Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и задачи правового обеспечения гостиничного сервиса



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

По дисциплине ОП.02. Правовое и документационное обеспечение

Профессиональной деятельности

 

специальности:

101101 Гостиничный сервис

 

г. Салават

2012 год

 

Одобрено

Предметно-цикловой комиссией

гуманитарного профиля

Протокол № ______

 

От ____________ 2012 г.

Председатель ПЦК __________ /Сахарова С.Л/

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП.02. Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности: 101101 Гостиничный сервис

 

Автор: Шаяхметова Н.Н.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа

2. Учебно-методические материалы:

а) Методические рекомендации по проведению практических занятий

б) Содержание практических работ

в) Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

г) Виды самостоятельной работы

Выдержка ФГОС СПО 101101 Гостиничный сервис

уметь:

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

организовывать оформление гостиничной документации, составление, учет и хранение отчетных данных;

оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;

знать:

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;

стандарты, нормы и правила ведения документации;

систему документационного обеспечения управления

Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности:

Гостиничный сервис

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель – формирование навыков работы студентов с действующими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере гостиничного сервиса.

Задачи дисциплины – выработка у студентов способности к самостоятельному изучению постоянно меняющегося законодательства.

Обучение строится на сочетании теоретических и практических занятий.

Практические занятия предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов теоретического материала на практике. Цель практических занятий научить студентов компетентно и грамотно подходить к решению правовых вопросов, которые могут возникнуть в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

· организовывать оформление гостиничной документации, составление, учет и хранение отчетных данных;

· оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

· основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

· законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;

· стандарты, нормы и правила ведения документации;

· систему документационного обеспечения управления;

· порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

· понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

· виды административных правонарушений и административной ответственности;

· нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - часов;

самостоятельной работы обучающегося 84 часа.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
семинары  
контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины:Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности.

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
Раздел I. Правовое обеспечение в системе нормативного регулирования гостиничного сервиса      
Тема 1.1. Цели и задачи правового обеспечения гостиничного сервиса Содержание учебного материала. Содержание, предмет и задачи дисциплины. Гостиничный сервис как объект изучения права. Роль права в обеспечение деятельности гостиниц. Гостиничный сервис в системе социальных отношений. Комплекс услуг, предоставляемых населению в сфере гостиничного сервиса. Компоненты спроса и предложения на рынке гостиничных услуг.      
Тема 1.2. Право в системе нормативного регулирования Содержание учебного материала. Сущность права. Основные принципы права. Признаки и функции права. Нормы права, их структура, виды и способы изложения. Реализация и применение норм права. Нормативно-правовые акты и их виды. Основные, федеральные конституционные, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Виды подзаконных нормативно-правовых актов и их характеристика. Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам. Классификация направлений правового обеспечения гостиничного сервиса Действие нормативно-правовых актов во времени. Вступление нормативно-правового акта в законную силу. Утрата нормативно-правовым актом юридической силы.    
Самостоятельная работа. Работа с законодательными и нормативно-правовыми актами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 10 июня 1993 года "О сертификации продукции и услуг". Закон "О защите прав потребителей", Закон РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"    
Тема 1.3. Понятие и признаки предпринимательской деятельности Содержание учебного материала. Понятие предпринимательской деятельности Экономические отношения как предмет правового регулирования. Признаки предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства; конституционное закрепление права на занятие предпринимательской деятельностью Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования Виды ответственности за нарушение российского законодательства      
Самостоятельная работа. Предпринимательская деятельность в гостиничном сервисе как предмет правового регулирования    
Тема 1.4 Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности Содержание учебного материала. Правовое понятие юридического лица, виды юридических лиц, порядок учреждения и прекращения деятельности юридического лица. Виды реорганизации юридического лица. Классификация юридических лиц в зависимости от отношения учредителей юридического лица к имуществу юридического лица. Учредительные документы юридического лица; органы юридического лица. Классификация юридических лиц в зависимости от цели создания; коммерческие и некоммерческие организации; виды коммерческих юридических лиц. Этапы создания юридического лица; реорганизация юридического лица; реорганизация юридического лица и ее виды; порядок ликвидации юридического лица.    
  Практическое занятие: разбор конкретных ситуаций, решение задач.    
Тема 1.5 Субъекты малого предпринимательства Содержание учебного материала. Субъекты малого предпринимательства. Значение и задачи малого предпринимательства; характеристика экономической деятельности малых предприятий. Государственные меры поддержки малых предприятий. Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства; порядок регистрации индивидуального предпринимателя и постановка его на налоговый учет в качестве налогоплательщика; гражданин и предприниматель - общая характеристика. Понятие государства как субъекта гражданских правоотношений и предпринимательства; формы участия государства в гражданском обороте в предпринимательстве; ответственность государства по обязательствам. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов. Законодательное определение несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта, признаки несостоятельности; процедура несостоятельности; основания для возбуждения дела о банкротстве; мировое соглашение и его роль.    
Самостоятельная работа Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов. Оформление заявления в суд о признании юридического лица несостоятельным (банкротом).    
Семинарское занятие: Понятие правоспособности и дееспособности граждан. Характеристика видов гражданской дееспособности. Понятие сделкоспособности и деликтоспособности. Порядок ограничения и лишения дееспособности граждан. Юридические факты и их виды. Характеристика правомерных и неправомерных действий.
Практическое занятие: Гражданско-правовые сделки, их формы, виды и условия действительности; условия их действительности; последствия признания сделок недействительными.    
Тема 1.6 Правовое регулирование лицензирования, стандартизации и сертификации в гостиничном и туристском бизнесе. Содержание учебного материала. Правовое регулирование лицензирования, стандартизации и сертификации в гостиничном бизнесе. Виды деятельности, подлежащие лицензированию. Лицензионные требования. Порядок лицензирования. Реестр лицензий. Виды лицензий. Лицензионные условия. Ответственность за деятельность без лицензии Ответственность за нарушение правил лицензирования.      
Содержание учебного материала. Понятие стандартизации и его правовая база. Основные понятия стандартизации и его органы. Цели и задачи стандартизации, стандарты и классификаторы. ГОСТы и их виды. Ответственность за нарушение требований стандартизации.
Содержание учебного материала. Сертификация: понятие, виды, задачи, правовая основа и основные категории. Система добровольной обязательной сертификации. Органы государственной сертификации. Порядок сертификации и классификация объектов гостиничного сервиса. Инспекционные проверки. Ответственность за нарушение правил сертификации.
Самостоятельная работа. Изучение нормативно-правовых актов: "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения" ГОСТ 28681.0-90; "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов." ГОСТ Р 50644-94; "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. "ГОСТ Р 50645-94.    
Тема 1.7 Вещные, обязательственные и договорные правоотношения в гостиничном бизнесе Содержание учебного материала. Вещное право в хозяйственных правоотношениях. Формы собственности и ее содержание. Классификация вещей. Приобретение, прекращение права собственности. Способы защиты прав собственности. Обязательственное право в гостиничном сервисе. Исполнение обязательств. Характеристика договоров купли-продажи, мены, поставки, комплектации, аренды и дарения.    
Тема 1.8 Гражданско-правовое регулирование процесса производства туристских и гостиничных услуг Содержание учебного материала. Система субъектов по оказанию туристических и социальных услуг, договор об оказании услуг. Источники, регулирующие гостиничное дело. Правовое регулирование договорных отношений. Правовое регулирование деятельности субъектов по оказанию гостиничных услуг. Правовые аспекты взаимодействия клиентов с гостиницами.    
Содержание учебного материала. Защита прав потребителя. Конфликты между производителями и потребителями их услуг. Юридическая ответственность сторон.  
Содержание учебного материала. Деятельность правоохранительных органов по защите законных прав и интересов клиентов.
Самостоятельная работа Способы обеспечения исполнения обязательств. Правоохранительные органы и правовые основы их деятельности в сфере гостиничного бизнеса. Конституционный суд, суд общей юрисдикции и мировой судья. Правовые основы международного гостиничного бизнеса
Тема 1.9 Гражданско-правовой договор Понятие и значение гражданско-правового договора. Содержание договора: существенные условия, обычные, вспомогательные. Форма договора: устная и письменная (простая, нотариальная). Государственная регистрация договора. Виды договоров. Содержание договора, классификацию договоров, порядок заключения, изменения и расторжения. Гражданско-правовая ответственность.      
Практическое занятие: разбор конкретных ситуаций.    
Контрольная работа по теме: «Правовое и документационное обеспечение в системе нормативного регулирования гостиничного сервиса» Тест    
Раздел 2 2.1. Трудовое право как отрасль права Содержание учебного материала. Понятия труда, его общественной организации, предмета и отрасли трудового права Роль и функции трудового права, задачи законодательства о труде Трудовое правоотношение. Правовой статус работника и работодателя. Защита трудовых прав работников. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.    
Практическое занятие. Семинар «Трудовое право».  
Самостоятельная работа. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к семинару «Трудовое право».  
Контрольная работа. Тест «Трудовое право».  
Тема 2.2 Трудовой договор   Содержание учебного материала. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение трудового договора. Оформление приема на работу. Изменение условий трудового договора. Прекращение трудового договора      
Самостоятельная работа: Понятие источников трудового права, их виды; классификация; Трудовой кодекс РФ; локальные правовые акты.    
Тема 2.3Трудовой распорядок. Дисциплина труда Содержание учебного материала. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации; дисциплинарные взыскания; условия наступления ответственности. Методы ее обеспечения. Внутренний трудовой распорядок.    
Практическое занятие: Виды и условия дисциплинарной ответственности. Поощрения за успехи в работе.    
Тема 2.4 Материальная ответственность сторон трудового договора. Содержание учебного материала. Понятие материальной ответственности; условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора; материальная ответственность работодателя перед работником и ее виды; материальная ответственность работника; пределы материальной ответственности работника; определение размера причиненного ущерба и порядок его взыскания.    
Самостоятельная работа: Характеристика норм, регулирующих материальную ответственность сторон трудового договора.    
Тема 2.5 Защита трудовых прав работников Содержание учебного материала. Защита трудовых прав работников. Способы защиты трудовых прав работников. Индивидуальные трудовые споры; коллективные трудовые споры.    
Самостоятельная работа.
  1. Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства;
  2. защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
  3. самозащита работниками трудовых прав.
   
Раздел 2.6 Социальная защита и социальное обеспечение.   Содержание учебного материала. Социальная защита и социальное обеспечение. Понятие и виды трудового стажа. Пенсия. Основания пенсионного обеспечения. Виды пенсий. Пособия: понятия и его виды.      
Практическое занятие. Семинар «Правовое регулирование трудовых отношений в сфере гостиничного бизнеса»  
Контрольная работа. Тест «Правовое регулирование трудовых отношений в сфере гостиничного бизнеса».  
Раздел 3. 3.1 Административные правонарушения и административная ответственность Содержание учебного материала Понятие и признаки административного правонарушения. Классификация административных правонарушений. Признаки и функции административной ответственности. Понятие и виды административных наказаний.    
Практическое занятие. Семинар «Правовое регулирование административных отношений в сфере гостиничного бизнеса»    
Контрольная работа Тест «Правовое регулирование административных правоотношений».    
Раздел 4 Оформление гостиничной документации, составление, учет и хранение отчетных данных Тема 4.1 Документационное обеспечение управления (ДОУ) Тема 4.2 Классификация документов Содержание учебного материала Документационное обеспечение управления. Документация эффективной системы менеджмента предприятия. Значение документа в гостиничном сервисе. Устав организации. Положения о подразделениях. Штатное расписание. Должностные инструкции. Приказы и распоряжения. Организационно – распорядительные документы: Переписка с другими организациями. Сметы. Бизнес-план. Стратегический план Договора и контакты с внешними поставщиками и потребителями. Инструкция по технике безопасности. Технические условия на продукцию. Проектно-конструкторские документы. Электронный документооборот и электронная цифровая подпись.    
Содержание учебного материала Классификация документов. Виды грифов на документы. Унифицированные системы документации. Их виды: § организационно-распорядительная документация; § банковская документация; § финансовая, учетная и отчетная бухгалтерская документация; § документация бюджетных организаций; § отчетно-статистическая документация; § учетная и отчетная документация предприятий; § документация по труду; § документация Пенсионного фонда РФ.    
Тема 4.3 Требования к оформлению документов Содержание учебного материала Требования к оформлению документов. Язык служебных документов. Необходимость единых правил оформления документов. Бланки документов    
Тема 4.4 Ведение документооборота в гостиничном сервисе. Содержание учебного материала Документооборот. Документы, поступающие из других организаций (входящие). Документы, отправляемые в другие организации (исходящие). Организация контроля исполнения документов. Формирование и оформление дел. Номенклатура дел в гостиничном сервисе. Передача дел в архив. Порядок передачи документов на государственное хранение    
Практическое занятие: Анализ и разработка номенклатуры дел гостиницы.    
Самостоятельная работа: Виды и уровни документов в гостиничном бизнесе.      
Контрольная работа Тест «Оформление гостиничной документации, составление, учет и хранение отчетных данных»    
  Всего:  

 


 

Основные источники:

1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений / А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, Т.Б. Руденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.

 

2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. заведений / В.В. Румынина. – 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

 

3. Хабибуллин А.Г., Мурсалимов К.Р. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/ А.Г. Хабибуллин, К.Р. Мурсалимов. – М.: ИД ФОРУМ» ИНФРА-М, 2013.

 

4. Шкатулла В.И. и др. Правоведение: Учеб. пособие для студ. неюридических высш. учеб. заведений / В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова, М.В.Сытинская; Под ред. В.И.Шкатуллы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010. – 352с.

 

 

Дополнительные источники:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Трудовой кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

7. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» (01/07/1994)

8. . ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (01/01/1999)

9. "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения" ГОСТ 28681.0-90

10. Закон РФ «О защите прав потребителей» (от 7.04.1992)

11. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» от 25 апреля 1997 года №490

12. . Закон РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» (24/11/1996) № 132-ФЗ

13. . Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

14. . Гражданский кодекс РФ, части 1,2.

15. Трудовой кодекс РФ, 2001.

16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.

17. ФЗ «О несосотоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г.

18. ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011

19. ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

20. Федеральный закон РФ от 25.01.1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации".

21. - Федеральный конституционный закон РФ от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".

22. - Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. "Об электронной цифровой подписи".

23. - Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

24. - Закон Российской Федерации от 25.10.1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.1998 г. №126-ФЗ).

25. - Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 г. № 576).

26. - Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации".

27. - Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009 (с последующими изменениями)).

28. - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 1547-р "О совершенствовании делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и усилении исполнительской дисциплины".

29. - ГОСТ Р51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 г. № 28).

30. - ГОСТ Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документации" (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 г. № 65-ст).

 

Интернет-ресурсы:

1. S:\Sofware\Garant; S:\Sofware\ConsPlus

2. http://jurcenter.ru/listnews.htm

3. http://www.vestnik-vas.ru/default.asp

4. http://www.kadis.net/asp/index.html?_

5. http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.informatcionnoepravo.html

 

 

Тезисы лекций

Цели и задачи правового обеспечения гостиничного сервиса

 

Роль права в регулировании общественных отношений.

Понятие правового обеспечения.

Цели и задачи правового обеспечения гостиничного сервиса.

Классификация направлений правового обеспечения гостиничного сервиса.

 

Для определения цели, задачи направлений правового обеспечения необходимо акцентировать внимание на некоторых ключевых понятиях.

Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или организациями.

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ч. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ). Другое определение гласит, что услугой признаются полезные действия исполнителя по отношению к потребителю, удовлетворяющие его запросы, нацеленные на предоставление ему определенной пользы, удобства, благ (ГОСТРФР 50646-94).

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги имеют материальное выражение, они осязаемы, их производство связано с так называемым «жестким» сервисом.

Социально-культурные услуги неосязаемы, они направлены на удовлетворение многообразных интеллектуально-духовных интересов и запросов человека, а также способствуют формированию соответствующих качеств личности в процессе ее индивидуального развития.

 

Перечень основных социально-культурных услуг может быть следующим:

- консалтинговый сервис,

-документационный сервис,

-деловое администрирование,

-референтские услуги,

-туризм,

- гостиничный сервис,

- ресторанный сервис,

- курортное дело,

- культурно-валеологические услуги,

-страховой сервис,

- музейно-выставочные услуги,

- имиджмейкерские услуги,

- образовательный сервис,

- спортивно-оздоровительный сервис и др.

 

В настоящее время существует несколько классификаций гостиничного сервиса.

 

Так, все отрасли классифицируются на три большие группы.

 

Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

 

1. жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

 

Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей: бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения; здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

 

Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом: управление и планирование народного хозяйства; отрасли, обеспечивающие безопасность государства; обеспечение охраны собственности.

 

Существует еще одна классификация:

 

1. Государственное управление, социальные услуги.

 

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

 

3. Жилищное хозяйство частного типа.

 

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

 

5. Ремонт техники.

 

6. Пассажирский транспорт.

 

7. Здравоохранение и социальное обслуживание.

 

8. Образование.

 

9. Оптовая и розничная торговля.

 

10. Природно-хозяйственная деятельность.

 

11. Культура, искусство и СМИ.

 

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

 

13. Гостиничный бизнес.

 

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

 

В рыночных условиях включена в систему предпринимательских отношений.

 

Любая предпринимательская деятельность должна быть обеспечена государством правовым и нормами, так как право представляет собой универсальный регулятор общественных отношений. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах:

 

−оно предоставляет, обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений – субъективные права и свободы;

−устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера (так называемые регулятивные обязанности – платить налоги, исполнять служебные обязанности и т. д.);

 

−запрещает деяния, которые вредны или опасны для общества;

 

−предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм – юридические санкции.

 

Регулятивный характер права проявляется в установлении, обеспечении и охране прав и обязанностей, существующих в неразрывном единстве.

 

Сущность, социальное назначение и ценность права, прежде всего, состоит в том, что оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности и интересы различных слоев в государстве, быть арбитром в разрешении конфликтов между отдельными людьми и их коллективами.

 

Право – важный инструмент регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного сотрудничества.

 

В условиях рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную работу всех его звеньев. Устанавливает равноправие различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения

имущественных споров, ценообразования, защиту прав потребителя, меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и причинении имущественного вреда, за порочные и вредные формы ведения хозяйства, обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения. Без регулирования прав невозможна бюджетно-финансовая деятельность: осуществление налоговой политики, кредитование хозяйственной деятельности,

ведения банковской деятельности, составления государственного бюджета и контроль за его исполнением и т. д.

 

Без развернутой системы права невозможны установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Важна роль права и в регулировании трудовых отношений. Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину людей, их ответственность перед обществом и государством. Значительна роль права как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества

между государствами.

 

Создание, изменение, организация исполнения и охрана норм права обеспечивается государством. Именно государство обеспечивает режим законности, который предполагает точное и неуклонное исполнение всеми участниками общественных отношений законов и иных нормативных актов, пресечение любого беззакония и наказания виновных, строгий контроль за соблюдением юридических предписаний.

Понятие «правовое обеспечение» широко применяется в юридической практике. Однако в научной литературе до настоящего времени в значительной степени не определено. Термин «правовое обеспечение» не раскрывается в словарях и учебных пособиях. Правильное понимание данной категории имеет существенное значение для рассмотрения вопроса о правовом обеспечении.

 

Понятие «обеспечение» может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность средств, инструментов, условий, которые служат решению определенных задач, а с другой – в качестве процесса создания и предоставления упомянутых выше средств и условий.

 

Правовое обеспечение выступает как комплекс правовых явлений, которые позволяют, реализуя потенциал права, решать социально значимые задачи.

 

Правовое обеспечение упрощенно может восприниматься, во-первых, в качестве системы норм, регулирующих общественные отношения, а во-вторых, как процесс установления, изменения или отмены последних.

 

Содержание правового обеспечения составляют не только правовые нормы и процесс их формирования, но и весь диапазон правовых феноменов различных уровней, выступающих в качестве юридических инструментов решения задач.

 

Расширенный взгляд на правовое обеспечение позволяет, применяя метод системного анализа, установить все многообразие элементов этого правового феномена, их внутренние и внешние связи, значение и принципы функционирования. Широкое понимание правового обеспечения дает основу, позволяющую детально разобраться, в том числе с его нормативными аспектами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.