Здавалка
Главная | Обратная связь

Нравственный смысл трансформации идеи избранности (предопределения) в идею призвания в период Реформации



Дух капитализма вырос непосредственно из этики аскетического протестантизма: кальвинизма, пиетизма, методизма и анабаптизма. Центральный религиозный вопрос в христианстве заключается в способе спасения души и обретения жизни вечной, что и определяет посюстороннее поведение верующих. Интересующая нас протестантская этика основана на следующих главных принципах:

1. Концепция предопределения и избранности (спасенные уже известны Богу, но неизвестны людям) -- отсюда отрицание многих христианских таинств, магии, особой роли священников (духовных посредников), духовное одиночество и индивидуалистическая направленность: "...неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих, -- дело божественного провидения, преследующего тем самым тайные, нам неизвестные цели".

2. внутренняя установка -- активное этическое действие: избранность должна найти свое подтверждение в постоянных усилиях в рамках своей профессии (которую можно менять); слова апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" -- становятся общезначимым и обязательным предписанием. Жизнь человека чрезвычайно коротка, и она должна быть использована для "подтверждения" своего призвания. Трата этого времени на светские развлечения, "пустую болтовню", роскошь даже на превышающий необходимое время сон морально совершенно недопустима.

3. доходность профессии -- один из признаков ее богоугодности.

4. как роскошь, так и нужда препятствуют воспитанию добродетели, бедность -- порок, нищенство работоспособных -- грех бездеятельности и нарушение завета любить ближнего своего: "Желание быть бедным было бы равносильно... желанию быть больным и достойно осуждения".

5. Постоянный контроль за своими действиями посредством их нравственной самооценки (обращение к совести): "При этом громадное значение, которое баптистское учение о спасении души придавало контролированию своих действий совестью (воспринимаемому как акт божественного откровения индивида), накладывало на деловую практику баптистов глубокий отпечаток... cпецифическая форма, которую мирская аскеза принимает у баптистов, в частности у квакеров, уже по мнению людей XVII века находила свое отражение в практическом утверждении важного принципа капиталистической "этики", согласно которому "honesty is the best policy"" ("Честность -- наилучшая политика"2).

6. рационализация всего уклада жизни: "Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных "добрых дел", а святости, возведенной в систему".

7. сдержанность в потребительстве, но оправданность приобретательства: "...мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивающие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу... занятие... Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть".

8. отказ от обожествления рукотворного и греховность воcторженного поклонения людям (антицезаризм) -- заповедь "не сотвори себе кумира".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.