Здавалка
Главная | Обратная связь

Чертежи конструкции сцены марионеточного театра



Чертеж 1. Общий вид сцены.

Чертеж 2a. План сцены спереди и сверху.

Чертеж 2a. План сцены спереди и сверху.

Чертеж 2б. План сцены сбоку

ертеж 3. Скрепления деревянной части сцены.

Чертеж 4. Детали устройства сцены.

 

 

Ширма и сцена

Петрушек, тростевых кукол и всех кукол представляющих их разновидности, показывают из-за ширм. Вот посмотрите на этот рисунок: на нем изображена сцена народных развлечений, среди которых и кукольное представление. Петрушечник показывает своих кукол из-за «ширмы», представляющей собой как бы юбку, поднятую подолом кверху и закрывающую таким образом верхнюю часть туловища петрушечника. Такое представление во время своих путешествий в XVII веке по Московии (в 1636 году) видел западный дипломат л ученый Адам Олеарий и зарисовал его. Этот рисунок является первым документальным свидетельством о петрушечном представлении в России и дает нам понятие об устройстве самого «театра». Позднее петрушечники стали делать складные ширмы, такие, как показано на рисунке 35. Эти ширмы они носили у себя за спиной и, кочуя с места на место, показывали свои незатейливые представления.

Ширма состояла из трех складывающихся пополам створок и удобно умещалась в сравнительно небольшом пакете. Каждая створка — это четырехугольная рама, которая была обтянута материей (рис. 35). Размеры ширмы определялись ростом кукловода, увеличенным на 2— 3 см. Таким образом, в сложенном виде ширма представляла собой прямоугольник, стороны которого не превышали 85—90 см (если принять рост взрослого кукловода в 170—175 см). С такой ширмой наш театр выступал на фронте, дополнив ее еще двумя боковыми створками тех же размеров.

Рис. 35.

Для того, чтобы трехстворчатую ширму можно было сложить, не разбирая на отдельные створки, необходимо одну из боковых створок сделать на 1—1,5 см уже, а вдоль края средней створки набить соответствующей ширины (1—1,5 см) планку. К этой планке надо прикрепить вторую (более широкую) створку ширмы. Толщина этой створки должна соответствовать толщине створок ширмы. Тогда все три створки ширмы могут быть сложены вместе.

Рис. 36.

Половинки средней створки ширмы должны быть на петлях и складываться наружу (на зрителя). Половинки боковых створок не соединены между собой, а закрепляются при установке ширмы на шпунтах или крючках. Дополнительные боковые створки прикрепляются на съемных петлях (рис. 36).

На рисунке 37 изображена ширма, которой пользовались в недавние годы наши колхозно-совхозные кукольные театры. Устройство такой ширмы очень простое; она удобно складывается, перевозится и вполне пригодна для показа самых различных спектаклей.

Рис.37.

Состоит она из трехстворчатой «пузовины» и прикрепленной к ней портальной арки. Для удобства хранения и перевозки ширмы среднюю ее часть и портальные арки делают складными. Средняя часть (пузовина) состоит из трех рам, ширина которых может быть определена примерно в 1,5 м (средняя рама) и в 0,75 м (боковые). Портальная арка прикрепляется к полу откосами и имеет наверху кронштейны, на которые навешивают занавес и детали декоративного оформления; фоном может служить однотонный задник.

В современных кукольных спектаклях пользуются ширмами самых разнообразных форм и размеров. Зачастую ширмы, в прямом смысле этого слова, в спектакле отсутствуют и заменяются различными деталями декораций, за которыми скрываются кукловоды. Это вносит большое разнообразие в игру кукол, позволяет им играть в различных точках сцены, а не только у края ширмы. Однако при таких сложных решениях сценического пространства надо всегда учитывать рост кукловода и наиболее удобное для него положение, чтобы он, как правило, мог управлять куклами стоя во весь рост, без необходимости пригибаться, опускаться на колени или склонять голову.

Рис. 38.

Следует еще иметь в виду, что когда вы играете куклой на втором плане, отведя ее от края в глубь сцены, то сидящий в зале зритель, особенно в первых рядах, будет видеть ее более урезанной снизу, поэтому выгоднее на втором и следующих планах строить дополнительные ярусы ширм, поднимая каждый из них выше другого. А для того, чтобы кукловоду было удобно управлять куклами, — делать соответственно каждому ряду ступеньки (рис. 38).

* * *

Сложнее построить сцену марионеточного театра. Кукловод, управляющий марионеткой, обычно находится на помосте, возвышающемся над уровнем планшета на 50—60 см.

На прилагаемых чертежах показано устройство сцены, которую смогут изготовить ребята только старших классов, хорошо владеющие столярным делом и умеющие читать чертежи. Для них и даются следующие объяснения.

Местом действия кукол-марионеток является трехмерная сцена-коробка. Кукловод помещается сзади и по бокам этой коробки на особом помосте — тропе, поднятой на 50 см выше уровня планшета, на котором играют куклы. Тропа имеет поручень, приходящийся на высоте пояса среднего роста кукловода, то есть отстоящий от помоста (тропы) на 85 см. Поручень служит для опоры во время игры с куклой и для навески задника, скрывающего находящихся на тропе кукловодов. Планшет сцены, на котором играют куклы, поднят над уровнем пола на 70 см. При таких расчетах вся конструкция (марионеточная сцена) должна быть установлена на высоте метра от уровня пола зрительного зала.

Зеркало сцены определяется величиной куклы, глубиной сцены и высотой поручня, а также расположением первого ряда зрителей. Оно колеблется по вертикали от 1 м до 1,15 м, по горизонтали — от 2,5 м до 3 м. Приводимые нами размеры являются ориентировочными и могут быть изменены в зависимости от условий зрительного зала, в котором устанавливается сцена марионеточного театра.

Если зеркало сцены будет увеличено по вертикали, то должна быть поднята и тропа, так как высота, на которой расположен ее поручень, остается величиной неизменной. А это потребует удлинения нитей, на которых подвешены куклы. Чем длиннее нить, тем труднее управлять куклой; поэтому увлекаться чрезмерным увеличением зеркала марионеточной сцены по вертикали не следует. Кроме того, увеличение зеркала сцены по вертикали повлечет за собой увеличение всей конструкции, высота которой в наших расчетах колеблется от 3,25 м до 3,5 м.

На прилагаемом чертеже показана конструкция сцены марионеточного театра, размеры которой определились в течение многих лет практической работы. Эта конструкция дает возможность ставить достаточно сложные, в техническом отношении, спектакли и одновременно легко и быстро разбирается и удобна для перевозок.

Основные составляющие ее части следующие: а) планшет, б) задняя и боковые тропы, в) портальная арка.

Планшет состоит из отдельных щитов, укладываемых на рамы, отходящие от задней тропы, размеры и устройство которых показаны на прилагаемом чертеже. Задняя тропа состоит из трех станков размерами (в плане) 1,5×0,7 м, при общей высоте 1,5 м. Станки сделаны из рам, собираемых на съемных петлях, каркасы которых покрываются щитами.

Продольные передние рамки изготовляют из брусков сечением 4×8 см и для жесткости скрепляют угловым железом 3×3 см при толщине в 3 мм. Все прочие продольные и поперечные рамки изготовляют по единому типу из брусков сечением 4×6 см со связкой углов в полдерева. Каждый станок рассчитан на одновременное нахождение на нем пяти — шести человек.

Боковые тропы представляют собой (в плане) прямоугольные площадки 0,25 кв. м при одинаковой высоте с задней тропой, то есть 1,5 м. Боковые тропы рассчитаны на одного кукловода.

Щиты, укладываемые на рамы и составляющие собственно помост (тропу), делают из досок и обивают снизу планками сечением 4×6 см, служащими также ограничителями перемещения щитов настила.

Рис. 39.

Рамки двух крайних станков служат одновременно и лестницами для подъема на тропу. Для этой цели они имеют соединительные планки сечением 5 см. Для придания рамам станков большей жесткости углы их соединены брусчатыми раскосами. Станки следует плотно пригонять один к другому, скрепляя их металлическими хомутами или болтами с навинчивающимися шайбами. При сборке станков необходимо внимательно следить за исправностью съемных петель, на которых собраны рамы, и правильным зашпиливанием их, так как малейшая небрежность в этом отношении может повести к катастрофе. Целесообразно для сохранности граней брусков окантовать их алюминиевыми угольниками 3×3 см при толщине в 3 мм.

* * *

Можно показывать марионеток и в более примитивных условиях. Если подвязать куклу с таким расчетом, чтобы вага в руках кукловода находилась на высоте его груди, то достаточно отгородить кукловода от зрителя соответствующей высоты ширмой, и он сможет показывать кукол, сам оставаясь невидимым, при условии, что впереди сверху будет повешен занавес, скрывающий от зрителей верхнюю половину его туловища.

Если зрителей немного и они могут разместиться так, что увидят кукол, которые будут играть на полу, то марионеточную сцену можно сделать, раскрыв обе половинки двери и завесив верхнюю часть дверного проема материей, чтобы скрыть кукловода, который будет стоять за ширмочкой, поставленной на 0,5 м в глубине дверной рамы.

Ну, а если найдется большой и прочный простой стол, на который может встать кукловод, то кукол будет видно гораздо лучше, и зрителей может собраться больше.

Рис. 40. Софит

Свет. Если показывать спектакль в помещении, в котором зрительный зал и место, где происходит игра кукол, освещены равномерно, внимание зрителя будет рассеяно. Если место, где играют куклы, осветить, а зал погрузить в темноту, — зритель сразу начнет следить за тем, что происходит на сцене.

Из этого простого примера видно, какое значение для спектакля имеет свет.

Но свет нужен не только для того, чтобы осветить то место, где происходит действие; свет может быть использован более интересно и разнообразно в самом спектакле.

По ходу пьесы день переходит в ночь — на небе взошла луна, на земле загорелся костер.

Если действующие лица станут об этом говорить, а на сцене будет яркий белый свет, зрители разочаруются; а вот если искусные школьные электрики придумают, как это все изобразить на сцене,— результат будет другой.

Конечно, школьный кукольный кружок не сможет сразу рассчитывать на большую сложную электроаппаратуру, но иногда достаточно нескольких действительно простых электроприборов, чтобы получить необходимый результат. Простейшими из них являются софиты и тобусы.

Софит (рис. 40) представляет собой, продолговатую металлическую коробку (ее можно спаять из жести), разделенную на гнезда, в которых укреплены патроны с лампами.

Тобусы — это фонари с линзами (рис. 41).

Рис. 41. Тобус.

Тобусы — это фонари с линзами (рис. 41).

И в тех и в других могут быть укреплены рамки с цветными стеклами или специальными фильтрами (цветной целлофан).

Чтобы стекла не лопались от нагревания, их разрезают на полоски.

Софиты и тобусы располагают впереди ширм (на марионеточной сцене софиты — внутри на портальной арке, а тобусы — перед сценой на штативе).

Для управления светом нужно сделать небольшой щиток, примерная схема которого дана в приложении.

Кроме наружного освещения хорошо иметь несколько источников света (подсветок) для использования их на самой ширме (марионеточной сцене).

 

 

Выбор пьесы

Теперь, когда мы с вами познакомились с устройством кукол, научились их делать и управлять ими, можно перейти к нашей главной задаче — выбору пьесы для будущего спектакля.

Ведь спектакль — это не просто веселое зрелище, на котором можно бездумно посмеяться. Каждый спектакль должен не только повеселить зрителя, он должен заставить его взволноваться за судьбу героев, посочувствовать им в беде, вызвать желание помочь преодолеть все те препятствия, которые мешают им достигнуть намеченной благородной цели. Зритель должен задуматься над тем, а как поступил бы он сам, если бы с ним или его товарищами случилось то, что он увидел на спектакле. Пусть это будет какая-нибудь самая незатейливая сказочка, вроде сказки про Козла, на которого напали серые Волки и чуть его не растерзали; но, смотря ее, юный зритель, наверно, не только пожалеет Козла, но и захочет спасти его. Мы помним, как на одном из спектаклей этой сказки в нашем театре совсем маленький мальчик, который первый раз в своей жизни пришел в театр, вскочил на стул и повелительно закричал: «Волк, не ешь Козла!»

Побывайте на спектаклях для маленьких ребят, и вы увидите, как волнуются они за судьбу героев, как горячо вмешиваются в действие, предупреждая Мичека Фличека о хитростях Змея Заоблаковича, как бурно приветствуют храброго «Точку, точку», спасшего девочку Надю.

Но вы не думайте, что только маленькие дети способны так взволнованно откликаться на действие, которое разыгрывают куклы. Прислушайтесь к напряженной тишине в сцене на кладбище, когда индеец Джо ведет разговор с Мефом Поттером в спектакле «Том Сойер», который смотрят ученики четвертого — пятого классов. Наблюдая поведение зрительного зала на спектаклях для взрослых, мы видим, что и они не остаются безучастными к игре кукол. Мы помним, как смотрели наши выступления на фронте во время Великой Отечественной войны воины Советской Армии. Какими раскатами хохота сопровождались сцены из похождений незадачливого Фрица в пьесе С. Маршака «Юный Фриц» и каким гневом сверкали глаза бойцов, когда мы показывали памфлеты «Волчий аппетит» или «Авто-мото-грабители», в которых разоблачалась хищническая сущность фашистов.

Да, куклы способны взволновать зрителя любого возраста! Все зависит от того, какую они играют пьесу. Кукольный театр — это особый вид театра, который не подменяет «настоящий» театр, а существует самостоятельно.

Есть у кукольного театра и еще одна особенность. Это, пожалуй, единственный вид театра, который доступен зрителям самого юного возраста — пяти — шести лет, впервые в своей жизни переступающим порог театра. И об этом не следует забывать, когда мы выбираем для них пьесу. Каждая пьеса, независимо от того, на какой возраст она рассчитана, должна воспитывать зрителей в духе тех великих задач, которые стоят перед нашим народом.

Вот и подумаем: какие воспитательные задачи несет в себе та пьеса, которую мы собираемся взять для постановки в нашем школьном кукольном театре? Соответствует ли она тому возрасту зрителей, для которых мы ставим наш спектакль? Все ли этому зрителю будет понятно и, наконец, интересно ли ее показывать в куклах? Ведь может случиться и так: пьеса как будто хорошая, мысли в ней полезные, а действие развивается вяло, действующие лица много говорят, а на сцене в это время ничего не происходит. Такую пьесу смотреть скучно, а раз скучно, — значит, не только никакой пользы зритель от спектакля не получит, а еще и уйдет из театра недовольный.

Значит, читая пьесу, надо стараться представить себе, как всё, о чем в ней говорится, будет выглядеть в спектакле.

Часто задают вопрос: какие же пьесы можно показывать в кукольном театре, а какие нельзя?

На этот вопрос ответить каким-то общим советом трудно. В кукольном театре можно показывать самые различные пьесы, и смешные и серьезные. Куклы могут и смешить, и вызывать слезы, и заставлять зрителей замирать от страха. Но одно соображение мне кажется бесспорным: надо стараться выбирать для кукольного спектакля такие пьесы, которые куклы сыграют лучше, чем люди. В ряде случаев такие возможности обнаружить довольно легко.

Возьмем для примера сказку Евг. Шварца «Красная Шапочка». Эта пьеса часто шла и в кукольных театрах и в театрах, где ее играли актеры. Мне кажется, что она гораздо больше подходит для кукол. Посудите сами: в этой сказке, помимо Волка, Медведя и Зайцев, действуют такие персонажи, как Уж и только что вылупившиеся Птенцы. Конечно, и те и другие в кукольном театре будут убедительнее.

Да и в самом действии пьесы вы найдете немало сцен, которые в кукольном театре будут выглядеть интереснее. Волк точит на точиле зубы, меняет цвет шкуры, проглатывает Бабушку и Красную Шапочку; Уж катится в бидоне, Милиционер разрезает Волку живот... Все это, конечно, можно показать и в «человеческом» театре, но в кукольном лучше.

Сказка о «Коньке-Горбунке» тоже часто ставилась в исполнении актеров. Ею начал свою творческую жизнь старейший в нашей стране детский театр — Ленинградский ТЮЗ, но эта же сказка шла и во многих кукольных театрах, и ряд сцен в куклах выглядел удачнее: полет Кобылицы, поимка Жар-Птицы, сцены на морском дне, у Месяца Месяцовича.

Если пьеса, которую мы выбрали, отвечает тем задачам и возможностям, о которых я говорил, перейдемте к следующему этапу нашей работы и решим, — в каких куклах мы будем ее играть.

Принято думать, что легче всего играть куклами-«петрушками», потому что устройство их значительно проще, чем тростевых кукол и марионеток, а поэтому в самодеятельном кукольном кружке нужно пользоваться только «петрушками».

Конечно, сделать петрушечную куклу легче, кажется проще и управлять ею, но это только на первый взгляд.

На вопрос о том, какими куклами легче, а какими труднее управлять, ответить так же трудно, как решить, на чем труднее играть — на рояле или на скрипке. Все зависит от способностей кукловода. Хорошо водить «петрушек» так же трудно, как и других кукол, и система куклы тут ни при чем. Мы уже видели, как много бывает ошибок в кукловождении у начинающего петрушечника. Будут они, конечно, и у тех, кто впервые возьмет в руки тростевую или марионеточную куклу.

Только настойчиво и внимательно упражняясь, можно хорошо овладеть кукловодческим мастерством, и тогда не возникнет вопроса о том, какими куклами трудно или легко играть, а встанет другой, более правильный вопрос: каких именно кукол мы должны выбрать для нашего спектакля.

Этот вопрос надо решать в зависимости от пьесы, которую мы хотим поставить в нашем театре.

Содержание пьесы, образы действующих в ней лиц, их внешняя характеристика и поступки, условия, в которых разыгрывается действие пьесы, подскажут нам выбор кукол.

Мы знаем, что «петрушки» — это очень общительные и подвижные куклы, к тому же свободно и легко обращающиеся с вещами; что тростевые куклы отличаются большей плавностью движений, а марионетки легко отделяются от пола, могут подниматься по лестницам и даже летать по воздуху. Вот и подумаем, какими куклами нам интереснее воспользоваться для постановки выбранной пьесы, какие куклы найдут в ней наиболее выгодные условия для того, чтобы полнее использовать все свои игровые возможности.

Если действие пьесы развивается стремительно, а участвующим в ней куклам приходится много играть с вещами, как например в инсценированном стихотворении В. Маяковского «Кем быть?», мы выберем для изображения двух ребят, ведущих веселую игру в «инженера», «доктора», «шофера», «летчика» и т. д., петрушечных кукол.

Если на сцене надо показать героев романтической сказки вроде «Волшебной лампы Аладдина», у которых движения должны быть плавными, величественными, — мы воспользуемся тростевыми куклами, а если нам потребуется изобразить волшебные полеты, картины морского дна или цирковые трюки (жонглеров, акробатов, наездников), мы, наверное, остановим свой выбор на марионетках.

Приведенные мною примеры, конечно, не следует понимать так, что я хочу ограничить применение тех или иных кукол какими-то определенными, раз навсегда установленными правилами. «Петрушки» так же, как и другие куклы, могут сыграть героическую пьесу, а марионетки — веселую комедию, и совсем не обязательно, чтобы в ней были трюки, которые эти куклы хорошо проделывают. Я хочу только направить мысль участников кружка на то, чтобы они, решая вопрос о том, в каких куклах ставить спектакль, исходили бы из требований пьесы, а не из тех соображений, какими куклами легче играть.

В современных кукольных театрах очень часто в одном спектакле пользуются куклами различных систем. И, на наш взгляд, это совершенно закономерно.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.