Здавалка
Главная | Обратная связь

Блок реестра Российской научно-технической документации (РНТД).



Основной функцией блока реестра является государственный учет и регистрация РНТД российских разработчиков, включая учет отношений интеллектуальной (и вещной) собственности и правомочий владения, пользования и распоряжения, возникающих по поводу РНТД.

Головная организация блока реестра РНТД – ВНТИЦентр.

Блок реферативно-библиографического обслуживания (РБО).

Главная функция блока этого блока – мониторинг мирового потока опубликованных научно-технических документов, включая электронные издания, их аналитико-синтетическая обработка и подготовка библиографических и реферативных баз данных и изданий вторичной информации.

Головная организация блока РБО – ВИНИТИ.

Блок первичной научно-технической информации.

Функции блока первичной НТИ - формирование и поддержание за счет средств государственного бюджета общедоступных БД и ЭБ первичных научно-технических документов, научно-экспериментальных данных, а также фондов первоисточников на традиционных носителях и микроносителях.

Головная организация блока первичной НТИ – ГПНТБ России.


Задачи ГСНТИ.

Основные задачи

К наиболее важным управленческим проблемам, которые должны быть решены в рамках этой системы, относятся вопросы собственности на информационные ресурсы и её защиты. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет только собственника на информационные ресурсы как элемента имущества, но не решает проблем защиты собственности на информацию, в том числе и на государственную, от хищения, несанкциониорованного использования, от передачи государственных информационных ресурсов в собственность коммерческих организаций. Кроме того, не решены вопросы защиты интеллектуальной собственности и, в первую очередь, в открытых информационных системах.

Не менее актуальной проблемой для существования и эффективного функционирования национальной системы НТИ является проблема финансирования работ по формированию государственных информационных ресурсов и их поддержки, а также укрепление материально-технической базы федеральных органов НТИ. В настоящее время объемы финансирования организаций ГСНТИ прямо не зависят от объемов и качества создаваемых и поддерживаемых ими научно-информационных ресурсов. Финансирование осуществляется, исходя из возможностей прямых получателей бюджета (Минпромнауки России, РАН, Минсвязи России, Минкультуры России и др.).

Учитывая широкий и постоянно возрастающий контингент потребителей государственных информационных ресурсов из числа предприятий негосударственного сектора экономики, целесообразно, наряду с бюджетной составляющей, разработать механизм формирования дополнительного федерального фонда, аккумулирующего отчисления предприятий и организаций в целях создания (национальных) информационных ресурсов и системы их доведения до потребителей в интересах предприятий и отраслей экономики.

Задача настоящего проекта состоит в том, чтобы предложить такие принципы организации и функционирования, а также базовые технологии решения, которые в рамках действующей организационной структуры ГСНТИ, заложат основы и обеспечат в перспективе создание единого информационного пространства НТИ так, чтобы уже имеющиеся, а также формируемые, информационные ресурсы ГСНТИ, стали в ближайшее время максимально доступны научной общественности, специалистам российской экономики, и могли использоваться в образовательном процессе при формировании кадров.

Основные задачи проекта предполагается решить путем создания и последующей технологической и программной поддержкой верхнего уровня системы ГСНТИ и системы информационных порталов (консолидирующего Web-сайта) ГСНТИ. Для этого предполагается:

· Разработать отраслевые стандарты метаинформации, обеспечивающие единообразное представление метаинформации во всей системе ГСНТИ.

· Разработать организационные и технологические принципы, а также программное обеспечение сопровождения единых справочников системы ГСНТИ.

· Разработать схему управления правами интеллектуальной собственности.

· Разработать принципы функционирования, архитектуру и программное обеспечение типового узла ГСНТИ, обеспечивающего сбор метаданных, распределенный поиск и контроль прав доступа и интеллектуальной собственности.

· Разработать архитектуру универсального портала, в наибольшей степени отвечающую структуре и содержанию научно-технических ресурсов России, провести его адаптацию к конкретным условиям каждого участника проекта.

· Разработать современный дизайн портала, максимально приспособленный как к поиску научно-технической информации, так и к обмену информацией между центральным порталом и другими отраслевыми и региональными ресурсами; данный дизайн должен обеспечивать максимальную простоту включения новых ресурсов и удобный интерфейс пользователя.

· Создать архитектуру хранения научно-технических документов на базе использования языка XML, обеспечивающую простоту их хранения, обмена и управления.

· Создать комплекс программ мониторинга, инвентаризации и анализа прямых научно-технических ресурсов России с высокой степенью интеграции с порталом; этот комплекс должен обеспечивать в большинстве случаев автоматическое включение новых ресурсов в базы данных портала,

· Создать комплекс программ поиска (в том числе контекстного) как по собственным базам данных портала, так и по базам данных большинства российских источников научно-технической информации.

Решение этих задач должно исходить из требований децентрализации ответственности за поддержку информации. Каждый из интегрируемых центров должен поддерживаться своей организационной структурой, которая имеет ведомственную ответственность за сопровождение соответствующей тематической коллекции информации - отслеживание ее актуализации и достоверности.

Практическим, конечным результатом проекта должно стать создание современной информационной системы, включающей комплекс новых технологий для осуществления следующих операций:

· сбора, систематизации, обработки, хранения, поиска и доставки НТИ;

· навигации по электронным информационным ресурсам;

· доступа к мировым ресурсам научно-технической информации;

· обеспечения максимальной полноты русскоязычного сегмента информационного рынка;

· предоставления информации конечному пользователю в наиболее удобной форме, максимально систематизированной, актуальной и полной;

· гармоничного объединения доступа ко всем видам научно-технической информации - электронной, традиционным библиотечным фондам, депозитариям, архивам и т.п., соединения территориально распределенных ресурсов с их систематизацией и ранжированием. [1]

Проблемы ГСНТИ

Состояние ГСНТИ сегодня можно охарактеризовать следующим образом:

1. Отсутствие целевой аудитории.

ГСНТИ была призвана обеспечивать широкое участие всех организаций и предприятий, а также отдельных лиц в использовании государственных информационных ресурсов. При всей демократичности такого подхода, со временем обнаружились существенные недостатки, связанные со слабой эффективностью вложений в закупку печатной научно-технической литературы или приобретение лицензий на пользование доступом к электронным коллекциям и базам данных, а речь идет о весьма дорогостоящих ресурсах. Если ресурсы закупаются нецелевым образом, то и предоставляются они столь же безадресно, всем желающим. В результате бюджетные средства размываются по многим потребителям, отдача от вложений невелика.

2. Разобщенность в действиях участников ГСНТИ.

Структура ГСНТИ - громоздкая, рыхлая, составлена не по целевому принципу, а исходя из правила «кого еще забыли?» Управление сводится к встречам в рамках Координационного Совета или Научно-технического Совета. Такие встречи следуют за очередной реорганизацией аппарата Министерства, но не имеют смыслового продолжения. Участники ничем не связаны между собой, не имеют взаимных обязательств и не координируют свои действия и техническую политику, не выпускают координированных рекомендаций по стандартам, правилам обслуживания или протоколам (исключение – рубрикатор ГРНТИ). ГСНТИ как распределенная система создавалась и могла работать в условиях строго централизованной, плановой административно-командной системы управления с жесткой дисциплиной и контролем за исполнением. Нынешняя структура, в которой участники ничем не связаны между собой, не имеют взаимных обязательств и слабо координируют свои действий и техническую политику, должна быть изменена на более компактную и управляемую. Оптимальным можно считать создание некоммерческой профессиональной структуры, которая действовала бы на средства учредителей – Государства, Российской Академии наук, РСПП и др.

3. Слабое финансирование и отсутствие мотивации.

При отсутствии централизованного финансирования и координации закупок информационных продуктов, а также в условиях недостаточного финансирования библиотек и органов НТИ в зависимости от возможностей или приоритетов головного ведомства, организации, формально входящие в структуру ГСНТИ, самостоятельно и независимо от других участников пытаются решить вопрос информационного обеспечения, не всегда ориентируясь на нужды конкретного пользователя и не имея возможность обеспечить полноту охвата информационных ресурсов. Плачевное состояние многих учреждений, входящих в ГСНТИ и низкие уровни оплаты труда служащих федеральных государственных учреждений составляют серьезную угрозу развала всей системы. Скованность уровня заработной платы информационных и библиотечных работников рамками ЕТС в городе Москве приведет к повальному бегству из федеральных учреждений в муниципальные учреждения того же типа, поскольку норма оплаты федеральных учреждений в 2,2 раза отстает от уровня городской.

4. Произошедшие экономические, социальные и технологические изменения требуют новых подходов к информационному обеспечению общества.

Существенным образом изменилось положение в ключевом звене ресурсообеспечения, - научных журналах. Развился так называемый «журнальный кризис», суть которого в том, что стоимость подписки на научные журналы во всем мире росла в 2-3 раза быстрее, чем темпы роста бюджетов научных библиотек и темпы инфляции. При стоимости годовой подписки на журнал от 5 до 20 тысяч долларов и более, крупным библиотекам стало очень тяжело поддерживать подписку на несколько тысяч наименований журналов, в результате библиотеки были вынуждены значительно сократить подписку. В России этот кризис усугубился финансовой нестабильностью. [3]

Динамика развития ГСНТИ кратко отображена в таблице 1.

 

 


Заключение

ГСНТИ сложная система, предназначенная для решения важных и нужных задач, таких как создание единого информационного пространства НТИ и обеспечение максимальной доступности НТИ.

Однако при реализации этих идей возникают проблемы, которые вынуждают задумываться о реорганизации ГСНТИ. Необходимо дополнить позитивный опыт, накопленный в ходе использования ГСНТИ, принципиально новыми подходами к организации обслуживания российских и зарубежных потребителей научно-технической информации, для создания более совершенной структуры.

 

 


Список используемых источников

1. Концепция создания распределенной информационно-аналитической системы ГСНТИ, // ГСНТИ : сайт. 2003. URL: http://www.gsnti.ru/docs/concept.html

2. Паршукова Г.Б. Тема 2. Государственная система научно-технической информации – ГСНТИ // Информационно-библиографическая поддержка инженерной деятельности : сайт. Дата обновления: 6.03.2007. URL: http://edu.nstu.ru/courses/ibo/GSNTI.htm

3. «Предложения по вариантам структуры ГСНТИ, // Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) : сайт. 2006 – 2012. URL: http://www.icsti.su/portal/rus/newproblem/index.php?m=11


Приложение А







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.