Трудовое право как отрасль права
Трудовое право — это одна из ведущих отраслей права, представляющая собой систему норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. ^ Источниками трудового права является вся совокупность нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. К ним относятся: 1) Конституция РФ закрепляющая свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрет принудительного труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; гарантированность каждому работающему по трудовому договору установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. 2) ^ Международные договоры (конвенции). Вступая в международные договоры с другими странами и ратифицируя конвенции в сфере регулирования трудовых отношений, Россия юридически считается обязанной соблюдать содержащиеся в них международные правовые нормы. Первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в конвенциях Международной организации труда (МОТ) – специализированного учреждения ООН. 3) Трудовой кодекс РФ (содержит основную массу норм трудового права, определяет цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, правила действия норм трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц, содержит разделы и главы, посвященные основным институтам и субинститутам трудового права: трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, дисциплина труда, охрана труда и т. д.) и другие федеральные законы, относящиеся к отдельным институтам трудового права — такие, например, как законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие. 4) ^ Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (акты, касающиеся определения тарифных ставок (окладов), Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и т.д.). 5) ^ Ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, правила и положения, издаваемые министерствами и ведомствами. 6) Локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты — правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения об оплате труда и т. д. Среди правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на уровне организации, особого внимание заслуживает коллективный договор. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Значение данного правового акта определяется тем, что он позволяет работникам организации улучшить условия своего труда — и порой весьма существенно — по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам — формы, системы и размеры оплаты труда; — выплата пособий, компенсаций; — механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; — занятость, переобучение, условия высвобождения работников; — рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; — соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; — экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; — гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; — оздоровление и отдых работников и членов их семей; — контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; — отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; — другие вопросы, определенные сторонами.
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного подразделения. Помимо коллективного договора законодательство предусматривает также возможность заключения такого правового акта, как соглашение. В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: — оплата труда; — условия и охрана труда; — режимы труда и отдыха; — развитие социального партнерства; — иные вопросы, определенные сторонами. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
Роль, задачи и функции трудового права тесно связаны между собой, отражая интересы как работников, так и работодателей и всего общества, государства. Задачи трудового права направлены на достижение целей правового регулирования труда – эффективности, оптимальности. Трудовое законодательство призвано защищать, всемерно охранять трудовые права наиболее слабо защищенной стороны трудовых отношений – работников. Оно не должно в своем развитии снижать установленный, т.е. достигнутый прогрессом общества, высокий уровень условий труда. Статья 1 ТК, определяя цели и задачи законодательства о труде, указывает, что его целью является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства. Таким образом, подчеркивается необходимость сочетания в сфере труда интересов всех трех партнеров: работников, работодателей и государства. Далее эта статья ТК указывает на регулятивную функцию трудового права, подчеркивая, что оно проводит правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно с ними связанных. ^ Функции трудового права – это основные направления воздействия его норм на поведение (через сознание, волю) людей в процессе труда для достижения задач и целей данной отрасли права. Регулятивные и охранительные его функции свойственны и другим отраслям. Выделим специфические функции данной отрасли права: – социальная, обеспечивающая занятость, реализацию и гарантию права на труд, безопасные условия и охрану труда (в некоторых западных странах (например во Франции) данная отрасль имеет и соответствующее название – “социальное право”); – защитная (установление высокого уровня условий труда, надзор и контроль за исполнением норм трудового законодательства, охраны труда, порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров, восстановление реально нарушенных трудовых прав); отражается в нормах большинства институтов (однородных больших групп норм) данной отрасли права; – хозяйственная, производственная, направленная на обеспечение эффективности производства, улучшение качества его продукции, рациональное использование трудовых ресурсов (рабочей силы), укрепление трудовой дисциплины; конкретизируется в нормах институтов обеспечения занятости, трудового договора, дисциплины и оплаты труда, рабочего времени; – воспитательная, отражаемая в нормах о дисциплине труда, поощрениях за труд, дисциплинарной и материальной ответственности; – развития производственной демократии путем участия работников в управлении предприятием, организацией, обеспечении прав профсоюзов и полномочий трудовых коллективов.
В связи с этим под трудовым правоотношением следует понимать трудовое отношение, урегулированное нормами трудового права. В качестве субъектов трудового правоотношения выступают работник и работодатель, а его содержанием являются права и обязанности работника и работодателя. Основные права и обязанности работника и работодателя закреплены в ст. 21 и 22 ТК РФ. В частности, работник имеет право на: — заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами; — предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; — рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; — своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы и т.д. В то же время работник обязан: — добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; — соблюдать трудовую дисциплину; — выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством. ^ Работодатель имеет право: — заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством; — вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; — поощрять работников за добросовестный эффективный труд; — требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации; — привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством. В то же время работодатель обязан: — соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; — предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; — обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; — обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; — выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством и т. д. Эти и другие права и обязанности, сформулированные в Трудовом кодексе РФ в общем виде, конкретизируются в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и т. д. ^ Субъектами трудовых правоотношений являются работники и работодатели. В качестве работников выступают только физические лица. В качестве работодателей могут выступать как физические лица, так и — в большинстве случаев — юридические лица. Что касается физических лиц — работодателей, то чаще всего таковыми являются индивидуальные предприниматели, но в принципе работодателем может стать и гражданин, не имеющий такого статуса — если он наймет (и официально это оформит) домработницу, водителя, охранника и т. п. В любом случае необходимой предпосылкой участия в трудовом правоотношении является трудовая правосубъектность,включающая в себя трудовую правоспособность и трудовую дееспособность. Трудовая правоспособность — это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обязанности, а трудовая дееспособность — это способность своими действиями приобретать и осуществлять трудовые права, приобретать и осуществлять трудовые обязанности. В отличие от гражданского права, в котором правоспособность и дееспособность могут не совпадать, в трудовом праве они возникают одновременно и неотделимы друг от друга. Это связано с тем, что работник как субъект трудового права всегда выступает только в личном качестве. В трудовом правоотношении, в отличие от гражданского, нельзя участвовать через представителя. Нельзя быть субъектом трудовых прав и обязанностей, не имея возможности самостоятельно эти права осуществлять, а обязанности исполнять. По этой причине в трудовом праве вместо категорий правоспособности и дееспособности используется обобщенное понятие правосубъектности, или праводееспособности. Трудовая правосубъектность работника по общему правилу возникает с 16 лет. Это означает, что именно с 16 лет гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения, заключая трудовой договор. Из этого правила закон допускает исключения. В некоторых случаях трудовой договор может быть заключен и с гражданами, не достигшими 16 лет. Однако условия труда этой категории граждан устанавливаются специальными нормами законодательства. Таких исключений три: 1. 2. 3.
Работодатели — индивидуальные предприниматели и юридические лица — приобретают трудовую правосубъектность с момента их государственной регистрации. Следует иметь в виду, что работники и работодатели — основные, но не единственные субъекты отношений, регулируемых нормами трудового права. Помимо собственно трудовых отношений трудовое право регулирует и иные непосредственно связанные с ними отношения. Круг субъектов этих отношений шире, чем собственно трудовых. В него помимо работников (отдельных физических лиц) и работодателей (отдельных физических и юридических лиц) войдут также профсоюзы и их объединения, иные представители работников, объединения работодателей, государственные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (например, органы федеральной инспекции труда) и т. д. Наиболее распространеннымоснованием возникновения трудовых правоотношенийявляется трудовой договор. Однако в некоторых случаях только трудового договора для возникновения трудового правоотношения недостаточно — необходимы и другие юридически значимые действия. В этих случаях, говоря языком права, правоотношение возникает в силу сложного юридического состава, элементами которого выступают трудовой договор и иные юридические факты, служащие основанием для его заключения. К таким юридическим фактам относятся: - избрание (выборы) на должность (этот юридический факт в предусмотренных законом случаях должен предшествовать заключению трудового договора с рядом должностных лиц); - избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (например, исключительно по конкурсу замещаются вакантные должности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений); - судебное решение (например, в случае если гражданин обжаловал в суде необоснованный отказ в приеме на работу, и суд эту жалобу удовлетворил); - некоторые другие юридические факты, предусмотренные законодательством.
Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, направленной на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой безработицы, поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости – это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Приоритетной группой граждан в числе незанятых, на которую направлена деятельность федеральной государственной службы занятости, являются безработные граждане. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Вместе с тем гражданин, обратившийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приобретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации. Не могут быть признаны безработными граждане: 1. не достигшие 16-летнего возраста 2. которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет 3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы временного характера 4. не явившиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы 5. не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных 6. осужденные к лишению свободы, а также к исправительным работам без лишения свободы 7. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными
Государство гарантирует безработным гражданам социальную поддержку в виде: · выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного · выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости · возможность участия в оплачиваемых общественных работах · возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости
Гражданам, уволенным из организаций по любым основания в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется: · в первые три месяца безработицы – в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы · в следующие четыре месяца – в размере 60% · в дальнейшем – в размере 45%, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице · во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|