Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативная компетентность социального работника.



Вообще термин компетентный означает – знающий, сведущий в определенной области. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, а также развитые сензитивные способности предполагающие развитие эмпатии, идентификации, рефлексии. Сензитивные способности (сензитивность) многие авторы рассматривают как целостное, общее свойство, как способность предсказывать чувства, мысли и поведение других людей. Сторонники многокомпонентной теории выделяют четыре компонента сензитивности. 1.наблюдательская сензитивность –способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: 1) речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, интонации и голосовых качеств говорящих, графические проявления (почерк, рисунок); 2) выразительные движения; 3) перемещения и позы людей, дистанции между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве; 4) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки и др.), передача и отнятие предметов, удержание; 5) запахи и локализация их источников; 6) сочетание перечисленных действий, их признаков и характеристик.

Самонаблюдение также относиться к наблюдательской сензитивности.

2.Теоретическая сензитивность – рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей. Другими словами, изучение различных теорий личностей может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя. Ориентация в различных теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, усиливает сензитивные способности, в частности, за счет сокращения ошибок по не ведению и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений.

3.Номотетическая сензитивностьопределяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.

4.Идеографическая сензитивность – способность понимать своеобразие каждого человека. Идеографическая сензитивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основе наблюдательской, теоретической и номотетической сензитивности.

Сторонники данной теории выделяют следующие восемь личностных качеств, необходимых для того чтобы, понимать других людей, т. е. обладать сензитивностью.

1.Опыт.Для того, чтобы хорошо разбираться в людях необходимый запас опыта взаимодействия с ними в самых разнообразных ситуациях. У человека обладающего богатым жизненным опытом для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций.

2. Сходство,которое является особым случаем опыта. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую –то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. 3.Интеллект. экспериментально доказано, что существует связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о людях. Причина этого достаточно проста. Понимание людей – это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения. 4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своей непоследовательности, своих сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях 5. Сложность.Как правило, люди не могут понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. 6. Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия. Они не очень высоко ставят социальные ценности, поэтому остаются как бы сторонними наблюдателями и более объективно оценивают события и людей. 7. Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, что позволяет полнее понимать других людей. 8.Социальный интеллект. Многие ученые считают, что именно социальный интеллект лежит в основе коммуникативной компетентности. Социальный интеллект – это устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного реагирования способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Социальным может считаться интеллект при относительном преобладании в структуре интеллекта познания следующих элементов: 1) элементов поведения или способности считывать экспрессию поведения; 2) классов поведения или способности распознавать общие свойства в некотором потоке информации (экспрессивной или ситуативной); 3) отношений поведения или способности распознавать отношения, существующие между единицами информации; 4) систем поведения или способности распознавать структуру или организацию межличностных отношений; 5) преобразований поведения или способности распознания того, как в различных социальных контекстах информация о поведении может принимать различное значение; 6) результатов поведения или способности предвиденья, исходя из данной информации о событии.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное сензитивность может рассматриваться как способность, обеспечивающая: 1) отражение и понимание; 2) запоминание и структурирование социально – психологических характеристик человека и группы и прогнозирования их поведения и деятельности.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин идентификация имеет несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподоблению себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью понять переживания и чувства познаваемого человека. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин эмпатия имеет расширенное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнеров по общению. При этом говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента: 1) принятие личности человека в целостности; 2) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Возвращаясь к идентификации, следует отметить, что ей свойственна определенная ограниченность. Ее действие ограниченно уровнем действительного соответствия или несоответствия людей друг другу, т. е. идентификация эффективна лишь при условии относительного соответствия общающихся. За пределами этого соответствия он превращается в инструмент искажения реальности. Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время складывается расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально оценочного компонента.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.