Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственное управление и контроль в сфере обращением с отходами производства и потребления



К полномочиям местных государственных администрацийи органов местного самоуправленияв сфере обращения с отходами принадлежат среди другого осуществления контроля за использованием отходов с учетом требований безопасности для здоровья людей и окружающей естественной среды; разрабатывание схем санитарной очистки населенных пунктов; составление и ведение реестра объектов образования, обрабатывания и утилизации отходов и реестра мест удаления отходов; организация ведения учета образования, обрабатывания, обезвреживания, утилизации и удаления отходов, их паспортизации; организация сбора и удаление бытовых отходов; утверждение по предоставлению органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на образование и размещение отходов; определение в установленном законом порядке размера платежей за размещение отходов; обеспечение ликвидации несанкционированных и неконтролированных свалок отходов самостоятельно или по решению уполномоченных на то органов; остановка действия разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами в случае нарушения норм и правил охраны окружающей естественной среды; предоставление разрешений на строительство или реконструкцию (эксплуатацию) объекта обращения с отходами на соответствующей территории в порядке, определенном законом но др. Органы местного самоуправления,кроме того, принимают решение об отводе земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами.

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере обращения с отходами является Минприроды Украины,на которое полагается осуществление комплексного управления в соответствующей сфере, проведение государственной экологической экспертизы, выдача разрешений, на осуществление операций с отходами, в том числе на их трансграничную перевозку; контроль за ведением первичного учета относительно обращения с отходами и их паспортизацией; участие в нормотворческой работе по вопросам, которые регулируют обращение с отходами; утверждение перечня опасных свойств отходов по согласованию с Государственной санитарно эпидемиологической службой Украины но др. Компетенция Минприроды Украины в данной сфере управления определяется Законом Украины «Об отходах» (ст. 23) и Положением об этом министерстве.

До ведения Государственной санитарно эпидемиологической службы Украиныв сфере обращения с отходами принадлежат осуществления государственного санитарно эпидемиологического надзору за соблюдением государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов, во время обращения с отходами, а также обеспечение в соответствующих нормативных документах требований безопасности для здоровья человека; проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы и выдача ее выводов относительно объектов обращения с отходами; установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая производится из отходов, выдача гигиенического сертификата на нее; методическое обеспечение и осуществление контроля при определении уровня опасности отходов и другие функции, предусмотренные законами Украины.

Управленческая деятельность отмеченных органов исполнительной власти, местного самоуправления и других, в соответствии с положенными законодательством на них полномочий в сфере обращения с отходами реализуется в пределах организационно-правовых мероприятий (функций), основными среди которых является:

- стандартизация и нормирование;

- государственный учет и отчетность;

- экономическое обеспечение соответствующих мероприятий;

- контроль и присмотр;

- мониторинг и информирование;

- юридическая ответственность.

Стандартизация в сфере обращения с отходами.По закону Украины «Об отходах» стандартизации подлежат понятие и сроки, которые используются в сфере обращения с отходами, требования к классификации отходов и их паспортизации, способы определения состава отходов и их опасности, методы контроля за состоянием накопителей, требования, относительно безопасного обращения с отходами, которые обеспечивают предотвращение негативного влияния их на окружающую естественную среду и здоровье человека, а также требования, относительно отходов как вторичного сырья (ст. 6). В системе действующих в Украине стандартов, в частности в сфере стандартов окружающей естественной среды (класс 13 окружающей «Среды» в соответствии с «Классификатором нормативных документов» ДК 004--99), выделен отдельный подкласс стандартов -- «Отходы» 13.030, которые содержат основные понятия и сроки, которые используются в сфере обращения с отходами, и общие требования, к ним. Отмеченный подкласс в свою очередь разделяется на три группы: «Отходы вообще» -- 13.030.01, «Твердые отходы» -- 13.030.10 и «Повторное использование» 13.030.50. Первая группа стандартов включает, например, ДСТУ 2195--99 «Охрана природы. Обращение с отходами. Технический паспорт отхода. Состав, содержимое, изложение, и правила внесение изменений», ДСТУ 3911--99 «Охрана природы. Обращение с отходами. Выявление отходов и представление информационных данных об отходах. Общие требования». Вторая группа содержит всего 27 стандартов, которые касаются твердых отходов, и включает: материалы технические (общие технические условия), а также технические условия относительно трикотажных изделий из отходов производства, белковых отходов, из кожи животных, пролитых отходов, сроки и определения относительно текстильных отходов, утиля и отходов драгоценных металлов и сплавов, но др.

В сфере обращения с отходами в соответствии со ст. 7 Закона Украины «Об отходах» устанавливаются такие нормативы:

- предельные показатели образования отходов в технологических процессах;

- удельные показатели образования отходов, использования и потерь сырья, в технологических процессах;

- другие нормативы, предусмотренные законодательством. Нормативы в сфере обращения с отходами разрабатываются соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа в 1999 г. «Об утверждении Порядка разрабатывания, утверждения и пересмотра лимитов, на образование и размещение отходов» отмечены предельные и удельные нормативы образования отходов нашли отображение в лимитах на образования отходов,которые определяют максимальный объем отходов, на который у субъекта права собственности на отходы есть документально подтвержденное разрешение на передачу их другому владельцу (на размещение, утилизацию, обезвреживание, и тому подобное) или на утилизацию или размещение на своей территории. Лимит на образование отходов определяется их владельцем в процессе деятельности на основании разрешения на размещение отходов и договора на передачу отходов другому владельцу. Отмеченный лимит рассчитывается на основании нормативов образования для каждого вида отходов за классами их опасности и должен равняться суммарному объему отходов, размещенных на своей территории и переданных другому владельцу. Лимит на образование отходов не может превышать нормативно допустимые объемы образования отходов. Норматив образования отходов определяется технологическим регламентом на основании удельных показателей образования отходов, которыми являются объемы отходов конкретного вида, которые образуются при производстве единицы продукции. Для твердых бытовых отходов, которые образуются на территории данного района, удельным показателем образования является объем отходов, который образуется на одного человека, который проживает в данном районе, работает на предприятии, в учреждении, организации данного района. Предельным показателем образования отходов является нормативно допустимый объем образования отходов, а именно -- максимальный объем отходов, который может образоваться в результате технологического процесса при условии соблюдения установленного технологического регламента.

Кроме того, владельцам отходов, которые осуществляют лишь их размещение, утверждается лимит на размещение отходов,которым является определенный объем отходов (отдельно для каждого класса опасности), на который у владельца отходов есть разрешение на их размещение, выданное органами Минприроды на местах.

Лимиты на образование и размещение отходов утверждаются Советом министров Автономной Республики Крым и государственными администрациями базового уровня, устанавливаются сроком на один год и приходятся до владельцев отходов, которые получили в установленном порядке разрешение на размещение отходов, до 1 октября текущего года.

Государственный учет отходов -- это единственная государственная система сбора, обобщения, всестороннего анализа и хранения сведений, об отходах во время их образования и осуществления операций обращения с ними.

Государственный учет отходов ведется с целью избежания неконтролированного накопления опасных, в том числе радиоактивных, отходов и обеспечения оперативного контроля за их местонахождением, перемещением, условиями их хранения и захоронения.

Государственный учет отходов включает:

- паспортизацию и инвентаризацию отходов;

- ведение реестра объектов образования, обрабатывания, утилизации отходов, реестра мест удаления отходов и Государственного реестра радиоактивных отходов;

- ведение Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов и перечня мест временного хранения радиоактивных отходов.

Государственному учету и паспортизации подлежат в обязательном порядке все отходы, которые образуются на территории Украины. Государственный учет и паспортизация отходов осуществляются в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с Порядком ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, от 1 ноября в 1999 г., такой учет основывается на данных наблюдений за образованием отходов и осуществлением операций обращения с ними и включает ведение первичного учета отходов и государственной статистической отчетности о них. Первичный учет отходов ведут предприятия в соответствии с типичными формами первичной учетной документации (карточки, журналы, анкеты) с использованием соответствующей нормативно технической, бухгалтерской и другой документации. Отмеченные сведения потом используются для заполнения форм государственной статистической отчетности и ведения паспорта отходов.

Паспортизация отходов ведется предприятиями с целью их исчерпывающей идентификации и определения оптимальных путей обращения с ними и предусматривает складень и ведение паспортов отходов, паспортов мест удаления отходов, реестровых карт объектов образования, обрабатывания и утилизации отходов, в соответствии с государственным классификатором ДК 005--96 «Классификатор отходов».

Формы паспортов отходов разрабатываются Минприроды при участии других заинтересованных центральных органов исполнительной власти и утверждаются им по согласованию из МОЗ Украины.

Реестр объектов образования, обрабатывания, утилизации отходов, и реестр удаления отходов ведетсяс целью обеспечения сбора, обрабатывания, сохранения и анализа информации, об объектах образования отходов, полного учета и описания функционирующих, закрытых и законсервированных мест удаления отходов, их качественного и количественного состава, осуществление контроля за влиянием отходов на окружающую естественную среду и здоровье человека. В отмеченных реестрах определяются номенклатура, объемы образования, количественные и качественные характеристики отходов, информация об обращении с ними. В реестры заносятся данные на основании отчетных данных производителей отходов, сведений специально уполномоченных органов исполнительной власти, в сфере обращения с отходами. Реестр мест удаления отходов, кроме того, ведется на основании соответствующих паспортов. Данные этого реестра подлежат ежегодному уточнению. Правила ведение реестра объектов образования, обрабатывания и утилизации отходов, установлено, в частности, в Порядке ведения реестра объектов образования, обрабатывания и утилизации отходов, утвержденному постановлением Кабинету Министров Украины от 31 августа в 1998 г.

В соответствии с требованиями Закона Украины «О поведении 3 радиоактивными отходами» на всех предприятиях, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы или они осуществляют переработку, хранение и захоронение таких отходов, обязательно должна проводиться государственная инвентаризация радиоактивных отходов.Результаты такой инвентаризации обеспечивают постоянное возобновление Государственного реестра радиоактивных отходов и Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов. Порядок учета радиоактивных отходов, в частности порядок проведения государственных инвентаризаций, устанавливается органом государственной регуляции ядерной и радиационной безопасности, который осуществляет также надзор за их выполнением. Организация проведения государственных инвентаризаций полагается на орган государственной исполнительной власти в сфере обращения с радиоактивными отходами. Организация и проведение такой инвентаризации, ее объем и периодичность, а также процедура сбора и оформления результатов инвентаризации устанавливается в Порядке проведения государственной инвентаризации радиоактивных отходов, утвержденном приказом Государственного комитета ядерной регуляции Украины от 11 февраля в 2003 г.

Государственный реестр радиоактивных отходов являет собой последовательную текущую запись актов специальной формы об образовании, физико-химическом составе, объемах, свойствах, а также перевозках, хранениях и захоронениях радиоактивных отходов.

Порядок ведения соответствующих реестров определяется Кабинетом Министров Украины.

Государственный кадастр хранилищ радиоактивных отходов-- это сводка систематизированных сведений об объектах, предназначенных для хранения или захоронения радиоактивных отходов в единственную информационную экспертную систему данных о местонахождении, количественной и качественной характеристике хранилищ таких отходов. Кадастр должен содержать систематизированный банк данных относительно местонахождения, количественных и качественных характеристик, условий хранения или захоронения радиоактивных отходов, систем контроля и мониторинга.

Государственный кадастр хранилищ радиоактивных отходов подлежит бессрочному хранению. Положение о Государственном реестре радиоактивных отходов и Положения о Государственном кадастре хранилищ и мест временного хранения радиоактивных отходов утверждено постановлением Кабинета Министров от 29 апреля в 1996 г. 738

Создание и организация ведения Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов возлагается на МЧС Украины. Ведение отмеченных реестру и кадастру осуществляет Главный информационно-аналитический центр государственной системы учета и инвентаризации радиоактивных отходов на базе Украинского государственного объединения «Радон», к которому поступает информация из региональных центров учета радиоактивных отходов. Кадастр ведется на основе регистрационных карточек, которые заполняют владельцы хранилищ или производители радиоактивных отходов, которые посылаются ими к соответствующим региональным центрам учета.

Система и формы отчетности, порядок предоставления и использования соответствующей информации об отходах, а также порядке пересмотра их номенклатуры, разрабатываются на основе государственного классификатора отходов и утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики по предоставлению Минприроды и других заинтересованных центральных органов исполнительной власти.

Лицензирование.В соответствии с законодательством об отходах некоторые виды деятельности в этой сфере допускаются только на основании лицензии. К таким видам принадлежат любые операции в сфере обращения с опасными отходами; сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья; установление порядка выдачи разрешения на трансграничную перевозку опасных отходов; установление порядка ввоза, вывоза и транзита, через территорию Украины отдельных видов отходов; осуществление деятельности в сфере обращения с радиоактивными отходами.

Конкретные требования лицензирования деятельности в соответствующей сфере устанавливаются Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и некоторыми подзаконными нормативными актами, среди которых|каких|: Лицензионные условия осуществления деятельности из осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами, утвержденные приказом Госкомитета по вопросам регуляторной политики от 12 февраля 2001 p.; Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности из сбора, заготовки отдельных видов отходов как вторичного сырья, утвержденные общим приказом Госкомитета по вопросам регуляторной политики и Министерства охраны окружающей естественной среды от 9 марта в 2001 г.

Лицензия (разрешение) на осуществление деятельности относительно обращения с отходами кажется органом лицензирования, который устанавливает кабинет Министров Украины.

Экономическое обеспечение утилизации отходов и уменьшения объемов их образования являет собой ряд определенных законодательством экономико-правовых мероприятий, которые среди других включают собрания (платежи) за образование и размещение отходов и мероприятия экономического стимулирования деятельности в отмеченной сфере. В частности, ст. 38 Закона Украины «Об отходах» предусматривает такие мероприятия:

- лимитация объемов образования и размещения отходов;

- установление нормативов платы и размера платежей (собраний) за размещение отходов;

- финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования;

- стимулирование и предоставление субъектам предпринимательской деятельности, которые будут утилизировать, уменьшают объемы образования отходов, внедряют в производство технологии, сдают отходы как вторичное сырье в соответствии с законодательством налоговых, кредитных и других льгот.

Законодательством Украины могут устанавливаться и другие организационно экономические мероприятия по обеспечению утилизации отходов и уменьшения объемов их образования.

Собрания за размещение отходовявляются одним из важнейших элементов экономико-правового механизму природопользования и охраны окружающей естественной среды и стягиваются из субъектов предпринимательской деятельности, в процессе деятельности которых образуются отходы. Размер собраний устанавливается на основе нормативов, которые рассчитываются на единицу объема образованных отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории, на которой они размещены. За сверхлимитное размещение отходов плата стягивается в повышенном размере. Полученные средства засчитываются к соответствующим фондам охраны окружающей естественной среды по закону.

Единственные на территории Украины правила установления нормативов сбора за размещение отходов определяются в Порядке установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскание этого сбора, утвержденному постановлением Кабинету Министров Украины от 1 марта в 1999 г.

Мероприятия экономического стимулирования деятельности в сфереобращения с отходами осуществляются путем:

- предоставление предприятиям возможности оставлять часть средств от платежей за размещение отходов на финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования в соответствии с|соответственно| обоснованными инвестиционными проектами и программами;

- установление льгот относительно налогообложения прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;

- приоритетное государственное кредитование;

- выделение специальных государственных субсидий на уменьшение процентов за банковские кредиты, связанные с инвестициями, которые направляются на утилизацию отходов и изготовление соответствующего оборудования;

- выделение дотаций из Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики, Крым и местных бюджетов и фондов охраны окружающей естественной среды для перевозки отходов (вторичного сырья) или полуфабрикатов, полученных из этих отходов;

- установление льгот относительно пополнения оборотных средств предприятий, которые осуществляют сбор и заготовку, обрабатывание (переделывание и утилизацию отходов, как вторичного сырья, при условии целевого использования этих средств для приобретения и переработки таких отходов (ст. 40 Закона Украины «Об отходах»).

Вывод

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия, связанные со стимулированием утилизации отходов и уменьшением объемов их образования.

Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образованияосуществляется за счет средств производителей отходов и их владельцев. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства местных бюджетов, фондов охраны окружающей естественной среды, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также средства Государственного бюджета Украины, предусмотренные на проведение мероприятий, которые включаются в Государственную программу социального и экономического развития Украины.

Контроль и присмотр в сфере обращения с отходами.В отмеченной сфере осуществляется государственный контроль и присмотр, производственный и общественный контроль.

Государственный контроль и присмотр в сфереобращения с отходами осуществляют специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами, которым является Минприроды, другие специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Первичный производственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют в пределах своей компетенции производители отходов.

Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют общественные инспекторы из охраны окружающей естественной среды в соответствии с законодательством.

Надзор за задержкой законов в сфере обращения с отходами осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчинены ему органы прокуратуры в пределах полномочий, предусмотренных законом.

Мониторинг мест образования, хранения и удаления отходов,является составляющей единственной системы государственного мониторинга окружающей естественной среды.

Министерство охраны окружающей естественной среды, Государственная санитарно эпидемиологическая служба Украины, их органы на местах и другие специально уполномоченные органы исполнительной власти, в сфере обращения с отходами обеспечивают заинтересованные органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждан и их объединения, информацией о расположениях мест или объектов хранения и удаления отходов, их влиянии, на состояние окружающей природной среды и здоровья человека.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.