Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические положения проекта



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Гуманитарно-эстетический факультет

Кафедра музыкального образования

 

 

Направление: 050100.62.01 «Педагогическое образование»

Профиль:305376 «Музыка»

Квалификация: бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

Никифорова Екатерина Андреевна

 

Развитие эстетической воспитанности старших школьников средствами элективного курса «Современная музыка: Общение и Приобщение»

Курсовой проект по дисциплине

«Методика обучения и воспитания (музыка)»

 

Руководитель:

кн. психол. наук, доцент

Ушакова Л.Г.

 

Иркутск 2013


Оглавление

 

I. Пояснительная записка………………………………...…3

1.1. Введение………………………………………………...….3

1.2. Актуальность проблемы……………………………...…4

1.3. Теоретические положения проекта………………….…8

1.4. Общие положения проекта…………………………….10

1.5. Диагностика эстетической воспитанности старших школьников (9кл.) в МБОУ г. Иркутска СОШ №26…………………………………………………..……15

1.6. Заключение………………………………………………17

Литературы………………………………………………...…19

Продукты проекта…………………………………………...22

Приложение…………………………….………………….…23


I. Пояснительная записка

Введение

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект – эстетическая культура ребенка, формирование которой является целью эстетического воспитания в школе.

Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает инструментом психического развития подрастающих поколений. А подготовка к проведению уроков художественного цикла должна рассматриваться как следствие общекультурного развития.

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба.

Ни один другой период истории культуры не дал такого разнообразия стилей, форм, направлений в музыке, как XX век. Современная классическая музыка, джаз и рок – вот три главные ветви современной музыкальной культуры второй половины XX века. Важной сферой музыкальной жизни этого периода стала и поп-музыка. У классики, джаза и рок-музыки есть общий корень – фольклор. Поп-музыка – сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений.

Молодым людям необходимо разбираться во всём многообразии и богатстве современной музыки. Традиционная школьная программа такой возможности не даёт.

 


Актуальность проблемы

На современном историческом этапе развития общества существует целостная образовательная система, в которой приобщение школьной молодежи к искусству осуществляется на фоне глубокого культурно-эстетического развития. Центром этой системы является школа, которая призвана давать ребёнку не только знания, умения и навыки, необходимые ему для будущей профессии, но и эстетическое духовное воспитание. Уроки музыки в школе имеют большое социальное значение – они формируют основные качества личности учащихся, мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодого поколение к лучшим достижениям мировой культуры.

Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражают заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в информационном пространстве[20].

Одна из задач уроков музыки – развитие у школьников способностей восприятия искусства и потребности общения с ним, дать им опыт полноценного художественного творчества, способствовать развитию художественно-творческого мышления, воображения. На уроках музыки звучит красивая и содержательная музыка, но, выходя из стен школы, дети погружаются в иную музыкальную атмосферу. Превалирующим источником музыкального «самообразования» становится теле- и радиопередачи, видеопрограммы и интернет с музыкой, не всегда соответствующей школьной программе. Если младшие школьники в основном воспринимают окружающую их в быту музыку «спокойно», то для подростков слушание современной музыку становится определяющим фактором образа жизни, мышления, способов поведения. Позитивная сторона данного процесса заключается в доступности и упрощённости источников получения информации. Негативная сторона проявляется в низком уровне обрушивающейся на школьников информации.

В данном процессе учитель музыки не может «оградить» ученика от огромного потока не всегда качественной музыки, но в его силах помочь учащемуся разобраться в многообразии окружающей его музыкальной информации, познакомить его с историей возникновения и содержательным потенциалом различных стилей современной музыки.


 

В пояснительной записке в программе «Музыка» одна из задач музыкального образования предполагает «освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов…»[5]. Такая формулировка предполагает целенаправленное развитие чувства стиля учащихся, их интонационно-стилевого опыта.

Просмотрев раздел «Предварительные замечания» в Программе «Музыка» мы, тем не менее, не нашли ни подробного «перечня стилевого многообразия», ни «музыки новаторского стиля». Что же касается образцов «современной популярной музыке», то она была «современна» лет 10-20 назад.

Большинство авторов сходятся в мысли, что дети должны отличать старинную музыку от современной, народную музыку – от профессиональной (композиторской), русскую от нерусской (с возможной конкретизацией: грузинская, японская и др.) Кроме этого, внутри этих общих различий дети должны ориентироваться в функционально-стилевой окраске музыки: музыка духовного или светская, серьёзная или «лёгкая», танцевальная, маршевая или песенная[5]. В разных темах программы можно найти ссылки на того или иного композитора.

То есть основными «пластами» искусства, доступными для сознания детей, по мнению методистов, являются: фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыке, сочинения современных композиторов. На лицо неадекватность отражения установки о целесообразности обучения «отечественного и зарубежного музыкального искусства XX века в многообразии его стилевых направлений» в Программе «Музыка», её методических рекомендациях.

Таким образом, на сегодняшний момент развития музыкальной педагогики в массовой школе существует ряд объективных противоречий, мешающих учителю целенаправленно выполнять эту задачу. Ни для кого не секрет, что интерес к уроку музыки у многих старшеклассников заметно снижается. И это наиболее очевидно в тех случаях, когда учитель музыки придерживается консервативных взглядов на организацию урока, используя только тот репертуар, который предложен программными требованиями, если он считает музыку, которая создаётся в наше время, недостаточно содержательной и значимой.


 

Обозначим эти противоречия.

Противоречия между музыкальными пристрастиями подростков и программным музыкальным репертуаром преимущественно академической направленности. Одна из характерных особенностей подросткового возраста – противопоставление себя миру взрослых. Наиболее простой способ «противопоставления» - слушание «другой» - своей, отличной от мира взрослых музыки. Если взрослые пытаются найти в музыке гармонию между эстетическим удовлетворением и содержательным потенциалом, то подростки предпочитаю такую музыку, которая удовлетворяет их чувственно-звуковые потребности, не задумываясь глубоко о содержании текста. Подростки склонны воспринимать музыку физиологически, не подключая разум.

Противоречие между музыкальным репертуаром, рекомендуемым программами «Музыка» для общеобразовательных школ по темам «Современность в музыке», «Музыка серьёзная и «лёгкая»» и его «несовременным» характером звучания. Понятие «Современность в музыке» имеет две трактовки: в широком смысле – как искусство, передающее вечные темы, идеи и ценности; в узком – как «новое» искусство, созданное в наше время. Музыкальный репертуар, предлагаемый в программе отвечает только широкому смыслу понятия «современность в музыке». В стороне остаётся новейшая музыка, созданная 10-30 лет назад. Кроме этого на протяжении XX века в музыкальном искусстве появилось большое количество различных стилевых течений, направлений, которые тоже надо знать в силу их «современности»; научиться различать их понимать причину возникновения, знать их идейные «корни», хронологический порядок появления.

Противоречие между направленностью музыкально-педагогической концепции на решение основных задач музыкального воспитания: развитие интереса и любви учащихся к миру большого музыкального искусства, их вкуса, музыкального мышления и ее реализацией в широкой педагогической практике. И связано это противоречие, во-первых, с недопониманием фактора целенаправленного развития чувства стиля, как одного из компонентов музыкального мышления; во-вторых, с недооценкой целенаправленного формирования и развития музыкально-слухового опыта школьников как опыта интонационно-стилевого, как опыта, свободно оперирующего различными стилями и стилевыми направлениями, которые в силу своей «молодости» пока не нашли «свое место» в истории музыки.

Мы видим проблему исследования в недостаточной разработанности таких вопросов музыкальной педагогики, которые связаны со способами подачи материала по современной музыке, целенаправленного развития у старшеклассников эстетической воспитанности.

Таким образом, вышеизложенные соображения, актуальность, иной взгляд на современную музыку, ее использование в практике послужили основанием для начала практико-ориентированного проекта по теме «Современная музыка: общение и приобщение».


Теоретические положения проекта

Одним из понятий, лежащих в основе нашего проекта, является понятие «эстетическое воспитание».

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Д.С. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. [9]

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.


 

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

· эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

· художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

· эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

· воспитание творческих потребностей и способностей.

Мы обратимся к эстетическому воспитанию в сфере музыкального искусства и, в частности, к преподнесению темы «Современная музыка».


Общие положения проекта

Ключевой для 8-го класса по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак является тема «Традиции и современность».[2]

Какую же музыку считать «современной»? Невозможно определить точные временные рамки «современной» музыки, но мы понимаем, что современным считается произведение, отличающееся актуальностью, злободневностью, новизной.

Что же характерно для современного этапа развития музыки? Современная музыка – это огромный пласт человеческой культуры. Сегодня можно наблюдать картину «ежедневного» появления всё новых и новых стилей, жанров, направлений в музыке.

Таким образом, характерной особенностью современной музыки является совмещение в себе стилей и направлений, которые были известны несколько десятилетий назад, с новыми музыкальными течениями, которые возникают почти каждый год.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в музыкальной педагогике (Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдулдина, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускаса, Л.М. Предтеченской, Л.В. Школяр и др.) и получили своё реальное воплощение в практике работы учителей музыки.[15]

Чтобы ученик смог «понять» музыкальное произведение, его замысел и содержание, необходимо использовать различные методы музыкального воспитания. К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги относят: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному материалу; метод моделирования художественно- творческого процесса.

В рамках обновления содержания музыкального образования практически все методисты говорят о необходимости целенаправленного развития у учащихся чувства стиля. Е.Д. Критская и JI.B. Школяр говорят о методе интонационно-стилевого постижения музыки[11]. Ю.Б. Алиев - о методе развития стиле-различения у подростков[3].

Обозначенный Е.Д. Критской и Л.В. Школяр метод интонационно- стилевого постижения музыки может быть назван общехудожественным. Суть его - постоянное осмысление памяти и контроль за этим, что способствует становлению «пытливого слуха». Его развитие помогает находить опорные точки, по которым располагаются музыкально-слуховые впечатления ребенка.

Применение метода интонационно-стилевого постижения музыки и направлено на решение этой задачи. Его действие начинается с реализации метода наведения целенаправленного отбора учителем художественных произведений в единстве интонационно-образных сопоставлений различных эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Другая сторона метода наведения связана с отбором и применением совокупности способов и приемов, обеспечивающих целостность восприятия школьников. «Развитие интонационно-слухового опыта учащихся на уроке музыки лежит не в исторически систематическом ознакомлении с музыкальной литературой, а в углубленном проникновении в каждое произведение, что и должно явиться единственным критерием при выборе материала»[11].

Алиевым были предложены к изучению следующие стили:

• исторические: венская классика, романтика, музыка XX века;

• национальные стили: русская классическая школа; её современна модификация в творчестве Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина;

• индивидуальные стили композиторов: В. Моцарта, JI. Бетховена, Э. Грига, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна.

Рок-музыку нужно давать, но на хороших примерах, чтобы дети могли отличать, извините, «хлам» от хорошего рока. Конкретные примеры - «Qween», «Pink Floyd» «The Beatles», «Парк Горького» - это же история! Такая музыка актуальна и сегодня. Хорошие песни у группы «Nirvana». А вот показывать рок-музыку на уроке должен лишь тот учитель, который сам ее любит и разбирается в ней, а не тот, кто показывает рок лишь потому, чтобы угодить классу. Необходимо, чтобы в педагогических училищах и институтах будущие учителя музыки изучали современные направления эстрадной музыки, а главное - методику работы с ней на уроках и во внеклассное время[3].

В основе метода интонационно-стилевого постижения музыки Е.Д. Критской и JI.B. Школяр и метода стилеразличения Ю.Алиева акцент в основном делается на интонационность. Круг стилей ограничивается рамками музыки XVII-XIX веков: романтизм, национальная русская школа.

В последнее время развитие познавательных интересов на уроках музыки, становление музыкальной культуры учащихся осложняется интенсивным наступлением массовой культуры на художественное сознание общества. Совершенно справедливо эту ситуацию оценила музыковед В.Д. Конен в своей книге "Третий пласт": "Никогда прежде городская музыка демократического направления, развивающаяся вне основного пути музыкального профессионализма, не определяла в такой степени художественный облик современности. Никогда прежде легкий жанр не занимал столь "почетного" места, как сейчас". На Западе такую музыку называли "тривиальной", "между музыкой". У нас в России больше распространен термин "легкая музыка", "поп-музыка" и др. И в последнее время популярным стал термин "массовая музыкальная культура"[8]. Мы согласны с мнением А.Н. Сохора, что "каждый вид музыки имеет право на существование, в рамках каждого могут быть удачные и бездарные произведения", а "легкая музыка необходима, если без серьезной музыки жизнь пуста, без легкой — скучна"[23].

Общеобразовательная школа является базовым звеном в образовании, которая призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

Работая по системе Д. Кабалевского с 1986 года, учителя музыки были удовлетворены содержанием этой программы, добивались неплохих результатов. Но, постепенно набираясь педагогического опыта, большинство педагогов стали замечать ряд противоречий:

Во-первых, вся система школьного образования базировалась на знаниях, умениях и навыках, а в программе Кабалевского о ЗУНах речь шла как бы вскользь: они признавались как необходимое, но не достаточное условие приобретения музыкальной грамотности. Почему же уровень музыкальной культуры школьников растет так медленно, школьники не только не приобретают музыкальной грамотности, но и не овладевают элементами музыкальной грамоты? Что нужно делать, чтобы получить качественный рост музыкальной культуры выпускников школы? Напрашивается вывод, что процесс музыкального образования нельзя рассматривать как простое суммирование процессов обучения и воспитания. Образование должно стать самостоятельным процессом, направленным на работу с образом будущего. В системе Кабалевского отсутствует очень важное звено: ее авторы не предложили механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыка”. Система оценок для музыкального обучения вовсе не пригодна для процесса образования.

Во-вторых, несомненно, за годы работы по программе Д.Б. Кабалевского удалось поднять и престиж учителя музыки, и сам урок музыки в школе, но, заглядывая в будущее, необходимо и критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде, искать пути его обновления. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сделать урок музыки уроком искусства? Какая роль отводится в этом процессе самой музыке, учителю, ее преподающему, и ребенку, ее постигающему?

В-третьих, в последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки). Однако это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не “проживает” полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Кроме того, программа по музыке для общеобразовательных школ, составленная под руководством Д.Б. Кабалевского, действовавшая на протяжении многих лет, и адаптированные к ней программы бывшего СССР не учитывали явлений, происходивших в массовой современной музыке, были оторваны от их национальных культур. Все это привело к возникновению противоречий между влиянием музыки "школьной", изучение которой предусмотрено школьной программой (классика, джаз) и музыкой, предлагаемой средствами массовой коммуникации (эстрада, "диско", рок, рэп, рейв и т.д.).

Среди школьной аудитории - миллионы поклонников рок- и поп-музыки, рэпа. С одной стороны, они очень интересуются современной музыкой, с другой - не имеют возможности реализовать этот интерес в рамках предмета “Музыка”.

Таким образом, цель проекта на основе теоретического анализа определить научно-методическое содержание курса «Современная музыка: Общение и приобщение», развивающего эстетическую воспитанность старших школьников в общеобразовательной школе.

Объект: эстетическое воспитание старшеклассника в общеобразовательной школе.

Предмет: элективный курс и его составляющие как средство эстетического воспитания старшеклассника в общеобразовательной школе.

Задачи проекта:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по эстетической воспитанности и её диагностике.

2. Проанализировать теоретический и практический материал, касающийся современной музыки и общеобразовательные программы по предмету «Музыка».

3. Разработать программу элективного курса для учащихся 9ых классов, не обладающих предварительной музыкальной подготовкой, «Современная музыка: общение и приобщение».

4. Разработать комплект учебно-методических материалов, направленных на ознакомление подростков с основными направлениями в современной музыке и важнейшими творческими достижениями музыкального искусства нового времени и оформить его в виде:

- Программы элективного курса «Современная музыка: общение и приобщение»

- Информационного справочника учителю музыки для подготовки к урокам по программе элективного курса

- Нотной хрестоматии, содержащей произведения, представленные в программе

- Фонохрестоматии, включающей в себя аудиоматериал на MP3 носителях к программе элективного курса

- Дидактических ресурсов в виде DVD дисков к программе элективного курса

Весь описанный выше методический комплекс имеет очевидную практико-ориентированную направленность и адресован обширному спектру пользователей – ученикам старших классов, учителям музыки, преподавателям дополнительного образования и всем тем, кто интересуется современной музыкой. Учителя музыки могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Педагоги дополнительного образования могут использовать комплект учебных материалов для проведения внеклассных мероприятий.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.