театров декорации, скульпторы делают кукол, композиторы пишут музыку. Да и сами куклы стали куда интереснее.

Эта книга написана в помощь самодеятельным кукольным театрам.

В ней рассказано, как самим сделать кукол — от самых простых, из обыкновенной бумаги, до более сложных, из папье-маше и дерева; как построить ширму и марионеточную сцену; как научиться управлять различными куклами — петрушками, тростевыми, марионетками; как сделать декорации и бутафорию и, наконец, как организовать работу по выпуску спектакля.

 

Петрушки

В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

Как же этого достигнуть?

Об этом речь пойдет дальше, когда мы будем рассказывать, как научиться управлять куклами, а сейчас поговорим о самих куклах.

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.

Рис. 1.

Рис. 2.

«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками (посмотрите на рис. 1 и 2). Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».

Рис. 3 Рис. 4

Рис. 5 Рис. 6

Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец (рис. 3 и 4) или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе (рис. 5 и 6). В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Выбор того или иного способа управления «петрушкой» зависит от того, кого будет изображать кукла и какие движения ей предстоит делать. Например, если кукла изображает маленького зайчишку, то удобно голову куклы надеть на средний палец, а лапки — на указательный и безымянный. Если научиться быстро перебирать этими пальцами, то зайчик будет барабанить лапками (рис. 7).

Рис. 7. Для того, чтобы руки куклы-«петрушки» были подлиннее и она могла бы хорошо брать различные предметы, к ладошкам ее надо приделать трубочки, в которые бы плотно входили пальцы руки кукловода (рис. 8). Эти трубочки можно свернуть из картона и обклеить какой-нибудь легкой материей: коленкором или марлей. Голову «петрушки» делают из самых различных материалов: бумаги, трикотажа, папье-маше и дерева.

Рис. 8. Если взять лист плотной рисовальной бумаги, вырезать полоску и склеить из нее цилиндрик (рис. 9), а затем приклеить к нему снизу трубочку, в которую входил бы указательный палец кукловода, то получится основа для будущей головы куклы. К этому цилиндрику можно приклеить сделанные из бумаги или вырезанные из маленького кусочка дерева нос и уши. Уши склеивают из двух полосок бумаги, вставляют в прорези, сделанные по бокам цилиндрика, и закрепляют изнутри (рис. 10). Для прочности такую голову можно оклеить материей.

Теперь надо приступить к раскраске: нарисовать глаза, рот и сделать из бумаги, пакли или мочалки волосы, усы, бороду и брови. Если под рукой есть бусинки или горошинки, прикрепите их в тех местах, где должны быть зрачки. Глаза куклы будут поблескивать и казаться живыми.

Рис. 9.

Рис. 10.

Трудно перечислить все способы отделки головок кукол из бумаги. Каждый, кто сам попробует сделать такую голову, увидит, как меняется выражение ее лица от высоты «головного» цилиндрика, от изменения формы носа, ушей и от гримировки.

Можно голову «петрушки» сделать из трикотажа. Обычно с мягких кукол и начинают изготовление их в школьных кружках, считая, что такие куклы не только легче делать, но что они и долговечнее. Ведь на первых порах ребята еще не умеют достаточно аккуратно с ними обращаться.

На снимках изображены куклы из трикотажа, сделанные учениками 98-й школы Ленинграда. Вот как их делают.

Рис. 11.

Рис. 12.

На кусок фланели размером 10×12 см накладывают ровный слой ваты и сверху покрывают куском трикотажа такого же размера. Предварительно на трикотаже рисуют два ровных круга на месте будущих глаз (рис. 11). Затем половинки этих кружков прошивают насквозь, захватывая вату и фланель швом «взад иголку» (рис. 12).

Рис. 13.

Делают два одинаковых плотных шарика из ваты и подкладывают между слоем ваты и трикотажа, после чего прошивают оставшиеся половинки кружков. «Глазное яблоко» готово. Когда голова будет сшита вся, глаза можно раскрасить весьма разнообразно. Вот несколько глаз, нарисованных на одинаковых шариках (рис. 13).

Для носа вырезают два его силуэта из картона. Форма зависит от характера куклы. Это может быть крючковатый нос колдуньи или старика (рис. 14 а), курносый нос комического персонажа (рис. 14 б), прямой нос (рис. 14 в) и другие.

Рис. 14.

Картонные силуэты обшивают толстой ниткой через край, сшивают вместе (рис. 15) и кладут между трикотажем и ватой.

Рис. 15. Рис 16.

Переносицу и уголки носа пришивают к вате и фланели. Внутренность носа туго набивают ватой. Затем нос обтягивают трикотажем и внизу прошивают таким же швом, как глаза. Если необходимо сделать выпуклый подбородок, так же прошивают линию рта. Лицо готово.

Из чулка выкраивают мешок (рис. 16), набивают плотно ватой, в центр вставляют картонный патрон для пальца кукловода. К полученной болванке прикрепляют лице. Для этого на болванке мелом отмечают линию глаз и пришивают к ней уголки глаз. Так же пришивают уголки носа. Между трикотажем и ватой добавляется вата для утолщения щек, лба, подбородка. Затем трикотаж натягивают и по краю пришивают к болванке.

Уши делают отдельно. Вырезав силуэт, его обтягивают кусочком трикотажа и пришивают к голове. Форма ушей тоже может быть очень разнообразна.

Голова сшита. Теперь ее нужно раскрасить. Для этого лучше всего употреблять рельефную пасту, — она хорошо ложится на ткани. Рисуют пастой не кистью, а фунтиком. Свернув из целлофана фунтик, в него накладывают пасту, плотно заворачивают, отрезают кончик и рисуют, слегка надавливая на верхний край (рис. 17).

Рис 17.

Когда голова готова, пришивают волосы и делают головной убор. Волосами могут служить шерстяные нитки, штопка, распущенные старые чулки, капрон, мочала, конский волос и т. п.

Вот несколько примеров головных уборов (фото).

Корона из картона, обтянутая трикотажем и разрисованная (Старуха из сказки А. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Работа ученицы 5-го класса 98-й школы — Веры Рябцовой).

Для шляпы Дяди Матвея из пьесы «Сказка цепочка» И. Рачека использован бумажный стаканчик из-под топленого масла. На него лишь натянут чулок и пришита темно-красная лента (работа ученика 6-го класса 98-й школы — Алеши Колбанцева).

Шляпа из сукна и ситца, застроченных в виде соломки. (Кукла Разбойник из пьесы «Волшебный барабан» Дж. Родари. Работа куклодельного цеха Кукольного ученического театра 98-й школы.)

Куклы: Разбойник, Дядя Матвей и Старуха.

Для того, чтобы сделать голову из папье-маше, надо сначала вылепить ее из глины или пластилина. Затем можно использовать два способа: либо снять с вылепленной головы гипсовую форму и выклеить ее изнутри листиками бумаги, хорошо смоченными в клейстере, либо оклеить голову тонкими слоями пропитанных клеем бумажных листиков, а потом, когда бумажный слой высохнет, разрезать голову пополам и вынуть из нее глину или пластилин и снова склеить обе половинки головы. Для того, чтобы бумага не прилипла к форме, форму предварительно смазывают каким-нибудь жиром.

Бумагу для папье-маше надо не нарезать, а нарвать мелкими кусочками, чтобы края листиков были мохнатыми. Лучшая бумага для папье-маше пористая: оберточная или газетная. Кусочек бумаги, пропитанный клейстером, прижимают к форме, а затем рядом с ним прикладывают следующий таким образом, чтобы его края заходили за первый, и так — пока не будет выклеена вся форма. После этого начинают облеплять форму вторым слоем бумажных листиков. Обычно наклеивают семь — восемь слоев.

Чтобы толщина папье-маше по всей форме головы была равномерной, надо воспользоваться бумагой двух цветов. В этом случае легче следить за последовательным наложением каждого слоя.

Для получения клейстера нужно взять пшеничную или ржаную муку, хорошо разболтать ее в холодной воде, чтобы не было комочков. Затем — заварить крутым кипятком, довести массу до густоты киселя, добавить в нее несколько капель столярного клея, тщательно перемешать и снова прокипятить.

Сделанную из папье-маше голову гримируют любыми красками, предварительно загрунтовав левкасом. (Левкас — мел, смешанный со столярным клеем и сиккативом до густоты сметаны.)

Головы из папье-маше, вылепленные непосредственно по пластилину или глине без предварительно снятой гипсовой формы, будут отличаться от оригинала меньшей точностью. Ведь каждый наложенный на слепок слой бумаги сглаживает черты лица. Поэтому для изготовления голов из папье-маше лучше пользоваться гипсовой формой.

Труднее сделать голову из дерева, но зато она будет более прочной и отделать ее можно тщательнее. Дерево лучше, чем папье-маше, сохраняет каждый штрих резца.

Для работы можно использовать любую породу дерева, но лучше всего липу. Липа сравнительно мягкое дерево, легко поддается ножу и не колется. Выбранное для работы дерево должно быть ровное, прямое, без сучков и наплывов, здоровое, — без дупла и гнили. Нельзя брать сухостойные деревья.

Спиленную липу надо хорошо просушить, — резать из сырой, только что спиленной липы не следует, так как, высыхая, она дает трещины. Кроме того, сырое дерево трудно зачистить шкуркой и хорошо окрасить.

Лучшим сезоном заготовки липы является осень и зима — период, когда в стволе прекращается движение сока. Спиленное в это время дерево сохнет лучше и скорее. Естественная сушка бревна продолжается два с половиной года, но современная техника деревообделочных заводов знает способы, сокращающие этот процесс до нескольких часов.

Дерево не должно быть слишком молодое, так как в молодом дереве мягкая древесина при резке стамеской заминается. Чем старше дерево, тем оно более пригодно для резки (при условии отсутствия гнили).

Лучшим сортом липы для резки считается парковая липа, — она имеет твердую древесину слегка розоватого оттенка; лесная липа имеет совершенно белую окраску древесины, и сердцевина ее значительно мягче.

Рис. 18.

Для резки кукол нужны следующие инструменты: нож резчицкий (может быть заменен остро отточенным перочинным или финским небольшого размера), две — три полукруглых стамески разных размеров, топор и колотушка (рис. 18).

При помощи этого небольшого набора можно вырезать любую куклу, но, конечно, лучше иметь более полный набор резчицких инструментов из хорошей стали. Инструмент должен быть хорошо отточен, без зазубрин и других повреждений лезвий, — тогда срез дерева получается чистый и ровный.

Рис. 19.

Для изготовления головы куклы от бревна отпиливают чурку необходимой длины.

Постепенно, сначала топором, а затем стамесками чурку «оболванивают» и придают ей форму головы (рис. 19).

Помните, что слой дерева надо снимать постепенно, не торопясь, отделяя пласты дерева небольшими кусками, чтобы случайно не срезать слишком много. Не следует заниматься отделкой деталей, не решив общей формы.

Рис. 20.

Техника резки по дереву несложна. Если размер будущей куклы невелик, то вырезать ее можно не зажимая дерево в верстак. Чурбачок, предназначенный для головы, резчик берет в левую руку, стамеску — в правую (рис. 20). Резать удобнее всего сидя на низком табурете, без спинки (рис. 21).

Рис. 21. Если резчик режет по чужому рисунку, то лучше сначала голову вылепить из пластилина или глины. В крайнем случае надо иметь два рисунка — в фас и в профиль.

Когда голова вырезана, приступают к ее отделке. После резки стамеской сглаживают неровности ножом, упрощают форму, срезают лишнее. Обработанную ножом поверхность дерева сначала зачищают рашпилем или крупнозернистой шкуркой (стеклянной бумагой), а затем шлифуют более мелкой шкуркой. Если в дереве есть какие-либо повреждения или изъяны, их заклеивают слоями бумаги с клеем (папье-маше), еще раз зачищают тонкой шкуркой и только тогда приступают к окраске.

В голове куклы снизу просверливают отверстие для пальца руки кукловода. На шейке делают зарубку и желобок, чтобы прикрепленную к ней ткань чехла можно было прочнее обвязать.

Головы для тростевых кукол и «марионеток» делают таким же способом.

В шею тростевых кукол вставляют машинку, а головы марионеток скрепляют с торсом при помощи проволоки, как показано на рисунке 22.

Рис. 22. Ручки для куклы можно выпилить из фанеры в виде простых рукавичек с одним большим пальцем или вырезать из дерева, или же сделать из трикотажа на проволочном каркасе. Затем к ним приделывают трубочки для пальцев руки кукловода.

Чехол для туловища куклы шьют из легкой мягкой материи.

Рукава чехла пришивают под прямым углом к оси туловища куклы. На чехол надевают костюм куклы. Для получения различных толщинок в фигуре куклы между платьем и чехлом можно подшить соответствующей формы мешочки,, набитые ватой.

Длина чехла должна быть такой, чтобы рука кукловода была скрыта в нем почти до локтя, а талия куклы приходилась на линии запястья.

Если по ходу спектакля кукла должна иметь ноги, то надо сшить штанишки, набить их ватой и прикрепить к талии куклы. Самые ножки (ступню) можно вырезать из дерева или сшить из материи.

Когда кукла готова, надо надеть ее на руку и внимательно проверить, удобно ли она сидит на руке и хорошо ли может двигать головой, руками, сгибаться в талии. Если обнаружится, что плечи куклы находятся по отношению к ее туловищу как бы на разной высоте (это очень часто бывает), то для того, чтобы эта разница была менее заметна, на рукав чехла, в который вдет большой палец кукловода, надо пришить подушечку из ваты. Костюм на кукле должен сидеть свободно, чтобы рукава не тянули в проймах.

Размер «петрушек» тесно связан с размером человеческой руки, и поэтому голова куклы-«петрушки» обычно не превышает 10—15 см.

Для изображения в петрушечных куклах животных можно воспользоваться показанной на рисунке схемой выкройки (рис. 23).

Рис. 23.

В этом случае куклу лучше делать из сукна или байки. Если материя тонкая, ее надо положить на подкладку. Швы следует строчить на машине. Иногда приходится простегивать подкладку тонким слоем ваты, но так, чтобы толщина ее не мешала движениям. Когда основа животного готова, ее обшивают мехом, естественным или искусственным, подкрашивают нужные места, подчеркивая форму, и, наконец, нашивают отдельные детали костюма или упряжи.

 

 

Как управлять петрушечной куклой

Для того, чтобы научиться хорошо водить петрушечную куклу, надо сначала освоить ряд упражнений, которые полезно повторять потом как «зарядку» перед каждым спектаклем.

Надев куклу на руку, посмотрите, правильно ли сидит голова куклы, — не смещена ли она вправо или влево; сведите руки куклы вместе и убедитесь в том, что ее ладошки обращены друг к другу, а пальцы вашей руки не выскальзывают из трубочек. Проверьте, удобен ли чехол: согните руку вперед в запястье и посмотрите, совпадает ли сгиб вашей руки с наклоном туловища куклы в талии, верно ли сшит костюм. Если все в порядке, то можно приступить к упражнениям.

Рис. 24. Положение правильное

Положение неправильное.

Упражнения можно проделывать под счет, а потом и под музыку совершенно так же, как это делаете вы сами на «зарядке». Сделайте себе какую-нибудь ширму (простейший способ — протянуть в дверях веревку на высоте, превышающей ваш рост на 3—5 см, и перекинуть через нее одеяло), встаньте за ней и покажите куклу над ширмой. Обратите внимание на положение куклы. Кукла должна быть повернута в сторону зрителей с очень небольшим наклоном вперед — вниз так, чтобы ее глаза встретились с глазами зрителей. Для этого ваша рука также должна быть чуть-чуть наклонена вперед, — немного согнута в запястье. Обычной ошибкой является выгиб запястья вперед, то есть наклон кисти руки назад, что влечет за собой «запрокидывание» куклы. Следите за тем, чтобы локоть вашей руки не отклонялся в сторону, чтобы воображаемая линия, проведенная через ладонь и локтевую точку, была перпендикулярна полу (рис. 24).

Куклу надо показывать над ширмой на высоте трех четвертей ее роста, — приблизительно до колен. Привыкайте с самого начала держать куклу над ширмой на одинаковой высоте. Внимательно следите за сгибом запястья и положением локтевой точки. Кажется, что это совсем просто, а на самом деле даже у довольно опытных кукловодов кукла иногда теряет уровень или неожиданно отклоняется в сторону.

Так как самому такую ошибку заметить бывает трудно, то надо во время упражнений следить друг за другом, чтобы, пока один делает упражнение, другой смотрел и замечал недостатки. Со стороны, как говорится, виднее.

Итак, первоначальным положение куклы будет такое, когда она появится над ширмой на три четверти своего роста с лицом, обращенным к зрителям, и разведенными в стороны руками.

В этом положении кукла может проделать следующие движения: наклонить голову вперед (сгиб указательного пальца, на который надета голова куклы), свести и развести руки (сведение и разведение большого и среднего пальцев, на которые надеты руки куклы), наклонить торс вперед, вправо, влево и назад (сгиб запястья в соответствующем направлении), присесть (отвести запястье назад, не смещая локтя) и принять первоначальное положение (выпрямить кисть).

Попробуйте проделать все эти движения в любой выбранной вами последовательности на четыре счета, делая каждое движение на «раз» и сохраняя спокойное положение куклы на «два-три-четыре». Следите при этом, чтобы каждое движение было точным и не вызывало «трепыхания» всей куклы и изменения уровня, на котором она находилась в первоначальном положении. Когда эти простейшие движения будут усвоены, переходите к более сложным.

Наиболее трудным является шаг. Для того, чтобы кукла начала ходить по скрытой за ширмой воображаемой плоскости пола, нужно, слегка поднимая и опуская локтевую точку вверх и вниз, передвигать свою руку по направлению движения куклы. Если при этом поднимать и опускать руки куклы (поочередно) — большой и средний пальцы своей руки, — получится впечатление марширующей куклы. При ускоренном счете шаг перейдет в бег. Шаг можно сочетать с другими движениями, например приседаниями или прыжками.

Каждое упражнение надо сначала проделать на одной руке, потом на другой, а затем на обеих сразу. Когда будете водить кукол на двух руках одновременно, особенно внимательно следите за положением локтей. На рисунках 25 и 26 показано правильное и неправильное положение рук кукловода при упражнении с двумя куклами.

Рис. 25. Положение правильное.

Рис. 26. Положение неправильное.

«Петрушки» хорошо берут в руки различные предметы. Эту их особенность можно удачно использовать в будущих спектаклях, поэтому полезно провести ряд упражнений на игру с вещами.

Для начала попробуйте взять руками куклы какой-нибудь легкий предмет, например спичечный коробок или обыкновенный детский игрушечный кубик. Наклоните куклу в талии так, чтобы ладони ее рук оказались за ширмой, и подайте своей свободной рукой предмет. Берите его кончиками рук куклы и следите при этом за тем, чтобы кукла не теряла уровень и не пропадала сама за ширмой. Проделайте упражнение двумя куклами, передавая предмет из рук в руки. Если в занятиях участвуют несколько человек, попробуйте передавать предмет всеми куклами по очереди. Делайте это сначала по счету, а затем под музыку в ритме марша.

Когда освоитесь с этими упражнениями, придумайте другие, более сложные: например, одна кукла подает стакан, а другая наливает в него из кувшина воду. Две куклы строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее.

Если упражнения делают несколько ребят, обязательно нужно научиться общению друг с другом, чтобы куклы, находящиеся в руках разных кукловодов, могли хорошо играть с вещами и «вступать в разговор» между собой. Все это пригодится в будущих спектаклях вашего школьного театра.

«Петрушки» очень веселые куклы. Они не только хорошо бегают, прыгают и играют с вещами, но могут и танцевать самые различные танцы.

Если хотите, чтобы ваши «петрушки» научились танцам, внимательно приглядитесь к танцующим товарищам. Отойдите от них на небольшое расстояние, возьмите в руки тетрадку или полоску бумаги и, поднеся ее на уровень своего глаза, смотрите на танцующих так, чтобы видеть их до колен. Так вы яснее увидите, какие движения они производят торсом и руками в том или ином танце.

Постарайтесь запомнить эти движения и попробуйте воспроизвести их на куклах. Конечно, всех разнообразных и мелких движений, которые делает танцующий человек, ваши «петрушки» сделать не смогут, да это и ненужно. Ведь кукла должна только напоминать живое существо, давать его обобщенный образ, а не подражать человеку.

Попробуем станцевать вальс. Характерным движением этого танца является плавное кружение при определенном положении фигур танцующих. Наденьте кукол на обе руки, поверните их (кукол) друг к другу, соединив руки так, как это вы заметили у танцующих товарищей: вытяните правую и левую руки куклы вверх — вбок (для этого надо соединить большие пальцы своих рук), одну руку куклы «дамы» положите на плечо куклы «кавалера», а его рукой подхватите «даму» за талию (в этом случае действуют средние пальцы ваших рук). Обратите внимание на то, чтобы лица кукол были повернуты друг к другу. Теперь попробуйте сами танцевать вальс, внимательно следя за тем, чтобы не снижать уровня, на котором над ширмой находятся куклы, и не изменять их положения в отношении друг друга. Зрители в этом случае сразу поймут, что куклы танцуют вальс. Это, пожалуй, самый легкий для кукол танец, так как им самим не приходится делать никаких движений, а достаточно, чтобы кукловод сохранил найденную для вальса позу кукол.

Другие танцы (краковяк, мазурка, полька) потребуют от кукловода большего умения. Движения в этих танцах более сложные, и надо особенно внимательно приглядеться к танцующим, чтобы суметь воспроизвести эти танцы в куклах.

Рис 27.

На рисунке 27 последовательно показаны отдельные положения кукол, танцующих краковяк. Сначала надо поставить кукол лицом друг к другу, соединив их правые и левые руки (средние пальцы рук кукловода); сделав кругообразное движение кистями своих рук, перевести кукол во второе положение, при котором куклы, не разъединяя рук, оказались бы обращенными друг к другу спиной, вернуть их снова в первоначальное положение и повторить это движение дважды. Это будет первой фигурой танца.

Сохраняя положение кукол в отношении друг друга, сделать по два прыжка вперед и назад с одновременным похлопыванием ладошками рук кукол (вторая фигура) и закончить поворотами вокруг собственной оси, соединив фигуры кукол, как показано на том же рисунке.

Итак, мы познакомились с петрушечными куклами и в общих чертах узнали, как ими управляют. Как видите, устройство «петрушек» довольно просто, и каждый кружковец сможет сделать себе такую куклу сам, внеся, если это нужно, в нее те или иные дополнения.

Вот посмотрите на этот снимок. На нем изображена кукла-пианист. Руки этой куклы имеют подвижные кисти (на шарнирах), и от взмаха пальца руки кукловода кисть «пианиста» принимает различные положения. Голова куклы свободно вращается на шее, в которую входит указательный палец руки кукловода. Взмахом указательного пальца кукловод может вскидывать голову куклы, и «пианист» принимает вдохновенную позу.

А вот у «петрушки», изображающей цыганскую плясунью, подвижная голова, а руки удлиненные и имеют дополнительное сочленение в локтях. Это усовершенствование позволяет ей делать в танце много разнообразных движений (играть на бубне, закидывать руки за голову и другое).

В каждом отдельном случае, в зависимости от того, какие задачи поставлены перед куклой, в ее устройство могут быть внесены те или иные дополнения и усовершенствования.

 

 

Тростевые куклы

Разновидностью кукол, показываемых из-за ширмы, являются тростевые куклы или, как их иногда называют, яванские (по месту предполагаемой их родины — острова Ява).

Эти куклы также управляются непосредственно рукой кукловода, вдетой в куклу, но устройство их более сложно, чем «петрушек».

Тростевые куклы имеют подвижную голову, полый чехол, в который входит рука кукловода, управляющая головой и торсом куклы, и руки, имеющие локтевое сочленение, а иногда и подвижные кисти.

К рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Чтобы в нужную минуту кукловод мог легко взять трость, к концам их полезно приделать веревочные петли и продеть в них свою руку. Это приспособление предохраняет руки кукол от беспомощного провисания в случае, если нужно использовать для жеста только одну из тростей.

Трости могут быть открытые, видимые глазу зрителя или замаскированные в складках одежды куклы (в ее широких рукавах или накинутом на плечах плаще), или скрытые внутри туловища куклы. В последнем случае трости целесообразнее заменить специальными тягами — нитями из капрона.

На рисунках 28, 29, 30 показаны различные способы прикрепления тростей и тяг.

Рис. 28.

Рис. 29.

Рис. 30.

Наружные трости лучше всего прикреплять к локтевому сочленению руки куклы. В этом случае жест куклы будет более свободным. Рука ее может не только подниматься, опускаться и сгибаться в локте, но и поворачиваться таким образом, что ладони ее примут любое положение. А если при этом сделать подвижные кисти, соединив их в запястье с локтевым сочленением кусочком сыромятной кожи, то движения рук кукол приобретут особую выразительность. Кроме того, при таком способе прикрепления тростей их легче замаскировать, — они окажутся ближе к туловищу куклы, а если трость согнуть в виде буквы «Г», то ее основной стержень можно скрыть в чехле куклы.

Головой куклы управляют либо держа ее рукой за шею, либо при помощи особой машинки. Устройство машинки было показано на рисунке 22.

Управляя тростевой куклой, кукловод должен помнить все те правила, о которых мы говорили в главе о «петрушках» (не терять уровень, следить за правильным положением куклы над ширмой, за движениями ее головы и рук).

Обычно тростевой куклой управляет один кукловод, но бывают случаи, когда движения кукол настолько сложны (например, в танце или игре с вещами), что потребуется помощь товарища. В этом случае нужно хорошо сговориться между собой и точно условиться, в чем именно будет заключаться эта помощь.

Попробуйте проделать ряд упражнений с тростевой куклой, начиная от самых простых, как например наклон и повороты ее головы, наклон туловища, поднимание и опускание рук, сгибание рук в локте, приседание и прочее. По примеру упражнений с «петрушками» установите их последовательность и проделайте сначала на счет, а затем и под музыку.

Когда перейдете к игре с вещами, учтите, что тросте-вым куклам труднее брать в руки предметы, чем «петрушкам», и тут в каждом отдельном случае надо придумать способ, при помощи которого тростевая кукла сможет взять в руки предмет. Иногда это будет нитка, прикрепленная к этому предмету и заранее продетая через петельку или дырочку, сделанную в ладони куклы. При соприкосновении ладони с предметом ниточку надо подтянуть, и предмет окажется в руке куклы; иногда, если предмет не тяжелый, можно воспользоваться магнитом (для этой цели очень удобен магнит, взятый из существующих в продаже так называемых магнитных мыльниц), а иногда потребуется и помощь товарища.

Представим себе, что тростевой кукле надо взять и перенести с места на место какой-нибудь громоздкий предмет, например сундук или стол. Целесообразно в этом случае прикрепить предмет к специальной трости и в тот момент, когда кукла прикоснется к нему руками, переместить трость, а следовательно и предмет, в нужное место. Вот эту подсобную работу и должен выполнить помощник кукловода, его товарищ, которому в других обстоятельствах, может быть, тоже понадобится чья-нибудь помощь.

 

Марионетки

Марионетки — так называют кукол, управляемых системой нитей, прикрепленных к их голове, торсу и конечностям.

Марионетки видны зрителю во весь свой рост. Они могут не только ходить по полу, но и подниматься по лестницам, взбираться на трапецию, — словом, делать почти все, что делает человек. Только движения их будут более порывистыми, угловатыми, более условными, не совсем такими, как у живых существ.

Мы и не стремимся к тому, чтобы зритель принял куклу за человека или животное. Такая задача была бы бессмысленной; мы хотим только, чтобы во время спектакля он поверил, что кукла ожила и действует сама, точно так же, как он верит во время своих игр в то, что игрушки могут разговаривать и понимать друг друга. Если же это зритель взрослый, то пусть он забудет о нас, актерах-кукловодах, не задумывается над тем, как нам удалось оживить кукол. Ну, а чтобы добиться таких результатов, нам с вами, будущими артистами-кукловодами, надо не только знать, как устроена марионетка, но и научиться хорошо управлять ею.

На рисунке 32 показана кукла-марионетка. Посмотрите на этот рисунок внимательно, и вы поймете ее устройство. Сделать марионетку лучше всего из дерева (липы). Сочленения надо скрепить проволокой или кусочками сыромятной кожи, — они должны быть очень подвижны и хорошо пригнаны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.