Здавалка
Главная | Обратная связь

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ



Проект

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

 

 

Спецификация

контрольных измерительных материалов
для проведения в 2016 году

единого государственного экзамена

по истории

 

подготовлена Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением

 

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Спецификация

Контрольных измерительных материалов

Для проведения в 2016 году единого государственного экзамена

По ИСТОРИИ

Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

 

2. Документы, определяющие содержание КИМ

 

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

 

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России
с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизи­ровать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзамену­емых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участ­ни­ков экзамена по уровню их подготовки по истории.

Структура КИМ ЕГЭ

 

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей
и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на определение последовательности расположения данных элементов;

– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23–25 – задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано
с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания
и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.


 

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 53 Тип заданий
Часть 1 54,7 С кратким ответом
Часть 2 45,3 С развёрнутым ответом
Итого  

 

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений
и способам деятельности

 

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.


Таблица 2. Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта

Требования Историко-культурного стандарта Задания части 1 Задания части 2
Знание основных событий, явлений процессов 1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (5[1]) 2. Задание на множественный выбор событий по определённому критерию (7) 3. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (11) 1. Задание-задача (23) 2. Задание на аргументацию (24) 3. Историческое сочинение (25)
Знание основных дат 1. Задание на установление хронологической последовательности (1) 2. Задание на установление соответствия (2)
Знание исторических понятий, терминов 1. Задание на установление лишнего в ряду термина по определённому критерию (3) 2. Установление исторического термина по данному определению понятия (4)
Знание исторических деятелей (персоналий) Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9)
Работа с историческими источниками 1. Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.) (6) 2. Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова) (10) 3. Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (12) Три задания к историческому источнику (20–22)
Знание фактов истории культуры 1. Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (17) 2. Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (18, 19)  
Работа с исторической картой Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (13–16)  
Знание истории Великой Отечественной войны Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны (8)  

Ниже приведены основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ.

· Значимость проверяемых фактов.

· Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. В работе 2016 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (17–19) и знание истории Великой Отечественной войны (8).

· Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. Задания на установление соответствия (2, 5, 9, 17) составлены таким образом, что проверяют знание дат, фактов, персоналий по каждому из следующих периодов истории России: 1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII–XIX вв.; 4) XX – начало XXI в. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох (VIII – начало XXI в.), но устанавливается та­кое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно
в равной степени охватывали основ­ные содержательные разделы курсов истории.

· Обязательное включение элементов содержания по всеобщей истории
в задания 1 и 11.

Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы
по видам умений и способам действий

Код[2] Виды умений и познавательной деятельности Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий по данному виду деятельности, равного 53
Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целост­ность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории[3] 20,8

 

2.1 Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа 13,2
2.2 Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности) 3,8
2.3 Умение анализировать историче­скую информацию, представленную в разных знаковых системах (табли­ца, историческая карта (схема), иллюстрация) 18,9
2.5 Умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изу­чения исторических процессов и явлений 9,4
2.6 Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса [4] 5,7
2.7 Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориен­тацией на заданные параметры деятельности (историческое сочинение) 20,7
2.8 Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии 7,5
  Итого

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.