Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды и этапы управленческого контроля.



Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

- По стадии производственного процесса: входной, операционный, контроль готовой продукции, контроль транспортирования и хранения продукции;

- В зависимости от субъекта контроля:самоконтроль, контроль, осуществляемый менеджером, контрольным мастером, ОТК; инспекционный контроль; государственный; международный;

- По степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный;

- По режиму контроля: усиленный и нормальный;

- По степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический;

- По способу получения и обработки информации: регистрационный, статистический, расчетно-аналитический;

- По периодичности: непрерывный и преиодический;

- По времени контроля: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный контроль. Этот вид контроля предшествует началу любой деятельности предприятия и включает целый ряд направлений: готовность людей выполнять соответствующую работу по своей профессии, специальности и квалификации; состояние и готовность материально-технической базы – средств и предметов труда; финансовое обеспечение производственного процесса и др.

Предварительному контролю подлежит техническая документация и разработанная технология на соответствие требованиям стандарта, нормам и нормативам по данному продукту. Осуществляется также предварительная проверка организационной и управленческой структур, знаний руководящими кадрами миссии, целей, задач организации, их готовность к работе, состояние долгосрочных, среднесрочных и оперативных планов, планов-графиков, инструкций.

В отношении материальных ресурсов вырабатываются стандарты допустимого качества материалов: поступающие материалы проверяют на соответствие этим стандартам; тщательно выбираются поставщики для заключения договоров, устанавливаются минимальные размеры запасов для обеспечения бесперебойной деятельности организации.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является финансовый план. Он дает ответ на вопрос: когда, сколько и каких средств потребуется организации, а также устанавливает предельные значения затрат по каждому структурному подразделению.

В области человеческих ресурсов для осуществления эффективного отбора персонала анализируются деловые и личностные качества, знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных обязанностей.

Текущий контроль. Его цель – совершенствование деятельности. Координация для движения к цели. Чаще всего объектом текущего контроля являются подчиненные. Задача этого контроля – своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы от заданных параметров. Применяют два вида текущего контроля – стратегический и оперативный. Стратегический предполагает выяснение эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и резервов. В ходе этого вида контроля готовится база стратегических данных, на основе которых могут вноситься соответствующие коррективы в ход производственного процесса. Оперативный контроль предполагает проверку текущей технической, технологической и хозяйственной деятельности предприятия: выработанных и применяющихся норм и нормативов, норм выработки и временных нормативов, загрузки оборудования, машин, станков и механизмов, запасов сырья и материалов, комплектующих изделий и пр.

Итоговый контроль. По результатам предварительного и текущего контроля проводится итоговый контроль. Суть его состоит в том, чтобы оценить результаты деятельности предприятия в целом или отдельных его подразделений. По его итогам проводится ряд мероприятий планового характера.

Выборочный контроль: при массовом производстве технически или технологически несложной продукции используют выборочный контроль. Форма выборочного контроля, именуемая еше и статистический контроль, означает, что надлежащему контролю качественных характеристик подвергается, скажем, каждая 50-я товарная единица производимой массы продукции. Наиболее широкое применение форма выборочного контроля имеет для организаций, осуществляющих оптовые закупки товаров для их последующей реализации через розничную сеть. Если при этом количество бракованного товара достигает 20%. То выбраковывается вся партия.

Контроль каждого вида включает три основных стадии (фазы):

  1. Установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Достаточно легко установить стандарты для величин, поддающихся колличественному измерению: по прибыли, по объему продаж. Но некоторые важные цели не поддаются количественному выражению напрямую, например, повышение степени удовлетворенности работой. В таком случае проводятся различные обследования и опросы, происходит косвенное выражение их через другие показатели, например количество увольнений.
  2. Измерение того, что было достигнуто за период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; на этом этапе необходимо определить, насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям. При этом необходимо принять еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – измерение результатов, позволяющее установить, насколько удалось соблюсти допустимые стандарты. Любая система сбора информации и ее обработки довольно дорога. Поэтому менеджеру необходимо избегать искушения измерять все как можно точнее.
  3. Подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть стандарт.

Невмешательство в работу допустимо, если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеюшиеся отклонения невелики.

Устранение отклонений. В случае обнаружения значительных отклонений от стандартов следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных.

Изменение стандартов. Стандарты могут оказаться нереальными. Бывает так, что в процессе реализации планов становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично и требование стандартов выполнить практически невозможно. В таких случаях стандарты пересматриваются в сторону понижения.

 

При осуществлении контроля необходимо руководствоваться рядом требований:

1. Контроль должен быть всеохватывающим, но не мелочным, неназойливым, нетотальным и не вызывать у подчиненных чувства неприязни к контролирующим.

2. Контроль должен быть тщательно спланирован, в планах необходимо определить приоритеты и четко выразить стратегическую направленность контроля.

3. Контроль осуществляется не ради самого контроля или «подсиживания» сотрудников, а ради получения результатов, важных для улучшения работы или показателей, снижения издержек производства и улучшения качества продукции.

4. Контроль следует осуществлять своевременно и эффективно, что подразумевает получение сведения об объекте контроля ко времени и месту, а также конкретные предложения по его итогам.

5. Система контроля не должна быть дорогостоящей, нельзя отвлекать на его проведение большое количество работников от их непосредственной деятельности.

Менеджер, осуществляющий контроль, обязан учитывать человеческий фактор. Он должен стремиться к объективности, доброжелательности, избегать скрытости и заботиться об улучшении морально-психологического климата в коллективе.

 

Важным условием работы менеджера является самоконтроль. Во-первых, это обеспечивается грамотным и действенным руководством, и, во-вторых, сознательным отношением менеджера к своему делу и обязанностям.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.